Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 39
Скачиваний: 3
2. Демократический стиль управления- основывается на распределении должностных обязанностей, ответственностью между руководителем и сотрудниками. В отличии от предыдущего стиля, в демократическом, руководитель прислушивается и совещается со своим коллективом, а также принимает решения совместно с подчиненными. Это совершенно не означает, что руководитель что-то не понимает, а наоборот, во время обсуждения могут возникнуть новые идеи, которые можно применить в достижении поставленных задач. В отличии от предыдущего стиля, руководитель проявляет внимание к каждому сотруднику, в следствии чего в коллективе складываются добрые и благоприятные условия для работы, а соответственно, больше шансов достичь поставленные цели и задачи. Общение происходит в виде просьб, советов, пожеланий. Также, руководитель мотивирует свой персонал на хорошую и качественную работу. Данный стиль хорошо влияет на здоровье, психологическое и физическое состояние подчиненных, так как нет стрессовых ситуаций и постоянного контроля в грубой форме. Тем самым, вызывая интерес и стремление добиться поставленных задач. В подборе кадров предпочитает грамотных и деловых людей. Плюс данного стиля, что руководитель сам постоянно повышает уровень своих знаний и того же требует от своих подчиненных.
3. Либеральный стиль управления- руководитель малоактивен, старается меньше участвовать в решении каких-либо проблемных ситуациях или поставленных задачах. Редко контролирует процесс работы своего коллектива, старается избегать вопросов. Доверяет своему коллективу и всю ответственность возлагает на персонал. Такой способ развивает в коллективе творческий подход к работе, заинтересованность в достижении задач и учит быть ответственными за своими решения, позволяет персоналу проявить себя и тем самым, создает благоприятный психологический климат внутри коллектива. В данном случае, руководитель либерально стиля, подбором кадров не занимается. Занимается своим обучением, а также поощряет персонал в повышении своих знаний.
4. Патиархальный стиль управления- руководитель заботиться о своих подчиненных. В ответ, должен получить благодарность за заботу, а также верность. Мотивирует своих подчиненных через личную зависимость. Власть в данном стиле не делегируется и остается у руководителя. Контролирует руководитель выборочно, на свое усмотрение.
5. Харизматичный стиль управления- данный стиль схож с патриархальным стилем, но, авторитет харизматичного руководителя выше, чем в патриархальном и имеет персональный характер. Отсутствие строгих прав и обязанностей. Обычно, спрос на таких руководителей растет кризисных или в чрезвычайных ситуациях.
6. Автократический стиль управления- в данном случае, контакт руководителя и подчиненных очень слаб. Выполняет указания высшего руководства.
7. Бюрократический стиль управления- руководитель предпочитает в общении с коллективом анонимность и формальность отношений между ними. Информация передается по формальным каналам от руководителя. Силы руководителя распределяются на второстепенные дела.
8. Кооперативный стиль управления- процесс работы активизируется на основе взаимодействий между руководителем и его подчиненными. Подходит данный стиль больше под решение каких-либо творческих задач. Данный стиль руководства сближает руководителя организации и его подчиненных. Также, имеет место нематериальная мотивация персонала, за качественную работу и достижение поставленных задач.
9. Тренерский стиль управления-использовать данный стиль нужно не постоянно, служит для подготовки сотрудников к кооперативному стилю управления. Одной из целью данного стиля является изучение сильных и слабых сторон сотрудника, для выявления и предотвращения появления недостатков работы при достижении поставленных задач.
Достижение максимальных результатов невозможно без использования всех этих стилей, каждый руководитель организации должен это понимать. При выборе конкретного стиля руководства, должны учитываться следующие факторы. Какова ситуация на данный момент в организации для достижения поставленной задачи. Если во время работы возникают проблемы, необходимо определить тип проблемы. Если руководитель не сможет справится с огромной проблемой, то привлекаются уже специалисты. Также обязательно нужно учитывать контингент коллектива. Возраст, пол и время и качество работы. В зависимости от данных факторов, необходимо выбирать стиль управления. Для того, чтобы стать удачным руководителем, требуются специальные навыки и качества, называемые компетенциями. Успешные лидеры отличаются друг от друга пониманием себя, своего настроения и эмоций, также способностью регулировать их и направлять в правильный и нужный лад. Соответственно они понимают эмоциональное и психологическое состояние и своих подчиненных, умеют поддерживать отношения с рабочим коллективом.
Но, в каждом из стилей управления, есть свои плюсы и свои минусы. Рассмотрим некоторые из них их в таблице №2, которая представлена ниже:
Стиль управления персоналом |
Плюсы стиля |
Минусы стиля |
Авторитарный |
Способствует соблюдать сотрудников дисциплину на рабочем месте, используя выговоры, штрафы. Сотрудники понимают, что за любую ошибку могут понести наказание. Благодаря контролю за сотрудниками, руководитель в курсе всех процессов работы. |
Возможна утечка кадров, так как не все сотрудники могут принять такой контроль в работе. Принятие решений самому, отнимает больше времени, уменьшая его на важные решения. |
Демократический |
Сотрудникам нравится то, что руководство прислушивается к их мнению, считают себя важным звеном в достижении целей, тем самым растет рабочий стимул в коллективе. Маленькая текучка. Персоналу нравится работать, психологически легко находится в рабочем процессе. Так же, руководитель, прислушиваясь к мнению коллектива, уменьшает свои шансы допустить ошибки в принятии решений, не то что в одиночестве. |
Нужно правильно и аккуратно использовать данный стиль в управлении персоналом, так как может упасть работоспособность персонала и соответственно сама дисциплина. |
Либеральный |
Руководитель не «заваливает» работой. |
Минус данного стиля в том, что руководитель перекладывает все работу, все принятия решений и так же ответственность за принятые решения на своих подчиненных, занимая свое должность «условно». Персонал никто не контролирует, тем самым может пропасть дисциплина и ухудшиться качество работы и ключевые показатели. |
Табл.№2
1.2 Проблема лидерства.
Основной проблемой является то, что не каждый руководитель может стать лидером или научиться им быть. Данная проблема заключается в его воспитании и в его обучении. От лидера требуется тесное общение как с группами, так и наедине с каждым сотрудником. Играют не малую роль его личностные качества, такие как: владение ситуацией, быстрое и верное принятие управленческих решений, взаимодействие со всем коллективом.
Рассмотрим и другие, возможные, проблемы, которые встречаются в управлении.
Общение- является основным способом передачи информации между людьми, способствует познаванием друг друга, взаимодействие с другими людьми. При отсутствии общения деформируется личность человека, что в дальнейшем может сказаться на психическом состоянии. В большинстве случаев, все проблемы в руководстве связаны именно с общением.
В наше время, неумение слушать, является ключевым моментом в плохом общении.
Можно выделить некоторые пункты в общении с человеком, такие как:
- Рекомендация, совет, решение;
- Согласие, похвала;
- Указание на целесообразность;
- Поучение;
- Критика, осуждение, обвинение;
- Допрос, выяснение чего-либо;
- Брань, унижение;
- Поддержка, сочувствие;
- Отвлечение внимания, шутки;
- Предупреждение, угроза.
Данные виды реакций, иногда называют барьерами слушания, за счет того, что оказывают плохое воздействие на человека. При разговоре, данные приемы, мешают человеку сосредоточиться на разговоре и нарушают его ход мыслей. В таком случае, человек автоматически начинает себя защищать, но тем самым вызывает возмущение и недовольство. По этой причине он начинает отстаивать только свою точку зрения, вместо того чтобы поделиться своими мыслями и идеями. К сожалению, чаще всего мы это делаем неосознанно, отсюда и исходит проблема неумение слушать и слышать.
Слушание – это целый процесс и каждый ответственность за общение. Этот процесс требует наличия определенных навыков. Слушание на самом деле является умением общаться, поэтому слушать нужно учиться, ведь именно слушать приходится часто. Кроме этого, из всех видов общения умению слушать меньше всего учатся и меньше всего совершенствуют. Каждый из нас может слушать более эффективно, только этому нужно упорно обучаться.
Человек слышит все, но это не означает то, что все что он слышит, запоминает. К сожалению, запоминается только то, что заинтересует человека. Отсюда и проблема, человек слышит только то, что хочет и что ему нравится. Разница в скорости речи и умственной деятельности так же может знать причиной невнимательности, например, когда говорят медленно и неинтересно, однотонно. Для того, чтобы улавливать донесенную информацию и запомнить ее, нужно слушать внимательно, не на что не отвлекаясь. Слушание- сложный труд, поэтому часто наше внимание быстро исчезает, и важная информация не запоминается.
1.2.3 Проблема общения в управлении.
Главным фактором в успешной рабочей деятельности, является уверенность в собственных силах. Данный фактор может быть вручен с детства, но, если этого нет, то нужно выработать этот фактор целенаправленно.
Основные пути выработки уверенности в себе:
- Освоение и усовершенствование профессионализма;
- Вести себя спокойно и адекватно в любых ситуациях;
- Контролировать свое здоровье, как физическое, так и эмоциональное, а также контролировать работоспособность;
- Поддержание внешнего вида;
При формировании положительных качеств характера придется приложить много усилий, благодаря чему будет формироваться уверенность в человеке. Деловое общение держится именно на уверенности себе, на том, как мы преподносим себя собеседнику, это дает собеседнику понять, что человек знает, чего он хочет и при этом, считается с мнением окружающих его людей. Уверенный в себе человек говорит внятно, понятно, разборчиво. А неуверенный, мямлит, речь у такого человека несвязна.
1.2.4 Межличностные конфликты.
Конфликт – это столкновение противоположных интересов (целей, позиций, мнений) на почве соперничества; это отсутствие взаимопонимания по различным вопросам, связанное с острыми эмоциональными переживаниями.
В число основных компонентов конфликта входят:
- Объект конфликта;
- Участники конфликта;
- Конфликтная ситуация;
- Инцидент;
Объект конфликта – социальное явление, вызывающее данную конфликтную ситуацию. Борьба за право владеть этим явлением и приводит к конфликту. Объект конфликта характеризуется тем, что он может быть, как материальным, так и психологическим объектом, но всегда достаточно значим для участников конфликта, хотя эта значимость может быть чисто ситуативной, обычно является одним из факторов, определяющих поведение конфликтующих. Вот почему точное знание объекта позволяет относительно точно спрогнозировать это поведение.
Участники конфликта – определенные лица, группы людей и даже организаций. Наличие объекта и участников конфликта образует конфликтную ситуацию. Участники конфликта связаны определенными отношениями, так как каждый из них претендует на единоличное манипулирование объектом.
Однако конфликтная ситуация может существовать, но конфликта может не быть. Другими словами, конфликт может долго оставаться на потенциальном уровне, не переходя в реальное действие. Для того чтобы конфликт перерос из потенциального в реальный, необходим инцидент, то есть действия со стороны участников конфликта, направленные на овладение объектом и ущемляющие интересы другой стороны.
К возникновению конфликтов могут привести определенные действия людей. Вот почему необходимо хорошо представлять, какие действия ведут к конфликтам. К конфликтам располагает следующее поведение, такое как:
- Открытое недоверие;
- Несдержанность;
- Перебивание собеседника;
- Открытое проявлении антипатии к собеседнику;
- Постоянные придирки;
- Отрицательная оценка собеседника;
- Угрозы;
- Неискренность;
- Игнорирование попыток собеседника сгладить противоречия;
На ранних этапах изучения конфликтов широко использовали термин «разрешение конфликтов», который предполагал, что конфликт можно и также необходимо разрешать. Таким образом, целью разрешения конфликтов было некоторое идеальное бесконфликтное состояние, где люди работают в полной гармонии.
Однако в последнее время произошло изменение отношения специалистов к конфликтам: во-первых, были осознаны усилия по полному разрешению конфликтов; во-вторых, увеличилось количество исследований, указывающих на позитивные функции конфликтов.
Ученые выделяют следующие пять основных способов управления и регулирования конфликтами:
- Соревнование (конкуренция);
- Приспособление как принесение в жертву собственных интересов ради другого;
- Компромисс;
- Избегание (уклонение);
- Сотрудничество как создание участниками конфликта альтернативы, полностью удовлетворяющей обе стороны.
Соревнование- предполагает активные действия одного человека и самобытный, самостоятельный путь выхода от другого человека. Наиболее эффективен этот способ в условиях, когда исход событий очень важен для вас, когда вы обладаете достаточным авторитетом и властью, а также когда вы находитесь в критической ситуации, которая требует быстрого, даже мгновенного реагирования и ее решения; когда у вас нет иного выбора; когда вы можете дать понять группе людей, что находитесь в тупике, тогда как кто-то должен повести их за собой.