Файл: Применение принципа биологической обратной связи в клинической практике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 172

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Большое значение для эффективности тренинга имеет особенности представления стимулов. Естественно, отдельные виды представления стимулов могут иметь различный эффект при различных расстройствах. Рассмотрим подробнее основные формы представления стимулов.

Для достижения требуемого эффекта тренинга необходимо наличие определенных сигналов, говорящих испытуемому об эффективности его работы. Наиболее распространенным применением звуковой стимуляции является “neurofeedback”. Допустим, необходимо повышение альфа-ритма у человека (альфа-ритм фиксируется в состоянии спокойного бодрствования), соответственно процедура применения звуковой стимуляции будет иметь вид: первичная фиксация ЭЭГ → подбор адекватного стимульного материала → фиксация ЭЭГ с биологической обратной связью [9]. В большинстве случаев человека требуется достижение определенного уровня отдельного ритма или превышение его, сигналом успешного решения задачи будет определенный сигнал. Это может быть как щелчки, отдельные звуки, так и целые музыкальные композиции и заранее подготовленные записи звуков моря леса и т.п., т.е в зависимости от требуемого эффекта. Помимо всего прочего оператор может поставить задачу уменьшения громкости звука, сведение его на нет, в данном случае эффект аналогичен. Подобная вариативность звуковых стимулов определяется индивидуальными особенностями и предпочтениями обследуемого [12].

Сигналы обратной связи в зрительной модальности предъявляются на мониторе пациента, а при необходимости, могут дублироваться и на мониторе оператора. Все многообразие образов зрительной модальности подразделяется на следующие группы [11]:

1. Индикаторы

2. Изображения

3. Видеоряды

4. Видеоролики

5. Видеоиндикаторы

6. Игровые образы

Любой из перечисленных зрительных образов может быть представлен на мониторе пациента в полноэкранном или оконном режиме. Второй вариант позволяет предъявить пациенту одновременно несколько зрительных образов в произвольном сочетании или проводить тренинг одновременно с несколькими пациентами, выделив для каждого свой особый образ (независимая работа) или различные свойства одного образа (сотрудничество или соревнование пациентов). Столь высокое разнообразие визуальных форм предъявления сигналов обратной связи и гибкость настройки их свойств позволяют ощутимо стимулировать не только мотивацию пациента на целенаправленное изменение своего состояния, но и делает каждую процедуру привлекательной. В дополнение можно сказать, что наибольшее распространение получили аппараты биологической обратной связи именно с визуальными стимулами [1].


Индикаторы — группа наиболее простых, традиционных форм отображения сигналов предназначена преимущественно для первоначального ознакомления пациента с возможностями биоуправления. Особенностью индикаторов является их мультипараметричность, т.е. возможность одновременного отображения изменения не только одного контролируемого параметра (для спаренных индикаторов - двух), а сразу нескольких [11]. Что это дает? То, что пациенту не приходится переключать фокус внимания или распределять его между несколькими индикаторами при проведении процедуры мультипараметрического тренинга. Вся необходимая информация об изменении сопряженных физиологических процессов отображается на одном зрительном объекте путем соответствующего управления его различными свойствами [11].

В процедурах лечения недержания одновременная регистрация тонуса мышц сфинктера (отображается, например, высотой столбика) и мышц брюшной стенки (отображается цветом столбика и/или фона) позволяет отдифференцировать сокращения последних и предотвратить повышение внутрибрюшного давления при выполнении упражнений. Кроме того, каждый индикатор по желанию пользователя имеет возможность дополнительно отображать текущее значение контролируемых параметров в цифровом виде, изменять размеры и положение на мониторе, использовать в качестве фона изменяющийся цвет или любое изображение и еще целый ряд возможностей, делающих их по настоящему гибким и удобным инструментом для врача и хорошо понятным и информативным образом для пациента [11].

Второй тип образов зрительной модальности — Изображение отличается от индикаторов существенно большим разнообразием и дополнительными возможностями воздействия на эмоциональное состояние пациента. Он преимущественно предназначен для относительно непродолжительных рабочих этапов многократно повторяемых сеансов реабилитационного курса. Конкретные основное и фоновое изображения могут быть выбраны из обширной библиотеки изображений, которая может пополняться самим пользователем. Передача информации пациенту о текущем состоянии контролируемых параметров осуществляется посредством изменения (искажения) одного или одновременно нескольких свойств изображения из следующего перечня [11]:

- Размер,

- Прозрачность,

- Яркость,

- Частота падения капель,

- Размер капель,

- Мозаика,

- Цвет (красный, зеленый, синий),

- Ориентация (по осям Х,Y,Z).

Третий тип образов зрительной модальности — Видеоряды отличается от изображений тем, что на протяжении этапа пациент может очистить от искажений и последовательно просмотреть набор тематически подобранных изображений (слайд-шоу) [11]. Разумеется, открытие очередного слайда возможно только при достижении контролируемым параметром заданного врачом порога, что мотивирует пациента не только на одномоментное достижение требуемого значения, но и сохранение его на протяжении заданного времени. Темп прокрутки и скорость смены слайдов выбирается пользователем. Этот образ преимущественно предназначен для относительно продолжительных рабочих этапов (а также периодов отдыха) реабилитационного сеанса. Конкретный видеоряд может быть выбран из поставляемой библиотеки видеорядов или создан самим пользователем путем отбора и группировки требуемых изображений [11].


Четвертый тип образов зрительной модальности — Видеоролик, качество просмотра которого зависит от степени приближения контролируемого параметра к заданному пороговому значению. Если тенденция изменения параметра противоположна заданной, то демонстрация видеоролика приостанавливается (стоп-кадр) до тех пор, пока направление изменения параметра не нормализуется. Для искажения ролика может быть использована мозаика и/или эффект затопления водой [11]

Пятый тип образов зрительной модальности — Видеоиндикатор, обладает наиболее выраженным мотивирующим эффектом. Суть этого типа образа заключается в том, что по мере изменения контролируемого параметра некое исходное изображение плавно трансформируется в другое (например, старческое лицо молодеет, младенец превращается в атлета, одетая девушка обнажается и т.д.). Конкретное содержимое видеоиндикатора, максимально учитывающее индивидуальные особенности данного пациента, может быть подготовлено самим пользователем с помощью стандартных программ морфинга [1].

Шестой тип, Игровые образы, имеет два варианта — для медленных (например, повышение локальной температуры, снижение мышечного тонуса при релаксации) и быстрых (нормализация двигательных актов) физиологических процессов. В первом варианте игры при плавном изменении контролируемого параметра в требуемом направлении игровой объект поднимается выше и/или увеличивает скорость полета над изменяющимся ландшафтом. При неблагоприятном изменении параметра, объект снижается/уменьшает скорость. Цель подобного рода игр — пролететь максимальное расстояние, отмечаемое на карте меткой. Второй вариант игры предполагает быстрое и дозированное по амплитуде и времени изменение контролируемого параметра. Например, при восстановлении активности двигательных мышц, момент времени, сила сокращения и длительность поддержания этого сокращения должны быть такими, чтобы поймать максимальное количество пролетающих на разной высоте объектов-призов [11].

В дополнение хочется отметить, что при представлении стимуляции в игровой форме имеет место звуковое сопровождение, которое отличается легкостью и ненавязчивостью. Подобное дополнительное стимулирование способствует созданию соответствующей тренинговой атмосферы – созданию чувства защищенности, спокойствия и принятия.

Обобщая представленную выше информацию, можно выделить два направления применения биологической обратной связи – медицинское и психологическое.


Клиническая сфера [7, 8] связана с терапевтическими воздействиями при таких хронических заболеваниях, как гипертоническая болезнь, эпилепсия, синдром нарушения внимания и гиперактивность у детей и подростков, мигрень, бронхиальная астма и др. В последние годы этот список неуклонно расширяется. Имеются сообщения об эффективности БОС-метода при таких нарушениях, как диабет II и I типов, головная боль напряжения, мигрень, энурез у детей и взрослых, болезнь Рейно, синдром Туретта, рассеянный склероз, хронические болевые синдромы, различные постоперационные нарушения, постинсультная реабилитация и др. На стадии предболезни применение БОС-методов особенно привлекательно, поскольку помогает остановить или стабилизировать патологическое развитие. В этом отношении БОС-терапия использует те же подходы и принципы, что и когнитивная терапия, вооружающая человека набором определенных навыков и позволяющая бороться с такими нарушениями, как депрессия, патологическая тревога, панические атаки и др [11].

Неклиническая сфера применения связана с использованием БОС-технологий в эффективном стрессменеджменте, позволяющем повысить показатели эффективности в большом спорте[1], искусстве, а также в любой деятельности, требующей длительных усилий, а также большой ответственности. К неклинической сфере можно отнести также коррекцию так называемых пограничных состояний, вызванных неконтролируемым влиянием хронического стресса. Важной неклинической сферой применения БОС-методов является также педагогика, где с их помощью можно решать вопросы повышения эффективности обучения, развития творческих способностей и др [3].

БОС-методология позволяет человеку модифицировать свое поведение с помощью обратной физиологической связи в сторону большей степени саморегуляции и гомеостатичности. Опираясь на фундаментальные принципы теории условных рефлексов И.Павлова и имплицитного обучения, процедура БОС-обучения также связана с особыми, «измененными» состояниями сознания, пока что мало изученными, однако имеющим непосредственное отношение к творчеству и креативным способностям в широком смысле. В этом плане БОС-обучение тесно соприкасается с такими техниками как хатха-йога, трансцендентальная медитация, гипноз, аутотренинг и др [1].

Итак, можно говорить о том, что вся совокупность методов биологической обратной направлена на решение проблем в следующих областях практической деятельности [11]:

1. Предупреждение и коррекция расстройств функциональных состояний (в частности состояний стресса и дистресса).


2. Предупреждение и коррекция расстройств круга гиперактивности и дефицита внимания.

3. Стимуляция развития творческих способностей, способностей к более продуктивному усвоению знаний (возможно применение в педагогике и педагогической психологии), а также способствовать улучшению профессиональных показателей в определенных профессиях (как ярчайший пример можно представить БОС в спорте).

4. Посттравматическая реабилитация.

Выводы

Обобщая, можно говорить о методике биологической обратной связи как о прогрессивном методе влияния на состояние человека (в данной работе вкратце рассмотрен практический аспект применения метода в деле изменения функциональных состояний, в частности улучшения умственной работоспособности). Данный метод не без оснований представляет интерес для психологической практики за счет высокой конкурентоспособности другим методам и техникам. Естественно, БОС не лишена некоторых слабых сторон, но при должном умении и разработанной процедуре можно достичь поистине высоких результатов.

Применение биологической обратной связи может быть обусловлено потребностями клиентов, спецификой заболевания или расстройства, а также оптимальностью соотношения время/качество БОС по сравнению с другими методами. Биологическая обратная связь способна стать (за рубежом уже является) мощной методикой, направленной на изменение состояния клиента, возвращения его в нормальную жизнь, как особенно яркий пример можно привести продуктивность лечения посттравматического синдрома по сравнению с некоторыми психотерапевтическими методиками.

2. Организация и планирование эмпирического исследования возможностей биологической обратной связи в клинической практике (на примере детей с СДВГ)

2.1. Цель, задачи и методы исследования

Для исследования возможностей применения принципа биологической обратной связи в клинической практике было спланировано и осуществлено эмпирическое исследование. Эмпирическое исследование строится по типу эксперимента и включает констатирующий, формирующий и контрольный этапы, осуществляемых в двух группах исследования – в экспериментальной и контрольной.