Файл: Педагогический авторитет преподавателя физической культуры, тренера.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 546

Скачиваний: 9

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных проблем современного образовательного процесса является подготовка преподавателей физической культуры, способных к самореализации в многофункциональной профессиональной деятельности. В условиях модернизации образования роль педагогического мастерства преподавателя в формировании разносторонности педагогических кадров значительно возрастает и должна соответствовать современному уровню развития образования в обществе. Изложенное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.

Одним из приоритетных направлений развития науки в области физической культуры и спорта являются теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения и переподготовки кадров.

Профессиональная подготовка педагогических кадров является необходимым условием для повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни общества.

Именно профессионально-педагогические кадры смогут обеспечить комплексное решение проблем физического воспитания и оздоровления общества, направленное на физическое и духовное совершенствование и формирование в обществе осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом, сумеют сформировать в массовом сознании понимание жизненно необходимой двигательной деятельности с использованием средств физической культуры, повысят интерес к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом с использованием их средств.

Профессиональная подготовка кадров по физическому воспитанию определяется уровнем педагогического мастерства в области физической культуры и спорта. Педагогическое мастерство компетентного специалиста основывается на знаниях, умениях и навыках как в спортивной подготовке, так и в сфере образования и воспитания в целом. Специалист, не владеющий профессиональными знаниями, умениями и навыками в спортивной подготовке, не сумеет качественно реализовать свои замыслы в учебно-тренировочном процессе и квалифицированно выполнять функции в педагогической системе.

Объектом исследования является педагогическая деятельность преподавателя физической культуры.

Предмет исследования – методы реализации педагогических задач в преподавании физической подготовки.

Цель курсовой работы состоит в последовательном изучении особенностей реализации целей и задач преподавателя физической культуры, определение характерных черт и особенностей реализации образовательных задач.


1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ

1.1 Особенности педагогической деятельности в спортивном образовании

Успех любого спортивного объединения определяется вкладом тренера в сплочение детского коллектива, имеющимися умениями оказывать психологическую поддержку и педагогическую помощь каждому игроку спортивной команды.

Проблемы организации образовательной, учебно-тренировочной работы в спортивных группах рассматривали в работах Ю.В. Верхошанский, П. И. Веселов, С.И. Вовк, А.А. Зинкин, А.А. Исаев, А.В. Кузнецов, Н. Г. Озолин, С.В. Тюленьков, В.П. Филин, Н.А. Фомин, В.Н. Шубина и др.

Исследователи отмечают, что ведущим направлением работы педагогов в спортивных объединениях является поддержка мотивации детей к дальнейшему саморазвитию в избранном виде спорта, являясь для детей примером верности выбранной спортивной специализации.

Как отмечает А.А. Зинкин в работе «Педагогическое мастерство тренера», чтобы управлять поведением юного спортсмена, тренеру необходимо обладать широким кругозором, быть компетентным в разных сферах научного знания.

Так, понимать скрытые от внешнего наблюдения чувства и переживания ребенка невозможно без знания психологии личности.

Другими необходимыми знаниями тренера, работающего с детским спортивным объединением, является глубокое знание анатомии и физиологии развития детей на каждом возрастном этапе. Знания в области физического развития детей позволяют тренеру грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системы организма.

Знания в области педагогики позволяют тренеру осуществлять образовательный процесс на основе решения воспитательных задач, формирования у юных спортсменов правил здорового образа жизни, мотивацию к саморазвитию, к систематическим занятиям спортом, ответственное отношение к спортивному режиму, к следованию правилам безопасного поведения и др[1].

Коммуникативные качества тренера позволяют реализовать исистему тренировочных занятий, умело управлять деятельностью детей на учебно-тренировочных занятиях, давать точные указания, команды, побуждать к взаимодействию всех игроков спортивного объединения.


Коммуникативные навыки тренера позволяют решать задачи социально-коммуникативного развития детей, содействуют сплочению команды.

А.В. Кузнецов отмечает значимую роль тренера, не только как наставника, но и как примера для подростков в самореализации спортивной карьеры. Тренер – наставник подростков должен обладать не только хорошо развитыми физическими способностями, но и определенными чертами характера (таблица 1).

Таблица 1. Характеристика профессионально-личностных качеств руководителя спортивного объединения подростков

Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной

деятельности

Качества, препятствующие эффективной профессиональной деятельности

Профессиональные качества

физическая сила, оптимальная для данного вида спорта; способность к волевому саморегулированию; физическая выносливость; высокая психическая и эмоциональная устойчивость; быстрота реакции; хорошая координация движений;

высокий уровень развития моторной памяти (двигательной); пространственного мышления; гибкость, ловкость, сила.

отсутствие физической и психической выносливости; агрессивность;

авторитарность и др.

Личностные качества

терпеливость; сильная воля; упорство; стремление преодолевать неуверенность в себе; целеустремленность; адекватная самооценка; решительность, настойчивость, требовательность;

доброжелательность, честность, открытость и др.

безответственность, упрямство, равнодушие, слабоволие, низкая самооценка; недисциплинированность, вредные привычки, грубость, неуважительность, закрытость.

К структурным компонентам способностей тренера к спортивной деятельности могут быть отнесены: догадка (быстрый перебор возможных вариантов стратегии и тактики решения спортивных и педагогических задач, свернутая система рассуждений и действий); дифференциальная чувствительность; вероятностное прогнозирование; способность к обобщению, выявлению педагогических закономерностей в учебно-воспитательном процессе, творческий и разнообразный характер ведения тренировки, оперативность в решении различных задач в ходе тренировки и вне ее; кратковременная память; широта и гибкость конструктивных решений в ходе учебно-воспитательного процесса; использование разнообразных методических приемов обучения и способов педагогического воздействия[2].


У тренера, работающего с подростками, по мнению Н.Г. Озолина, должны проявляться типологические особенности лидера команды, руководителя. Авторитет тренера вызывает уважение детей.

Авторитет тренера можно рассматривать по двум параметрам:

1) деловые качества тренера как специалиста;

2) эмоциональные качества тренера как личности.

В большинстве случаев они сочетаются, однако бывают и расхождения. Конечно, идеальными являются случаи, когда тренер имеет авторитет, как мастера спорта, но при этом привлекает детей, как открытый интересный человек, с которым можно обсудить свои проблемы, поделиться секретами[3].

Эффективность руководства тренером спортивной командой определяется следующими ее показателями: сплоченностью, дисциплинированностью, направленностью на достижение высоких спортивных результатов.

Для социально-психологического климата в спортивной команде (на примере футбола) характерны, по мнению Н.Г. Озолина, следующие показатели: мотивация взаимодействия, сплоченность, совместимость, лидерство, конфликт. Наличие различных установок в деятельности тренера выступает главным фактором неоднозначного воздействия футбола как вида спорта на процесс социализации и индивидуализации личности спортсмена[4].

Результаты исследования, проведенного В.Н. Филиным, подтверждают, что в группах тренеров с узко-спортивной установкой (только на результат) у спортсменов подросткового возраста преобладает неадекватная самооценка, порождающая внутреннюю конфликтность, эмоциональную неустойчивость, неуверенность и высокую тревожность. И как следствие нестабильность выступлений на соревнованиях. С ростом спортивного мастерства наблюдается выраженные изменения в мотивации занятий спортом, прежде всего, возрастает роль личностно – престижной и материальной ориентации, при этом снижается интерес к спорту как таковому и стремление к самосовершенствованию в нем[5].

У подростков в спортивном объединении, занимающихся у тренеров с профессионально-педагогической установкой (ориентация не только на результат, но и на процесс воспитания спортсменов), не обнаружено приведенной выше тенденции в изменении мотивации. Доминирующими мотивами на всех этапах спортивного мастерства остаются мотивы совершенствования и социально-значимые мотивы[6].

Таким образом, профессиональная компетенция тренера должна сочетаться с его личностными качествами, позволяющими установить взаимодействие тренера-преподавателя с подростками – участниками спортивных объединений.


Профессионализм и личностные черты тренера дополняют и усиливают друг друга. Тренер, пользующийся уважением и любовью детей, может добиться лучших результатов, чем тренер с жестким авторитарным стилем управления подростковым спортивным объединением, создать мотивацию у подростков к спортивному совершенствованию.

1.2 Психолого-педагогические качества спортивного педагога

Профессиональная деятельность спортивного педагога относится к работе в системе «человек-человек» и во многом зависит от личностных качеств субъектов взаимодействия. Для того чтобы стать профессионалом в своей области, необходимо обладать не только практической подготовленностью, но и большим арсеналом методов и средств воспитания и обучения, быть незаурядной личностью, способной привести воспитанников к достижению результатов в спорте[7].

Все это обусловливает высокие требования к профессионально-педагогической культуре педагога, частью которой является педагогическое мастерство. Сущность профессионального мастерства спортивного педагога определяется внутренним содержанием предмета, выражающееся в единстве всех многообразных форм его бытия и можно выразить в ряде аспектов: - во-первых, педагогическое мастерство – это часть профессиональной педагогической культуры, проявляющейся в деятельности и становлении личности; - во-вторых, педагогическое мастерство способствует развитию профессиональных знаний, педагогических способностей, педагогической техники (культуры общения, культуры речи, умение управлять собой); - в-третьих, именно педагогическое мастерство обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности, что выражается в педагогическом творчестве и индивидуальном стиле учебно-тренировочной работы[8].

Проведенный анализ научно литературы выявил, что, говоря о сущности педагогического мастерства, авторы чаще отмечают, что педагог мастер - это специалист, умеющий так построить учебный процесс, чтобы при любых обстоятельствах, даже неблагоприятных условиях: - добиться нужного уровня воспитанности, уровня знаний и умений; - умения в совершенстве владеть наиболее эффективными методами обучения и воспитания; - умения активизировать умственную деятельность; - найти путь к формированию положительных эмоций; - эффективно проводить воспитательную работу с учащимися.