Файл: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ У СТРЕССОВОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 105
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ У СТРЕССОВОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ
1.1.Сущность и структура понятия «личностные деформациии»
1.3. Характеристика стрессового типа личности
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ У СТРЕССОВОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ
2.1.Характеристика выборки и методик исследования
Экстерналы не уверены в себе, своих способностях, не берут на себя ответственность за свою жизнь. В ситуациях сложных, стрессогенных они стремятся переложить ответственность на других. Отрицательные последствия возникают, когда такие ситуации становятся хроническими, постоянно повторяющимися.
Таким образом, стрессовый тип личности – это такой тип, который имеет ряд особенностей, таких как высокий уровень ситуативной и личностной тревожности, экстернальный локус контроля, низкую самооценку, низкий уровень стрессоустойчивости.
2.ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ЛИЧНОСТНЫХ ДЕФОРМАЦИЙ У СТРЕССОВОГО ТИПА ЛИЧНОСТИ
2.1.Характеристика выборки и методик исследования
Для изучения личностных деформаций у стрессового типа личности и проверки выдвинутой гипотезы мы создали выборку, количественный состав ее 20 человек. Это люди, имеющие различные профессии в возрасте от 23 до 42 лет, из них 60 процентов женщины и 40 процентов мужчин.
В качестве показателей были выбраны:
-уровень самооценки;
-тревожность;
- тип поведения и переживания, связанные с профессиональной деятельностью.
В исследовании были использованы диагностические методики:
1.Тест локуса контроля Дж.Роттера
2. Тест тревожности Ч. Д. Спилбергера ( в адаптации Ю.Л.Ханина)
3.Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM)
У. Шаршмидт и А. Фишер (в адаптации Т. Ронгинской).
Обоснуем выбор методик.
Тест тревожности Ч. Д. Спилбергера имеет цель – изучение тревожности как личностного свойства и как состояния человека. Методика содержит две шкалы ситуативной и личностной тревожности. Обработка полученных результатов проводится по ключу, при этом общий итоговый показатель по каждой подшкале находится от 20 до 80 баллов, следует учитывать, что чем выше итоговый показатель, тем выше уровень тревожности.
Опросник поведения и переживания, связанного с работой (AVEM) У. Шаршмидт и А. Фишер (в адаптации Т. Ронгинской). Цель использования - изучение поведения людей в ситуациях профессиональной деятельности. Опросник состоит из 11 шкал, включающих 66 утверждений, они касаются определения места профессии в жизни человека, мотивации к профессиональному его росту, готовности посвятить себя выполнению поставленных профессиональных задач, установки на переживание удач и неудач, наличия ощущения стабильности и равновесия, удовлетворенности жизнью в целом и своими профессиональными успехами.
Тест локуса - контроля Дж. Роттера. Цель использования - изучение локуса контроля. Тест содержит ряд высказываний, обработка проводится по ключу и результаты позволяют судить о локусе-контроля, определяя экстернальность и интернальность
Таким образом, была сформирована выборка, подобраны диагностические методики, позволяющие изучить выделенные показатели. Методики адекватны предмету исследования, информативны и удобны в применении.
2.2. Анализ результатов исследования
В ходе исследования были выявлены результаты по каждой методике. Так, по тесту Дж. Роттера было определено, что большая часть принимавших участие в тестировании, имеют внешний локус контроля (65 процентов). Общие результаты отразим в диаграмме.
Рис.1 Соотношение экстернальности - интернальности в группе людей, принявших участие в исследовании.
В таблице 1 отразим результаты каждого из участников эксперимента
Таблица 1
Выраженность интернальности-экстернальности
№№ |
ФИО |
Экстернальный контроль |
Интернальный контроль |
1 |
Д.М.Ю. |
* |
|
2 |
С.Н.А. |
* |
|
3 |
К.Л.А. |
* |
|
4 |
К.Т.Н. |
* |
|
5 |
Б.Е.Г. |
* |
|
6 |
А.Д.Г. |
* |
|
7 |
С.Н.В. |
* |
|
8 |
Н.В.И. |
* |
|
9 |
З.С.Г |
* |
|
10 |
М.В.А |
* |
|
11 |
В.Н.М |
* |
|
12 |
Ж.Л.Ю |
* |
|
13 |
Д.Н.Г. |
* |
|
14 |
МО.А. |
* |
|
15 |
А.С.М |
* |
|
16 |
Т.Н.П. |
* |
|
17 |
Д.С.Т |
* |
|
18 |
П.Л.А. |
* |
|
19 |
П.Е.С. |
* |
|
20 |
Г.Т.Л. |
* |
Таким образом, можно говорит о том, что для большинства людей (экстерналов) имеет внешнее защитное поведение, при объяснении каких-либо событий эти люди ориентируются на внешние причины, им нужны внешние стимулы.
Экстерналы убеждены, что их неуспех и неудачи - это результат случая, негативного отношения к ним других, им нужны постоянные одобрение и поддержка, но выражают за них признательности.
Интерналы (это 35 процентов) убеждены в неслучайности своих успехов и неудач, считают, что они зависят от них самих, от компетентности, способностей, упорства в достижении цели. Они принимают ответственность на себя, имеют более широкие временные перспективы по сравнению с экстерналами.
Поведение интерналов ориентировано на достижение успеха через совершенствование имеющихся навыков и глубокий анализ информации, решение все более сложных задач. Потребность в достижении у интерналов связана с повышением личностной и ситуативной тревожности, что может вести к большей фрустрированности и уменьшением стрессоустойчивости в случаях значимых серьезных неудач.
По тесту Спилбергера ( Ю.Ханина) были определены уровни ситуативной и личностной тревожности. Представим результаты в таблице 2.
Таблица 2.
Выраженность ситуативной и личностной тревожности
№№ |
ФИО |
Ситуативная тревожность |
Личностная тревожность |
1 |
Д.М.Ю. |
8 |
14 |
2 |
С.Н.А. |
49 |
54 |
3 |
К.Л.А. |
19 |
20 |
4 |
К.Т.Н. |
38 |
39 |
5 |
Б.Е.Г. |
10 |
9 |
6 |
А.Д.Г. |
34 |
36 |
7 |
С.Н.В. |
32 |
38 |
8 |
Н.В.И. |
31 |
28 |
9 |
З.С.Г |
42 |
32 |
10 |
М.В.А |
51 |
49 |
11 |
В.Н.М |
37 |
30 |
12 |
Ж.Л.Ю |
18 |
32 |
13 |
Д.Н.Г. |
34 |
39 |
14 |
МО.А. |
32 |
39 |
15 |
А.С.М |
15 |
27 |
16 |
Т.Н.П. |
40 |
45 |
17 |
Д.С.Т |
47 |
42 |
18 |
П.Л.А. |
45 |
49 |
19 |
П.Е.С. |
36 |
29 |
20 |
Г.Т.Л. |
31 |
41 |
При интерпретации полученных результатов мы ориентировались на то, что до 30 баллов — низкий уровень тревожности, от 31 до 44 баллов — средний уровень; от 45 и более баллов – высокий уровень тревожности.
Рис.2.Уровни ситуативной и личностной тревожности у участников исследования
Как видно из диаграммы, показатели обоих видов тревожности одинаковы.
Люди, которые относятся к категории высокой тревожности, воспринимают постоянную угрозу своей самооценке и жизни в большом диапазоне различных ситуаций и реагировать состоянием тревоги.
Очень высокая тревожность может быть связана с невротическим конфликтом, выражается в частых эмоциональных срывах.
Низкая тревожность связана с состоянием депрессии, пассивности, апатии, с низким уровнем мотивации деятельности.
По опроснику поведения и переживания, связанного с работой (AVEM) У. Шаршмидт и А. Фишер (в адаптации Рогинской), были получены результаты, позволяющие увидеть типы переживания и поведения. В таблице 3 отразим результаты.
Таблица 3.
Соотношение типов переживания и поведения людей, принявших участие в исследовании
№ |
Типы переживания и поведения |
Количество (%) |
1. |
Тип G |
35 |
2. |
Тип S |
25 |
3. |
Тип А |
10 |
4. |
Тип В |
30 |
Тип G был выявлен у 35% , что позволяет говорить о том, что это здоровые и активные люди, способные к принятию ответственности за решение проблем. Они уделяют работе важное, но не главное место, контролируют физические и эмоциональные траты, у них конструктивный способ преодоления препятствий в достижении цели, разумное переживание неудач, которые рассматриваются ими, как стимулы для новых стратегий преодоления.
Тип S у 25%, у них выявлена способность рассчитывать свои силы и возможности с ситуацией, адекватный уровень профессиональных и личностных притязаний, рациональная дистанция между личной жизнью и работой, они удовлетворены результатами труда.
2. Тип А выявлен у 10%, что их характеризует как людей с высоким показателем значения работы, высоким уровнем готовности к большим физическим и эмоциональным затратам, низким уровнем терпимости к неопределенности, низкий уровень стрессоустойчивости.
Этих людей нужно отнести к группе риска по быстрому развитию личностных и профессиональных деформаций .
3.Тип В (30%) – это тип людей с наиболее выраженными личностными и профессиональными деформациями, у них низкий уровень стрессоустойчивости, отказ от деятельности в трудных ситуациях, чувство необъяснимого и непонятного страха, психические перегрузки переносятся очень тяжело, возникает недовольство собой, низкая психическая устойчивость.
2.3. ВЫВОДЫ
Проведенное исследование позволяет говорит о том, что среди участников эксперимента есть люди, которых следует отнести к стрессовому типу, у них высокий уровень личностной и ситуативной тревожности, среди них есть люди, относящиеся по особенностям переживания и поведения к типам А и В.
Они имеют низкий уровень стрессоустойчивости и ряд личностных деформаций – недовольство собой, низкая самооценка, постоянное ожидание неудач и неприятностей, среди них есть экстерналы, которые объясняют все происходящее не собственными способностями, возможностями, компетенциями, а внешними факторами.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема личностных деформаций как результат переживания психотравмирующих ситуаций у людей стрессового типа – одна из социально важных проблем, которая стала предметом изучения разных отраслей науки. Анализ разработанности выбранной проблемы в теории и практике психологии, педагогики, медицины, социологии подтвердил актуальность ее изучения.
Во введении курсовой работы представлены методологические основы изучения проблемы, ее предметное поле, определен ее объект, сформулированы цель, задачи, гипотеза, обозначены методы, методики, практическая значимость, структура.
В первой главе курсовой работы рассматривается сущность и структура ключевых понятий: «личностные деформации», «стрессовой тип», факторы, влияющие на возникновение личностных деформаций, описаны особенности личностных деформаций у людей стрессового типа.
Во второй главе курсовой работы описана выборка исследования, выделены показатели и описаны диагностические методики, которые использовались. Для эксперимента создана условная группа, в которую вошли 20 человек, это представители различных профессий.
Во втором параграфе второй главы представлены результаты, полученные в эмпирическом исследовании, подтвердившие предположения, сформулированные в гипотезе.
Было выявлено, что большая часть участников исследования экстерналы - 65%, интерналы -35%, высокая личностная и ситуативная тревожность у 20 % людей, они постоянно находятся в ожидании неприятностей, несчастий и потерь, представляют собой группу стрессового риска.