Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 153
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические основы бухгалтерской отчетности предприятия
1.1 Понятие, цели, задачи бухгалтерской отчетности
1.2. Требования к бухгалтерской отчетности
1.3 Баланс как источник информации бухгалтерской отчетности
2.1 Характеристика бухгалтерской отчетности на предприятии
2.2. Анализ эффективности деятельности организации ООО «Малыш»
1.2. Требования к бухгалтерской отчетности
Бухгалтерской отчетности должна давать достоверное и полное представление об имущественном и финансовом положении организации, его изменениях, о финансовых результатах ее деятельности.
Достоверной считается отчетность, если она сформирована по правилам, установленным в соответствии с нормативными актами, определяющими порядок ведения бухгалтерского учета и составления отчетности на территории РФ (рис.1).
Рисунок 1. Основные признаки достоверности бухгалтерской отчетности
Информация надежна, если она не содержит существенных ошибок и пользователи могут положиться на нее. Основные признаки достоверности:
- правдивое представление информации, т.е. соответствие между фактом хозяйственной деятельности и его квалификацией и оценкой в БФО;
- приоритет содержания над формой, т.е. операции учитываются и предоставляются в соответствии с их сущностью и экономической реальностью, а не юридической формой;
- осмотрительность, т.е. большая готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов;
- полнота, т.е. информация должна быть полной с учетом затрат на нее, пропуск может сделать информацию ложной.[11]
Чтобы бухгалтерская отчетность была полной, в ней следует отражать информацию о деятельности не только самой организации, но и ее филиалов, представительств и иных подразделений.
Для обеспечения полноты информации в отчетности должны быть отражены события после отчетной даты и условные факты хозяйственной деятельности, а также сведения по прекращаемой деятельности.
События после отчетной даты – факты хозяйственной деятельности, которые имели место в период между отчетной датой и датой подписания бухгалтерской отчетности и оказали или могут оказать влияние на финансовое состояние организации (объявление дебитора банкротом, обнаружение ошибки в бухгалтерском учете).
Уловные факты хозяйственной деятельности – факты, которые существуют на отчетную дату, но их последствия для организации полностью определить еще невозможно (незавершенные на отчетную дату судебные разбирательства).
Уместность – качественная характеристика, регламентирующая, какую информацию следует включать в отчетность. Информация способствует оценке прошлых, настоящих и будущих событий и позволяют принять решение пользователю.
Существенность – значимость информации, которая считается таковой, если ее отсутствие или искажение может повлиять на решения пользователей. Информация считается существенной, если она составляет примерно 5% от общей суммы показателей.[12]
Понятность – предполагает доступность информации для понимания пользователей, которые имеют достаточные знания в экономике и бухгалтерском учете.
Информация должна быть нейтральной. Отчетная информация не является таковой, если она удовлетворяет интересам одних пользователей перед другими и если она влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов или последствий.
Требование преемственности предусматривает, что принятые организацией формы и содержание бухгалтерских отчетов применяются последовательно от одного отчетного периода к другому. Их изменение допускается в исключительных случаях с обоснованием причин.
Бухгалтерская отчетность должна быть составлена на русском языке, в валюте РФ. Отчетность подписывает руководитель и главный бухгалтер организации.
Данные по показателям, которые должны вычитаться из соответствующего показателя и отрицательные значения показателей в бухгалтерской отчетности необходимо показать в круглых скобках (непокрытый убыток, себестоимость продукции, проценты к уплате и т.д.).
Если при составлении бухгалтерской отчетности выявляется недостаточность данных для формирования полного представления о финансовом положении организации и ее финансовых результатах, то в бухгалтерскую отчетность включают соответствующие дополнительные показатели и пояснения.
Организация должна раскрывать избранные при формировании учетной политики способы ведения бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решения пользователей бухгалтерской отчетности.
Существенными признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания о применении которых заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности невозможна достоверная оценка финансового положения, движения денежных средств или финансовых результатов деятельности организации.
Бухгалтерская отчетность ОАО, банков и др. кредитных организаций, страховых организаций, инвестиционных фондов, содержащихся за счет частных, общественных и государственных средств, является публичной, т.е. представляется в газетах, журналах, доступных пользователям. Отчетность публикуется только после ее поверки и подтверждения независимым аудитором и утверждения общим собранием акционеров.[13]
Все перечисленные выше правила и требования относятся к функционирующим организациям, у которых отсутствуют намерения или необходимость ликвидации. Однако следует отметить, что в условиях банкротства не все допущения могут быть применены к системе бухгалтерского учета организации.[14]
Несоблюдение этих условий рассматривается как неправильное оформление бухгалтерского отчета, который устанавливает единые методологические основы бухгалтерского учета и отчетности в условиях рыночных отношений для всех предприятий, объединений, организаций, учреждений независимо от их вида и форм собственности.
Годовому отчету предшествует некоторая подготовительная работа, обеспечивающая своевременность, полноту и объективность отражения включаемых в отчетные формы данных. Главный бухгалтер планирует порядок составления годового отчета. Затем издается приказ, где объявляются сроки работ по годовому отчету, указываются исполнители.
В числе подготовительных работ – изучение инструкций о порядке заполнения отчетных форм.
Следующим этапом подготовительных работ является закрытие журналов-ордеров за декабрь. Далее итоги журналов-ордеров за декабрь переносятся в Главную книгу, в которой подсчитывается результат оборота по дебету и выводится сальдо каждого месяца.[15]
Данные аналитических регистров сверяются с данными Главной книги. Затем на основании выверенных регистров аналитического учета и Главной книги составляются бухгалтерский баланс и другие формы отчетности. С целью определения финансовых результатов ежемесячно или по окончании года закрывают сопоставляющие счета.
Проверяют систематические и хронологические записи, данные синтетического и аналитического учета путем сверки итогов, содержащихся в разных регистрах. Для обеспечения реальности показателей отчетности производится инвентаризация основных средств и товарно-материальных ценностей, расчетов с поставщиками и подрядчиками, с разными дебиторами и кредиторами, с рабочими и служащими, а также расходов будущих периодов и резерва предстоящих расходов и платежей. Инвентаризация позволяет привести в соответствие данные учета с фактическим наличием этих средств. Она является средством контроля за сохранностью собственности. Большую роль инвентаризация играет в контроле за использованием средств по хозяйственным подразделениям, проверке их технического состояния и соблюдения правил содержания и условий эксплуатации.
Кроме того, при инвентаризации определяют остатки избыточных и не используемых в хозяйственной деятельности средств, наличие недействующих объектов. В целях обеспечения достоверности данных бухгалтерского учета, отчета и балансов предприятие проводит инвентаризацию имущества, включая расчеты.
1.3 Баланс как источник информации бухгалтерской отчетности
На любом предприятии понятии в бухгалтерском учете понимают определение «баланс», как равенство итогов по дебиту и кредиту счетов, итоги пассива бухгалтерского баланса (далее ББ) и т.д. который содержит в себе наиболее важные формы финансовой отчетности в денежных единицах за определенный период[16].
ББ содержит в себе всю информацию о финансовой деятельности и имущественном состоянии предприятия и является доступным документом для заинтересованных лиц. Он является источником для инвесторов и кредиторов при определении возможности исполнения предприятием взятых на себя обязательств. Так же ББ помогает руководству при оценивании финансовых угроз и трудностей.
ББ оформляется таким образом: слева находится актив баланса (состояние имущества предприятия по размещению и содержанию), справа находится пассив (источники формирования). На рисунке 2 показан пример оформления упрощенной формы ББ.
АКТИВ |
ПАССИВ |
Имущество в т.ч. |
Источники образования в т.ч. |
Состав |
Целевое назначение |
Размещение |
Сроки погашения |
Рисунок 2. Оформление упрощенной формы ББ
ББ исполняет экономическую и правовую функцию и является признаком юридического лица (ст.48 Гражданского кодекса РФ)[17].
ББ имеет заголовочную часть, в которой отмечается в соответствии с утвержденными классификаторами:
- Наименование.
- Дата.
- Название предприятия или организации.
- Организационно-правовая форма.
- ИНН.
- Виды деятельности.
- Единицы измерения.
- Полный адрес.
- Дата утверждения и приема.
Заканчивается ББ подписью руководителя и главбуха, при этом данный реквизит состоит из наименования должности, и их расшифрованных подписей.
Классификация ББ зависит от цели (приложение 1) и обозначается по различным признакам.
ББ разделяют на:
1.По времени[18]:
- Вступительный баланс (данный баланс составляют в период возникновения и начала работы организации, в который входит сумма ценностей на этот момент).
- Текущий баланс (это основной баланс, который составляется периодически в течение всего времени работы организации).
- Санируемый баланс (составляется при угрозе банкротства).
- Ликвидационный баланс (необходим при ликвидации).
- Разделительный баланс (составляется при разделении организации на несколько структурных единиц).
- Объединительный баланс (нужен при объединении или слиянии нескольких организаций).
2. По форме отображаемой информации:
- Статический баланс (составляется на основе моментальных показателей).
- Динамический баланс (составляется на определенную дату, а так же для интервальных показателей).
3. По источникам составления[19]:
- Инвентарный баланс (составляется на основе описи средств).
- Книжный баланс (основание данные текущего бухгалтерского учета, книжных записей).
- Генеральный баланс (составлен на основе бух. учета).
4. По объему информации[20]:
- Единичный баланс (для показания деятельности только одной организации).
- Сводный баланс (составляют путем механического сложения сумм по статьям нескольких единичных балансов и подсчета общих итогов актива и пассива).
- Консолидированный баланс (представляет собой объединение балансов организаций, юридически самостоятельных, но связанных экономическими отношениями).
5. По способу «очистки»[21]:
- Балансы-брутто (состоит их показателей амортизации основных средств, амортизации нематериальных активов, и т.д)
- Балансы-нетто (балансовый отчет из которого исключили регулирующие статьи).
6. По характеру деятельности[22]:
- Баланс основной деятельности.
- Баланс неосновной деятельности.
7. По целям[23]:
- Пробный баланс (проверка тождества баланса).
- Окончательный баланс (официальный документ).
- Отчетный баланс (для бухгалтерского учета).
- Прогнозный баланс ( для планирования деятельности организации на будущее).
8. По форме собственности[24]: