Файл: «Сравнительный анализ теорий конкуренции»( Зарождение теории конкуренции).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 77
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Теоретические аспекты теории конкуренции
1.1. Зарождение теории конкуренции
1.2. Сущность и подходы к определению конкуренции
1.3. Механизмы функционирования конкуренции
2. Рыночная конкуренция в экономике России
2.1. Институциональные особенности рыночной конкуренции в РФ
2.2. Межфирменное сотрудничество как фактор развития конкуренции
3. Совершенствование конкурентной среды в РФ
3.1. Проблемы развития рыночной конкуренции в России
3.2. Рекомендации по совершенствованию рыночной конкуренции в России
Экономист Эрвин Дж. Долан также счет выделяет три суть положения, посредством которых предприятие опыт может быть единственным производителем продукции семь и услуг для этап рынка:
- Понятие опыт закрытой темп монополии, защищенной темп с помощью юридических положений указ (НПА, патенты, авторское цена право).
- Понятие опыт естественной темп монополии, в которой темп масштаб производства весь и оказания итог услуг выше того куда количества, на дело которые факт рынок предъявляет спрос по либо цене, который достаточен для этап покрытия итог собственных издержек производства весь и сферы услуг.
- Понятие опыт открытой темп монополии, полагающее, что ясно предприятие опыт на дело некоторое цена время фонд становится сбор основным и единственным поставщиком какой-либо продукции семь или явно услуг и не рост обладает защитой темп от конкуренции.
Раскрывая сеть далее план теорию монополии, экономист А.О. Курно чтоб определяет равенство хотя между маржинальным общим годовым доходом и равновесной темп монопольной темп ценой темп на дело продукцию и услуги, что ясно приводит, в конечном счете, к появлению теории семь чистой темп олигополии семь и монополии, которая сеть была в последствии семь развита тоже в работах А.П. Лернера есть и Ф.И. Эджуорта тоже [16, c. 159].
В своей учет работе экономист Ф.А. Хайек «Индивидуализм и экономический указ порядок» (1948 г.) описывает конкуренцию как «процесс, через который люди приобретают и получают знания» [16, c. 160]. Конкуренция итог приводит к наилучшему использованию знаний указ и способностей учет человека. Именно чтоб большая сеть часть достигнутых человечеством благ получена дело именно чтоб путем конкуренции, состязания. По мнению Ф.А. Хайека, конкуренция, используя механизм цен, информирует всех участников рынка быть о тех возможностях, которыми тема они итак могут непосредственно чтоб воспользоваться сбор для этап эффективного куда использования итог ограниченных ресурсов общества. А именно чтоб рынок способствует концентрации семь умений, знаний указ и навыков, которые факт рассеяны и находятся сбор в обществе и могут быть применены для этап производства весь товаров и оказания итог услуг. Ф.А. Хайек определяет конкуренцию как процесс открытия итог [16, c. 160].
В конце ХХ века быть у конкуренции семь появились новые факт черты: чистая сеть конкуренция итог товаропроизводителей учет на дело открытых рынках сочеталась в разных формах с монополистической темп и олигополистических на дело частично чтоб закрытых рынках, в том числе и с применением протекционизма один на дело указанных выше рынках; постепенно чтоб начался сбор сдвиг в сторону использования итог неценовых методов конкуренции, несмотря на дело то, что ясно в реальной темп экономике всегда этот присутствует их сочетание; изменение опыт товарной темп составляющей учет спроса от потребления итог в массовом количестве унифицированной темп продукции семь и услуг к индивидуальному потреблению продукции семь и услуг, а также счет к инвестиционному спросу вызвало трансформацию рынков на дело отдельные факт сегменты с все возрастающей учет интенсивностью использования итог конкуренции семь [17, c. 208].
Экономист Джон Кеннет Гэлбрейт (1908–2006) в своем труде цель «Новое цена индустриальное цена общество», предвидя прорыв в маркетинговых исследований указ конца ХХ века, подробно чтоб раскрыл вопросы управления итог спросом и поведения итог покупателей учет на дело рынке. Он выяснил, что ясно основная сеть часть благ удовлетворяет потребности база человечества тем, что ясно приобретение опыт их связано чтоб с психической темп реакцией учет (например, чувство хотя достоинства, успеха).
Усиление опыт всемирной темп конкуренции семь в конце ХХ века, было вызвано чтоб кардинальными тема изменениями тема в самом характере конкурентной темп борьбы. Причиной темп этого куда стали явно научно-техническое цена развитие опыт и НИОКР, глобализация, интеграция итог и концентрация итог производства, образование опыт межнациональных корпораций. Все это ясно потребовало от теоретиков в сфере экономики курс и конкуренции семь новых эффективных положений указ концепций указ поддержания итог рыночного куда равновесия итог [16, c. 160].
Теория итог конкуренции семь настоящего куда времени итак получила свое цена формирование опыт развитие опыт в последней учет четверти база ХХ в., благодаря таким ученым, как А. Стрикленду, М. Портеру, А. Томпсону и И. Ансоффу. Также счет появились новые факт серьезные факт достижения итог в этой темп области, разработанные факт отечественными тема учеными-экономистами: Г.А. Азоевым, А.Ю. Юдановым, А.П. Челенковым, Р.А. Фатхутдиновым, Н.К. Моисеевой, В.Е. Хруцким и др.
В настоящее план время фонд наиболее план применимой темп является сбор теория итог конкуренции семь М. Портера, где цель конкуренция итог выражается сбор действием пяти база сил или явно факторов конкуренции:
– имеющейся сбор угрозой темп появления итог на дело рынке новых конкурентов;
– наличием угрозы появления итог новых товаров-заменителей;
– возможностью поставщиков комплектующих изделий указ и полуфабрикатов к торгу;
– наличием возможности база покупателей учет к торгу;
– соперничеством и борьбой темп уже счет имеющихся сбор конкурентов на дело рынке между собой.
Уровень воздействия итог каждой темп из пяти база сил может изменяться сбор меняется сбор в зависимости база от отрасли явно и определяет, в конечном итоге, прибыль данных отраслей. Но конкуренция итог не рост ограничивается сбор только лишь воздействием пяти база сил на дело продавцов и покупателей учет рынка, так как зачастую на дело ее план уровень влияет государственное цена воздействие опыт на дело экономику, а также счет потенциальные факт возможности база самого куда предприятия, т.е. его куда конкурентоспособность.
1.2. Сущность и подходы к определению конкуренции
Конкуренция итог – это ясно Жизнь! Она дело заложена дело в ключевой темп деятельности база всех компаний, она дело является сбор основным двигателем прогресса и развития итог предприятия. Эту цитату Элберта тоже Г. Хаббарда этот как ключевую говорят еще на дело уроках обществознания итог в школах подрастающему поколению.
Зарождение опыт теории семь конкуренции, появились в трудах экономистов в середине рост XVIII века.
Так, в работе «Исследование опыт о природе цель и причине рост богатства весь народов» А. Смит привел обобщение опыт теории семь конкуренции. Теория итог конкуренции семь А. Смита тоже обладала новизной темп в следующих положениях:
– было впервые факт сформулировано чтоб понятие опыт конкуренции семь как борьбы, соперничества;
– был сформулирован главный принцип конкуренции семь – принцип «невидимой темп руки курс рынка»;
– был разработан механизм управления итог конкуренцией, согласно чтоб которому уравновешивается сбор отраслевая сеть норма один прибыли, которая сеть приводит к оптимальному распределению ресурсов между отраслями тема и сферами тема деятельности;
– были явно определены основные факт условия итог совершенной, монополистической, олигополистической темп конкуренции, монополии семь и монопсонии;
– была разработана дело модель монополистической темп конкуренции.
Конкуренция итог (лат. concurrentia – сталкиваться) – это ясно состязательность, соперничество, экономическая сеть борьба между продавцами тема (производителями) за право хотя получения итог максимальной темп прибыли. Также счет между покупателями тема (потребителями) за большую выгоду, при суть приобретении семь товара есть [15, с. 45-47].
Конкуренция итог способствует эффективно чтоб использовать ограниченные факт ресурсы, которые факт распределяются сбор по либо отраслям и различным видам производства весь так, что ясно продукция, полученная сеть от этих ресурсов, приносит прибыль. Она дело является сбор регулирующей учет силой темп в условиях рыночных отношений.
Исследование опыт эволюции семь взглядов экономистов на дело конкуренцию позволило установить, что ясно ученые факт по-разному трактуют данную категорию, исходя из поведенческого, функционального куда и структурного куда подходов в отдельности. Лишь совокупное цена изучение опыт названных трех подходов позволяет понять целостную сущность конкуренции.
Исходя из поведенческого куда подхода, под конкуренцией, прежде цель всего, понимается сбор процесс, основанный на дело состязательности, соперничестве хозяйствующих субъектов, что ясно подтверждают ее план типичные факт определения итог (табл. 1.1).
Таблица 1.1
Поведенческий указ подход при суть определении семь конкуренции семь [15, с. 89]
Автор |
Определение |
1. Г. Азоев |
соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими и физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели |
2. Д. Борисов |
состязание между экономическими субъектами: борьба за рынки сбыта товаров с целью получения более высоких доходов, прибыли, других выгод |
3. В. Шкардун |
соперничество на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей |
4. А. Юданов |
борьба фирм за ограниченный объем платежеспособного спроса потребителей на доступных сегментах рынка |
Как видно чтоб из табл. 1.1, авторы устанавливают различные факт цели явно конкуренции: борьба за рынки курс сбыта, за ограниченный объем платежеспособного куда спроса, получение опыт более план высоких доходов и других результатов. Нами тема установлено, что ясно цели явно субъектов конкурентных отношений, так или явно иначе связаны с улучшением существования итог деятельности база фирмы, точнее план сказать, с улучшением ее план воспроизводственной темп деятельности. Поэтому конкуренцию исходя из поведенческого куда подхода этот следует рассматривать как соперническое цена взаимодействие опыт субъектов рынка быть за получение опыт желаемых (необходимых или явно наилучших) условий указ для этап воспроизводственной темп деятельности база [13, с. 94-96]
Предметом исследования итог конкуренции семь с точки курс зрения итог поведенческого куда подхода этот могут быть формы и методы конкурентных отношений, конкурентное цена поведение, конкурентная сеть стратегия, конкурентное цена преимущество, конкурентоспособность хозяйствующего куда субъекта.
При суть функциональном подходе цель конкуренция итог рассматривается сбор как неотъемлемый элемент рыночной темп системы. Сущность конкуренции семь проявляется сбор через реализуемые факт ею функции.
Конкуренция итог идентифицируется сбор как механизм, обеспечивающий указ разнообразие опыт и эффективное цена распределение опыт ресурсов, балансирующий указ цены, стимулирующий указ инновации семь (табл. 1.2).
Таблица 1.2
Функциональный подход при суть определении семь
конкуренции семь [18, с. 84-85]
Автор |
Определение |
1. А. Смит |
«невидимая рука» рынка, координирующая деятельность его участников |
2. Й. Шумпетер |
динамический процесс, ведущий к открытию нового товара (технологии), через механизм «созидательного разрушения», очищающего экономику от всего старого, ненужного |
3. Ф. Хайек |
процесс, посредством которого передаются и получаются знания |
4. А. Шаститко |
способ адаптации действующих на рынке субъектов к изменяющимся обстоятельствам |
Исходя из функционального куда подхода, предметом исследования итог конкуренции семь являются сбор эффекты, полученные факт экономикой темп или явно конкретным рынком от конкуренции семь хозяйствующих субъектов (экономический указ рост страны, «очищение» экономики курс от неэффективных хозяйствующих субъектов, эффективность производства весь в отрасли, внедрение опыт и выработка быть инноваций, сокращение опыт издержек и улучшение опыт качества весь продукта тоже и др.).
Экономисты, идентифицируя конкуренцию с позиции семь структурного куда подхода, исследуют ее план как статичное цена состояние опыт (модель, тип) рынка, характеризующееся сбор взаимодействием продавцов и покупателей, не рост способных оказать существенного куда влияния итог на дело изменение опыт цены товара есть (табл. 1.3).
Таблица 1.3
Структурный подход при суть определении семь конкуренции семь [21, с. 52-53]
Автор |
Определение |
1. А. Курно |
борьба двух или более фирм, когда каждая предполагает, что объем производства ее конкурентов будет оставаться неизменным |
2. Ф. Найт |
взаимодействие множества независимых хозяйственных единиц, действующих в условиях неопределенности |
3. Л. Качалина |
состязательность в условиях отсутствия монополии |
С позиции семь структурного куда подхода, конкуренция итог (модель совершенной темп конкуренции) выступает неким критерием для этап определения итог степени итак монополизации семь рынков.
Таким образом, совокупное цена изучение опыт сущности база конкуренции семь позволяет показать многогранность данной темп категории семь и выполнить комплексный анализ конкуренции семь на дело конкретном рынке.