Файл: Теоретические основы разгосударствления и приватизации собственности..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 80

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В 2015 и 2016 годах в программу дополнительно включено более 1200 объектов недвижимого имущества[6]

В раздел I «Основные направления государственной политики в сфере приватизации федерального имущества на 2014-2016 годы» включены крупнейшие организации, по состоянию на 01.01.2015 - 21 АО.

В раздел II «Федеральное имущество, приватизация которого планируется в 2014 - 2016 годах» по состоянию на 01.01.2015 было включено: 981АО и ООО,535 ФУГП, 294 объекта недвижимого имущества.[6]

В 2016 году дополнительно в раздел II Программы приватизации было включено: 15 АО; 3 ФУГП; 1 188 объектов недвижимого имущества. [18]

В этом году в России готовится масштабная приватизация. Мотивация - пополнение государственного бюджета. Планируется прекращение участия РФ в уставном капитале ОАО Росспиртпром, ОЗК, Ростелеком, «Международный аэропорт Шереметьево», «Аэропорт Внуково»; сокращение доли участия в АК «АЛРОСА», «Банк ВТБ», «РЖД», «РусГидро», «ИНТЕР РАО ЕЭС», «РОСНЕФТЕГАЗ». От продажи госактивов планируется выручить около 1,7 трлн. рублей, из которых в бюджет пойдет около 1 трлн. рублей, остальные направят на повышение капитализации самих компаний [15]

К 2017 году планируется сокращение госсектора до 200 АО и 100 ФГУП за счет проведения приватизационных процедур, мероприятий по ликвидации, реорганизации либо принятию иных управленческих решений.

Планируется сохранение в федеральной собственности организаций сырьевого сектора, оборонной, космической промышленности[15]

Экономический план правительства на 2016 год предусматривает пополнение доходов бюджета за счет приватизации части госактивов.

1 февраля 2016 года В.Путин провел совещание, на котором обсуждалась приватизация. На встрече присутствовали главы «Роснефти», РЖД, ВТБ, «Алроса», «Башнефти», «Совкомфлота» и «Аэрофлота».состав участников совещания дает примерное представление о перечне госкомпаний, акции которых планируется продавать. Доходы от приватизации госпакетов акций «Роснефти» и «Башнефти» составят 1 трлн руб., с учетом премии к рынку. Президент призвал обеспечить максимальную прозрачность приватизационных сделок. Он отметил, что контрольные пакеты стратегически важных предприятий останутся у государства. «Не должно быть продаж акций за бесценок, по бросовой цене», - назвал Путин третье условие приватизации. Президент выдвинул несколько требований к потенциальным покупателям: это должны быть опытные инвесторы с готовой стратегией развития приобретаемого актива, они должны находиться в российской юрисдикции. «Серые» схемы, вывод активов в офшоры, сокрытие собственников долей недопустимы», - предупредил президент [16]


По информации Росимущества, в 2017-2019 годах от «малой» приватизации планируются поступления в бюджет в размере 5,51 млрд руб. ежегодно. В целях создания условий для привлечения инвестиций, стимулирования развития внутреннего фондового рынка, формирования дополнительных доходов федерального бюджета могут быть приняты отдельные решения о приватизации пакетов акций, имеющих высокую инвестиционную привлекательность, отмечают в МЭР. [17]

Перспективы российской экономики во многом будут зависеть от того, пойдет трансформация отношений собственности только по пути приватизации имущества или она будет эффективно сочетаться с формированием новых предприятий на основе частной собственности. От создания эффективного среднего класса решающим образом зависит будущее России.[ 4 ]

Заключение.

Подведём итоги проведенного исследования:

1. Разгосударствление и приватизация это основные методы перехода к многообразию форм собственности, основа формирования рыночного хозяйства. Разгосударствление - это совокупность мер по преобразованию государственной собственности, направленных на устранение чрезмерной роли государства в экономике. Приватизация - одно из направлений разгосударствления собственности, заключающееся в передаче ее в частную собственность отдельных граждан и юридических лиц.

2.На протяжении 1993-2003 гг. приватизация в России прошла три этапа, отличающихся поставленными целями, задачами и методами. На первом этапе произошла массовая (ваучерная) приватизация (1992-1994 гг.), где произошло создание широкого круга собственников, в основном мелких акционеров, посредством безвозмездной передачи государственной собственности.

На этапе денежной приватизации (1994–1999 гг.) было произведено пополнение доходной части бюджетов, привлечение в российскую экономику стратегических инвесторов, повышение эффективности приватизации.

На третьем этапе, с 1999года проводится совершенствование правовых основ распоряжения госсобственностью, проводится «точечная» приватизация.

3. В результате приватизации, в России образовался крупный негосударственный сектор экономики, что позволило преодолеть госмонополию, сформировались рыночные институты корпоративного сектора экономики (акционерные общества, рынок ценных бумаг, банки, страховые компании и др). Приватизация способствовала созданию условий для привлечения в российскую экономику иностранных инвестиций, ликвидации дефицита товаров и услуг на внутреннем рынке и пр.


Следует отметить, что ряд стратегических целей приватизации достигнут не был: не сформировался широкий слой эффективных частных собственников; структурная перестройка экономики не привела к желаемому повышению эффективности деятельности предприятий; привлеченных в процессе приватизации инвестиций оказалось недостаточно для производственного, технологического и социального развития предприятий; в ряде отраслей не удалось сохранить конкурентное положение предприятий на отечественном и мировом рынках.[4]

4. На практике приватизация государственной собственности сопровождалась многочисленными нарушениями как со стороны федеральных органов государственной власти, так и руководителей приватизируемых предприятий, что приводило, в частности, к незаконному отчуждению объектов государственной собственности, занижение стоимости активов приватизируемых предприятий, что приводило к недополучению федеральным бюджетом средств за проданное имущество.

5. Социальная эффективность приватизации оказалась крайне низкой. Принципы равенства граждан при осуществлении массовой приватизации и учет интересов и прав всех слоев населения не были соблюдены. Имущественная дифференциация, явившаяся главным социальным итогом приватизации, представляется самым негативным явлением современности.[4]

6.На современном этапе приватизации в РФ готовится масштабная приватизация. Мотивация - пополнение государственного бюджета. В перспективе, большинство остающихся в государственной собственности предприятий постепенно будет вовлечено в процесс приватизации. В собственности государства будут оставаться лишь важнейшие предприятия ВПК, имеющие значение для обеспечения обороноспособности страны.

В России приватизация имеет необратимый характер. В настоящее время уже нет смысла спорить о её целесообразности. Формы и методы приватизации могут быть различными. Но принципы и цели не меняются. При проведении разгосударствления и приватизации определяющим должен быть вопрос об эффективности принимаемых решений в вопросе преобразований государственной собственности.

Список использованных источников:

  1. Федеральный закон от 21.12. 2001 г. N 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» (ред. 29.12.2015) URL:http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_35155/
  2. Федеральный закон от 21.07.1997 г. № 123 – ФЗ (ред. от 05.08.2000) «О приватизации  государственногоимущества и об основах приватизации муниципального  имущества в Российской Федерации».( утратил силу-ФЗ от 21.12.2001 г. N 178-ФЗ)

URL: http://base.garant.ru/11901342/

  1. Закон РСФСР от 3 июля 1991 г. N 1531-I «О приватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации» (ред. Законов РФ от 05.06.92 г. N 2930-I; от 24.06.92 г. N 3119-I; Указа Президента РФ от 24.12.93 г. N 2288; ФЗ от 17.03.97 г. N 58-ФЗ ) (утратил силу – ФЗ от 21.07.97 г. N 123-ФЗ).

URL: http://base.garant.ru/10105710/#ixzz46rYkuRy0

  1. Анализ процессов приватизации государственной собственности в Российской Федерации за период 1993-2003 годы (экспертно-аналитическое мероприятие) / Руководитель рабочей группы – Председатель Счетной палаты Российской Федерации С.В. Степашин. – М.: Издательство «Олита», 2004.URL:http://vrn-politstudies.nethouse.ru/ static/doc/0000/0000/0134/134222.lxof3gz8bc.pdf
  2. Прогнозный план (программа) приватизации федерального имущества и основные направления приватизации федерального имущества на 2014 - 2016 годы (утв.распор. Правительства РФ от 1.07.2013 г. № 1111-р)
    URL:http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70308182/#ixzz46rec0uT
  3. Отчет о выполнении прогнозного плана (программы) приватизации

федерального имущества 2014-2016 гг. в 2015 г.

  1. И.Г.Калабеков, Российские реформы в цифрах и фактах, 2008 – 2016 /

URL: http://refru.ru /privatisation.pdf

  1. Кондратьев В. Государство устало от собственности // Всероссийский экономический журнал «Деловые люди». 2004. № 162. – С.20-23.
  2. Сажи­на М. А., Чибриков Г. Г.. Экономическая теория : учеб. для вузов. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: Нор­ма, — 672 с.: ил, 2007
  3. Сидоров В.А. Экономическая теория: учебник для вузов. [Электронный ресурс]: электронное учебное издание. / В.А. Сидоров [Электрон. дан. (12 Мб)]. – Майкоп: ООО «ЭлИТ», 2014.( стр.62-68)
  4. Россия в цифрах. 2015: Крат.стат.сб./Росстат- M., 2015 - 543 с.
  5. Экономика: Учебное пособие/Под общ. ред. Л.Г. Сенокосовой. - Тирасполь: Полиграфист, 2011. - 208 c.
  6. Яковлева Е.В. Некоторые проблемы приватизации в России // Гуманитарные научные исследования. 2014. № 4 . URL: http://human.snauka.ru/2014/04/6570 (дата обращения: 12.04.2016)
  7. МВД будет бороться с преступлениями, связанными с приватизацией госсобственности.URL:http://mhg-police.org/news/mvd-budet-borotsya-s-prestupleniyami-svyazannymi-s-privatizaciey-gossobstvennosti
  8. URL : http://gov.cap.ru/UserFiles/news/prezentacija_mehr.pdf
  9. URL:http://www.bbc.com/russian/business/2016/02/160202_russia_new_privatisation
  10. URL : http://www.interfax.ru/business/505175
  11. URL : http://www.rosim.ru/press/284334

Приложение

Динамика изменения форм собственности предприятий и организаций в РФ за период 1991-2019 гг

Рисунок 1 - Структура собственности в 1991 г

Рисунок 2 - Структура собственности в 2018 году

Графический анализ выполнен на основании данных, взятых из источника:

Российская Федерация в цифрах. 2004: Крат. стат. сб. / Госкомстат России. – М., 2004