Файл: Применение принципа биологической обратной связи в клинической практике.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Для исследования возможностей применения принципа биологической обратной связи в клинической практики было осуществлено экспериментальное исследование. Цель экспериментального исследования – определить эффективность биологической обратной связи в клинической практике коррекции СГДВ у младших школьников. Были использованы следующие методики: «Таблицы Анфимова» на определение умственной работоспособности, а также «Признаки агрессивности», направленные на определение актуального уровня агрессивности у младших школьников. Методами статистического анализа выступали статистический критерий Манна-Уитни, а также коэффициент ранговой корреляции Спирмена. Участниками исследования стали 20 младших школьников с СДВГ в возрасте от 7 до 10 лет.

На основании результатов констатирующей диагностики выявлено, что существуют тенденции к снижению уровня умственной работоспособности, а также наличии тенденции к повышенному уровню агрессивности у младших школьников с СГДВ. Полученные в ходе исследования данные обуславливают значимость и целесообразность осуществления целенаправленной коррекционной деятельности средствами биологической обратной связи.

В качестве формирующего воздействия выступает процедура тренинга с использованием биологической обратной связи в экспериментальной группе, на базе ППМС-центра с использование комплекса БОС «РЕАКТОР». Курс тренингов с использованием возможностей комплекса «РЕАКТОР» включал 15-20 занятий, занятия были осуществлены 2-3 раза в неделю.

Полученные в ходе контрольной диагностики данные указывают на эффективность биологической обратной связи и целесообразности использования ее в клинической практике. Определено, что в экспериментальной группе статистически достоверно повысился уровень умственной работоспособности, а также снизился уровень агрессивности.

Гипотеза исследования полностью подтверждается, то есть применение принципа биологической обратной связи в клинической практике коррекции СГДВ эффективно и способствует повышению уровня умственной работоспособности у младших школьников, а также снижению уровня агрессивности.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Аксенов Д.П., Захаров С.М., Скоморохов А.А. Контроль эффективности адаптивного биоуправления и его физиологическая ценность / Медиком – МТД, 2013 -315 с.
  2. Василевский Н. Н., Мигаловская Н.А., Никитина С.Б., Зингерман А.М. Метод альтернативного биоуправления с обратной связью и критерии эффективности тренинга. Биоуправление 2: Теория и практика. Новосибирск: ИМБК СО РАМН. 1993. C. 65-75.
  3. Джафарова О. А.,. Донская О. Г, Зубков А. А. и др. Технология игрового биоуправления // "Биологическая обратная связь". 1999. № 3. C.14-17.
  4. Захарова В.В. Журавель Ф.А., Трофимов О.Е. Изучение эволюции импульсно-резонансной структуры биоритмов человеческого организма в сеансах МБОС, Новосибирск, Работа поддержана грантом РФФИ N 00-06-080174. [Электронный ресурс]// http://www.ict.nsc.ru/ws/show_abstract.dhtml?ru+19+2123
  5. Зенков Л.Р. Клиническая электроэнцефалография. / Таганрог 2016 – 312 с.
  6. Ильин Е. П. Теория функциональной системы и психофизиологические состояния. [Электронный ресурс]// https://social.hse.ru/data/2013/04
  7. Каплан А.Я, Борисов С.В., Динамика сегментных характеристик альфа-активности ЭЭГ человека в покое и при когнитивных нагрузках./ Журнал высшей нервной деятельности, том 53, №1, М.: 2013 -С. 102-109
  8. Каплан А.Я., Борисов С.В., Желегоский В.А. // Классификация ЭЭГ подростков по спектральным и сегментарным характеристикам в норме и при расстройствах шизофренического спектра./ Журнал высшей нервной деятельности, том 55 №4, М.: 2005 –С. 82-89
  9. Кучкин С.Н. Биоуправление в медицине и физической культуре// Профессорские чтения. Волгоградская государственная академия физической культуры, Волгоград 2015 -211 с.
  10. Психофизиология под ред. Александрова Ю.И. СПб., изд-во «Питер» 2006 – 215 с.
  11. Черниговская Н.В. Адаптивное биоуправление в неврологии.- Л.: Медицина, 1978
  12. Черниговская Н.В., Мовсисянц С.А., Тимофеева А.Н. Клиническое значение адаптивного биоуправления.- Л.: Медицина, 1982.
  13. Ухтомский А. А. Физиология двигательного аппарата. Утомление. — Собр. соч. Л., 1952, т. III.
  14. Швырков В.Б ЭЭГ и нейрональная активность в психофизиологических исследованиях. М.:1987.
  15. Annuales A. Biofeedbeck and Self Control. Vols 1-6, Chicago, 1970-77
  16. Blanchard E.B. Biofeedback treatments of essential hypertension. //Biofeedback and Selfregulation, 1990, v.15, n.3, p.209-228.
  17. Budzynski T.H. From EEG to neurofeedback. //In: Introduction to quantitative EEG and Neurofeedback. Eds.: Evans J.R. & Abarbanel A., 1999, Academic Press, p. 65-79.

Приложения

Результаты диагностики с использованием методики «Таблицы Анфимова» на определение умственной работоспособности в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования

Возраст

Умственная работоспособность

1

10

3

2

7

3

3

9

2

4

7

3

5

9

2

6

10

2

7

9

2

8

10

3

9

7

3

10

10

1

Результаты диагностики с использованием методики «Таблицы Анфимова» на определение умственной работоспособности в контрольной группе на констатирующем этапе исследования

Возраст

Умственная работоспособность

1

7

2

2

9

2

3

8

3

4

8

2

5

8

3

6

7

1

7

7

2

8

8

1

9

7

3

10

7

3

Результаты диагностики с использованием анкеты для учителя «Признаки агрессивности» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина) в экспериментальной группе на констатирующем этапе исследования

Возраст

Критерии агрессивности

1

10

8

2

7

16

3

9

9

4

7

11

5

9

15

6

10

13

7

9

15

8

10

10

9

7

15

10

10

12


Результаты диагностики с использованием анкеты для учителя «Признаки агрессивности» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина) в контрольной группе на констатирующем этапе исследования

Возраст

Критерии агрессивности

1

7

12

2

9

15

3

8

14

4

8

8

5

8

9

6

7

15

7

7

15

8

8

12

9

7

12

10

7

13

Результаты диагностики с использованием методики «Таблицы Анфимова» на определение умственной работоспособности в экспериментальной группе на контрольном этапе исследования

Возраст

Умственная работоспособность

1

10

3

2

7

4

3

9

3

4

7

3

5

9

4

6

10

3

7

9

3

8

10

3

9

7

3

10

10

4

Результаты диагностики с использованием методики «Таблицы Анфимова» на определение умственной работоспособности в контрольной группе на контрольном этапе исследования

Возраст

Умственная работоспособность

1

7

2

2

9

1

3

8

3

4

8

2

5

8

3

6

7

2

7

7

2

8

8

1

9

7

3

10

7

3