Файл: «Анализ и пути совершенствования производственной деятельности коммерческого банка» ..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 107
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ПЕРСОНАЛА БАНКА
1.1. Производительность клиентского менеджера в ПАО «Сбербанк»
1.2. Измерение производительности труда
1.3. Факторы, влияющие на производительность труда
1.4. Способы выявления факторов, влияющих на производительность сотрудников
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ БАНКА
Анализ так же показал, что на наличие перспектив в будущем оказывает влияние квалификация сотрудника. А качественный опыт работника не играет роли в его вовлеченности в деятельность компании и достижении целей.
Таким образом, развитие, корпоративная культура, возможные перспективы на будущее и вовлеченность банковских сотрудников оказывают наибольшее влияние на продуктивность их работы. Это объясняется тем, что участие всех работников необходимо и важно для достижения как их индивидуальных результатов, так и результатов компании в целом. Также путем включения новых разработок, совершенствования корпоративной культуры, предоставления большего количества преимуществ и возможностей можно заметить рост эффективности сотрудника и достижения результатов компании.
1.4. Способы выявления факторов, влияющих на производительность сотрудников
Для выявления факторов, предполагаемо влияющих на производительность сотрудников, авторы предыдущих исследований использовали методику проведения опроса. Сотрудники, отвечая на вопросы анкеты о составляющих их рабочего процесса, формировали базу для оценки того, насколько тот или иной фактор оказывает влияние на результаты их трудовой деятельности. Рассмотрим несколько примеров опросов, используемых для анализа детерминант производительности сотрудников.
Первая анкета - Health and Work Performance Questionnaire (HPQ), разработана Всемирной Организацией Здравоохранения и состоит из нескольких частей. Первая часть анкеты посвящена анализу физического и психического здоровья респондентов. В эту часть анкеты входят вопросы о состоянии здоровья в целом, наличии хронических заболеваний, частоте курения и употребления алкогольных напитков, о проблемах внимая и концентрации, о проблемах со сном и усталостью. Во второй части анкеты содержатся вопросы о работе респондента, а именно его должности, режиме работы, общем количестве фактических рабочих часов в неделю, о причинах пропуска работы, а также о последних трудовых достижениях и неудачах. Третий блок вопросов посвящен демографическим характеристикам опрашиваемых. Он содержит информацию о поле, возрасте, семейном положении, наличии у респондента детей, его уровне образования и ежемесячного дохода. (World Health Organization, 2001)
Вторая анкета – Job Satisfaction Survey целиком посвящена непосредственно измерению удовлетворенности сотрудника различными аспектами трудовой деятельности. (Paul E. Spector, 1994)
Третья анкета - Job Descriptive Index затрагивала пять основных аспектов, которые позволяли оценить удовлетворение сотрудника от собственной работы, стиля руководства, оплаты труда, карьерного роста и коллектива. (Smith et al., 1969)
Четвертая анкета – Minnesofa Satisfaction Questionnaire представляет собой небольшой опрос, состоящий из 20 вопросов и акцентированный на удовлетворенности сотрудником рядом составляющих рабочей атмосферы. (Weiss et al., 1967)
Последняя анкета – Job Diagnostic Survey. Анкета разработана исследователями из Йельского университета Ричардом Дж. Хэкманом и Грегом Р. Олдманом. (Hackman, Oldham, 1974) Она используется с целью выявления текущего уровня мотивации и производительности сотрудников компаний и нахождения способов улучшения этих показателей.
Таким образом, мы подготовили список из пяти альтернативных анкет, которые в той или иной степени релевантны для оценки факторов, влияющих на производительность сотрудников. Далее в работе будет приведен более развернутый анализ данных опросов на возможность их использования в текущем исследовании.
ГЛАВА 2 АНАЛИЗ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ БАНКА
2.1 Постановка исследовательского вопроса
Сотрудники компании представляют собой один из важнейших ресурсов организации, а значит, большое значение имеет выполнение ими максимально возможного объема задач при наименьших затратах времени. Что касается ПАО «Сбербанк», то важное место в наиболее выгодных финансовых сделках занимают клиентские менеджеры, которые обеспечивают выдачу кредитов организациям малого бизнеса.
Однако, на производительность клиентских менеджеров может оказывать влияние целый ряд факторов, которые так или иначе корректируют эффективность работы. Для достижения максимальных результатов необходимо понимать, какие детерминанты обеспечивают продуктивность того или иного клиентского менеджера с целью их дальнейшего совершенствования или поддержания на должном уровне.
Таким образом, сформулируем исследовательский вопрос: какие факторы оказывают влияние на производительность клиентских менеджеров ПАО «Сбербанк»?
В ранее проведенных работах по данной теме в качестве факторов, определяющих производительность сотрудников, отмечались качество руководства и отношение руководителя к сотруднику, наличие возможностей для обучения и развития сотрудников, мотивация и вовлеченность в работу, корпоративная культура, взаимоотношения в коллективе, комфортная рабочая среда, финансовые вознаграждения, возможность соблюдать баланс между работой и личной жизнью. В данной работе изучение влияния упомянутых факторов будет проводиться на основе данных опроса клиентских менеджеров. Опрос был составлен с опорой на наиболее релевантную анкету в области изучения продуктивности и уровня мотивации сотрудников – Job Diagnostic Survey. (Hackman, Oldham, 1974) Данный опрос активно используются в организационной практике и является основой исследований в области трудовой мотивации. Используя анкету «Job Diagnostic Survey», З. Криницына проводила анализ уровня мотивации персонала в организации через мотивационный потенциальный балл, предложенный Ричардом Дж. Хэкманом и Грегом Р. Олдманом. (Криницына, 2015). А в исследовании Р. Брайнера с помощью данного опроса были измерены и проанализированы источники стресса сотрудников на рабочем месте. (Briner et al., 2001) Опрос охватывает большинство факторов, обозначенных в более ранних работах по данной теме, однако, не все факторы, описанные в обзоре литературы. Исходя из этого, в работе были выдвинуты следующие гипотезы:
- Высокая вовлеченность сотрудников в работу положительно влияет на продуктивность;
- Безопасная и комфортная рабочая среда положительно влияет на продуктивность работы клиентских менеджеров;
- Уровень качества обратной связи от руководителя и качество его руководства влияют на продуктивность работы клиентских менеджеров;
- На продуктивность работы клиентских менеджеров влияет атмосфера в коллективе.
В ходе работы данные проверяются на достоверность и надежность. В качестве способа проверки надежности данных используется коэффициент альфа Кронбаха. Достоверность данных проверяется с помощью корреляционного анализа, а также тестов на равенство средних.
Для анализа влияния факторов на производительность применяется модель множественной линейной регрессии. Однако ввиду того, что переменных в работе оказалось больше, чем наблюдений, с целью сокращения числа переменных используется метод главных компонент. Компоненты включаются в регрессию, далее при помощи выделения переменных с наибольшим весом в каждой из компонент определяются оценки коэффициентов при переменных.
2.2 Методология исследования
Выявление факторов, влияющих на производительность работы клиентских менеджеров будет проводиться на основании данных опроса клиентских менеджеров ПАО «Сбербанк», проведенного среди сотрудников банка в городе Перми в 2018 году. В опросе приняли участие 33 менеджера из трех главных офисов города. Для проведения опроса необходимо было взять за основу анкету, когда-либо использованную в предыдущих исследованиях для оценки уровня продуктивности сотрудников. В процессе поиска подходящего опроса были рассмотрены пять наиболее релевантных анкет, описанных в пункте 1.4 данной работы.
При анализе набора из пяти анкет были сделаны следующие выводы. Первая анкета включала в себя в большей степени вопросы, касающиеся здоровья и жизнедеятельности сотрудника. Второй, третий и четвертый опросы затрагивали исключительно удовлетворенность сотрудников условиями их трудовой деятельности и не имели связи с их продуктивностью. Вторая и четвертая анкеты отличались сравнительно небольшим количеством вопросов. Это говорит о невозможности провести проверку на достоверность предоставленных ответов.
Важно добавить, что состав вопросов пятой анкеты – Job Diagnostic Survey в большей степени охватывал детерминанты продуктивности сотрудников, рассмотренных в теоретическом обзоре. Таким образом, для проведения дальнейшего исследования и опроса клиентских менеджеров ПАО «Сбербанк» была выбрана последняя анкета, она состоит из восьми разделов.
- В первом разделе респонденту предлагается оценить, в какой степени такие аспекты, как возможность самостоятельного принятия решений, степень сложности и вариативности задач, значимость его работы для компании, а также людей, с которыми он работает, частота обратной связи от руководителя и коллег присутствуют в его ежедневной работе.
- Вопросы второго раздела во многом пересекаются с вопросами из первой секции, что впоследствии даст возможность оценить достоверность полученных данных, однако, на данном этапе респонденту предлагается оценить не то, в какой степени предложенные утверждения присущи его работе, а то насколько точно они ее описывают.
- Третья секция включает в себя вопросы о том, что думает респондент о своей работе, в данной секции предлагаются утверждения, и измеряется степень согласия или не согласия с ними респондента.
- Вопросы четвертого раздела касаются удовлетворенности опрашиваемого определенными аспектами его работы.
- В пятой секции респонденту предлагается оценить, что думают его коллеги о работе в компании, и насколько они ей удовлетворены.
- Шестая секция посвящена тому, насколько сильно опрашиваемый хотел бы иметь условия работы, описанные в предлагаемых ему утверждениях.
- Вопросы седьмой секции во многом дублируют вопросы секции шесть. Разница состоит в том, что в секции 7 респонденту нужно выбрать из двух конкретных описаний условий работы наиболее предпочтительный.
- Секция восемь содержит вопросы, касающиеся биографии опрашиваемого и представляющих контрольные переменные исследования.
При составлении анкеты для данной работы были использованы все разделы Job Diagnostic Survey за исключением третьего, шестого и седьмого, поскольку вопросы данных разделов либо недостаточно релевантны целям и задачам данного исследования, либо повторяют вопросы, уже содержащиеся в других разделах. Помимо вопросов анкеты Job Diagnostic Survey в итоговую анкету, которую предлагалось заполнить клиентским менеджерам, были включены вопросы об их опыте работы в банковской сфере и опыте работы в ПАО «Сбербанк», выраженных в количестве лет. Таким образом, итоговая анкета состоит из 45 вопросов, среди которых 9 вопросов касаются личных характеристик менеджеров, а 36 вопросов касаются факторов, влияющих на продуктивность их работы. Перечень вопросов, взятых из опроса «Job Diagnostic Survey» был переведен на русский язык. Итоговая анкета представлена в Приложении 1. Каждый из вопросов анкеты представляет собой отдельную переменную, все переменные исследования описаны ниже. Описание зависимой переменной в таблице 1.
Таблица 1
Описание зависимой переменной
Переменная |
Описание |
Значение. % |
Performance |
Процент выполнения общего плана по продаже банковских продуктов |
[27,52; 150] |
Описание контрольных переменных исследования в таблице 2.
Таблица 2
Описание контрольных переменных
Переменная |
Описание |
Значение |
Gender |
Пол респондента |
1 – мужчина 0 – женщина |
<29 |
Возраст респондента от 20 до 29 лет |
1 – если да 0 – если нет |
<39 |
Возраст респондента от 29 до 39 лет |
1 – если да 0 – если нет |
Legally married |
Респондент замужем/женат |
1 – если да 0 – если нет |
Have girlfriend/boyfriend |
Респондент живет с молодым человеком/девушкой |
1 – если да 0 – если нет |
Live with parents |
Респондент живет с родителями |
1 – если да 0 – если нет |
Single |
Респондент живет один |
1 – если да 0 – если нет |
Children |
У респондента есть дети |
1 – если да 0 – если нет |
Very difficult |
Респондент оценивает уровень своего дохода, как очень низкий |
1 – если да 0 – если нет |
Enough |
Респондент оценивает уровень своего дохода, как достаточный |
1 – если да 0 – если нет |
More than enough |
Респондент оценивает уровень своего дохода, как высокий |
1 – если да 0 – если нет |
Experience in banking |
Опыт работы в банковской отрасли |
[0.5 ; 20] лет |
Experience in Sberbank |
Опыт работы в ПАО «Сбербанк» |
[0.5 ; 13] лет |
High(Specialist) |
Респондент имеет высшее образование, специалист |
1 – если да 0 – если нет |
High(Bachelor) |
Респондент имеет бакалаврскую степень |
1 – если да 0 – если нет |
High(Master) |
Респондент имеет степень магистра |
1 – если да 0 – если нет |