Файл: Международная валютная система и российский рубль ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 111

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Целью создания (ЕЭП), вступившего в силу с 1 января 2012 года стало улучшение экономического развития стран-участников и повышение уровня жизни общества. ЕЭП предусматривает реализацию принципа четырех свобод, т.е. позволяет свободно перемещать товары и рабочую силу, а также капитал и услуги между странами-участниками.

Так, развитие торговли и инвестиций между государствами-участниками, направлено на обеспечение устойчивого развития экономик государств-членов ТС и ЕЭП. Основой для деятельности в данном направлении служат общепризнанные нормы и принципы международного права.

Теоретически такой союз допускает расширение единого экономического пространства до Европейского союза, что позволит более свободно осуществлять экономические действия на территориях стран-участников и упростит политические взаимоотношения между государствами.

Созданное единое экономическое пространство должно привести к единой экономической политике в тех странах, которые вступили и будут вступать в ЕЭП. Это своеобразный плюс, позволяющий экспортировать товары на более выгодных условиях. Образование ЕЭП должно помочь странам участникам выйти из сырьевой «ловушки», превратив их из стран-поставщиков сырья в страны, предлагающие готовую продукцию. Это позволит экономикам этих стран развиваться на более высоком уровне, приближая их по уровню развития к странам ЕС. Общность экономической политики позволит составить конкуренцию экономике Китая и сдержать натиск дешевого китайского товара. При этом должно повыситься качество продаваемого товара без значительного повышения цен на него. К плюсам ЕЭП можно отнести упрощение таможенного взаимодействия между странами, приведение к общим таможенным процедурам и требованиям, а также снижение таможенных пошлин. При этом единая экономическая политика предполагает сдерживание тарифов на потребляемые сырьевые ресурсы и применение общих принципов регулирования экономических операций. Все это должно усилить экономики стран-участников, укрепить национальную валюту и повысить качественный уровень жизни населения.

Однако, наряду с плюсами, единое экономическое пространство имеет ряд минусов для каждой из стран участников.

«Странами-участницами ЕЭП уже введен в действие ряд соглашений в области координации макроэкономической и финансовой политики, трудовой миграции, энергетики и технического регулирования. И хотя для их реализации потребуется много взаимных усилий и времени, уже сегодня имеется ряд признаков того, что развитие ЕЭП ведет к улучшению бизнес-среды и способствует росту экономик», - считает И. Финогенов.


Таким образом, И. Финогенов, в первую очередь, уделяет внимание долгосрочным эффектам от создания ЕЭП для его участников.

На сегодняшний день потенциальными кандидатами на вступление в Таможенный союз являются Армения и Киргизия. Армянское законодательство полностью подстраивается под требования ТС уже в течение года и на данный момент добилось значительных успехов. Несмотря на сомнения премьер-министра Армении Тиграна Саркисяна о том, целесообразно ли вступать в ТС, этот вопрос был решен в пользу вступления. Он обсуждался на церемонии подписания договора о создании Евразийского экономического союза 29 мая 2014 г., где президент Армении Серж Саргсян высказался о готовности участия в этой интеграционной группировке. Ожидается, что Армения вступит в ТС не позднее августа 2014 г. Спешка Армянского президента объясняется желанием вступить в Евразийский экономический союз одновременно с Россией, Казахстаном и Белоруссией 1 января 2015 г.

Что касается настроений в Киргизии, то эта страна так же является одним из наиболее вероятных кандидатов на вступление в ТС. Заявка на участие была подана еще 29 мая 2013 г., в страну была направлена рабочая группа для выяснения готовности инфраструктуры страны к участию в ТС, а также для выявления возможных последствий вступления. Однако этот вопрос затягивается ввиду политической нестабильности и экономических проблем.

Таджикистан также неоднократно высказывался о возможности вступления в ТС.

Примечательно, что в Таможенный союз просятся не только страны постсоциалистического толка. 21 октября 2013 года вице-премьер сирийского правительства Кадри Джамиль заявил о намерении его страны вступить в Таможенный союз, подчеркнув, что страна уже собрала все необходимые документы. Буквально через пару дней, 24 октября 2013 г. на очередном совещании ЕврАзЭС Нурсултан Назарбаев сообщил о готовности Турции к вступлению в ЕврАзЭС. По его словам, бывая за рубежом, он часто слышит опасения, что «мы создаем СССР, или что-то под Россией. Может, Турцию принять, большая страна, и разговор закончится?» . Однако этот вопрос так не получил дальнейшего развития.

На наш взгляд, Евразийское экономическое сообщество в лице России, Казахстана и Белоруссии еще не готово к принятию таких далеких гостей, как Сирия и Турция. Являясь Таможенным союзом, страны-участницы в процессе его формирования подстраивались под экономику друг друга, да и подстраиваться, в принципе, не приходилось, так как все государства-участники явились наследием единого советского прошлого. Экономики Турции и Сирии являют собой несколько другую картину, и эта картина немного не вписывается в рамки достигнутых уровней экономического развития стран ТС. В случае вступления этих стран в состав ТС сегодня, рынок ЕЭП будет наводнен товарами Ближнего Востока, что в корне задушит отечественных производителей. На наш взгляд, структура ЕАЭС еще не достаточно окрепла для подобных «вливаний».


Спорным и конфликтным краеугольным камнем в становлении ТС является Украина. Власти Украины, в попытках усидеть на двух стульях, рассматривали интеграцию с Евросоюзом, будучи наблюдателем при ЕврАзЭС, и преследовали скорее политические, нежели экономические цели. Все усилия привели к вспыхнувшей гражданской войне на территории Украины, и на сегодняшний день членство этой страны в ТС не рассматривается.

Итак, в процессе развития интеграции в рамках ЕЭП к 2030 году совокупный годовой ВВП России, Казахстана и Беларуси составит примерно на 2,5% больше, нежели тот же показатель совокупного ВВП в условиях отсутствия интеграции.

И. Финогенов отмечает, что наиболее важным этапом интеграции в рамках ЕЭП должно стать принятие единой миграционной политики. По мнению главы ЕАБР, работа в данном направлении - ключевой вопрос для экономик стран региона, ибо на настоящее время трудовые мигранты производят около 6% российского валового продукта.

Дальнейшее продвижение региональной интеграции может пойти в направлении создания зоны свободной торговли между ЕЭП и ЕС, что принесет всем ее участникам выгоды от снятия барьеров в торговле товарами и услугами, а также в области движения труда и капитала и охраны интеллектуальной собственности. Уникальность будет состоять в беспрецедентных масштабах такого регионального союза. Он объединит рынки 31 страны с населением около 700 млн. человек и суммарным ВВП более $18 трлн.», - заявил И. Финогенов на дискуссионной сессии «Россия, Казахстан, Беларусь: новые инвестиционные возможности ЕЭП» в рамках ежегодного заседания ЕБРР в Лондоне.

Необходимо отметить, что ЕЭП изначально основывается на скоординированных решениях в области - макроэкономической политики, в соблюдении правил международной конкуренции, в области распределения субсидий на развитие сельского хозяйства, координации тарифов естественных монополий - и далее на соблюдении правил единой визовой и миграционной политики. В итоге все это в дальнейшем позволит устранить пограничный контроль в рамках единого экономического пространства. Для граждан наших стран устранение в перспективе миграционных, пограничных и прочих барьеров, так называемых трудовых квот, будет означать практическую реализацию принципа четырех свобод, то есть возможность без ограничений выбирать, где жить, получать образование, трудиться.

Создание Евразийского экономического союза отвечает интересам наших народов, которых связывают братские узы дружбы и взаимопомощи, выкованные общими свершениями и закаленные многочисленными испытаниями в течение многовековой истории.


Целью Евразийского экономического союза должно стать обеспечение условий для успешного социально-экономического развития наших государств на основе интеграции научно-технических, производственных, трудовых и финансовых ресурсов. Его создание расширит возможности нашего общего рынка, придаст нашей экономике большую стабильность и будет способствовать устойчивому экономическому росту в интересах повышения благосостояния наших граждан. Евразийский экономический союз обретет общую стратегию развития и инструменты ее реализации посредством проведения единой торговой, промышленной, структурной и технической политики. Для этого наднациональные институты будут наделены необходимыми ресурсами. Среди наднациональных структур выделяют: Комиссия по экономике, Комиссия по сырьевым ресурсам, Фонд по делам экономического и научно-технического сотрудничества, формирующийся за счет вкладов стран ЕАЭС, Международный инвестиционный банк ЕАЭС, Международный арбитраж ЕАЭС, Комиссия по вводу расчетной денежной единицы, Комиссия по экологии.

Логика и положительная динамика развития экономических отношений между Беларусью, Россией и Казахстаном неумолимо подведет их к выводу о создании единой валюты.

По мнению сторонников валютного союза, введение единой валюты на территории государств-участников позволило бы существенно повысить эффективность интеграционных процессов. Среди прочего, введение единой валюты позволило бы:

  • сократить транзакционные издержки;
  • ослабить валютные риски;
  • способствовало бы росту взаимной торговли,
  • стимулировало бы общий рынок инвестиций;
  • облегчило бы условия для миграции рабочей силы.

Однако следует отметить существенные различия в подходах к введению единой валюты. Россия заинтересована в расширении зоны российского рубля и в качестве единой валюты намерена считать не новую денежную единицу, эмиссию которой будет регулировать наднациональный орган, а российский рубль с единым эмиссионным центром - Центробанком РФ. Именно его сейчас предлагается использовать как региональную резервную валюту, заменяя доллар и евро.

Белорусская сторона не приемлет такой подход по нескольким причинам: белорусское руководство опасается утерять возможность проведения самостоятельной денежно-кредитной политики, возможность влиять на денежную массу, а также величину процентных ставок и инвестиционную политику, осуществлять эмиссию денег для поддержки своей экономики. В конечном счете, отказ от национальной валюты означал бы лишение Беларуси возможности регулирования экономики монетарными методами.


Во-вторых, переход на российский рубль может отрицательно повлиять на развитие реального сектора белорусской экономики. Выравнивание условий хозяйствования на основе применения общей валюты потребует выравнивания уровней оплаты труда. В частности, белорусские товары подорожают, что приведет к ослаблению их конкурентоспособности на российских рынках.

При переходе на российский рубль Беларусь практически лишилась бы самостоятельности в проведении своей экономической политики. В данном случае белорусская сторона отдает предпочтение созданию наднациональной валюты, эмиссия которой будет осуществляться с учетом экономических интересов всех участников ЕЭП.

Еще одной проблемой, ставящей под сомнение возможность перехода к единой валюте, является согласование доли участия каждой из сторон в деятельности эмиссионного центра. Россия доминирует в ЕЭП по численности населения, денежной эмиссии, ВВП и другим объемным показателям.

В поисках консенсуса руководители стран-участниц ТС неоднократно поднимали вопрос о введении новой валюты на очередных собраниях Межгосударственного совета. Главы всех стран склоняются к мысли о введении качественно новой валюты на территории ТС, дабы не ущемить интересы стран-участниц. В качестве названия для создаваемой валюты курсируют «евраз», либо «евразийский рубль», либо «алтын» (наиболее предпочтительно). По некоторым оценкам, новая валюта будет введена в оборот к 2024-2025 гг., однако некоторые эксперты полагают, что в связи с установлением санкций США и ЕС против России этот процесс может ускориться. По их суждениям, ЕАЭС встретит новую валюту уже к 2017 г. 

Так или иначе, главы государств ТС всерьез еще не затронули эту тему. Однако следует ожидать официальных переговоров по этой теме уже после завершения строительства Евразийского Экономического Союза.

На сегодняшний день ТС ЕврАзЭС имеет свою институциональную структуру, что делает его готовым к вступлению в новую фазу интеграции - экономический союз: Межгосударственный совет, Интеграционный комитет, Секретариат, Межпарламентская Ассамблея, Суд Сообщества. Также можно выделить неофициальную структуру - Евразийский Банк Развития, располагающий средствами Антикризисного фонда. Говоря о ЕврАзЭС нельзя не отметить связь с Европейским Союзом, который послужил, своего рода, прототипом модели ЕврАзЭС. Тем не менее, у Евразийском модели отмечаются существенные отличия, как например, скорость интеграции.

В перспективе созданное единое экономическое пространство должно привести к единой экономической политике в тех странах, которые вступили и будут вступать в ЕЭП. Это своеобразный плюс, позволяющий экспортировать товары на более выгодных условиях, своеобразный трамплин для выхода из «сырьевой ловушки». Существуют и минусы создания этой группировки, однако они незначительны.