Файл: Применение принципа биологической обратной связи в клинической практике.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 165
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1.1. Понятие и специфика «биологической обратной связи»
1.2. Возможности биологической обратной в клинической практике
2.1. Цель, задачи и методы исследования
2.2. Характеристика выборки исследования
3.1. Результаты констатирующей диагностики
3.2. Содержание формирующего этапа
3.3. Результаты контрольной диагностики
Цель экспериментального исследования – определить эффективность биологической обратной связи в клинической практике коррекции СГДВ у младших школьников.
Эмпирическое исследование включает в себя следующие основные этапы:
1. Отбор и обоснование диагностических средств исследования.
2. Формирование групп исследования – экспериментальной и контрольной.
3. Выполнение процедуры констатирующей диагностики.
4. Осуществление процедуры целенаправленного формирующего воздействия средствами биологической обратной связи в экспериментальной группе.
5. Выполнение процедуры контрольной диагностики.
Выполним описание использованных в исследовании психодиагностических средств. В эмпирическом исследовании были использованы следующие методики:
1. Методика «Таблицы Анфимова» на определение умственной работоспособности.
2. Анкета для учителя «Признаки агрессивности» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина).
Выполним краткую характеристику обозначенных диагностических инструментов.
1. Методика «Таблицы Анфимова» на определение умственной работоспособности. Данная психодиагностическая методика позволяет определить особенности умственной работоспособности у младших школьников. Методика является вариантом корректурной пробы и предполагает оценку числа знаков, просмотренных ребенком, число вычеркнутых букв, а также число просмотренных знаков. На основании результатов диагностики делаются выводы о степени сформированности умственной продуктивности – неудовлетворительной, удовлетворительной, хорошей, а также отличной.
2. Анкета для учителя «Признаки агрессивности» (Е.К. Лютова, Г.Б. Монина). Анкета позволяет определить особенности сформированности агрессивности у детей младшего школьного возраста. Анкета оформляется педагогом или родителем. Анкета включает в себя 19 утверждений, предполагающих утвердительный или отрицательный ответ. Результаты диагностики позволяют говорить об уровнях агрессивности – низком, среднем или же высоком.
Данные диагностические средства являются валидным и надежным инструментом исследования, в связи с чем использование их в настоящем исследовании является целесообразным и оправданным.
Статистический анализ результатов исследования был осуществлен с использованием математико-статистических методов. Проверка достоверности различий по исследуемым показателям в экспериментальной и контрольной группах осуществлялся с использованием критерия Манна-Уитни, достоверность сдвигов в изучаемых показателях отдельно в экспериментальной и контрольной группах на констатирующем и контрольном этапах исследования была выполнена с использованием критерия Вилкоксона.
Выполним краткое описание данных методов статистического анализа. Критерий Манна-Уитни является непараметрическим методом статистического анализа. Метод находит применение в целях определение степени достоверности различий в показателях, которые имеют численное выражение. Метод предполагает определение зону перекрещивающихся значений двух вариационных рядов. Чем меньшее значение статистического критерия, то тем вероятнее наличие выраженных различий между изучаемыми показателями. Критерий был предложен в 1945 Ф. Вилкоксоном, а затем переработан и дополнен Д.Р. Уитни и Х.Б. Манном. Характерное особенностью непараметрических методов статистического анализа выступает отсутствие необходимости в проверки нормальности распределения, а также высокий уровень результативности и надежности результатов на сравнительно небольших сравниваемых выборках.
Статистический критерий Вилкоксона является непараметрической альтернативой статистическому критерию Стьюдента для зависимых выборок. Преимуществом данного статистического критерия является отсутствие необходимости проверки нормальности распределения показателей, а также достаточно высокий уровень надежности при сравнительно небольших размерах выборки.
Статистический критерий применяется для сопоставления показателей, которые измерены в двух разных условиях на одной и той же выборке (группе) испытуемых. Статистический критерий позволяет определить направленность, а также степень выраженности изменений. Посредством данного статистического критерия определяется, является ли сдвиг изучаемых показателей в каком-либо направлении более интенсивным, чем в другом.
Статистический анализ был выполнен в Statistica 10.0.
2.2. Характеристика выборки исследования
Участниками исследования являются 20 детей младшего школьного возраста в возрасте от 7 до 10 лет, имеющих СГДВ, посещающих ППМС-центр, на базе которого осуществляется к коррекционно-развивающая деятельность. Развитие СДВГ обусловлено генетическим, перинатальным и социально-психологическим механизмами. Генетические и перинатальные механизмы участвуют в образовании трудно корригируемых первичных симптомов, они вызывают поражение нервных структур, что формирует основную клиническую картину. Вторичное симптомообразование большей частью обусловливается социально-психологическими факторами (социальной ситуацией развития, реакцией ближайшего социального окружения на проявления первичных симптомов), действие которых может быть самостоятельным, и тогда они выступают в роли первичных механизмов, но чаще их воздействие синергично (поведенческие девиации в нескольких поколениях, резидуально неблагополучный фон). Они способны индуцировать и усиливать проявления СДВГ. Как следствие перечисленных проявлений у детей с СДВГ появляются признаки вторичного реагирования: отставание в познавательном развитии, школьная и ситуационная дезадаптация, трудности в обучении, непродуктивность деятельности, отсутствие достижений и асоциальное поведение.
Выводы
Для исследования возможностей применения принципа биологической обратной связи в клинической практики было осуществлено экспериментальное исследование. Цель экспериментального исследования – определить эффективность биологической обратной связи в клинической практике коррекции СГДВ у младших школьников. Были использованы следующие методики: «Таблицы Анфимова» на определение умственной работоспособности, а также «Признаки агрессивности», направленные на определение актуального уровня агрессивности у младших школьников. Методами статистического анализа выступали статистический критерий Манна-Уитни, а также коэффициент ранговой корреляции Спирмена.
3. Результаты эмпирического исследования возможностей биологической обратной связи в клинической практике (на примере детей с СДВГ)
3.1. Результаты констатирующей диагностики
Обратимся к описанию результатов исследования особенностей сформированности умственной работоспособности у участников экспериментальной и контрольной групп исследования на констатирующем этапе. Результаты диагностики с использованием «Таблиц Алфимова» представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты диагностики умственной работоспособности
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|||
абс.ч. |
в % |
абс.ч. |
в % |
|
Неудовлетворительно |
1 |
10% |
2 |
20% |
Удовлетворительно |
4 |
40% |
4 |
40% |
Хорошо |
5 |
50% |
4 |
40% |
Отлично |
0 |
0% |
0 |
0% |
В ходе диагностики особенностей умственной работоспособности у младших школьников – участников экспериментальной и контрольной групп было определено, что большинство участников исследования имеют хороший уровень умственной работоспособности (50% участников экспериментальной, а также 40% участников контрольной группы). Удовлетворительный уровень умственной работоспособности диагностируется у 40% участников экспериментальной, а также у 40% участников контрольной группы. Неудовлетворительная умственная работоспособности выявлена у 10% участников экспериментальной, а также у 20% участников контрольной группы исследования. Соотношение показателей представлено на рисунке 1.
Рис. 1. Соотношение уровней сформированности умственной работоспособности
Таким образом, на основании результатов диагностики можно заключить, что большинство участников исследования характеризуются удовлетворительным и хорошим уровнем умственной работоспособности. Дети смогли просмотреть за отведенное время более 900 знаков, а также сделали менее десяти ошибок.
Результаты проверки достоверности различий по показателям методики определения умственной работоспособности с использованием статистического критерия Манна-Уитни представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты проверки достоверности различий по показателям методики умственной работоспособности
Сумма рангов, ЭГ |
Сумма рангов, КГ |
U |
p |
|
Умственная работоспособность |
112,00 |
98,00 |
43,00 |
0,62 |
Определено, что две группы исследования на статистически достоверном уровне не различаются по показателям умственной работоспособности. Участники экспериментальной группы не отличаются от участников контрольной группы по показателям умственной работоспособности.
Обратимся к описанию результатов исследования особенностей признаков агрессивности у младших школьников с СГДВ, составляющих экспериментальную и контрольную группы. Результаты с использованием анкеты «Признаки агрессивности» представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты диагностики особенностей агрессивности у младших подростков
Экспериментальная группа |
Контрольная группа |
|||
абс.ч. |
в % |
абс.ч. |
в % |
|
Низкий |
0 |
0% |
0 |
0% |
Средний |
6 |
60% |
7 |
70% |
Высокий |
4 |
40% |
3 |
30% |
В ходе исследования было определено, что 60% участников экспериментальной группы, а также 70% участников контрольной группы характеризуются средним уровнем проявления агрессивности. Высокий уровень агрессивности отмечается у 40% участников экспериментальной группы, а также у 30% участников контрольной группы. Можно говорить о том, что младшие школьники с повышенным уровнем агрессивности характеризуются проявлением определенного рода агрессивных тенденций. Соотношение показателей отражено на рисунке 2.
Рис. 2. Соотношение уровней сформированности агрессивности у младших школьников
Результаты проверки достоверности различий с использованием критерия Манна-Уитни представлены в таблице 4.
Таблица 4.
Результаты проверки достоверности различий по показателям агрессивности у младших школьников
Сумма рангов, ЭГ |
Сумма рангов, КГ |
U |
p |
|
Критерии агрессивности |
105,50 |
104,50 |
49,50 |
1,00 |
Определено, что две группы исследования на статистически достоверном уровне не различаются по показателям агрессивности.
Полученные в ходе исследования данные позволяют говорить о фактической эквивалентности экспериментальной и контрольной групп исследования.
Таким образом, на основании результатов исследования можно говорить о наличии тенденции к снижению уровня умственной работоспособности, а также наличии тенденции к повышенному уровню агрессивности у младших школьников с СГДВ. Полученные в ходе исследования данные обуславливают значимость и целесообразность осуществления целенаправленной коррекционной деятельности средствами биологической обратной связи.
3.2. Содержание формирующего этапа
В качестве формирующего воздействия выступает процедура тренинга с использованием биологической обратной связи, на базе ППМС-центра с использование комплекса БОС «РЕАКТОР».
Курс тренингов с использованием возможностей комплекса «РЕАКТОР» включал 15-20 занятий, занятия были осуществлены 2-3 раза в неделю. Перед процедурой тренинговой деятельности ребенку давались объяснениях относительно специфики процедуры, а также относительно зависимости параметров обратной связи от уровня внимания и функционального состояния мозга.