Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 177
Скачиваний: 4
Введение
Менеджмент — это вид деятельности по руководству людьми в самых различных организациях. Слово «менеджмент» появилось в обиходе человеческой речи не так давно, вместе с приходом новой системы управления, построенной на рыночных отношениях. Понятие менеджмента, как таковое, не имеет точного определения, но в общих чертах оно означает управление и решения, которые позволяют организации достичь своей цели.
Менеджмент можно назвать наукой, а как и любая наука, она также базируется на использовании исторического метода для ее познания и во избежание совершения ошибок в дальнейшем. В контексте данной курсовой работы менеджмент рассматривается как управление людьми и организацией в условиях рынка.
Начало зарождения в России такой идеи мышления зародилось во времена перестройки системы управления в 1979-1980 году, тогда же и началась история развития менеджмента в современном понимании. Рыночные отношения практиковались в зарубежных странах задолго до России и «пришли» к нам оттуда же, заменяя социалистический образ жизни. Но не стоит игнорировать тот факт, что отечественные ученые также привнесли значительный вклад в формировании науки управления еще до прихода рыночных отношений в уклад жизни.
История развития менеджмента — это важная часть процесса изучения профессии коммерции, так как без понимания самого процесса становления менеджмента и рыночных отношений в целом, как социального явления, невозможно освоить ее полноценно. Для более обширного представления следует провести краткий экскурс по всей истории становления современного менеджмента, начиная еще с Древнего Мира, так как управление людьми (на начальных стадиях развития цивилизации) это неотъемлемая часть становления цивилизованного общества.
В данной курсовой работе рассматривается путь становления современного общества в том виде, в котором его сейчас можно наблюдать, исторические ошибки и открытия, будет также задан вопрос о природе и начале рыночных отношений, их актуальности в современном мире, будет произведена попытка спрогнозировать на основе полученных знаний актуальность таких отношений и в будущем. На мой взгляд основой современного общества должна быть гуманность, технический прогресс и научный подход. Как и любая наука, менеджмент развивался параллельно с другими науками, такими как экономические науки, математические, философия, социология и другие. В данной работе будет рассмотрена их зависимость друг от друга, предполагаемые причины именного такого хода развития, а не иного.
В качестве источников будут использованы общепризнанные учебники по истории менеджмента, учебники по социологии и философии, а также различные труды и работы философов, экономистов, маркетологов и политиков. Будут приведены сравнения разных общественных строев, таких как коммунизм, капитализм, восточный строй. Курсовая работа будет базироваться на проверенных источниках, не заинтересованных в страстях и политических играх.
Изучение истории менеджмента должно проходить путем краткого экскурса по всей известной истории менеджмента и изучения личностей, чьи теоретические концепции стало основой современного менеджмента. На их примере и ошибках можно сделать вывод о целесообразности и необходимости того или иного подхода в управлении. Стоит также акцентировать внимание на современный подход, провести анализ предприятия и сравнить его с другими. Таким образом, есть возможности обширно изучить истории становления менеджмента.
Тема была выбрана исходя из того, что управление людьми, предприятиями, способы и подходы обязательны к изучению, чтобы понимать современный мир, так как на этом строится практически все. Научный прогресс, качество образования и жизни в целом, стабильность экономики, рост населения и прогресса, все это зависит от людей. Управление людьми, даже в условиях рынка, это значимая наука, от которой зависит будущее следующих поколений.
Актуальность тема. История показывает наличие давно выведенных концепций и теорий в современном мире. Изучение ее должно помогать формированию у представителей профессии менеджмента чувства уверенности в решении возникающих проблем через обогащение их познания о прошлом.
Целью работы является изучении развития менеджмента. Для достижения поставленной цели в работе решается ряд задач:
- Изучить развитие управления людьми на территории СССР и после становления капитализма.
- Рассмотреть различные школы, изучить их основателей, созданные ими теоретические концепции.
- На примере предприятия провести процедуру исследования.
- Описать истоки российского менеджмента и определить лидирующие школы в современном рынке.
Предмет исследование — история и развитие менеджмента.
Структура работы включает в себя: введение, основную часть, заключение, список использованных источников и литературы, приложение.
Глава 1. Управление в Древнем мире
Со времен развития цивилизаций люди учились обуздать свое животное начало путем развития сознания. Можно ли представить цивилизованный мир, в котором люди не учатся договариваться, планировать и организовывать свой труд? Ответ очевиден, из чего следует, что невозможна эволюция человеческой мысли без усердия и умения сотрудничать. С самых древних времен люди, путем проб и жестоких ошибок, учились работать сообща.
Если говорить об истории менеджмента, как об эволюции управленческой мысли, то можно выделить пять управленческих революций.
Первая революция приходилась на период Древнего мира, обуславливалась централизацией хозяйственной деятельности древних государств по причине крупномасштабных и мелиорационных работ.[1] На этот период приходятся первые открытия в управлении, появление организаций. Первая управленческая революция определяется появлением формальной системы организации и регулирования отношений людей.
Следующие значительные изменения происходили в период средневековья. Изменения управленческой мысли того времени обуславливаются развитием цехового производства, что оказало существенное влияние на становление и развитие такой функции управления как контроль. Произошло регулирование производственной деятельности посредством координации и контроля цеховой структуры производства.
Третья существенная революция управления произошла в момент промышленной в 18-19 веках, появилось фабричное производство и его механизация. Это стало причиной возникновения изменения подготовки рабочих, усиленного контроля за соблюдением жестких производственных требований, стремлением максимизировать уровень производительности у предпринимателей. Это породило необходимость в жестком учете всех стадий промышленного производства.
Четвертая пришлась на конец 19 и начала 20 века, была вызвала слиянием финансового и промышленного капитала, что стало причиной образования и развития крупнейших корпораций. На этот период приходится возникновение теории администрирования.
Пятая управленческая революция ведет свой отсчет с конца 20 века, обуславливается тем, что в это время происходило развитие информационных систем, что повлекло за собой зарождение такой функции менеджмента, как прогнозирование.
В данной главе будет рассмотрена эволюция управление в период Древнего мира, из методы и теоретические концепции, а также анализ со взгляда современного управленца.
Первые упоминания об управление зародились в Древнем Египте. Их стиль управления заключал в себе наличие определенных лиц, занимавшихся этой наукой, осознание важности и необходимости управление государством и централизация управления, чьим конечным и самым главным элементом был государь. Существуют письменные доказательства этого, где описывались и восхвалялись поступки царей, также встречались упоминания высокопоставленных сановников и придворных, перечислялись управленческие должности и иерархия должностей, права и обязанности.
Рисунок №1 «Иерархия в Древнем Египте»[2]
Первоначально Египет представлял собой территориальное образование, на котором были расположены небольшие государства. В основе этих государств лежали родоплеменные, общинные отношения. По своему экономическому положению они различались, что приводило к постоянным конфликтам между ними. В результате исторического развития образовались два крупным государства: Нижний Египет (на севере) и Верхний Египет (на юге). В дальнейшем Нижний подчинился Верхнему Египту, и таким образом, появилось централизованное раннерабовладельческое государство, столицей которого стал Мемфис. Спустя время столицей назначили Александрию.
В основу создания государственного образования были положены экономические факторы, такие как природные ресурсы и их рациональное использование, транспортные коммуникации, торговля, строительство, ремесленничество и рабский труд. С созданием единого государства оформилась его административно-территориальная организация. Структура системы управления была линейной, но архаичной. Особенностью такой структуры является то, что один руководитель управляет всем, и чем больше таких направлений, тем выше степень централизации власти и управления и значимость царя.
Управление людьми в Древней Греции называлось «демагогией». Особенности данной науки в этом государстве в том, что именно там она зародилась непосредственно как наука и приобрела возможность для дальнейшего развития. Там сложился добросовестный, честный и цивилизованный рынок, появилась высокая культура руководства и свобода для развития личности человека. В общих чертах, стиль их управления состоял в том, что они создали условия для проживания свободных граждан, чьи интересы были защищены, но также и было наличие рабовладения.
Развитие политической жизни в городах-государствах Греции шло по пути демократизации, сопровождавшейся обострением борьбы аристократии, находящейся у власти и стремившейся сохранить прежние порядки, и населением, сознающим свое единство в качестве граждан.
Самое яркое проявление системы государственного управления раскрывается в одном из двух наиболее могущественных государств полисов – в Афинах.
Существенное значение в системе государственного управления здесь приобретают должностные лица. Должности замещаются гражданами на основе таких принципов как принципы:
-
- Выборности
- Срочности
- Подотчетности
- Возмездности
- Коллегиальности
Делами осуществления управления государственным имуществом, казной, порядком, нравственностью населения, торговлей, обучением молодежи, военной подготовкой ведали специальные должностные лица, численность которым достигала 700 человек. Их противоположностью выступала Спарта, в которой сложилась аристократическая форма военно-лагерного государства. Власть в этом случае выступала в качестве тормоза развития института частной собственности и сосредотачивалась на попытках сохранения равенства между гражданами.
Многие должности в системе Древней Греции носили коллегиальный характер. В качестве главных должностных лиц на территории Греции выступали архонты и стратеги.
В Древнем Риме была самая совершенная модель формальной организации, а административная система и иерархия римской католической церкви и по сей день является основой для современного гражданского права. Особенным стилем того государства является диверсификация.[3]
Рисунок № 2 «Система управления Древнеримской республики»[4]
Из двух основных групп населения – патрициев и плебеев, в управлении участвовали только патриции.
Рим создал весьма гибкую и прочную систему управления. Государственные дела там находились в ведении трех инстанций – магистрата, сената и народа. Магистратура, представляющая исполнительную власть в Риме, включала диктатора, консула, претора, временного царя, цензора, триумвира, эдила, квестора и др.
Народный трибун имел право выражать мнение народа и пользовался правом вето. Устанавливался и определенный возраст, ранее которого занять ту или иную должность было нельзя.
Стратеги образовывали собой коллегию, включающую десять членов, избираемых в ходе народного собрания из числа обеспеченных недвижимостью и женатых граждан. В состав полномочий входило:
-
-
- Распоряжение средствами, предназначенными для финансирования армейских и флотских нужд
- Организация сбора военных налогов чрезвычайного назначения
- Организация руководства доставкой продуктов питания
- Принятия капитуляции противника, заключение перемирия
- Ведение следствия и председательство в судах
- Осуществление внеочередного созыва заседания совета пятисот, народного собрания
- Принятие решений по поводу осуществления неотложных мер государственного управления
-