Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
Введение
Актуальность. Управление однозначно можно назвать трудной деятельностью. Эта трудность касается любого управления, какой бы сферы оно не касалось.
Управление можно рассматривать как процесс, как функцию, как деятельность, но в любом случае есть управляющее и управляемое. Этот аспект придаёт асимметрии этим отношениям. Управляющее всегда выше и в каком-то смысле дальше (по принципу дистанции власти).
Важно отметить, что управление является древней форма взаимодействия между людьми. Большинству из них всегда было нужно чьё-то грамотное руководство над ними, нужен тот, кто сможет направить их развитие в нужное русло. Именно эта общественная потребность и породила такое явление как управление.
На сегодняшний день человечество весьма прогрессивно по части управления, которое часто отождествляют с менеджментом. Имеется множество моделей, концепций управления, применяемых в различных областях: в государстве, организационных трудовых структурах, образовании, здравоохранении – везде, где необходим контроль. Грамотное управление настолько важно, что если оно осуществляется хоть в чем-то неверно, то может повлечь за собой серьёзные негативные последствия, которые повлияют на большое количество людей.
Общество давно интересуется психологией и её возможностями. Особой популярностью пользуется контекст управления людьми. Разрабатываются модели, концепции, идеи. Всё это делает управление с одной стороны, проще, но с другой порождает множество соблазнов для тех, кто понял все нюансы психологического воздействия, которое способствует эффективному управлению. Более тонкие нюансы позволяют проникнуть в сознание общества и, соответственно, управлять большим числом людей, а это открывает большие возможности.
Объект данного исследования – модели управления.
Предмет – психологические модели управления людьми.
Цель настоящей работы состоит в том, чтобы изучить психологические модели управления людьми.
Задачами выступает:
- рассмотреть понятие управления;
- проанализировать модели управления людьми в психологии.
В данной работе применялся библиографический метод – анализ источников литературы, а также было произведено решение кейса.
Работа состоит из введения, теоретической главы, решения кейса, заключения и списка литературы.
Глава 1. Управление. Модели управления людьми
Понятие управления
Вопросы управления привлекают внимание с древних времен, со времен Платона и Аристотеля. Однако до сих пор нет однозначного определения термина «управление». Исследователи не согласны с тем, что такое управление - деятельность, процесс, метод или что-то еще. Более того, существуют различные мнения об эквивалентности понятий «менеджмент» и «менеджмент» в русской интерпретации. Не существует единого определения руководства, рекомендованного всем. Значительная часть исследований так или иначе влияет на процессы управления, но неопределенность самой концепции для неопытного ученого может стать дополнительным осложнением. Анализ существующих исследований и сравнение указанных терминов не позволяет нам получить ответы на наши вопросы. Предложенная здесь интерпретация позволит внести некоторую ясность или, по крайней мере, несколько уменьшить несоответствия, разнообразие которых может сбивать с толку.
«Management» - это английское слово, и, возможно, оно происходит от того же латинского корня, что и французское слово «menagement», известное с шестнадцатого века, образованное от глагола «menager» (то есть умело готовить, тщательно организовывать). Очевидно, что это связано с оккупацией, в которой было занято большинство населения этой страны, и это означало способность вести домашнее хозяйство, использовать средства и предметы труда, оружие, ходить вокруг лошадей и управлять ими. О.Н. Мельников даже утверждает, что изначально понятие «управление» подразумевало способность и искусство управлять лошадьми, и именно с этого определения, по его мнению, начинается история этого термина. [8].
Менеджмент выделялся в самостоятельной области научных знаний в конце XIX - начале XX вв. Первые работы ученых, пытающихся обобщить опыт, накопленный в области менеджмента и сформировать основы научного менеджмента, также датируются этим временем. Основателем школы научного менеджмента является Ф. Тейлор, инженер-практик и менеджер, который рассмотрел вопрос рационализации труда и производства с целью повышения их эффективности и производительности. Можно добавить, что Адам Смит и Макс Вебер стояли у истоков менеджмента вместе с Ф. Тейлором [8].
Другой крупный специалист в области менеджмента, А. Файоль [8], предложил формализованное описание работы менеджеров и сформулировал принципы управления, которые предложили направлять их в решении управленческих задач и выполнении управленческих функций. Помимо Ф. Тейлора, можно отметить супругов Гилберта и Г. Гантта, которые полагали, что превосходство в управлении - это успешное достижение целей с использованием знаний, полученных в результате научного анализа и синтеза [8].
Большинство авторов различных учебников, энциклопедий, научных работ определяют управление как управление. Так, Б.В. Прикина [8] также называет это процессом: управление - сложный многогранный процесс, связанный с взаимодействием трех принципов: научного подхода, опыта и искусства. В Новой экономической энциклопедии управление - это система управления предприятием как коммерческой организацией. Новый иллюстрированный энциклопедический словарь указывает, что менеджмент (английский менеджмент - менеджмент, администрация, организация) - управление производством; совокупность знаний, принципов, средств и форм управления производством в рыночной экономике.
Некоторые ученые пытаются различить понятия «менеджмент» и «управление», указывая, что они не являются синонимами в основном из-за различий в объектах менеджмента. Утверждается, что термин «управление» действует в отношении любых объектов; человек может управлять автомобилем, самолетом и т. д., и может управлять только чем-то социальным, обладающим интеллектом и волей - индивидуумом, командой и т. д. Эти утверждения не обоснованы. Попробуем рассмотреть концепцию «управления» с этой точки зрения, то есть английские эквиваленты, также обозначающие менеджмент.
Так, для обозначения управления техническими средствами, при управлении автомобилем, в английском языке используется слово «control», «drive». Когда речь идет об управлении государством, используется слово «government», а когда говорится об управлении человека самим собой, — слово «govern». Административное управление, управление бизнесом обозначается словом «administration», когда речь идет о формальных правилах поведения, без учета индивидуальности сотрудников. Слово «менеджмент» используется для обозначения управления в организациях на английском языке и используется для обозначения управления организацией и людьми, с учетом индивидуальных особенностей сотрудников. В российской теории и практике управление иногда понимается как бюрократическое руководство. Это остаточная концепция управления советской эпохи.
Таким образом, мы считаем правильным, что когда речь идет об управлении хозяйствующим субъектом, понятия «управление» и «управление» являются синонимами. Обязательное определение управления отсутствует. Мы систематизируем существующие определения для выявления общих черт. В литературе по управлению существует несколько подходов к определению сущности управления.
Итак, управление часто называют функцией, деятельностью, режимом, процессом, наукой. Но функция, метод и действие - более узкие понятия, означающие по существу сознательную деятельность. Таким образом, функция определяется как деятельность, обязательство, работа, метод - как действие или система действий, используемых при выполнении какой-либо работы, при выполнении чего-либо, и действие - как проявление любой энергии, обнаружение любой активности. Процесс - это курс, течение феномена, набор последовательных действий, направленных на достижение определенного результата. Как видите, управление интерпретируется очень широко, но все определения, если смотреть, характеризуют сознательную деятельность. Таким образом, под управлением и управлением мы подразумеваем именно сознательную деятельность.
Что касается менеджмента как науки, то, конечно, менеджмент можно рассматривать как науку. Если существует вид деятельности, способы и методы управления людьми, то понятие «управление» можно рассматривать как науку. Итак, можно расширить определение управления как области науки, человеческих знаний, позволяющих выполнять функции управления, поскольку управление составляет теоретическую основу практики управления, обеспечивает практическую деятельность по управлению научными рекомендациями. Итак, мы можем рассмотреть следующие характеристики управления.
1. Управление - это деятельность, организованный процесс. Управление - процесс управления организацией (искусство и метод руководства); способ организации совместной работы людей; совокупность принципов, форм, методов, приемов и средств управления производством и производственным персоналом с использованием достижений науки управления.
2. Основным объектом управления (менеджмента) является организация (направление ее деятельности, ресурсы); в то же время управление - это отдельный процесс, то есть отличный от основного «производства», деятельности, направленной на управление этой деятельностью или людей, которые ее осуществляют [8]. Управление - это особый вид деятельности, который превращает неорганизованную толпу в эффективную, целенаправленную и продуктивную группу. Управление - управление производством; набор принципов, методов, инструментов и форм управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. Управление - это совокупность видов деятельности определенной организации, связанных с осуществлением какой-либо деятельности. Управление - это вид деятельности, посредством которого субъект управления оказывает влияние на управляемый объект [8].
3. Целью управления является обеспечение достижения основной цели. Управление - это совокупность принципов, методов и средств управления производством с целью повышения эффективности производства и увеличения прибыли. С. Роббинс и М. Коултер [8] определяют управление как процесс координации и объединения трудовой деятельности других людей таким образом, чтобы он был эффективным и действенным. Управление - это функция организационных систем, обеспечивающая сохранение определенной структуры, сохранение и поддержание режима деятельности, реализации программы, целей деятельности.
4. Еще одной часто отмечаемой особенностью является то, что организация работает в рыночной экономике. Это уточнение только подтверждает, что целью большинства хозяйствующих субъектов является увеличение стоимости организации и (или) прибыли. Например, управление - это управление организацией в рыночной экономике. Управление - это влияние руководителя на его объект, направленное на достижение цели.
Е.Е. Вершигора [8] называет управление профессионально управляемым предприятием в условиях рыночных отношений в любой сфере экономической деятельности, направленных на получение прибыли за счет рационального использования ресурсов.
По мнению Н.П. Масленниковское управление - это управление в социально-экономической системе, в производственно-экономической сфере (в коммерческой организации) с целью извлечения и увеличения прибыли [8]. Управление представляет собой самостоятельный вид профессионально осуществляемой деятельности, направленной на достижение поставленных целей в рыночной среде за счет рационального использования материальных и трудовых ресурсов с использованием принципов, функций и методов экономического механизма управления мерами.
5. Процесс управления основан на четырех основных компонентах: планирование, организация, мотивация и контроль. М. Мескон, М. Альберт, Ф. Хедоури [Дресинск] определяют управление как процесс планирования, организации, мотивации и контроля с целью формирования и достижения целей организации. Управление - это процесс планирования, организации, мотивации и контроля, необходимый для того, чтобы сформулировать и достичь целей организации. Р.Л. Дафт называет управление эффективным и продуктивным достижением организационных целей посредством планирования, организации, лидерства (лидерства) и контроля над организационными ресурсами [8].
Анализируя эти закономерности, которые являются общими для большинства определений, мы можем рассматривать управление как отдельную деятельность, которая обеспечивает такую организацию основной деятельности, которая способствует достижению цели посредством планирования, организации, мотивации и контроля [8].
Рассмотрим управление в социальных системах.
В государственных системах субъектами управления, направляющими свое функционирование с помощью соответствующих действий, являются люди и некоторые объединяющие их организационные образования. Те же самые субъекты контроля в других типах систем, связанных по своему функционированию с людьми, и другие подобные, перечисленные выше. Люди ставят цели, в соответствии с которыми направлено функционирование контролируемого ими объекта, разрабатывают более или менее сложные программы, которые обеспечивают либо поддержание его функционирования в заданном режиме, либо внесение изменений в контролируемый объект, необходимый для субъекта. Следовательно, целесообразность воздействия, которое является наиболее важной существенной характеристикой управления, устанавливается людьми, выступающими в качестве субъекта управления.