Файл: Организация общественной власти в первобытном обществе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 101

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

введение

Мир, в котором мы живем, постоянно меняется, и с ним меняемся мы. Но понять суть изменения можно, только зная прошлое, которое всегда оставляет следы. Сейчас мы знаем, что жизнь появилась на Земле довольно давно, по самым современным данным, более трех миллиардов лет назад. Важное свойство жизни – способность изменяться, приспосабливаться к меняющимся условиям существования. Изменяясь сама и в определенной мере меняя окружающую среду, жизнь протекает везде, где только для нее оказались хотя бы немного подходящие условия.

Мир не всегда был таким, каким мы его видим, живые организмы изменяются. Чтобы искать предков, надо было сначала доказать, что они были. А доказательства находили еще в древности. Изредка в произведениях ученых древнего мира проскальзывали гениальные гипотезы об изменчивости, даже о развитии мира и жизни. Изучая наш изменчивый мир, ученые сопоставляли различные теории и приходили к выводу, что эволюционируя, жизнь на земле менялась, а вместе с ней менялось представление ученых о развитии жизни. Достаточно привести имена таких видных ученых как М.В. Ломоносов[1], Ж. Бюффон, Ж.Б. Ламарк. Потребовалось несколько десятилетий кропотливого труда многих ученых, чтобы на основе полученного материала Ч. Дарвин смог написать свой гениальный труд – «Происхождение видов путем естественного отбора».

Разнообразии жизни возникло миллионы лет назад. Среди многочисленных групп животных выделяется группа человекообразных.

Первобытный человек научился строить жилища, изготавливать одежду, стал заниматься земледелием и скотоводством, появилось, хотя и слабое разделение труда, стали создаваться семьи, развиваться искусство.

Для понимания эволюционного процесса развития первобытного строя, его культурного наследия, норм социального поведения, идеологического понимания, ученые всегда возвращаются к первоистокам человечества. Это позволяет лучше знать и представлять историю наших предков. Еще совсем недавно представители различных племенных сообществ находились в состоянии первобытного общества. В настоящее время еще существуют племена как латинском континенте, так и в на тихоокеанских островах.

Считается, что сообщество первобытного человека просуществовало более миллиона лет – это самая продолжительная по времени историческая эпоха человечества. Многие ученые утверждают, что возникновение древнейшего человека, как и первобытного общества, случилось полтора миллиона лет назад, по другим источникам в еще более позднее время.


Долгое время идут научные споры, что относить к тем объектам, которые находят в результате раскопок, и как прочесть ту или иную историческую информацию прошлого, найти способы извлечения данной информации. Такие объекты среди научной среды получили название исторического источника. Главный вопрос дискуссии – это что относить к историческим источникам, документы, несущие информацию о человечестве или остаточные находки древности, позволяющие дать определенную характеристику тому или иному периоду древнего периода.

С исторической точки зрения, все, что удается найти, раскопать, выявить относится к первоначальным источникам, позволяющим на основе данных, получать необходимую информацию о первоисточнике. В основе изучения исторических источников ученые пользуются данными таких наук, как антропология, география и палеография, геология, физика и химия, полученные сведения, которых можно отнести к историческим источникам. Условия жизни первобытного сообщества были чрезвычайно тяжелыми: чтобы добыть средства к существованию, люди вынуждены были переходить с места на место. Выжить в то время в одиночку было нельзя.

Неблагоприятные факторы, которым были подвержены люди – это перемене климата, болезням, часто гибли на охоте. Люди жили родами, возглавляли род выборные старейшины – наиболее опытные, сильные и уважаемые люди. Жизненно важные вопросы племени решались коллективно на общем собрании племя. Несколько родов объединялись в племена. Каждое племя имело свои особенности – в изготовлении орудий труда, жилищ, украшений, погребений и т.д.

Таким образом, первобытное общество можно считать сложным социумом, где рождались первоистоки материального и духовного достижения человечества. Первобытный человек был тесно связан с природой и всецело зависел от нее, можно сказать даже сильнее, чем в последующие исторические эпохи. Следовательно, разнообразие исторических источников помогает реконструировать историю древнего общества, и дают возможность развитию разного рода наук.

Одной из таких наук является археология, которая изучает остатки материальной культура людей разных эпох. С помощью археологии ученые пытаются восстановить общественные отношения и духовную жизнь внутри тех или иных конкретных обществ. Этнология (прежнее русское название - этнография) занимается изучением всех сторон проживания сообществ наших дней и на основе данных составляют историческую картину прошлого. Антропология – наука о морфологических и физиологических особенностях современных людей и людей прошлых эпох, а также их ископаемых обезъяноподобных предков. А также множество других дисциплин, из их примеров видно, что многостороннее изучение такого сложного механизма, которым являлось первобытное общество, его динамика во времени и пространстве, были бы весьма затруднены.


Многие века людей интересовало происхождение человека: был ли это результатом природного явления или божественный промысел? Каково происхождение человеческих рас? Является ли возникновение первобытного общества обоснованным как первая ступень в развитии человечества? Каковы были причины возникновения частной собственности, неравенства и власти?

Актуальность темы. Первобытная история имеет большое мировоззренческое значение. Не зря многих ученых своего времени занимала данная проблема. Достаточно назвать таких видных ученых, как В.П. Алексеев, Д. Коропчевский, Т.Е. Марков, Л.Г. Морган, Ф. Энгельс и др.[2]

С момента написания большинства работ названных авторов прошел большой период времени, в течение которого были изданы труды таких видных ученых, как Т.И. Адамович, Л.Е.Гринин, А.В. Туторский, Робертс Эллис и др.[3]

Следует заметить, что данной теме посвящено большое количество научных работ, но многие ученые расходятся во мнении о первобытной истории существования человечества. Ряд ученых сходятся в одном, тема первобытного сообщества мало исследована, а поэтому их взгляды расходятся с взглядами многих зарубежных исследователей, которые относят историю первобытного строя в область антропологии, исходя из источников своих научных исследований.

Таким образом, представленная актуальность и степень научной разработки темы обусловили выбор данной темы, а также определили ее объект, предмет, цели и задачи исследования.

Целью курсовой работы – исследование в области становления первобытного общества, структуры общественной власти.

Задачи, рассмотренные в работе, определены целью работы:

– изучено понятие первобытного общества;

– дана характеристика первых этапов развития первобытного общества;

– исследовано появление первого человека;

– рассмотрена организация общественной власти в первобытном обществе.

Теоретической основой данного исследования послужили труды видных ученых В.П. Алексеева, Л.Е. Гринина, Р.И. Зекриста, А.Н. Полякова, А.А. Шепталина…. и др.

Структура курсовой работы обусловлена целью и задачами исследования и состоит из введения, основной части, заключения, литературы, а также приложений.

Глава 1. Становление первобытного общества


1.1. Общая характеристика основных этапов первобытной истории

Если рассматривать первобытность, то необходимо начать разговор с самого древнего «человека».

Климатические условия проживания в четвертичный период это относится, в первую очередь к европейской части Земли, были довольно суровыми. Ледниковые периоды очень холодных зим периодически сменялись не всегда теплым межледниковьем. Все это сильно отражалось на пропитании первобытных людей, так как в основательно промерзшей земле найти съедобные продукты пропитания было невозможно. Корешки и съедобные травы просто вымерзали, да к тому же мелкие грызуны прятались в своих подземных норках. Единственным продуктом питания являлись крупные млекопитающие, такие как, например, мамонты. В одиночку справиться с таким животным было не под силу одному охотнику, вследствие чего первобытный человек начал группироваться в коллективы, создавая этим крупные объединения. Таким образом, сформировался важнейший фактор человек как социальное существо.

Академиком Б.А. Рыбаковым было высказано предположение, что рассказы об охоте на мамонта, передаваясь из уст в уста, дошли до нас в виде сказки об Иване-крестьянском сыне и чудю-юде.[4]

Зоны Земли, где происходил сложный процесс, который можно определить как «становление человека», по природным условиям отличались разнообразием. Однако обязательным условием, которое обеспечивало эволюцию Homo, всегда было наличие около современных людей не только воды и животных – объектов охоты, но и подходящих камней для изготовления орудий труда.

К ранним формам союзных объединений первобытного человека можно отнести семейно-родовые связи, необходимость в защите от природных катаклизм. А также совместной добычи пропитания. Представителями таких классов являются архоантропы и палеоантропы. К таким формам классов можно отнести и семейные группы. В истории человечества более известными группами были охотники донеандертальского, олдувайского культурного периода, где то примерно 2 млн. лет назад. Раскопки подтверждают их сходство – это примитивные орудия труда палки, камни. Необходимы тысячелетия, чтобы человек первобытный человек научился самостоятельно делать усовершенствованные орудия труда. Помимо камней, палок человек научился делать, хотя еще и грубые, но уже усовершенствованные орудия труда, например, каменные топоры, своего рода приспособления для рыбной ловли. Благодаря появлению огня, умению его добывать, человек приспособился к пище, приготовленной на огне, что сократило относительную смертность среди племен. Так как приготовленная на огне пища была более усваиваемой. Огонь помогал в строительстве жилья, так как стало возможным обжигать дерево. Такие изменения повлияли на более тесные связи между членами сообщества, первый человек стал прислушиваться к мнению друг друга. Все это сформировало начальную стадию первобытной родовой общины, вследствие чего появилась первая общественная ячейка общества.


Ранее существовавшие «дородовые» объединения часто распадались, тем самым стояла угроза сохранению и развитию человека как вида. Для дальнейшего усовершенствования орудий труда необходимы были не только инстинкт, благодаря которому люди изготавливали, хотя и грубые, но все, же какие-то орудия, но и определенные навыки, а также членораздельная речь, которая способствовала передаче умения и опыта дальнейшим поколениям, тем самым создавалась преемственность поколений.

Род, как самая прогрессивная форма общежития, имел большое значение в развитии первобытного производства, культурного наследия.

Экономическая составляющая была на низком уровне. В эпоху палеолита и мезолита (среднего каменного века) хозяйство родового строя было добывающим, то есть получающим от природы все, что они могли добыть: рыбная ловля, охота, собирательство. Намного позднее, первобытный человек при родовом строе пытается заняться земледелием. Не имея определенного опыта, родовая община не могла быть хорошо обеспечена. Ведением хозяйства занималась вся родовая община без исключения, а также совместная защита интересов своего рода. Продукты, или добытые на охоте, или при ловле рыбы, или при собирательстве, были собственностью рода и поэтому делились на всех членов общины в равных частях, но учитывались и заслуги добытчиков. Но ведя такой образ жизни прибыли такое хозяйство не приносило.

Кровнородственная организация в то время была единственной формой объединения людей. Так как только женщина могла быть продолжением рода, на ней лежала забота рождении и воспитании детей, ведение домашнего очага, а так же большую часть продуктов добывали женщины собиранием плодов, а впоследствии и занятием земледелием, приносило общине больше дохода, чем охотившиеся мужчины. Ведь не всегда добыча была доступна охотнику, а зачастую мужчина погибал на охоте.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что женщина в первобытном обществе играла важную роль, и часто род возглавлял не старейшина, а ведущая роль отводилась женщине, что положило в основу матриархат. Если взять, к примеру, скифов, восточных славян, Индию, Иудею и Древний Египет то род возглавлял мужчина, т.е. в этих странах существовал патриархат. Прослеживая исторический период родовой общины, можно заметить, что она существовала не только у древних племен, но уже древние германцы, англосаксы, славянские народы уже в начале I тысячелетия н.э.

сохраняли родовую общину.