Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 3
ВВЕДЕНИЕ
С первых дней младенец изучает мир с помощью игр, которые придумывают родители для его воспитания. В играх есть смыл, есть правила, игра – это репетиция жизни. Ребенок с самого детства играет в профессии, в семью. Игра не является продуктивной деятельностью, ее мотив лежит не в ее результате, а в содержании самого действия. Игры помогают ребенку использовать свою фантазию, понимать на внутреннем уровне и принимать самостоятельные решения – ребенок не боится – ведь это игра. Это первый шаг ребенка ко взрослой жизни.
Игра остается с нами на протяжении всей нашей жизни. Она есть и на работе, в семейных отношениях, в обществе. Она разгружает наше сознание, в игре человек подсознательно чувствует себя свободнее, вспоминая свое детство, он может расслабится и действовать, и мыслить свободно. Часто игры используют при знакомстве с компанией – она сплачивает организовывает действия, ведь, как мы уже говорили в игре есть правила и цель. Ни в одном из видов своей деятельности человек не демонстрирует такого обнажения своих психофизиологических и интеллектуальных ресурсов, как в игре. Игра – развивает, социализирует, воспитывает, развлекает и отвлекает, развивает, мотивирует, а также дает возможность человеку оказаться в своем воображаемом мире и познать самого себя. Именно поэтому игру рассматривают и будут рассматривать как метод воспитания как детей, так и взрослых, ведь интерес – лучший стимул к обучению.
Однако, основа игры – это воображение, это нереальность и данное известие может говорить о том, что игра может человека не только заставит развиваться, но и остановить его в развитии. Из-за открытости, преувеличении, приукрашивании мира в целом, человек чувствует себя ничтожным, копается в себе и считает, что не подходит для современного мира, где в планете «интернет» все выглядят идеальными. Каждое утро у человека происходит борьба между здравым смыслом и нового «совершенного» мира. Ему проще закопаться в игрушках там, где он в «воображаемом» мире - герой, не строя свою настоящую жизнь, закрывая завесу реальности, мы можем потерять целый мир.
Игры преследуют нас повсюду, даже в семейной жизни, изучая психологию взаимоотношения по книге Эрика Берна «Игры, в которые играют люди». Названии книги уже подтверждает, что семьи играют в игру, люди не хотят взрослеть и принимать решения, нести за них ответственность и теория нездоровых отношений есть практически в 90% случаев семей. Общение между «родителем» и «ребенком» все чаще встречается, нежели «взрослый» со «взрослыми».
При помощи игр можно анализировать способности, возможности и психологическое состояние детей, как быстро они могут сфокусироваться, вести диалог с другими детьми, разрешить конфликт, признать поражение, быть справедливыми, выявить характерные черты ребенка (активность, пассивность), умение включать фантазию, контролировать, регулировать процессы, выявление лидеров.
Начальная школа должна включать своих воспитанников в разумно организованный, посильный для них производительный труд значение которого в формировании социальных качеств личности ни с чем не сравнимо. Работа, которую выполняют дети, имеет характер самообслуживания, помощи взрослым или старшим школьникам. Хорошие результаты дает сочетание труда с игрой; здесь максимально проявляются инициативность самодеятельность соревновательность самих ребят.
Стремление младшего школьника к яркому, необычному, желание познать прекрасный мир, проявить двигательную активность - все это должно удовлетворяться в разумной, приносящей пользу и удовольствие игре.
Развитие младшего школьника очень сложный и противоречивый процесс. В этом возрасте растущий человек должен очень многое понять, а поэтому нужно максимально использовать каждый день его жизни. Главная задача возраста постижение окружающего мира: природы, человеческих отношений. Интенсивно формируются почти все интеллектуальные, социальные и нравственные качества, многие из них уже останутся неизменными на протяжении всей жизни.
Вот почему проблема использования игровых технологий в практике обучения рассматривается нами как актуальная, требующая анализа.
По определению, игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.
ГЛАВА 1. ФУНКЦИИ ИГРЫ
1.1 Происхождение и социально-педагогическое значение игры
Попытки разгадать «тайну» происхождения игры предпринимались учеными разных научных направлений на протяжении не одной сотни лет. Диапазон предложенных ответов об истоках появления игры очень широк.
Проблема игры, по одной из концепций, возникла как слагаемое проблемы свободного времени и досуга людей в силу многих тенденций религиозного социально-экономического и культурного развития общества. В древнем мире игры были средоточием общественной жизни, им придавалось религиозно-политическое значение. Древние греки считали, что боги покровительствуют игрокам, и поэтому Ф. Шиллер, к примеру, утверждал, что античные игры божественны и могут служить идеалом любых последующих видов досуга человека. В древнем Китае праздничные игры открывал император и сам в них участвовал.
В советское время сохранение и развитие традиций игровой культуры народа, весьма деформированных тоталитарным режимом начиналось с практики летних загородных лагерей, хранивших игровое богатство общества.
В мировой педагогике игра рассматривается как любое соревнование или состязание между играющими, действия которых ограничены определенными условиями (правилами) и направлены на достижение определенной цели (выигрыш, победа, приз).
Прежде всего, следует учитывать, что игра как средство общения, обучения и накопления жизненного опыта является сложным социокультурным феноменом.
Сложность определяется многообразием форм игры, способов участия в них партнеров и алгоритмами проведения игры. Социокультурная природа игры очевидна, что делает ее незаменимым элементом обучения. В процессе игры:
- Осваиваются правила поведения и роли социальной группе
класса (минимодели общества), переносимые затем в «большую жизнь»
- Рассматриваются возможности самих групп, коллективов —
аналогов предприятий, фирм, различных типов экономических и социальных институтов в миниатюре;
- Приобретаются навыки совместной коллективной деятельности,
отрабатываются индивидуальные характеристики учащихся, необходимые для достижения поставленных игровых целей;
- Накапливаются культурные традиции, внесенные в игру
участниками, учителями, привлеченными дополнительными средствами — наглядными пособиями, учебниками, компьютерными технологиями.
Игра — одно из замечательных явлений жизни, деятельность, как будто бесполезная и вместе с тем необходимая. Невольно чаруя и привлекая к себе как жизненное явление, игра оказалась весьма серьезной и трудной проблемой для научной мысли.
В отечественной педагогике и психологии проблему игровой деятельности разрабатывали К. Д. Ушинский, П. П. Блонский, С. Л. Рубинштейн, Д. Б. Эльконин.
Л. С. Выготский и его ученики считают исходным, определяющим в игре то, что человек, играя, создает себе манимую ситуацию вместо реальной и действует в ней, выполняя определенную роль, сообразно тем переносимым значениям, которые он при этом придает окружающим предметам.
Д. Н. Узнадзе видит в игре результат тенденции уже созревших и не получивших еще применения в реальной жизни функций действования. Снова, как в теории игры от избытка сил, игра выступает как плюс, а не как минус. Она представляется как продукт развития, притом опережающего потребности практической жизни. Это прекрасно, но серьезный дефект теории состоит в том, что она рассматривает игру как действия изнутри созревших функций, как отправление организма, а не деятельность, рождающаяся во взаимоотношениях с окружающим миром. Игра превращается таким образом, в формальную активность, не связанную с тем реальным содержанием, которым она как-то внешне наполняется. Такое объяснение «сущности» игры не может объяснить реальной игры в ее конкретных проявлениях.
Н. К. Крупская во многих статьях говорила о значении игры для познания мира, для нравственного воспитания детей. «…Самодеятельная подражательная игра, которая помогает осваивать полученные впечатления, имеет громадное значение, гораздо большее, чем что-либо другое». Ту же мысль высказывает А.М. Горький; «Игра - путь детей к познанию мира, в котором они живут и который призваны изменить».
По мнению Н.К. Крупской, игра готовит детей к труду. Эту мысль развивает А.С. Макаренко. Он утверждает, что хорошая игра похожа на хорошую работу, их объединяет усилие мысли и рабочее усилие, радость творчества, чувство ответственности.
В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
Ш.А. Амонашвили сказал: «Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Большое значение игре придавал и видный казахский педагог Ыбрай Алтынсарин. В свое педагогической практике он использовал казахские народные игры и считал, что они приобщают детей к национальной культуре своего народа.
В данной главе мы рассмотрим какова же функция игры. Главная из ник, разумеется, -развлекательная (развлечь, доставить удовольствие, пробудить интерес). Так как мы говорим о детях, здесь важна заинтересованность каждого, если ребенок заинтересован, он готов к «испытаниям», обучению.
Рассмотрим оставшиеся функции игры:
1. Коммуникативная: освоение диалектов и общения в целом между игроками;
2. Самореализация в игре;
3. Преодоление различных трудностей, возникающих в других видах жизнедеятельности;
4. Диагностическая: выявление отклонений от нормативного поведения, самопознание в процессе игры;
5. Функция коррекции: внесение хороших качеств в ребенке при помощи игры;
6. Усвоение единых для всех людей социально-культурных ценностей;
7.Функция социализации: включение в систему общественных отношений, усвоение норм человеческого общежития.
Можем сделать вывод, что функции игры положительна со всех сторон, развитие ребенка происходит незаметно для него и корректирует его недостатки и развивает положительный черты и таланты.
Рассмотрим четыре главные черты относящихся к игре:
1. Удовольствие. Дети получают удовольствие, когда играют в игры. Им нравится сам процесс игр.
2. Творчество. Благодаря игре ребенок развивает свое воображение.
3. Эмоции. В игре могут быть разные эмоции из-за конкуренции, поражения, победы – ребенок учится принимать свои эмоции и справляться с ними.
4. Правила. Благодаря правилам можно регулировать первые три черты игры, дети начинают понимать что такое «хорошо», что такое «плохо».
Важно понимать, что правила неотъемлемая часть игр, ребенок должен понимать, что везде есть границы, которые пересекать нельзя. Эта первая ступень и подготовка к реальной жизни, если в детстве его могут удалить из игры, то в взрослой жизни нарушение правил может привести к административной и даже уголовной ответственности.
Так же прощу заметить, что нельзя удалять ни одну из 4 черт игры, уберем правила – начнется хаос, эмоции – рабство, творчество – отсутствие индивидуальности, удовольствие – принуждение к действию, агрессия со стороны детей.
Рассмотрим структуру игры как деятельность, а также как процесс. Структура игры как деятельности:
- Целенаправленность,
- Планирование,
- Реализация цели,
- Анализирование результатов.
Структура игры как процесс:
- Роли, взятые на себя играющими;
- Игровые действия как средство реализации этих ролей;
игровое употребление предметов, т.е. замещение реальных вещей игровыми, условными;
- Реальные отношения между играющими;
сюжет — область действительности, условно воспроизводимая в игре.
Мы не должны забывать, что мы рассматриваем игру не как способ развлечения, а как способ воспитания. У каждой игры есть определенная цель, которую мы сможем реализовать после завершения игры. Для удовлетворения нашей цели мы должны составить план игры, различные развития событий, которые могут произойти и найти решение еще до начала игры. После реализации игры, обязательно нужно совершить анализ, во-первых – работы педагога, во-вторых – реакция детей, достигла ли целей воспитания игра. Как каждый ребенок повел себя, смог ли придумать себе персонажа, или же педагогу пришлось раздать роли самостоятельно, могут ли дети использовать предметы для игр, могут ли фантазировать. Как дети общаются между собой, как они справляются со своими эмоциями, могут ли идти на компромисс, смогли ли раскрыться и заговорить, высказать свои мысли и желания, как отреагировали сверстники. Все эти факторы очень важны для становления личности ребенка.