Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 182
Скачиваний: 4
Генри Форд – это основатель компании «Ford Motor Company», инженер и промышленник. Он был первым кому удалось наладить поточно-конвейерное производство. В молодости Форд работал на заводе вагонов для конки, где он занимался ремонтом механизмов, но в последствии оттуда уволившийся, Генри начал работать в Детройской электрической компании. В 1893 году он устраивается в компанию Эдисона в качестве инженера, а в 1899 году главным инженером автомобильной компании в Детройте. В это время он проектировал и строил свой первый экспериментальный автомобиль: «квадроцикл». Спустя 7 лет Форд находит бизнесмена Малколсона, который открывает компанию Ford Motor Company, где Генри был управляющим. Через два года успешной работы Форд выкупает долю партнера и становится президентом компании. Тогда начинается производство нового автомобиля, доступного любому американцу. Эта модель достаточно быстро завоевала рынок, за время ее выпуска было продано 15 миллионов экземпляров. Столь больших объемов продаж удалось достичь с помощью конвейерного производства, а также благодаря четкому планированию и строгому контролю качества. В 1945 году руководство перешло в руки внука. Автомобили Форда и по сей день отличаются безупречным качеством и технологичностью и продаются во всем мире. [29]
Генри Форд считал, что под его руководством организовано такое массовое производство, которое делает управление излишним. Он разработал теорию управление качеством. Генри начал применять стандартизацию и унификацию – это важнейшие элементы в управлении качеством, организовал конвейерное производство, что дало возможность перейти к массовому производству автомобилей. При этом он уделял большое внимание охране труда и созданию нормальных условий труда, установил 5-часовой рабочий день и минимальный уровень оплаты труда. Он также тяготел к практике и не разделял все взгляды Тейлора, Эмерсона и Файоля. А точнее он был против чрезмерного увлечения организационными схемами и структурами. Требовал строгого соблюдения дисциплины без личного общения работников на предприятии, внедрял абсолютное разделение труда на конвейере. Свою теорию управление Форд называл «Террор машины».
Его управленческая идея состояла в создании системы, действующей по принципу машины, где каждая деталь должна обеспечивать надежную работу. Он обобщил Тейлоровскую систему управления и добавил к ней свои правила. Генри Форд впервые отделил основную работу от ее обслуживания, в его системе повышается роль и значение производственного оперативного планирования, контроля за качеством. Согласно его основной концепции, предприятие должно развиваться как комплексное.
Успех Форда во многом обязан его теории, получившей название «Фордизма». Ее основной концепцией было предельное упущение труда, операционное разделение труда, специализация производственного процесса и сведение его к ряду простых, непрерывно повторяющихся приемов и движений, доведенных до автоматизма. Он применил стандартизацию и унификацию, организовал конвейерное производство, что дало возможность перейти к массовому производству автомобилей. Он также уделял большое внимание охране труда и созданию нормальных условий труда.
Форд развил концепцию социальной ответственности бизнеса, предложенную Г. Ганттом.[30] На основе потребностей бизнеса в начале 20 века, Форд выделил ряд его недостатков. Первый – это чрезмерное внимание к финансам и практически полное пренебрежение к принципу служения. Он считал неправильным платить до выполнения. Вторым недостатком считалось нежелание усовершенствовать методы производства, если оно приносит прибыль. Он выявил причину, по которой большая часть бизнесов терпела крах – приоритет операций с большим количеством ценных бумаг по высоким ценам над качественной работой с честной прибылью.
Генри Фордом были также сформулированы основные принципы организации нового типа производства:
- Усиление специализации и разделения труда
- Постоянное применение высокопроизводительного оборудования и инструментов
- Размещение оборудования по ходу технологического процесса
- Строгая регламентация ритма производства продукции
- Механизация транспортных операций
- Соблюдение параметров производственной среды (то есть чистота, гигиеничность и уют)
Как и Тейлор Форд тоже придавал огромное значение вопросам стандартизации основного и вспомогательного производства. Он впервые отделил основную работу от обслуживания. Распределительное бюро подробно разрабатывало все операции и детали производственного процесса, новшеством того времени была унификация деталей и типизация продукции. Это связано с особенностями организации конвейерного производства, при котором скорость движения конвейера определяет интенсивности труда работника. Отсутствие у низкоквалифицированных работников специальной подготовки компенсировалось четкой регламентацией их труда.
Форд значительно повысил роль внутрипроизводственного оперативного планирования.
«Бизнес – это не механизм. Это группа людей, собравшихся вместе, чтобы делать общее дело… Одному отделу совсем не обязательно знать, чем занимается другой отдел.» [31]
Форд выступал против бюрократизации производства. Для этого он нанимал минимум служащих, не велись дополнительные записи. Это привело к отсутствию злоупотребления служебным положением среди работников. Любой рабочий мог обратиться к начальствую. Компания Форда строго следила за качеством произведенного товара. Все бракованные детали нужно было немедленно утилизировать, чтобы не допускать остановки или даже задержки конвейера. Главной установкой его системы была ориентация на модернизацию и совершенствование производства. По его мнению, «все можно сделать лучше, чем мы делали до сих пор». [32]
С 1914 по 1920 год Генри Форд создает свою социальную программу, в которой он развивает одно из ключевых утверждений Тейлора о необходимости гармонии интересов рабочего и предпринимателя. Он считал, что рабочие являются такими же участниками бизнеса, как и менеджеры, владельцы капитала, поэтому они должны иметь свою долю в прибыли компании. Таким образом, в качестве дополнительного фактора эффективности, он стремился к более высоким зарплатам и повышении личной ответственности рабочего за свое собственное благополучие. Его идеей было установить надбавки рабочим, которые занимаются физическим трудом, такие как уборщики, грузчики и так далее, которые выделялись из прибыли фирмы. Такие надбавки повышали минимальный дневной заработок почти вдвое.
Надбавка к заработной плате была поставлена в зависимость от образа жизни рабочего. Форд утверждал, что качественная жизнь неизменно приводит к более качественной работе. Такие выплаты не только увеличивали уровень дохода, но и прививала навыки рационального потребления, соответствующие ценностям американского среднего класса и условиям жизни в индустриальном обществе.
Основные положения социальной программы, введенной на предприятиях Генри Форда, можно свести к следующему:
- Сокращение продолжительности рабочего дня с 9 до 8 часов. Рабочие должны были работать все 48 часов в неделю, но не больше. Переход на трехсменный режим работы.
- Обучение работников непосредственно на рабочем месте.
- Выплата рабочим, занятым физическим трудом.
- Управление рабочими за пределами предприятия.
- Предоставление иммигрантам равных с американцами возможностей устройства на работу и получения надбавки.
- Отсутствие дискриминации при приеме на работу. В его компании нанимали работников вне зависимости от состояния здоровья.
- Отсутствие дискриминации при приеме на работу. В его компании нанимали работников вне зависимости от состояния здоровья.
В 1914 году был создан социологический отдел, около 50 инспекторов изучали поведение и материальное положение рабочих и давали рекомендации в отношении выплаты надбавок.
На момент захвата лидирующих позиций по автомобилестроению в родных краях, история уже полным ходом набирала обороты за пределами США. Еще в 1904 году открылся филиал компании в Канаде, а спустя три года Форд открыл производство на территории России, функционирующее на протяжении последующих десяти лет. С 1911 года по 1916 год компания открывает свои заводы по всему миру. По статистике, в 1919 году более пятидесяти процентов автомобилей в США и около сорока процентов в Великобритании принадлежали компании Ford.
К началу двадцатых годов Генри Форд продавал больше машин, чем все его конкуренты. Форд вкладывает деньги в покупку других заводов, рудников, угольных шахт и всего, что требует производство машин.
В 22-м он выпускает автобиографическую книгу «Моя жизнь, мои достижения», которая имеет популярность и на сегодняшний день.
К 1927 году продажи значительно снизились, что чуть не привело к разорению. Причиной для этого было отсутствие разнообразия в машинах, несмотря на их качество и доступность. Генри приостановил производство и распустил почти всех рабочих, чтобы создать новую модель. И в итоге, он представляет миру новую модель «Форд-А», которая является прототипом советской «Победы». Эта модель выгодно отличается от существующих по техническим характеристикам и внешнему виду.
В 1930-х он передает дела своему сыну, но опять возвращается на пост главы фирмы после его смерти в 43 году.
В период Второй мировой войны его компания уделяла много внимания выпуску военной продукции. Сам Генри Форд утверждал, что именно этот поступок позволил его компании остаться на плаву.
Деятельность Форда связана с поточно-конвейерным производством, прогрессивным для того времени, но монотонным и изматывающим для рабочего. Тем не менее разработка операционно-модульных технологических схем создавала предпосылки для будущей автоматизации, роботизации и компьютеризации производства. Взлет промышленной революции предопределил будущую научного-техническую революцию.
Основными составляющими деятельности Генри Форда стали масштабная механизация отрасли, опередившая во многом свое время; глубокая вертикальная интеграция; непрерывно перемещающиеся запасы; представление о рабочем как о потребителе и развитие массового рынка через массовое производство и высокие зарплаты. В своей практической деятельности Генри использовал многие наивысшие достижения техники и коммерции своего времени. И несмотря на свои ошибки, история Генри Форда является одной из наиболее ярких за всю историю современного менеджмента.
Заключение
По итогам проведенного исследования можно сделать следующие выводы. История менеджмента берет свое начало еще с древних времен и является неотъемлемой частью жизни человечества. Менеджмент как способ и наука управления прошел определенный путь развития, который привел людей к современному менеджменту.
В Древние времена было рабовладение, которое, несмотря на всю бесчеловечность сего явления, также является в некотором смысле управлением людьми, хотя правильней было бы назвать это скорее наблюдением за выполнением работ. Во времена феодализма и натурального хозяйства существовали управляющие, и это можно считать зарождением науки управления в современном смысле слова.
В период существования Советского союза необходимо заметить уникальную систему управления, от которой не отказываются и в современном мире (Китай, к примеру). Коммунистический строй и научный подход практически во всех видах деятельности значительно привнес в современную культуру и науку управления в России и в других странах.
По-настоящему современный менеджмент начал развиваться только с развитием капитализма, именно тогда появилась острая необходимость в управленцах, которые вырабатывали свои стратегии управления. Большинство современных компаний действуют по принципам и стратегиям менеджеров, которые появились с началом капитализма и вошли в мировую историю менеджмента.
Развитие менеджмента развивалось эволюционно, путем возникновения школ и их взаимодействия. Большинство теорий практикуется и по сей день и является частью нашей жизни. На примере Генри Форда можно рассмотреть применение различных теорий, их объединение и выведение своих новых принципов, которые привели основателя компании «Ford» к мировой известности, богатству и успеху.
Другими словами, наука менеджмента является необходимой в современных условиях жизни, она требует развития и не позволяет остановить свое развитие. Человечество бы не достигло таких успехов, такого научного прогресса, если бы не умение владеть наукой управления и стратегическим мышлением.
Список литературы
- Форд Г. Моя жизнь, мои достижения
- Дорофеева Д.И. Менеджмент. 2007. Эксмо
- Огвоздин В.Ю. Структура и принципы менеджмента 2002
- Прохоров А.П. Стабильное и нестабильное состояние российской системы управления. 2002 г.
- Культурные достижения цивилизации Шумер. Ромах Н. И. Статья
- Шпотов Б. Социально-экономические эксперименты Генри Форда
- Менеджмент: Экзаменационные ответы. Ростов н/д: «Феникс» 2002
- Менеджмент: конспект лекций Гавриленко В. М. Издательство: А-приор, 2008
- Эскиев М. А. статья Японская модель государственного управления
- Юбилейный статистический сборник. Великая Отечественная война. 2015 г.
- Учебное пособие И. В. Разумов, Т. Ю. Кудрявцева. История развития менеджмента: становление, развитие, перспективы
- История развития менеджмента И. И. Семенова
- И.В. Сталин. Экономические проблемы социализма в СССР
- Попов А. Теория и организация американского менеджмента.
- Маркс К. Капитал
- Сталин И. В. Экономические проблемы Советского союза
- История всемирной литературы. Наука, 1983. Т. 1.
- История менеджмента, И. И. Семенова
- https://meet-usa.com/ru/article/amerikanskaja_model_upravlenija/
- https://port-u.ru/osnoviekz/administrativnaya-klassicheskaya-shkola-v-upravlenii
- https://port-u.ru/en/manekzamenotveti/1608-upravlencheskie-idei-p-drukera