Файл: Педагогический авторитет преподавателя физической культуры, тренера.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 546
Скачиваний: 9
СОДЕРЖАНИЕ
1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Особенности педагогической деятельности в спортивном образовании
1.2 Психолого-педагогические качества спортивного педагога
2.МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ КАЧЕСТВ СПОРТИВНОГО ПЕДАГОГА
2.1 Особенности педагогического мастерства спортивного педагога
2.2. Конструктивные условия формирования личности преподавателя физической культуры
ВВЕДЕНИЕ
Одной из актуальных проблем современного образовательного процесса является подготовка преподавателей физической культуры, способных к самореализации в многофункциональной профессиональной деятельности. В условиях модернизации образования роль педагогического мастерства преподавателя в формировании разносторонности педагогических кадров значительно возрастает и должна соответствовать современному уровню развития образования в обществе. Изложенное подтверждает актуальность выбранной темы курсовой работы.
Одним из приоритетных направлений развития науки в области физической культуры и спорта являются теоретические и методические основы развития и совершенствования системы подготовки, повышения и переподготовки кадров.
Профессиональная подготовка педагогических кадров является необходимым условием для повышения роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни общества.
Именно профессионально-педагогические кадры смогут обеспечить комплексное решение проблем физического воспитания и оздоровления общества, направленное на физическое и духовное совершенствование и формирование в обществе осознанной потребности в занятиях физической культурой и спортом, сумеют сформировать в массовом сознании понимание жизненно необходимой двигательной деятельности с использованием средств физической культуры, повысят интерес к самостоятельным занятиям физической культурой и спортом с использованием их средств.
Профессиональная подготовка кадров по физическому воспитанию определяется уровнем педагогического мастерства в области физической культуры и спорта. Педагогическое мастерство компетентного специалиста основывается на знаниях, умениях и навыках как в спортивной подготовке, так и в сфере образования и воспитания в целом. Специалист, не владеющий профессиональными знаниями, умениями и навыками в спортивной подготовке, не сумеет качественно реализовать свои замыслы в учебно-тренировочном процессе и квалифицированно выполнять функции в педагогической системе.
Объектом исследования является педагогическая деятельность преподавателя физической культуры.
Предмет исследования – методы реализации педагогических задач в преподавании физической подготовки.
Цель курсовой работы состоит в последовательном изучении особенностей реализации целей и задач преподавателя физической культуры, определение характерных черт и особенностей реализации образовательных задач.
1. ХАРАКТЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
1.1 Особенности педагогической деятельности в спортивном образовании
Успех любого спортивного объединения определяется вкладом тренера в сплочение детского коллектива, имеющимися умениями оказывать психологическую поддержку и педагогическую помощь каждому игроку спортивной команды.
Проблемы организации образовательной, учебно-тренировочной работы в спортивных группах рассматривали в работах Ю.В. Верхошанский, П. И. Веселов, С.И. Вовк, А.А. Зинкин, А.А. Исаев, А.В. Кузнецов, Н. Г. Озолин, С.В. Тюленьков, В.П. Филин, Н.А. Фомин, В.Н. Шубина и др.
Исследователи отмечают, что ведущим направлением работы педагогов в спортивных объединениях является поддержка мотивации детей к дальнейшему саморазвитию в избранном виде спорта, являясь для детей примером верности выбранной спортивной специализации.
Как отмечает А.А. Зинкин в работе «Педагогическое мастерство тренера», чтобы управлять поведением юного спортсмена, тренеру необходимо обладать широким кругозором, быть компетентным в разных сферах научного знания.
Так, понимать скрытые от внешнего наблюдения чувства и переживания ребенка невозможно без знания психологии личности.
Другими необходимыми знаниями тренера, работающего с детским спортивным объединением, является глубокое знание анатомии и физиологии развития детей на каждом возрастном этапе. Знания в области физического развития детей позволяют тренеру грамотно воздействовать физическими упражнениями на различные органы и системы организма.
Знания в области педагогики позволяют тренеру осуществлять образовательный процесс на основе решения воспитательных задач, формирования у юных спортсменов правил здорового образа жизни, мотивацию к саморазвитию, к систематическим занятиям спортом, ответственное отношение к спортивному режиму, к следованию правилам безопасного поведения и др[1].
Коммуникативные качества тренера позволяют реализовать исистему тренировочных занятий, умело управлять деятельностью детей на учебно-тренировочных занятиях, давать точные указания, команды, побуждать к взаимодействию всех игроков спортивного объединения.
Коммуникативные навыки тренера позволяют решать задачи социально-коммуникативного развития детей, содействуют сплочению команды.
А.В. Кузнецов отмечает значимую роль тренера, не только как наставника, но и как примера для подростков в самореализации спортивной карьеры. Тренер – наставник подростков должен обладать не только хорошо развитыми физическими способностями, но и определенными чертами характера (таблица 1).
Таблица 1. Характеристика профессионально-личностных качеств руководителя спортивного объединения подростков
Качества, обеспечивающие успешность выполнения профессиональной деятельности |
Качества, препятствующие эффективной профессиональной деятельности |
|
Профессиональные качества |
физическая сила, оптимальная для данного вида спорта; способность к волевому саморегулированию; физическая выносливость; высокая психическая и эмоциональная устойчивость; быстрота реакции; хорошая координация движений; высокий уровень развития моторной памяти (двигательной); пространственного мышления; гибкость, ловкость, сила. |
отсутствие физической и психической выносливости; агрессивность; авторитарность и др. |
Личностные качества |
терпеливость; сильная воля; упорство; стремление преодолевать неуверенность в себе; целеустремленность; адекватная самооценка; решительность, настойчивость, требовательность; доброжелательность, честность, открытость и др. |
безответственность, упрямство, равнодушие, слабоволие, низкая самооценка; недисциплинированность, вредные привычки, грубость, неуважительность, закрытость. |
К структурным компонентам способностей тренера к спортивной деятельности могут быть отнесены: догадка (быстрый перебор возможных вариантов стратегии и тактики решения спортивных и педагогических задач, свернутая система рассуждений и действий); дифференциальная чувствительность; вероятностное прогнозирование; способность к обобщению, выявлению педагогических закономерностей в учебно-воспитательном процессе, творческий и разнообразный характер ведения тренировки, оперативность в решении различных задач в ходе тренировки и вне ее; кратковременная память; широта и гибкость конструктивных решений в ходе учебно-воспитательного процесса; использование разнообразных методических приемов обучения и способов педагогического воздействия[2].
У тренера, работающего с подростками, по мнению Н.Г. Озолина, должны проявляться типологические особенности лидера команды, руководителя. Авторитет тренера вызывает уважение детей.
Авторитет тренера можно рассматривать по двум параметрам:
1) деловые качества тренера как специалиста;
2) эмоциональные качества тренера как личности.
В большинстве случаев они сочетаются, однако бывают и расхождения. Конечно, идеальными являются случаи, когда тренер имеет авторитет, как мастера спорта, но при этом привлекает детей, как открытый интересный человек, с которым можно обсудить свои проблемы, поделиться секретами[3].
Эффективность руководства тренером спортивной командой определяется следующими ее показателями: сплоченностью, дисциплинированностью, направленностью на достижение высоких спортивных результатов.
Для социально-психологического климата в спортивной команде (на примере футбола) характерны, по мнению Н.Г. Озолина, следующие показатели: мотивация взаимодействия, сплоченность, совместимость, лидерство, конфликт. Наличие различных установок в деятельности тренера выступает главным фактором неоднозначного воздействия футбола как вида спорта на процесс социализации и индивидуализации личности спортсмена[4].
Результаты исследования, проведенного В.Н. Филиным, подтверждают, что в группах тренеров с узко-спортивной установкой (только на результат) у спортсменов подросткового возраста преобладает неадекватная самооценка, порождающая внутреннюю конфликтность, эмоциональную неустойчивость, неуверенность и высокую тревожность. И как следствие нестабильность выступлений на соревнованиях. С ростом спортивного мастерства наблюдается выраженные изменения в мотивации занятий спортом, прежде всего, возрастает роль личностно – престижной и материальной ориентации, при этом снижается интерес к спорту как таковому и стремление к самосовершенствованию в нем[5].
У подростков в спортивном объединении, занимающихся у тренеров с профессионально-педагогической установкой (ориентация не только на результат, но и на процесс воспитания спортсменов), не обнаружено приведенной выше тенденции в изменении мотивации. Доминирующими мотивами на всех этапах спортивного мастерства остаются мотивы совершенствования и социально-значимые мотивы[6].
Таким образом, профессиональная компетенция тренера должна сочетаться с его личностными качествами, позволяющими установить взаимодействие тренера-преподавателя с подростками – участниками спортивных объединений.
Профессионализм и личностные черты тренера дополняют и усиливают друг друга. Тренер, пользующийся уважением и любовью детей, может добиться лучших результатов, чем тренер с жестким авторитарным стилем управления подростковым спортивным объединением, создать мотивацию у подростков к спортивному совершенствованию.
1.2 Психолого-педагогические качества спортивного педагога
Профессиональная деятельность спортивного педагога относится к работе в системе «человек-человек» и во многом зависит от личностных качеств субъектов взаимодействия. Для того чтобы стать профессионалом в своей области, необходимо обладать не только практической подготовленностью, но и большим арсеналом методов и средств воспитания и обучения, быть незаурядной личностью, способной привести воспитанников к достижению результатов в спорте[7].
Все это обусловливает высокие требования к профессионально-педагогической культуре педагога, частью которой является педагогическое мастерство. Сущность профессионального мастерства спортивного педагога определяется внутренним содержанием предмета, выражающееся в единстве всех многообразных форм его бытия и можно выразить в ряде аспектов: - во-первых, педагогическое мастерство – это часть профессиональной педагогической культуры, проявляющейся в деятельности и становлении личности; - во-вторых, педагогическое мастерство способствует развитию профессиональных знаний, педагогических способностей, педагогической техники (культуры общения, культуры речи, умение управлять собой); - в-третьих, именно педагогическое мастерство обеспечивает высокий уровень самоорганизации профессиональной педагогической деятельности, что выражается в педагогическом творчестве и индивидуальном стиле учебно-тренировочной работы[8].
Проведенный анализ научно литературы выявил, что, говоря о сущности педагогического мастерства, авторы чаще отмечают, что педагог мастер - это специалист, умеющий так построить учебный процесс, чтобы при любых обстоятельствах, даже неблагоприятных условиях: - добиться нужного уровня воспитанности, уровня знаний и умений; - умения в совершенстве владеть наиболее эффективными методами обучения и воспитания; - умения активизировать умственную деятельность; - найти путь к формированию положительных эмоций; - эффективно проводить воспитательную работу с учащимися.