Файл: Международная валютная система и российский рубль ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 106

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Второй способ заключается в том, что все внутренние и внешние торговые сделки с участие российских субъектов рынка осуществляются за рубли. Но избежать использования другой валюты невозможно. Австрийская экономическая школа дает право суверенным потребителям право выбирать валюту на свой страх и риск.

Президент России В.В. Путин уже объявил о намерении вести торговлю на бирже за национальную валюту. Но для такого решения необходимо предварительно решить проблему конвертации рубля, сделать его равноправным элементом рынка. Предпосылками конвертации является высокая степень интеграции народного хозяйства в мировую экономику и доверие к валюте, в первую очередь внутри страны. Интеграция России в мировое хозяйство встречает жесткое сопротивление среди иностранных держав, которые всяческими экономическими и политическими мерами стремятся к тому, чтобы не допустить становление России в качестве мировой экономической державы, а сохранить за ней статус поставщика сырья, тем самым, получив возможность контролировать ее. Об этом свидетельствуют и неудача российского предпринимателя в объединении сталелитейного бизнеса, когда европейцы пошли на заведомо менее выгодную сделку с индусским магнатом, и многомесячные переговоры без правил о вступлении России в ВТО и многое другое. Второе условие на сегодняшний момент тоже исполняется далеко не в полной степени. Стоимость товаров, особенно дорогостоящих, потребители предпочитают измерять в иностранной валюте, хранить свои сбережения тоже. Падение курса доллара привело лишь к тому, что население переориентировалось на другую валюту – евро, что свидетельствует о том, что инфляционные ожидания более сильны, а значит возможность потери денег в национальной валюте, по мнению людей, более вероятна, чем возможность от потери вследствие курсовой разницы.

Третий способ может быть признан кощунственным и подрывающим основы национального суверенитета. Он связан с разрешением хождения не внутреннем российском рынке безналичной иностранной валюты. Формально это несколько схоже с параллельным валютным обращением.

Параллельное обращение уже существует в различных национальных экономиках, при этом оно может быть в различных формах. Существуют, например, резервные валюты, то есть те, в которых страны держат свои ликвидные международные резервные активы, используемые для покрытия отрицательного сальдо платежного баланса.

Иностранная валюта может появиться и среди внутреннего денежного обращения. Экономисты рассматривают следующие этапы параллельного хождения иностранной валюты на внутреннем рынке. В начале ее используют в качестве сбережений, затем для расчетов, после она становится средством обращения. При условии хождения наличной иностранной валюты, учет параллельного хождения затруднен из-за множественности источников ее происхождения, не контролируемости и трудоемкости.


Сегодня более чем в 30 странах существует параллельное обращение иностранной валюты, то есть она составляет 20% и более всей денежной массы. Параллельное обращение валют – это использование одной или нескольких иностранной валют наряду с национальной.

При этом оно может быть легальным и нелегальным. Легальное параллельное обращение существует в странах, заключивший денежный союз. Например, на протяжении определенного промежутка времени в европейских странах единая европейская валюта имела хождение наряду с национальной. В Брунее имеет хождение сингапурский доллар, в Лесото и Свазиленде южноафриканский рэнд, в Люксембурге бельгийский франк и т.д. Лаос имеет несколько платежных средств: лаосский кип, таиландский бат и американский доллар.

Валюты, имеющие хождение в одно стране могут иметь одинаковые или разные позиции. В Абхазии, к примеру, рубль является универсальным платежным средством, а американский доллар не может быть использован в качестве платежа в розничной торговли, то есть, ограничен в хождении.

Против решения о допуске иностранной валюты на внутренний рынок, конечно можно выдвинуть множество аргументов. Прежде всего, использование иностранных денег для обслуживания внутреннего хозяйственного оборота «де-факто» меняет экономический суверенитет над имущественными отношениями внутри страны и действует как фактор скрытого принуждения к изменению экономических отношений и политической системы. Среди минусов параллельного обращения называют потерю пошлины за выпуск денег, подрыв денежной политики государства, подрыв монетарных методов контроля за инфляцией.

Заметим вместе с тем, что в условиях глобализирующейся экономики, когда интеграционные процессы становятся наиболее очевидными, национальные компании перерастают в транснациональные корпорации (ТНК), экономические процессы различных стран переплетаются самым тесным образом, именно, от политики ТНК во многом зависит уровень развития и перспективы национальных экономик. В этом смысле ТНК в условиях параллельного хождения валют получают лишь дополнительный, но отнюдь не единственный и не решающий фактор давления.

Экономико-политическая ситуация в настоящий период также способствует объединению государств в союзы. Большинство государств уже отчетливо осознали все плюсы объединения, одной из наиболее желаемых целей стран Восточной Европы, Прибалтики, а теперь Украины и др. было и остается вступление в Евросоюз. Более сложно проходит становление союза России и Белоруссии, но, очевидно, что такое объединение должно произойти. Союзное государство, союзная политика, конечно же, будет, в той или иной степени, ущемлять отдельные интересы стран-участников, в частности возможности денежной эмиссии.


Экономическая ситуация способствует, следовательно, современной финансовой глобализации.

В настоящее время сохраняется опасность замещения отечественной валюты иностранной. При условии высокой начальной долларизации, 10% увеличение ее уровня приводит к 50% уменьшению сеньоража к ВВП.

Очевидно, что государству нецелесообразно разрешить свободное хождение иностранной валюты, но в условиях, когда собственная валюта не имеет сильных позиций, а ее укрепление порождает не только плюсы, но и минусы, возможно, было бы целесообразно разрешить хождение безналичной валюты внутри страны и совершение с ее участием внутренних сделок. При этом государство может и обязано оставить себе функции контролера соотношения собственной и иностранной валюты. Схематически реализация данного решения могла бы выглядеть так. Юридическое или физическое лицо имеет валютный счет в банке, посредством которого в ограниченном государством объеме осуществляет безналичные платежи по своим сделкам. Поступающие по экспортным сделкам валютные средства также в определенной пропорции могли бы аккумулироваться в безналичном варианте на банковских счетах. Тем самым резиденты были бы освобождены от потерь, связанных с постоянной продажей, покупкой валюты, государство не должно было бы аккумулировать рублевую массу, которая необходима для стабилизации валютного курса. Кроме того, сделки становятся более контролируемыми, аккумулируются средства на развитие национального производства. При этом государственные органы должны тщательно отслеживать тенденции валютного рынка и определять пропорции использования различных валют.

Государство должно осуществлять количественный контроль за хождением иностранной валюты. Правительство может ограничивать сумму иностранной валюты, которая может быть использована на конкретные цели или в конкретной сделке.

Следует обратить особое внимание на то, что хождение иностранной валюты должно быть ограниченным и только безналичным, то есть проводится через банки. Объем иностранной валюты, находящейся в национальной экономике необходимо коррелировать с потребностями в импортных товарах. Банки, под контролем государства, могут направлять часть валютных средств на развитие отечественного производства готовых изделий, которые постепенно будут вытеснять импортные. Решается в этом случае и проблема контроля за денежной массой в экономике, проблема исчисления и сбора налогов.

Учитывая наличие в современной мировой валютной системе двух сильных валют, с которыми связана отечественная экономика, доллара и евро, следует обратить внимание на последствия усиление той или иной валюты. Бункина М.К. и Семенов А.М. указывают на то, что повышение курса евро ведет к повышению прибыли от экспорта в еврозону, укрепляет рубль, однако повышает стоимость долговых обязательств России. Понижение американской валюты ведет к удешевлению долларового ресурса, но имеет положительный эффект в виде возможного повышения цен на нефть. Таким образом, Россия обязана использовать сравнительные преимущества каждой валюты, ведя продуманную политику.


Экономика России, вследствие этого, будет расти, займет подобающее место в мировой экономической системе, а следствием этого станет полная конвертируемость рубля.

2.2. Основные направления денежно-кредитной политики России

Денежно-кредитная политика – действия специализированных государственных учреждений на денежном и валютном рынке, направленные на контроль обменного курса, уровня инфляции, занятости, стабильности экономического роста. Как правило, за проведение денежно-кредитной политики отвечают центральные банки.

В мировой практике в зависимости от стадии экономического цикла денежно-кредитная политика направлена на стимулирование или сдерживание процессов. Так, в случае нарастания кризисных явлений центробанки снижают ставки рефинансирования и размеры обязательных резервов, увеличивают денежную массу, ослабляют национальную валюту для получения торговых преимуществ на международных рынках. Например, учетная ставка Федеральной резервной системы США на лето 2011 года приближена к нулю, что говорит о попытке регулирующих органов стимулировать экономику.

Наоборот, когда темп подъема экономики слишком велик, предпринимаются меры для снижения скорости экономического роста для того, чтобы избежать обвалов в будущем. Для этого денежно-кредитная политика становится более жесткой: прежде всего, предпринимаются меры для увеличения процентных ставок. Проводятся операции по стерилизации денежной массы, то есть выпускаются долговые ценные бумаги с целью удалить избыток свободных финансовых средств с рынка и пр. Кроме того, могут вводиться те или иные законодательные ограничения.

В России денежно-кредитную политику, согласно Федеральному закону № 86-ФЗ от 27 июня 2002 года «О центральном банке Российской Федерации (Банке России)», определяет и проводит ЦБ.

Закон определяет основные инструменты и методы, которые могут использоваться:

1) процентные ставки по операциям Банка России;

2) нормативы обязательных резервов, депонируемых в Банке России (резервные требования);

3) операции на открытом рынке;

4) рефинансирование кредитных организаций;

5) валютные интервенции;

6) установление ориентиров роста денежной массы;

7) прямые количественные ограничения;


8) эмиссия облигаций от своего имени.[6]

Ежегодно Банк России до внесения правительством в Государственную думу проекта бюджета на следующий год готовит документ, который называется «Проект основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики». А окончательный вариант должен быть подготовлен до 1 декабря.

В «Основных направлениях» должны быть отражены концептуальные принципы, лежащие в основе денежно-кредитной политики, краткая характеристика состояния экономики Российской Федерации. А также результаты прошедшего года, сценарный прогноз развития экономики России на предстоящий год с указанием цен на нефть и другие товары российского экспорта, целевые ориентиры, показатели инфляции, денежной базы, денежной массы, процентных ставок, изменения золотовалютных резервов.

Кроме того, документ должен содержать план мероприятий Банка России на предстоящий год по совершенствованию банковской системы Российской Федерации, банковского надзора, финансовых рынков и платежной системы.

В настоящее время действуют «Основные направления государственной денежно-кредитной политики на 2011 и период 2012 и 2013 годов». Согласно этому документу, основные задачи – это «преодоление последствий мирового финансового кризиса», «удержание инфляции на уровне 5-7%» и «выход на траекторию устойчивого роста».

В количественном выражении ЦБ РФ планирует следующие показатели. Инфляция: 5,5–6,5% в 2011-м, 4,5–5,5% в 2012-м и 4–5% в 2012 году. Прирост денежной массы (агрегат М2 по версии Банка России): в 2011 году – 11–23%, в 2012-м – 14–20%, в 2013-м – 13–17%. Кроме того, в плане отражено стремление Банка России сокращать влияние на валютный курс рубля. При этом предполагается направлять основные усилия ЦБ на контроль волатильности национальной валюты.

2.3. Перспективы развития и проблемы валютно-экономического сотрудничества в рамках ЕАЭС.

Сегодня ЕврАзЭС уже перешел на качественно новый этап развития - с начала 2015 года начнет функционировать Евразийский Экономический Союз (ЕАЭС). Соответственно, развитие взаимной торговли в рамках Единого Экономического Пространства (ЕЭП), между двумя союзами существенно упростится в ближайшей перспективе.