Файл: «Сравнительный анализ теорий конкуренции»( Зарождение теории конкуренции).pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 66

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Конкуренция является неотъемлемым признаком рыночной системы и основной движущей силой ее эффективного развития. Именно конкуренция стимулирует предпринимателя и направляет его экономический интерес (в виде получения экономической прибыли) к сокращению издержек, расширению объемов производства, внедрению инноваций, которые в результате становятся достоянием общества.

В России конкурентная среда формировалась не эволюционным путем, как в большинстве развитых стран, а путем создания институциональных условий для конкурентного поведения экономических субъектов. Новая российская экономика, за время своего развития, сопровождалась кризисами экономической и политической нестабильности, негативно влияя тем самым на условия и формы конкурентных отношений.

Современная экономическая действительность, характеризующаяся трансформацией экономических отношений, глобализацией бизнеса, интеграцией России в мировое пространство, возлагает на развитие конкурентных отношений еще большую ответственность за улучшение экономических, инновационных показателей, качества жизни и благосостояния общества.

Озабоченность современных аналитиков вызвана, прежде всего, тем, что большинство отечественных предприятий с их неконкурентоспособными товарами, не может выдержать конкуренции с импортом. Поэтому особую актуальность приобретает решение вопросов, связанных с выбором путей экономического развития России, основанных на инновациях. Этому может способствовать создание оптимальных мотивационных условий, как для бизнеса, так и для работников, направленных на эффективное развитие конкурентной среды в России.

В зарубежной экономической литературе вопросам конкуренции посвящен ряд работ и исследований различных экономических школ и направлений. Первые наиболее целостные теоретические положения, посвященные вопросам конкуренции, были сформулированы в XVIII в. классиками политической экономии (А. Смит, Д. Рикардо, Дж. С. Милль). Они разработали модель совершенной конкуренции и охарактеризовали черты конкурентного рынка. Отклонение от этой модели расценивалось негативно. Неоклассики А. Маршалл, А. Курно утверждали, что монополия, как антипод свободной конкуренции снижает эффективность экономики.

Развитие концепций конкуренции приводит к осознанию того, что конкуренция и монополия настолько переплетены, что вызывает необходимость говорить о монополистической конкуренции - такой рыночной структуре, в которой одновременно сочетаются черты и конкуренции и монополии. Дж. Робинсон и Э. Чемберлин впервые стали исследовать экономику несовершенной конкуренции.


Расширили представления о роли конкуренции в рыночной экономике с точки зрения функционально-поведенческого подхода Й. Шумпетер, Ф. Хайек, Г. Хамел, К. Прахалад, М. Портер, М. Брун и др.

Существенный вклад в современную теорию конкуренции внесли зарубежные исследователи А. Брандебургер, Б. Нейлбафф, Д. Тапскотт, Э. Уильямс, которые пришли к выводу, что в современном мире наиболее эффективной формой конкурентных отношений является «со-конкуренция», основанная на сочетание в себе ранее альтернативных понятий - сотрудничества и конкуренции. Сознательно уничтоженные основы рыночного хозяйства в экономике СССР и чрезмерная идеологизация отечественной науки не позволили формированию серьезных исследований, посвященных вопросам конкуренции. Отечественные экономисты стали активно исследовать конкуренцию с момента зарождения рыночных отношений в России. Конкурентные отношения рассматриваются во взаимосвязи (или параллельно) с иными фундаментальными экономическими процессами. В этой связи необходимо назвать работы С.Б. Авдашевой, Г.Л. Азоева, М.И. Гельвановского, В.П. Горева, В.А. Гордеева, Ю.Б. Рубина, С.Г. Светунькова, Н.И. Усик, Р.А. Фатхутдинова, А.Е. Шаститко, А.Ю. Юданова.

Несмотря на большой объем научной литературы по рассматриваемой проблеме, недостаточно раскрыты вопросы комплексного подхода к изучению конкуренции, сочетания сотрудничества и конкуренции, требуется уточнение содержания ряда взаимосвязанных с конкуренцией категорий. Кроме того, необходимо решение вопросов, связанныхс совершенствованием конкурентной среды в России.

Таким образом, актуальность, недостаточная теоретическая изученность конкуренции, практическая значимость проблемы совершенствования конкурентной среды в России и повышения конкурентоспособности отечественной экономики в свете интеграции России в мировое пространство, определили выбор темы курсовой работы, ее содержание, постановку целей и задач.

Цель курсовой работы заключается в анализе и разработке направлений по совершенствованию конкурентной среды в России и эффективному развитию национальной конкуренции, способствующих экономическому росту страны и благосостоянию общества.

Поставленная цель, в свою очередь, определяет следующие задачи исследования:

  • рассмотреть зарождение теории конкуренции;
  • обосновать многогранность категории «конкуренция» на основе применения поведенческого, функционального и структурного подходов;
  • изучить содержание взаимосвязанных с конкуренцией категорий: конкурентные отношения, конкурентное поведение, конкурентная стратегия, конкурентное преимущество, конкурентоспособность;
  • определить факторы, оказавшие существенное влияние на формирование и развитие конкурентной среды в России;
  • провести отраслевой анализ конкуренции и выявить особенности проявления конкуренции по видам экономической деятельности в России;
  • предложить направления по совершенствованию конкурентной среды в России.

Объектом исследования является конкурентная среда российской экономики.

Предметом исследования являются социально-экономические и организационные отношения, формирующиеся внутри конкурентной среды и воздействующие на нее извне.

Теоретической основой курсового исследования являются фундаментальные положения экономической теории, работы экономистов ведущих экономических школ и направлений, как зарубежных, так и отечественных, посвященные вопросам конкуренции, ее формам, методам, функциям и роли в рыночной экономике.

В качестве методологической базы курсового исследования применена теория научного познания, реализован системный подход как общенаучный метод познания, а также прикладные - анализ и синтез, классификация, систематизация, обобщение, группировка, сравнение, методы экономического анализа, сравнительный анализ, метод экспертных оценок.

Теоретическая значимость курсовой работы заключается в углублении представлений о содержании конкуренции и взаимосвязанных с ней категорий, в обосновании необходимости исследования конкуренции с точки зрения поведенческого, функционального и структурного подходов, расширении категориального аппарата, а именно во введении категории «конкуренция с нулевым эффектом» и обоснования причин ее возникновения.

Практическая значимость исследования заключается в том, что отдельные положения курсовой работы могут быть использованы в качестве учебного и аналитического материала в учебном процессе для дисциплин «Экономическая теория», «Экономика», «Государственное регулирование экономики», «Экономика отрасли». Предложенные пути по совершенствованию конкурентной среды в России и по повышению конкурентоспособности отечественной экономики, могут быть учтены при формировании федеральной программы по развитию конкуренции.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав, содержащих шесть параграфов, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты теории конкуренции

1.1. Зарождение теории конкуренции

Как было указано нами ранее зарождение теории конкуренции, появились в трудах экономистов в середине XVIII века. Основоположником ее считают А. Смита.


Представитель английской классической политэкономии Д. Риккардо (1772–1823) в работе «Принципы политической экономии и налогообложения» дополнил идеи А. Смита о ценовом регулировании рынка с помощью инструментов конкуренции: «цены формируются только под воздействием предложения и спроса путем конкурентной борьбы» [21, c. 58].

Другой представитель классической школы экономики, Джон Стюарт Милль (1806–1873), также внес весомый вклад в развитие теоретической модели чистой конкуренции. Он выделил неконкурирующие группы на рынке, вывел уравнение международного спроса и тройную классификацию ценовой эластичности спроса, определил понятия экономии на альтернативных издержках и эффекте масштаба [16, c. 158]. По его мнению, конкуренция является единственным условием формирования рыночных цен, заработной ренты и заработной платы, а кроме этого, он обосновал, что конкуренция сама по себе является экономическим законом, устанавливающим конкретные правила рыночного равновесия.

Лауреат Нобелевской премии в области экономики в 1974 г., австрийский ученый, представитель неоклассической школы Фридрих Август фон Хайек (1899–1992) подверг обширной критике ряд положений классиков политэкономии [22, c. 146]. В частности он отмечал, что надо принимать во внимание тот факт, что государственное устройство уже организовано и существует, следовательно, процесс конкуренции происходит в уже существующей, определенной системе. В случае существования модели совершенной конкуренции в реальном государстве, это сняло бы ограничения во всех сферах деятельности. Но данный факт невозможен, так как необходимы государственные ограничения и государственное регулирование экономики».

Другой неоклассический английский экономист, автор учебника «Принципы политической экономии» Альфред Маршалл (1842–1924), в свое время также счет усовершенствовал основные факт понятия итог классиков о конкуренции, обосновав механизм автоматического куда установления итог равновесной темп цены на дело рынке при суть помощи чистой темп (совершенной) конкуренции семь и законов предельной темп полезности база и предельной темп производительности база труда. Открыв теории семь анализа долгосрочного куда и частичного куда устойчивого куда равновесия итог на дело рынке, а также счет учтя развитие опыт технологий указ и потребительских предпочтений указ покупателей учет при суть определении семь относительных цен, он создал основы новой темп теоретической темп модели явно конкуренции семь – монополистической темп или явно реальной.


В конце XIX начале XX веков изменившаяся сбор в результате кризиса экономическая сеть ситуация итог в ряде цель европейских стран привела к пересмотру сложившихся сбор в экономической темп науке традиционных представлений указ о факторах, сущности база и функциях конкуренции семь [16, c. 159].

В первой темп половине рост ХХ в. опубликован ряд фундаментальных работ П. Сраффы «Законы получения итог доходов в условиях конкуренции» (1926 г.), Дж. Кейнса «Общая сеть теория итог занятости, процента тоже и денег» (1936 г.), Э. Чемберлина дело «Теория итог монополистической темп конкуренции» (1933 г.) и Дж. Робинсона дело «Экономическая сеть теория итог несовершенной темп конкуренции» (1933 г.), в которых вышеуказанные факт авторы определяют, что ясно при суть увеличении семь масштабов производства весь крупные факт предприятия итог промышленности база и сферы услуг получают новые факт дополнительные факт преимущества, которые факт они итак могут реализовать, только лишь выходя за рамки курс имеющейся сбор модели явно совершенной темп конкуренции семь [8, c. 56].

Экономист из США Эдвард Гастингс Чемберлин (1899–1967) ввел новое цена понятие: «монополистическая сеть конкуренция». В своей учет работе «Теория итог монополистической темп конкуренции» он указывает, что ясно реальные факт цены на дело рынке движутся сбор к промежуточному значению, определяемому в каждом конкретном случае соответствием относительным значением чистой темп монополии семь и чистой темп конкуренции семь [16, c. 159]. По выводам Э. Чемберлина, конкуренция итог и монополия итог – это ясно взаимосвязанные факт между собой темп явления, а именно: рынок любого куда отдельного куда производителя этап при суть условии семь монополистической темп конкуренции семь лимитируется сбор и определяется сбор лишь тремя фонд факторами: особенностями тема самой темп продукции семь и услуг (качеством), ценой темп и расходами тема по либо его куда сбыту.

Джоан Вайолет Робинсон (1903–1983), американский указ экономист, профессор Кембриджского куда университета тоже в своем труде цель «Экономическая сеть теория итог несовершенной темп конкуренции» дает критику концепции семь конкуренции, он отмечает: «Изучение опыт различных закономерностей учет экономической темп теории семь необходимо язык начинать рассмотрением условий указ совершенной темп конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующую особому случаю правильнее план начинать исследование, а рассмотрение опыт монополии, трактуется сбор условиями тема совершенной темп конкуренции семь как особого куда случая» [16, c. 159].