Файл: Управление. Модели управления людьми.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 68

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В контролируемых природных системах контрольные действия осуществляются либо непосредственно по объективным законам, которые определяют характер функционирования этих систем, либо формируются специальными механизмами, которые, в частности, существуют во всех живых организмах - нервной системе у высокоразвитых животных. особенно те, которые специализируются на регулятивной деятельности биологических структур у низших видов животного мира и растений, вплоть до одноклеточных организмов. Объективные законы, регулирующие жизнедеятельность этих систем, также определяют целесообразность тех управленческих воздействий, которые направляют жизнедеятельность различных природных систем; именно благодаря целесообразности управления их жизнью обеспечивается их выживание, самосохранение, нормальное функционирование и - если мы имеем в виду живые организмы - их размножение, размножение. Вопрос о том, как или по какому принципу возникли регуляторные и управленческие механизмы самих природных систем, выходит за пределы науки, по-разному трактуется различными философскими и религиозными учениями [3].

А в общественной жизни развитие некоторых социальных процессов происходит под влиянием не сознательной человеческой деятельности, а безличных механизмов, которые стихийно формируются на основе объективных законов. Например, увеличение или уменьшение производства любого продукта в макромасштабе может быть результатом как сознательно поставленных целей, так и использования соответствующих мер управления, а также действия механизмов спроса и предложения, которые развиваются независимо от сознательной человеческой деятельности. , Такое влияние на ход процессов, в частности, упомянутых выше в качестве примера, подпадает под наше определение управления как разумной деятельности, которая поддерживает функционирование объекта в требуемом режиме или вносит необходимые изменения. Хотя целесообразность такого типа контроля устанавливается и обеспечивается в результате воздействия без участия сознания и воли человека. Нетрудно увидеть подобие такого управления тому, как направлено функционирование и развитие природных систем.

Рассматриваемая нами общая концепция управления является первым шагом в раскрытии сущности интересующего нас социального управления; наряду с тем, что она охватывает суть соответствующей деятельности в системах, которые существуют вне социальной реальности. Известно, что сущность явлений, как правило, «многослойна»: существует сущность менее глубокая, глубокая, еще более глубокая (первый порядок, второй и т. д.). Мы остановимся на аспектах сущности социального управления, которые ближе к нашему восприятию. Но раскрытие глубокой сущности управления, охватывающей как социальные, так и другие его типы, многое дает для правильного понимания социального управления [3].


Прежде всего, научное общее определение управления позволяет нам увидеть несостоятельность довольно распространенного, упрощенного взгляда, широко распространенного среди практиков и даже в научном сообществе, сводящего управление к административно-властным влияниям лидера на исполнительных людей, подчиненных его и направили к ним. При таком подходе многочисленные проявления деятельности различных социальных институтов, заключающиеся в воздействии на функционирование каких-либо систем, на ход определенных процессов, но которые не подразумевают административно-властного управления людьми, не могут рассматриваться как управленческие. виды деятельности. Типичным примером является деятельность профсоюзных организаций, которые через организационную и другую массовую работу или путем переговоров с работодателями и государственными органами влияют на ход различных процессов в социальной и трудовой деятельности людей, но в то же время не влияют используйте любые административные рычаги, они никому не командуют. В связи с последним обстоятельством многие считают, что понятие «управление» не применимо к деятельности профсоюзов. На том же основании они иногда отрицают выполнение управленческих функций политическим партиям, другим общественным организациям, средствам массовой информации и т. д.

Между тем административно-командное влияние на людей является лишь одним из частных проявлений управленческой деятельности. В то же время влияние вышеупомянутых государственных учреждений на функционирование социальных систем (применительно к профсоюзам - организациям труда), на массовую социальную активность и на ход связанных с этим процессов (изменения в общественных настроениях, электоральные предпочтения и т. д., что явно проявляется в средствах массовой информации) представляет собой управление, если суть последнего трактуется не в обычном обывательском, а в глубоком научном, философском и социологическом смысле, оправданном выше.

Рассматривая управление в общих чертах, следует обратить внимание на тот факт, что реализация управленческих воздействий во многом связана с использованием и передачей информации. Однако далеко не вся информация носит управленческий характер, а только та информация, которая может быть использована для развития управленческих влияний и их передачи. Для разработки программы управления субъект соответствующей деятельности должен обладать информацией, т.е. информацией о состоянии управляемого объекта, процессах и тенденциях его развития, характеристиках жизни людей, на поведение которых должно быть направлено управленческое воздействие. Во многих случаях этим эффектом является передача информации объекту о том, что он должен делать, что делать, что от него требуется [3].


Некоторые эксперты считают, что управленческие влияния всегда носят информационный характер, что они не могут иметь физический, энергетический, энергетический характер. Например, остановить движение автомобиля в определенном направлении (что означает управление его функционированием в соответствии с приведенным выше пониманием контроля) можно сделать одним из двух способов: либо создать физическое препятствие (но, как полагают сторонники этой точки зрения, нельзя считать управленческим воздействием на автомобильное движение) или установить дорожный знак «Въезд запрещен». Это будет информационное воздействие на водителя автомобиля.

Информационное воздействие отличается от силового тем, что по своим энергетическим характеристикам оно несопоставимо с физическими характеристиками объекта воздействия, с его энергией, которую он каким-то образом изменяет - усиливает, ослабляет и т. Д., В этом отношении оно ничтожно. Итак, понятно, что дорожный знак не останавливает автомобиль, потому что это физически непреодолимая сила для него. Его влияние носит информационный характер. Только такие влияния являются сторонниками этого мнения и считаются неотъемлемой частью управления. Однако такое представление не соответствует действительности и общей концепции сущности управления. Если физическое препятствие не позволяет автомобилю двигаться в нужном направлении, отклоняет его от выбранного маршрута, то оно контролирует его движение и, соответственно, поведение водителя.

Процессы, происходящие в социальных системах и проявляющиеся в той или иной степени как объект управления, различны по своей природе и характеру, в соответствии с которыми можно выделить различные виды управленческой деятельности. Наибольшее теоретическое и практическое значение имеет изоляция следующих основных типов управления, различающихся расширенными типами социальных систем, в рамках которых осуществляется соответствующая деятельность [3].

1. Технологический менеджмент: это система воздействий на людей в сфере их трудовой деятельности, направленная на то, чтобы они, каждый индивидуально и совместно, в рамках организации труда как целостного субъекта выполняли свои трудовые функции. Его смысл заключается в обеспечении правильного хода процессов организации труда, в рамках которых осуществляет руководство, ее основной целевой функции. Если это производственная организация, мы говорим об обеспечении производства продуктов, для которых эта организация была создана и существует. Если в образовательном учреждении, смысл внедрения управления данным типом заключается в том, чтобы обеспечить образовательный процесс должным образом. Если это организация, которая выполняет функции государственного управления (министерство, федеральная служба, администрация региона или его отдельное подразделение и т. д.), Смысл управленческой деятельности ее руководства заключается в обеспечении того, чтобы функции, возложенные на эти органы выполняются на должном уровне и т. д.


Управление соответствующими процессами осуществляется путем воздействия на деятельность людей, работающих в этой организации. Это включает в себя распределение обязанностей между сотрудниками, выдачу отдельных конкретных задач, контроль за выполнением этих задач и выполнение текущих обязанностей и т. д. Часто этот вид управленческой деятельности называется производственным управлением. Но это имя кажется неточным по двум причинам.

Во-первых, этот вид управления присутствует не только в производственных организациях. Для образовательных учреждений, государственных органов, медицинских и многих других учреждений термин «производство» явно не подходит. Технология, собственная, специфическая, присуща любой трудовой деятельности и, следовательно, организации труда любого вида - технологии обучения, лечения и т. д. Поэтому можно сказать, что в любом из них есть технологический менеджмент.

Во-вторых, даже в производственных организациях, в отношении которых правомерно говорить об управлении производством, последнее включает не только организацию усилий рабочих в технологическом процессе, но и решение экономических и социальных проблем, что касается другие - по сравнению с технологическими - виды управления. Вполне законно говорить об управлении производством применительно к производственным организациям, только нужно помнить, что это сложная деятельность, которая не ограничивается только воздействием на ход технологических процессов и выполнением людьми соответствующих функции. Субъектами технологического управления являются органы управления отдельных организаций и, в какой-то степени, высшие управленческие структуры [3].

2. Экономический менеджмент. Это влияет на ход экономических процессов: решение проблем эффективного использования ресурсов, повышение конкурентоспособности деятельности, осуществляемой той или иной структурой и т. д. Такие проблемы решаются не только в производственных организациях, но и (возможно, при редких исключения) в непроизводственных. Следовательно, экономическое управление, во-первых, как и технологическое, осуществляется в организациях, наиболее разнообразных по профилю деятельности, и, во-вторых, в отличие от технологического управления, не только в отдельных организациях, но и в крупных структурах вплоть до национальная экономика в целом. Правительство страны занимается экономическим управлением в наибольшем масштабе, а для отдельных отраслей экономики - министерствами и различными федеральными ведомствами. Указанные органы по показателям выполнения соответствующих функций являются субъектами хозяйственного ведения.


3. Политический менеджмент. Это влияние на процессы, связанные с формированием и использованием государственной власти и местного самоуправления, с развитием политических отношений в обществе, с деятельностью различных политических сил и общественно-политических организаций, в основном в их борьбе за власть в Уровень или другой, в попытках привлечь массы на свою сторону, проникнуть во власть, дать ей направление, в котором они нуждаются. Субъектами этой управленческой деятельности являются органы государственной и муниципальной власти, управляющие структуры различных общественно-политических организаций, средства массовой информации, которые играют большую роль в направлении политических процессов [3].

Основные задачи политического управления в самодержавных и тоталитарных государствах с древних времен до наших дней заключаются в том, чтобы повиновать массы и подданных, предотвращать и пресекать их действия против правительства и его действий, заставлять их выполнять различные обязанности и обязанности. назначенный им властями. В этом случае считается вполне приемлемым использовать жесткие средства и методы воздействия на субъектов, что находит всевозможные обоснования в некоторых теоретических концепциях управления. В демократических государствах решение таких проблем в определенной степени также входит в содержание государственного политического управления, но только в гораздо более мягких формах и в непоколебимой правовой базе, в соответствии с которой создаются теоретические концепции, которые по своей сути являются демократическими.

4. Социальный менеджмент. Легко понять, что определяющий термин в этой фразе понимается не в широком, а в узком смысле, то есть как обозначающий только один из его видов, стоящий в соответствии с другими, упомянутыми выше. Этот вид управления оказывает влияние на процессы, которые также называются социальными в узком смысле, происходящих в одной из основных областей социальной жизни - социальной. К ним относятся процессы, непосредственно связанные с развитием условий и образа жизни людей, их социальных качеств и способности удовлетворять их жизненные потребности, с развитием социальных сообществ, организаций и других социальных образований в качестве целостных систем [3].

Таким образом, можно заключить, что управление часто отождествляют с менеджментом и рассматривают в разных аспектах (процесс, функция и пр.).

Модели управления людьми в психологии