Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 103
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. понятие и сущность проектирования
1.1.Понятие организационного проектирования
1.2. Инструментарий проектного управления
Глава 2. Практические аспекты рименения инструментов проектированияв ООО «Фаворит»
2.1. Краткая характеристика предприятия
2.2. Мероприятия по проектированию персонала
2.2. Мероприятия по проектированию персонала
Практически каждая большая компания задумывается над тем, как сделать учёбу сотрудников эффективной. При этом одни заказывают тренинги «под задачу», другие делают учёбу регулярной практикой, третьи вводят в свой штат внутренних тренеров. В ООО «Фаворит» вопрос учёбы был особенно сложным. Ведь в холдинг входят разнопрофильные бизнесы, в каждого из которых - свои стратегические цели, а тому, разные задачи и потребности в учёбе. Тем не менее процесс учёбы здесь удалось сделать системным, однако его совершенствование длится.
Все программы, которые проводятся в компании, условно можно объединить в три группы: системные, индивидуальные и инновационные (рис. 2). Системные тренинги - это стандартизированные программы относительно навыков продаж и менеджмента.
Они являются наиболее массовыми и востребованными в бизнесах холдинга. Кроме развития определённых обязательных навыков, они задают стандарты во всей группе компаний. Поэтому отмеченные тренинги разрабатываются и проводятся в компании самостоятельно.
Тренинговые программы
Системные
Инновационные
Индивидуальные
Тренинги оценки земли и основ менеджерских навыков
Тренинги для развития специфических компетенций персонала
Тренинги для руководителей предприятия
Разрабатываются в сотрудничестве с внешними компаниями
Заказываются во внешних компаниях
Проводятся своими силами
Рисунок 2 - Виды тренинговых программ, которые входят в систему обучения ООО «Фаворит»
Вторая группа тренингов - индивидуальные учебные программы. Поскольку бизнесы холдинга разноплановые, а в каждого из них есть свои специфические цели, то в компании периодически возникает потребность в развитии определённых специфических компетенций. В ответ на эту потребность учебный центр разрабатывает индивидуальные программы, чаще всего в сотрудничестве со специалистами внешних компаний.
Третья группа тренингов - инновационные программы. В связи с тем, что основная цель таких программ - привнести в компанию новые идеи и технологии, то чаще всего они заказываются во внешних тренинговых компаниях. Как правило, они в курсе последних веяний и тенденций, общаются с большим количеством компаний и могут привнести новый уникальный опыт. Сначала такие тренинги проводят исключительно для руководителей, но впоследствии они могут переходить к категории системных, доступных для других категорий персонала. Например, пять лет тому назад программы из основ мотивации были инновационными и их посещали только владельцы и руководители бизнесов. Сейчас это стандартный управленческий навык, которым должны владеть все менеджеры из персонала и линейные менеджеры. Именно поэтому, такая программа стала частью менеджерских тренингов, которые проводятся в компании регулярно.
Если рассмотреть годовой план учёбы компании, то на стандартные тренинги придётся 60-65% баланса учебного времени, на индивидуальные - около 25%, а на инновационные - 10-15%. За счёт эффекта масштаба тренинги, которые готовятся и выполняются силами учебного центра, являются исключительно выгодными для компании. Ведь если в стоимость каждого внешнего тренинга включают стоимость технологии и ноу-хау, то, разрабатывая тренинги самостоятельно, компания оплачивает это всего один раз.
Предлагаем усовершенствование системы развития персонала ООО «Фаворит», которая представлена на рис. 3.
- Цели развития компании
- Общие требования к персоналу
Собственники бизнесам
- Стратегия развития персонала
- Генеральная цель в области обучения
Директор по персоналу
Менеджеры по персоналу компании
- Анализ надобности в обучении
- Анализ ситуации на ринке труда и ринке тренинговых услуг
- Планирование и разработка программы обучения работников
- Организация обучения
- Оценка социально-экономической эффективности обучения
Рисунок 3 -Система развития персонала ООО «Фаворит»
Для оценки эффективности учёбы в группе компаний предлагаем разработать специальную процедуру, своего рода «домашний оценивающий центр». Но фактически «оценивающий центр» - это технология, что позволяет оценить компетенции, любые умения или навыки, которые являются необходимыми для выполнения сотрудником своих должностных обязанностей и целей. При этом оценка проводится в обязательном порядке менеджерами компаний. С помощью набора практических упражнений менеджеры компаний могут определить, насколько хорошо сотрудник овладел новыми навыками и насколько эффективно может их использовать.
Процедура оценки складывается в том, что:
выделяется категория персонала, который является ключевым для данного бизнеса;
с помощью внутренних экспертов определяются ключевые требования к должности.
Предлагаем разработать методы (упражнения, анкеты и так далее), которые позволят оценить наличие нужных навыков и определить степень их развития у конкретного сотрудника, которые успешно используются и до сих пор. Следующим этапом развития системы обучения в компании «Фаворит» предлагаем внедрить электронный университет.
Электронный университет (ЕУ) - это комплексная автоматизированная система обучения, развития и оценки персонала за специальностями, которая предоставляет возможность осуществления дистанционного тестирования всех сотрудников. «Интерфейс руководителя» позволяет следить за ходом учёбы доверенного персонала, назначать учёбу в рамках полномочий. На базе ЕУ (внутреннее название - SmartNet) действует также корпоративный портал и регистрация инновационных предложений сотрудников. Всего в системе ЕУ действует 115 курсов и 109 наборов тестов (около 3300 тестовых вопросов). Электронный университет позволяет значительно сократить расходы, рационально использовать время и охватить большую численность персонала. При этом, качество и уровень полученных знаний не страдает.
ООО «Фаворит» занимается организацией учёбы персонала самостоятельно. Параллельно с использованием электронного университета служба персонала компании предлагаем использовать такие мероприятия, как привлечение специализированных посторонних организаций или наем штатных тренеров.
На рис. 4 представлена схема видов учёбы, которые используются в условиях ООО «Фаворит».
Вид обучения
Внутри компании
Внешнее
Электронный университет
SmartNet
Индивидуальные
Групповые
Вид обучения
Системные тренинги
Проводяться штатными тренерами компании
Специальные и инновационные тренинги
Проводятся тренинговыми компаниями
Рисунок 4 - Виды учёбы ООО «Фаворит»
В соответствии с организационной структурой управления компании персонал ООО «Фаворит» включает следующие категории:
Администрация: директор; заместитель директора.
Главный специалист, инженер-строитель, оценщики.
Обслуживающий персонал: кассир; водитель; охранник.
Технический персонал: уборщик.
К категориям персонала компании, которая подлежит развитию принадлежит администрация и персонал, поскольку эти категории работников являются основным персоналом компании, которой является «Фаворит». Что касается внутренней учёбы, то средства, которые компания тратит на него, циркулируют внутри компании, здесь инвестиции в развитие персонала выступают в виде заработной платы штатных тренеров, потому, что именно они занимаются проведением тренингов. Совсем другая ситуация складывается вокруг внешней учёбы: средства компании выходят за ее между, то есть, прежде всего, компания должна быть уверена в эффективности именно этих внешних тренингов. Кроме того, услуги, которые предлагают тренингу компании стоят значительно больше чем большинство внутренних видов учёбы. Как правило стоимость одного двухдневного тренинга равняется в среднем месячной заработной оплате штатного тренера компании.
Таким образом, процедура оценки деятельности персонала, его поведения включает оценку выполнения им специфических задач и достижение определённых целей и не ограничивается простой регистрацией у него конкретных деловых качеств. Проанализировав предложенные мероприятия, определив расходы и результаты, вычислим прогнозируемые расходы и выгоды, коэффициент эффективности внедрения мероприятий и срок их возвращения.
2.3. Определение экономической эффективности проекта
Система оценки социально-экономической эффективности инвестиций в персонал ООО «Фаворит» должна выглядеть следующим образом. В качестве инструмента оценки рекомендуется использовать метод «360°», который является достаточно надёжным благодаря тому, что информация о действиях персонала в реальных ситуациях, а также о проявленных им профессиональных качествах поступает от сотрудников, которые общаются с ним на разных уровнях управления компанией: руководителя, коллег, подчинённых, клиентов и непосредственно самого рабочего. В качестве показателей эффективности деятельности персонала следует проанализировать динамику таких экономических показателей, как объем, выполнение плана и темп прироста продаж, прибыль.
Действующая экономическая ситуация серьёзно отобразилась как на объёмах продаж, так и на особенностях работы с клиентами, которые стали более требовательными и экономными. В условиях ещё более жёсткой конкуренции требования к работе персонала становятся все более высокими. На сегодня уже недостаточно тех знаний и умений, которые позволяли эффективно работать в условиях стабильной экономики. В связи с этим в течение 2016 г. компанией ООО «Фаворит» было организовано несколько тренингов для разных категорий персонала.
Учёба проводилась как внутренними силами, то есть штатными тренерами компании, так и заказывалось во внешних тренинговых компаниях. В течение 2016 г. учёбам были охвачены такие категории персонала, как директора и оценщики.
В табл. 14 представлены данные относительно проведения учёбы работников ООО «Фаворит» в течение 2016 г.
Таблица 12- Формы учёбы сотрудников ООО «Фаворит» в 2016 г.
№ |
Название тренинга |
Категория персонала |
Форма проведения |
Стоимость, тыс. руб. |
Численность персонала, лиц |
Период проведения, месяц |
1 |
Ключевые компетенции менеджера |
Директор и заместитель |
Внешний |
6000 |
1 |
Май |
2 |
Командообразования |
Директор и заместитель |
Внешний |
15150 |
1 |
Сентябрь |
3 |
Технология оценки |
Менеджеры |
Внутренний |
4800 |
2 |
Сентябрь |
Стоимость внутреннего тренинга рассчитана исходя из того, что средняя заработная плата тренера по совместительству в ООО «Фаворит» представляет 24000 руб., а подготовка и проведение тренинга занимает приблизительно 20% его рабочего времени. При введении в штат 1-го тренера имеем следующий расчёт: 24000 руб. * 20% = 4800 руб.
Оценку экономической эффективности инвестиций в развитие персонала проведём на примере одного из ООО «Фаворит», который находится в г. Казань. Директор проходил учёбу на тренинге «Ключевые компетенции менеджера» в мае в 2016 г. Тренинг был направлен на:
формирование знаний о ключевых профессиональных компетенциях руководителя;
развитие практических навыков постановки заданий, планирования, принятия решений, организации рабочего процесса, делегирования, контроля, анализа и оценки достигнутых результатов;
практическое отрабатывание поведенческих навыков в соответствии с разными стилями управления.
С целью оценки эффективности тренинга проанализируем динамику абсолютных и относительных экономических показателей деятельности ООО «Фаворит» в течение января-августа в 2016 г. Выбор именно этого периода оправдан тем, что в сентябре проводилось ещё несколько форм учёбы персонала, которая также повлияла на экономические показатели деятельности ООО «Фаворит». кроме того, по методологии Киркпатрика три месяца человеку достаточно, чтобы усвоить получении знания, окончательно закрепить новые способы поведения в профессиональной деятельности, табл. 13.
Таблица 13 - Анализ динамики общих экономических показателей деятельности ООО «Фаворит» в течение января-августа в 2016 г.
Показатель |
январь |
февраль |
март |
апрель |
май |
июнь |
июль |
август |
Объем продажи плановый, тыс. руб. |
1119,4 |
972,0 |
932,1 |
916,2 |
903,1 |
931,3 |
975,0 |
1022,8 |
Объем продажи фактический, тыс. руб. |
1103,7 |
956,4 |
916,2 |
890,6 |
901,3 |
949,0 |
998,4 |
1047,3 |
Чистая прибыль, тыс. руб. |
167,2 |
153,2 |
147,5 |
144,7 |
145,7 |
151,8 |
158,3 |
164,5 |
Выполнение плана, % |
98,6 |
98,4 |
98,3 |
97,2 |
99,8 |
101,9 |
102,4 |
102,4 |
Темп роста объёма продаж цепной, % |
– |
86,7 |
95,8 |
97,2 |
101,2 |
105,3 |
105,2 |
104,9 |
Темп роста чистой прибыли цепной, % |
– |
91,6 |
96,3 |
98,1 |
100,7 |
104,2 |
104,3 |
103,9 |