Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ У СТРЕССОВОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ У СТРЕССОВОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ
1.1.Сущность и структура понятия «личностные деформациии»
1.3. Характеристика стрессового типа личности
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ У СТРЕССОВОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ
2.1.Характеристика выборки и методик исследования
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время в исследованиях психологов различных психологических школ и направлений поднимается проблема личностных деформаций людей, занятых различными видами профессиональной деятельности. Эта проблема имеет большое социальное значение, так как от решения ее зависит не только профессиональная успешность, но и благополучие жизни человека в целом.
Проблема личностных деформаций стала предметом изучения целого ряда наук – педагогики, социальной, организационной психологии, психологии личности, медицины, социологии, философии и др.
Негативные изменения вследствие ежедневных стрессовых ситуаций у людей различных типов происходят по-разному, изучению этого посвящено достаточно большое число научных исследований.
Анализируя степень научной изученности проблемы, отметим, что
различные аспекты ее исследовали Л. Н. Антилогова., Б.Г. Ананьев, С.Е. Безносов, С.П. Душков, Э.Ф. Зеер, Е.П. Ильин, Э. Ф. Кремень, В.П. Ковалев, А.В. Карпов, Л.Н. Корнеев, В. И. Лебедев, А.А Урбанович, Прохоров А.О. и др.
Ученые разных научных психологических школ изучали особенности поведения человека в стрессовых ситуациях, его психологические защиты. З.Фрейд описал особенности психологических защит у различных типов личности, концепцию стресса как неспецифической реакции организма на психотравмирующие ситуации разработал Г.Селье, неврозы, которые возникают у людей в современном мире, описала К. Хорни.
Несмотря на большой интерес ученых к проблеме личностных деформаций, проблема требует комплексного ее изучения.
Актуальность выбранной темы в том, что существует необходимость изучения личностных деформации у людей стрессового типа. Этому и посвящена курсовая работа.
Объект исследования: личностные деформации.
Предмет исследования: особенности личностных деформаций у людей стрессового типа.
Цель исследования: изучение личностных деформации у людей стрессового типа.
Гипотеза исследования. Мы предполагаем, что личностные деформации у людей стрессового типа имеют свои особенности и проявляются в высокой тревожности, низкой стрессоустойчивости, экстеральном локусе контроле.
Задачи исследования.
- Провести теоретический анализ научной психологической, педагогической, медицинской литературы.
- Рассмотреть сущность и структуру понятия «личностные деформации»
- Описать личностных деформаций у стрессового типа личности.
- Провести эмпирическое исследование и проанализировать результаты.
- Сформулировать выводы.
Теоретико-методологической основой курсовой работы стали различные подходы к определению личностных деформаций, стресса, особенностей его переживания различными людьми.
Это исследования С.Е Безносова, С.П. Душкова, Э. Ф. Зеер, Е.П. Ильина, Н.Кремень, В.П. Ковалева, А.В.Карпова, Л.Н. Корнеева, В. И. Лебедева, А.А Урбанович, а также работы по изучению различных аспектов этой проблемы Б.Г.Ананьева, Л. Н Антилоговой, Н.Е.Водопьяновой, Г.Ш. Габдреевой, Л.Г.Дикой, А.В. Карпова, Л.А. Китаева-Смыка, Л.М. Митиной, В.И. Моросановой и др.
Методы исследования. В качестве методов были использованы:
-метод теоретического анализа научной литературы;
-эмпирический (тестирование);
-метод обработки результатов исследования.
Методики исследования:
1.Тест локуса контроля Дж.Роттера
2. Тест тревожности Ч. Д. Спилбергера ( в адаптации Ю.Л.Ханина)
3.Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM)
У. Шаршмидт и А. Фишер (в адаптации Т. Ронгинской).
База исследования: условная группа, созданная для эмпирического исследования, состоящая из 20 человек, это люди разных профессий, согласивших принять участие в эксперименте.
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы организационными психологами в работе по профилактике возникновения личностных деформаций.
Структура работы: введение, две главы, выводы, заключение, список литератур
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ У СТРЕССОВОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ
1.1.Сущность и структура понятия «личностные деформациии»
Каждый человек – это личность определенного уровня развития, зрелости и сформированности. Леонтьев А.Н. писал, что понятие личности, отражает целостность субъекта; это целостное образование особого рода[1].
Основой личности является система реализуемых разнообразных видов деятельности и отношения к их различным сторонам. Зрелость личности определяется ее способностью создавать и реализовывать жизненную стратегию.
Развитие личности связано с природными и социальными факторами, степенью вовлеченности в трудовую и другие виды деятельности, уровнем полученного образования и воспитания.
Вступая в сложные и многообразные отношения с окружающими, личность подвергается воздействию неблагоприятных факторов, что вызывает у нее деформации. Термин «деформация» происходит от латинского слова «deformatio», что означает «искажение, обезображивание» и имеет отрицательный характер[2].
Профессиональной деформацией называется явление, которое сопутствует развитию личности в профессиональной деятельности, если он не предпринимает меры профилактики.
Таким образом, под профессиональной деформацией личности понимают процесс и одновременно результат отрицательных изменений личности под влиянием среды, в которой происходит ее жизнедеятельность.
Профессиональная деформация характеризуется разной степенью и уровнем проявления и приводит к неэффективному поведению и снижению профессиональной компетенции.
Виды деформации:
-собственно-профессиональная деформация,
-должностная деформация,
-депривационная деформация[3].
Рассмотрим эти виды. Собственно-профессиональная деформация определяется негативным среды и проявляется в :
- применении в речи ненормативной и грубовато-просторечной лексики в общении с коллегами и окружающими;
- неуважительное, пренебрежительное, уничижительное, агрессивное отношение к людям;
- утрата чувствительности к человеческим чувствам;
-снижение уровня эмпатии.
Должностная деформация выражается в следующем:
- стремление к подавлению воли других, унижению достоинств человека;
- интолерантность к мнению других;
- отсутствие самокритики;
- отсутствие позитивных деловых отношений.
Депривационная депривация проявляется в смене неудовлетворенных потребностей другими, которые более доступны.
Деформации личности можно рассмотреть через такие характеристики:
-скорость ее развития,
-глубина деформации,
-ее широта.
Скорость деформации индивидуальна для человека и зависит от личностных особенностей. Исследователи указывают на то, что темпы деформации личности увеличиваются после пяти-шести лет профессиональной деятельности, а более глубокая и сильная деформация возникает после девяти - десяти лет.
Глубина деформации определяется отрицательными изменениями, которые возникают в диапазоне от начальной фазы до появления целого комплекса социально-психологической неадекватности.
Широта деформации связана с отрицательными изменениями во всех личностных сферах: духовно – нравственной, интеллектуальной, эмоционально - волевой.
Личностные деформации — это такие изменения, которые происходят с человеком и отрицательно сказываются на всех сферах жизнедеятельности (семья, профессиональная деятельность, все другие виды деятельности). Они определяются внесением изменений в сферу семьи, меняются отношения в ней, возникают конфликты. Эти изменения сказываются и в профессии, принимая различные формы, например, в профессиональном цинизме как следствие эмоционального выгорания, нарушений этики поведения, уходе в зависимое поведение, в том числе и алкоголизации, наркотизации и тд.
Д. Г. Трунов считает, что деформации отражаются в жизни человека, вне его работы, так как часто люди на работе сдерживаются, боятся потерять авторитет, должность. Как отрицательный, разрушающий личность феномен, деформации проявляются в жизни изменением самоотношения, отношения к людям и жизни человека в целом[4].
Так, деформация проявляется в том, что человек ищет ошибки и неудачи у окружающих, строго оценивает поведение и действия всех, категоричен и чрезмерно принципиален, у него нет эмпатии.
Такое поведение Мардахаев, Л. В. называет «профессионально - личностный кретинизм», когда реальная действительность воспринимается сквозь критерии профессии[5].
Деформации связаны с тем, что у человека есть определенный предел развития, в том числе и уровня интеллекта, способностей, компетентности, профессионализма. Это зависит от заложенных природой склонностей, имеющихся индивидуально-психологических особенностей, социально-личностных и профессиональных установок, характеристик эмоционально-волевой сферы, чрезмерного пресыщения той или иной деятельностью, от неудовлетворенности собой, профессией, низкой зарплатой.
Профессиональные и одновременно личностные деформации есть во всех видах деятельности, так как это связано с постоянным и интенсивным общением, монотонностью и высоким темпом труда, большого стажа, повышенного эмоционального включения и высокой ответственности за результат, пролонгированного воздействия чрезмерных эмоциональных и умственных нагрузок, хронических стрессоров.
Таким образом, профессиональная деформация начинает свою деструктивную деятельность на фоне имеющихся у человека склонностей, развивает личностные особенности, выделяя их.
Э. Ф. Зеер и Э. Э. Сыманюк изучали изменения, которые затрагивают не только структуру личности, но и любой деятельности, отрицательно сказываются на эффективности труда, на характере межличностного взаимодействии, диктуют профессиональные деструкции.
Авторы считают, что профессиональные и личностные деформации появляются в ходе долговременного исполнения монотонной или эмоциональной профессиональной деятельности, которая протекает в условиях стресса[6].
Э. Ф. Зеер в качестве профессиональных деструкций называет профессиональные деформации, акцентуации профессионально обусловленные, выученную беспомощность, профессиональную отчужденность и стагнацию как стадию жизненного и профессионального пути. Он отмечает, что профессиональные деструкции разрушают целостность личности, снижают показатели ее адаптивности и устойчивости к стрессам[7].
Деформации личности имеют форму социально-психологических процессов, которые связаны с нарушением существующих морально - этических норм.
Деформация больше всего проявляется у тех людей, кто работает в системе «человек – человек» или в профессиях повышенного риска, опасности для жизни. Личностные деформации проявляются у руководителей, педагогов, медиков, социальных работников, полицейских и пожарных.
В процессе деформации влияние профессии происходит не только на качество работы, но и на мировосприятие личности. Ряд авторов указывает на то, что два фактора влияют на возникновение деформации:
-заложенные природой склонности,
- индивидуальные качества, которые присущи до участия человека в профессиональной деятельности[8].
Они могут быть осознанными, желательными, вызывающими гордость или скрываемые и подавляемые.
В исследованиях указываются причины профессиональной и личностной деформации:
-особенности окружающих людей и жизненной обстановки,
-однообразие жизни и выполняемой работы,
- полная отдача себя, своих сил и отсутствие признания;
-дефицит времени и высокие ожидания и требования со стороны окружающих;
- напряженность и конфликтность среды;
- дефицит благоприятных возможностей самовыражения.
Выделяются такие виды деформации:
- эпизодическая, которая проявляется в отдельных эпизодах жизни или профессиональной деятельности;
-устойчивая проявляется постоянно или достаточно часто;
-поверхностная не затрагивает глубинные структуры личности;