Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 3
Введение
Организации отличаются от других тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. Управление, один из главных ключевых моментов в достижении целей организации, ведь в разных компаниях не может быть одного и того же результата, так как стиль руководства может различаться, поэтому и тем самым можно объяснить различие уровня и качества работы по достижению целей той или иной организации. Тема лидерства становится популярнее, за счет того, что организации понимают, что качество работы зависит на прямую от их умения и потенциала в управлении персоналом.
Проблема лидерства, это проблема принятия быстрых и правильных решений и несение ответственности за данное решение, так же, за качество работы и подчиненных, и за их показатели, несет ответственность несет руководитель. В управление персоналом лидерские качества и умение преподнести их грамотно коллективу, является одним из главных пунктов в управлении. Лидерские качества позволяют руководителю выделиться среди персонала, заслужить уважение и стать хорошим руководителем, для достижения качественной и успешной работы. Отношение и влияние руководителя ставится выше, чем какие-либо методики.
Основная цель изучения является изучение сущности лидерства, его проблемы в управленческой деятельности и его изучении при взаимоотношении с коллективом.
Объектом изучения в данной курсовой работе является управленческая деятельность в организации.
Предметом изучения в данной курсовой работе является руководство и управление персоналом.
Цели и задачи изучить основные понятия лидерства и его проблемы в управлении персоналом.
Глава 1. Понятие лидерства и его сущность.
1.1 Понятие лидерства. Качества лидерства.
Лидерство - это возможность оказывать правильное влияние на коллектив, а также, на отдельные личности, тем самым направляя их труд на правильный лад и на достижения целей, поставленных компанией. Лидерство основывается на социальном взаимодействии и на взаимодействии в самой организации. В компании обязательно должен быть «лидер», ведь без его существования, не будут достигнуты цели и организация просто перестанет развиваться.
Быть руководителем и лидером в определенной организации, это не одно и тоже. Быть руководителем, еще не означает быть лидером среди подчиненных, хоть оба этих значений имеют один смысл, а также направленны на один и тот же результат.
Руководитель- это человек, который принимает решения по определенным вопросам, обязательным для выполнения его подчиненными, на основании занимаемой должности. Также, руководителю для того чтобы руководить, дается указание от высшего руководства и передача полномочий.
Лидер- это человек, занимающий определенную должность и имеющий авторитет среди своего коллектива. Он должен быть уверенным в себе, ведь будучи уверенным, он вселяет уверенность и в свой коллектив. Должен уметь грамотно и доходчиво излагать свои идеи, быть инициативным. В данном случае, лидером становятся по мнению коллектива, а не высшего руководства, имеющий способность вести за собой коллектив. Лидер выдвигается за счет мнения коллектива, но в большей степени, за счет личных качеств. Основной задачей лидера, является стимулирование коллектива на достижение поставленных рабочих целей, а также заботиться о средствах, с помощью которых достигаются эти цели.
У каждого лидера, есть определенные качества, которые мы рассмотрим ниже.
Каждый лидер должен иметь в себе такие качества, как:
- Перспектива руководства- у каждого руководителя должно быть это чувство, тем самым, он способствует и делает все необходимое, для достижения поставленных задач и целей.
- Убедительность руководителя- руководитель, должен не только приказывать своим подчиненным, но и мотивировать их к выполнению целей. Конечно, бывают моменты, когда без приказов не обойтись, но в основном, используется мотивация сотрудников, ведь сотрудники будут более заинтересованы в достижении целей поставленных задач.
- Настойчивость на результате-при неудачном результате, руководитель не должен опускать руки и бросать дела. Наоборот, должен зациклиться на поставленной задаче и каким-либо способом добиться успеха.
- Терпение руководителя- каждый руководитель должен проявлять умение не спеша продумывать шаги по достижению целей, умение ждать и выбирать нужные моменты для реализации.
- Заинтересованность руководителя на поставленной цели- каждый руководитель, должен быть заинтересован в своей работе и в достижении целей. На своем примере показывать подчиненным желание и способность решения непростых задач.
Если все эти качества будет сочетать в себе руководитель в управленческих решениях, то организация несомненно добьется успехов в поставленных задачах.
Лидер отличается от руководителя тем, что руководителем становится по приказу выше стоящего руководства, неважно, будут ли его уважать коллеги или не будут, поэтому не каждый руководитель может стать лидером. А лидер, в свою очередь, может не занимать руководящую должность по приказу, но будет считаться лидером в своем коллективе, за счет своих качеств и успехов. Лидер обязан иметь и развивать в себе разные качества, чтобы добиться поставленных задач и целей.
Выделяют такие виды лидерства, как формальное и неформальное. Формальное крепится на установленных правилах взаимоотношений, а неформальное на личностных взаимоотношениях руководителя в коллективе.
Рассмотрим каждое из них.
Формальное лидерство- это руководитель, который управляет работой других, при этом он несет за результат этой работы большую ответственность. Руководитель вносит порядок, последовательность и методы исполнения работы коллективом. Взаимодействует с коллективом в установленных рамках по достижению поставленных целей организации.
Формальный руководитель предпочитает рабочие отношения, соответствуя тем ролям, которые занимают его подчиненные в организации, а также порядок во взаимоотношении с персоналом. Производит контроль за качеством и реагируя на отклонения по достижению целей организации. Формальный лидер имеет поддержку в виде делегированных ему полномочий и действует в определенном функционале компании. Отличие формального от неформального лидера в том, что неформальный выдвигается за счет своих личностных качеств и способности оказывать воздействие на своих подчиненных. В данном виде лидерства, влияние на персонал должно быть постоянным. Воздействие руководства должно распространяться на весь коллектив подчиненных.
Формальный лидер- в основном не дружелюбный, лишние темы со своими подчиненными не обсуждает. Четко всему коллективу раздает определенные задачи и цели, при этом строго контролируя весь рабочий процесс по достижению целей и задач со стороны своих подчиненных. Приучает свой коллектив нести наказание за ошибки и обучает ответственности за сделанные и не сделанные дела.
Ниже приведена таблица №1, какими качествами должен обладать формальный лидер.
Качества |
Описание качеств |
Физиологические качества |
Приятная внешность, энергичность, высокая работоспособность. |
Психологические качества |
Властность, уравновешенность, независимость, упорство, самоутверждение и нацеленность на результат. |
Интеллектуальные качества |
Хороший уровень интеллекта, хорошая память, развитая логика. Знания своего дела, быстрота принятия решений в любых ситуациях и быстрое принятий решений в проблемных ситуациях по их устранению. |
Личностные качества |
Организованность, воспитанность, уравновешенность, гибкость. |
Табл. 1
Неформальный лидер – это человек, который не всегда имеет какого-то особого положения или руководящей должности, которая была назначена руководством выше. Однако его мнение порой даже ценится выше, чем у руководителя организации. Главное достоинство такого человека – его качества, которые и делают его лидером организации. Благодаря наличию особого опыта и модели поведения он завоевывает доверие окружающих людей. Он вызывает восхищение, за ним готовы все идти и даже менять свое мнение в пользу этого человека. С неформальным лидером люди стремятся завязать дружбу, укрепить отношения, и это никак не связано со служебной иерархией или договоренностями.
Ниже приведена таблица №2, какими качествами должен обладать неформальный лидер:
Табл.№2
1.1.3 Типы лидерства.
Различают несколько типов лидерства:
- Деловое- заключается в высокой компетенции руководителя, умение лучше решать задачи и бороться с возникшими проблемами. Данный вид, более сильно влияет на руководство.
- Эмоциональное- возникает на основе человеческих симпатий в организации. Данный вид лидера вызывает у коллектива доверие, вселяет надежду на достижение нужных результатов, а также, создает психологический комфорт во время работы в коллективе.
- Ситуативное- отличие данного типа лидерства заключается в том, что оно несет временное ограниченность и контакт с определенной ситуацией. Также вступает в взаимоотношения с коллективом только во время определенных возникших ситуациях.
Стиль управления- совокупность черт характера руководителя, манера его поведения среди коллектива, которые проявляются в руководстве и в отношениях с персоналом. Стиль управления, позволяет руководителю влиять на подчиненных. Стили управления складываются под определенными ситуациями и условиями.
Ниже рассмотрим их:
1. Авторитарный (директивный) стиль управления- руководитель предоставляет минимум информации своим подчиненным, так как никому не доверяет, старается избавиться от сильных и талантливых работников, требует, чтобы все моменты работы и процессы достижения докладывали незамедлительно ему, лично сам принимает решения в решении поставленных задачах или же отменяет сам какие-либо решения. К мнению коллектива не прислушивается, всегда решает все сам. В методах управления использует приказы, указания, выговоры, штрафы и лишение различных компенсаций и премий. Чаще всего такой руководитель будет с коллективом груб и резок. В следствии чего, в коллективе складывается неблагоприятная атмосфера. У руководителя интерес к работнику как к личности совершенно отсутствует. При подборе кадров, такой руководитель будет бояться квалифицированных работников и будет стараться избавиться от них. К знаниям не тянется, считает, что сам все знает.
Данный стиль руководства отрицательно складывается на психологическом климате в коллективе и соответственно, сказывается на качестве работы. Авторитарный стиль хоть и обеспечивает в своем роде высокую производительность, но тем самым, вызывают в человеке злобу и страх к руководителю.