Файл: Понятие и предмет правового регулирования.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 51

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

«Но как неразумно строить здание не имеющее фундамента, не мыслимым является, и даже катастрофичным, реформирование правовой государственной системы не осознав её сущностных характеристик»[8]. В современном мире унификация правовых систем смогла доказать свою нежизнеспособность и в связи с этим нами актуализируется внимание к духовным основам правосознания и бытия права. Такие основы, характеризуя самобытные черты, присущие каждому сообществу, представляются в наибольшей мере результативными факторами правовой модернизации в органической совокупности с социокультурной средой.

Идеальная сущность права берёт своё начало из самой человеческой природы и воспроизводится людьми, развивается и реализовывается на деле. Право формируется духовной жизнедеятельностью общества и направляет на него своё воздействие, но в то же время оно выполняется путём специальных государственных органов, что в свою очередь формирует сложные проблемные моменты в недопонимании обществом государственной политики, а также наоборот.

В исторический период, когда формировался политический режим в СССР, напротив, был утверждён тот тезис, что без государства и его аппарата принуждения право существовать не может. К идеологической базе тоталитаризма страны Советов выступала в то время социалистическая концепция права, по которой в качестве права понимали продукт исключительной деятельности государства. Так согласно данному подходу формула, предложенная Ф. Энгельсом и К. Марксом о буржуазном праве только как о приведённой в закон обусловленной условиями классовой жизнедеятельности воли находящейся у власти буржуазии стала интерпретироваться в том смысле, что к праву относится система формально определённых общеобязательных норм, установленных либо санкционированных государством, которые выражают волю экономически господствующего класса.

С момента начала рыночных изменений право в советском государстве показало свою несостоятельность по отношению к отражению вновь возникающих общественных потребностей. Данное обстоятельство обуславливает постепенный возврат отечественной философской правовой мысли к развитию мыслей о идеальной правовой сущности и практике использования естественного правового учения. В России настоящего времени проблематика осознания сущности права является до сих пор актуальной.

Правовое поведение индивида будет скорее всего определяться его внутренними, «присвоенными» духовными ориентирами и ценностями, чем какими-либо предложенными извне, которые чужды результатам деятельности «профессиональных» политиков. Человеческие действия подчиняются его сознанию, руководствующемуся системой «идеальных» форм собственного функционирования. Идеальная форма образуется объективным образом как результат творческого включения человека в множество отношений в обществе. Творческая деятельность всегда ориентирована на формирование новой качественной составляющей, а это в свою очередь является приоритетным направлением в личностном, общественном и государственном развитии.


    1. Виды правового регулирования

Правовое регулирование обладает несколькими классификациями и видами. Такими как: нормативным и индивидуальным правовым регулированием отношений в обществе.

Нормативно-правовое регулирование относится к первоначальному этапу регулирования, и оно распространено на все общественные отношения. В качестве примера стоит рассмотреть договор купли-продажи. Согласно положению главы 30 ГК РФ урегулированы все определённые отношения в сфере купли-продажи, вне зависимости от их видовой принадлежности и того обстоятельства когда и где они зародились. К достоинствам нормативно-правового регулирования относится введения общественных отношений в границы приемлемые для каждого из членов общества. Необходимо придать им некоторую упорядоченность, устойчивость, а также независимое положение от произвола некоторых субъектов. Тем не менее оно обладает некоторыми недостатками, т. к. оно не оказывается в состоянии учесть всё многообразие специфики определённых отношений, и таким образом, для него необходимо дополнение индивидуальным регулированием.

Индивидуальное правовое регулирование характеризуется тем, что оно реализуется при помощи третьих субъектов, которые не принимают участие в регулировании отношений, либо самими субъектами, являющимися участниками данных общественных отношений, т. е. саморегулирование.

При первом варианте субъектом индивидуального регулирования являются государственные органы, такие как: судебные органы, органы внутренних дел, администрация и т. д. Ими выполняется разрешение имущественного спора (суд), разрешение хранения и ношения огнестрельного оружия, постановление о наложении административного взыскания в качестве наказания за нарушение ПДД (этим занимаются ОВД) и т. д.

Или сторонами заключается соглашения о третейском судебном органе, который должен будет разрешить спорный момент, при согласии подчинения решению данного судебного органа. Это имеет место зачастую между коммерческими и предпринимательскими структурами, такими как: промышленные, торговые, транспортные и другие структуры, однако исходя из норм законодательства это может быть также между организациями и гражданами.

Ко второму виду индивидуального регулирования относятся договора (контракты и соглашения). Эта форма регулирования в наибольшей степени распространена, она позволяет учитывать специфику определённых отношений, интересы участников данных отношений основываясь на их свободном волеизъявления и взаимном согласии. В области права ими являются самые различные договоры (найма, аренды, купли-продажи и т. д.).


Среди договорных обязательств следует акцентировать внимание на нормативных договорах и соглашениях: коллективные договора; отраслевые тарифные соглашения между сотрудниками определённой отрасли и их работодателями.

Правовые договоры в своей основе обладающие нормами права, должны исходить из их требований. К форме саморегулирования относятся не только договоры, но также и остальные акты. Среди которых следует отметить разнообразного рода уставы, которые принимаются профсоюзными и общественными объединениями, акционерными обществами и т. д. Уставы общественных объединений (исключая профсоюзы), кооперативов, и большинства остальных организаций требуют обязательную государственную регистрацию.

В своём труде С.Н. Дубинскиной выделены следующие виды, относящиеся к правовому регулированию.

- национально-правовое регулирование, обладающие субъектом общественные отношения внутри государства;

- международно-правовое регулирование, обладающее объектом международных общественных отношений.

В зависимости от источника международно-правовое регулирование разделяется на виды: двустороннее регулирование – выражает роль двоих государств; многостороннее – им выражается воля группы государств, находящихся в одном экономическом регионе либо большинства государств, представляющих ключевые мировые правовые системы.

В специальной литературе отмечается, что мировое частное право занимается регулированием отношений, не являющиеся стандартными для национальной и международной правовых систем, по своему существу расположено между данными правовыми системами.

Глава 2. Особенности гражданско-правового регулирования при оказании услуг

2.1 Порядок заключения договора возмездного оказания услуг

Договор возмездного оказания услуг является консенсуальным, возмездным, двусторонне обязывающим (взаимным). Очень часто такой договор услуг является публичным (ст. 426 ГК РФ). В частности, обычно на основании данного (публичного) договора предоставляются услуги связи, медицинские услуги и т.д. Так же часто договор возмездного оказания услуг является договором присоединения (ст. 428 ГК РФ).


В основе правового регулирования договора возмездного оказания услуг лежит закрепленный в ст. 421 ГК РФ принцип свободы договора, а это означает, что каждая из сторон свободно и самостоятельно определяет, заключать ли ей договор или нет, а если заключать, то каким должно быть его содержание[9].

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами договора, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Договор заключается посредством направления оферты (предложения заключить договор) одной из сторон и ее акцепта (принятия предложения) другой стороной[10].

В соответствии с п. 1 ст. 435 ГК РФ, офертой признается адресованное одному или нескольким конкретным лицам предложение, которое достаточно определенно и выражает намерение лица, сделавшего предложение, считать себя заключившим договор с адресатом, которым будет принято предложение. Оферта должна содержать существенные условия договора, тогда она характеризуется как «оферта конкретному лицу». Предложение заключить договор может быть адресовано и неопределенному кругу лиц.

Содержащее все существенные условия договора предложение, из которого усматривается воля лица, делающего предложение, заключить договор на указанных в предложении условиях с любым, кто отзовется, признается публичной офертой. Если предложение содержит какие-либо оговорки или иные указания, свидетельствующие о том, что предложивший еще не решил окончательно вопрос о заключении договора, то такое предложение следует рассматривать лишь как предложение, свидетельствующее о намерении вести предварительные переговоры о заключении договора; такое предложение не признается офертой.

Как пишет Л.Б. Ситдикова применительно к договору возмездного оказания медицинских услуг[11]:

«на практике публичная оферта может выступать в форме заверенной руководителем медицинского учреждения (врачом) информации об оказании медицинских услуг, размещенной на информационном сайте медицинского учреждения. Данная информация может быть размещена на доске объявлений или в ином доступном для ознакомления граждан и организаций месте, в которой содержатся сведения о порядке оказания медицинских услуг, их стоимости, порядке расчетов, правах, обязанностях и ответственности сторон. В частности, в качестве такого объявления могут использоваться положение или правила об оказании медицинских услуг, если в них содержатся все необходимые сведения, входящие в понятие «существенные условия договора».


В свою очередь В.С. Ершов подчеркивает, что «не будет являться офертой предложение образовательной организации заключить договор об оказании платных образовательных услуг, содержащее все существенные (необходимые) условия договора и адресованное неопределенному кругу лиц. Однако свидетельствующее о намерении заключить договор не с каждым отозвавшимся, а лишь с тем, кто имеет среднее (полное) общее или среднее профессиональное образование…»[12].

Приходим к выводу, что заключение договора возмездного оказания услуг подчиняется общим правилам договорной деятельности, содержащимся в гражданском праве. Однако в отдельно взятых случаях, указанные правила могут немного видоизменяться, например, если речь идет об образовательных или некоторых других услугах.

2.2 Права и обязанности сторон договора возмездного оказания услуг

Сторонами договора являются: – исполнитель (услугодатель) – субъект, обязавшийся оказать услуги и заказчик (услугополучатель) – субъект, по заданию которого оказывается услуга. Закон не содержит особых требований к субъектному составу отношений по возмездному оказанию услуг. Следовательно, в этих отношениях могут участвовать любые субъекты гражданского права. Естественно, что чаще всего ими являются граждане и юридические лица.

Как свидетельствует практика, публично-правовые образования нередко выступают в качестве заказчиков. Вместе с тем существом той или иной услуги и законом может быть предопределен субъектный состав договора. Так, в договоре оказания медицинских услуг на стороне исполнителя может выступать только субъект, в состав правосубъектности которого входит возможность оказывать медицинские услуги. Заказчиком медицинских услуг может быть как гражданин, так и юридическое лицо. Но во втором случае потребителями услуг – пациентами являются граждане (обычно это лица, являющиеся работниками юридического лица – заказчика).

Единственным существенным условием договора возмездного оказания услуг является предмет договора. Естественно, что в законе, регулирующем отношения по поводу оказания услуг определенного рода, могут содержаться и иные указания. Так, в Законе об основах туристской деятельности в Российской Федерации, кроме прочего, в качестве существенных условий названы общая цена туристского продукта в рублях, информация о потребительских свойствах туристского продукта и т.д. (ст. 10). В судебной практике, нередко встречаются споры относительно условий договора возмездного оказания услуг. В качестве примера можно привести Постановление ФАС  от 26.03.2013 по делу № А65-9796/2012. Так, в ходе рассмотрения дела было выявлено, что нормы гражданского законодательства относительно возмездного оказания услуг, в отличие от норм о договоре подряда, не предусматривает такого условия, как сдача исполнителем выполненной работы заказчику по акту[13].