Файл: «Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития».pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 171
Скачиваний: 2
Принцип самостоятельности, или как его еще называют принцип обособленности, органов местного самоуправления так же базируется на Конституции РФ. Он утверждает, что местное самоуправление – это самостоятельная отдельная форма народовластия. В Законе об общих принципах организации местного самоуправления прописаны основные гарантии обеспечения самостоятельности органов местного самоуправления в решении вопросов местного значения[12].
И последний принцип организации деятельности - это принцип властного характера деятельности органов местного самоуправления. Он отражается в ст. 7 Закона об общих принципах организации местного самоуправления. Там говорится то что:
- муниципальные правовые акты, которые приняты органами местного самоуправления, обязательны в исполнении во всем муниципальном образовании;
- за неисполнение муниципальных правовых актов граждане, руководители организаций, должностные лица органов государственной власти и должностные лица органов местного самоуправления несут ответственность в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ.
Глава 3. Проблемы и перспективы развития муниципального управления
Реализация Федерального Закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» в целом дала положительную динамику развития местного самоуправления.
Муниципальные образования сформированы на двух уровнях:
- в муниципальных районах;
- в поселениях.
В соответствии с действующим законодательством, уставами муниципальных образований работают различные способы формирования органов местного самоуправления.
Органы местного самоуправления призваны решать, и решают те же задачи и испытывают те же проблемы, что и большинство органов местного самоуправления других регионов Российской Федерации[13].
1 Проблема. Недостаточно четкое распределение компетенции между уровнями публичной власти, в результате, приводит к тому, что органы местного самоуправления исполняют полномочия, присущие органам государственной власти. Зачастую имеет место обязанность органов местного самоуправления осуществлять полномочия, выходящие за пределы местного самоуправления и, как следствие, недостаточная финансовая, кадровая и материальная обеспеченность.
Например, ст.14 Вопросы местного значения поселения Федерального закона №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» устанавливает, что к вопросам местного значения поселения относятся:
- участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявления терроризма и экстремизма в границах поселения;
- создание условий для организации досуга и обеспечения жителей поселения услугами организаций культуры;
- содействие в развитии сельскохозяйственного производства, создание условий для развития малого и среднего предпринимательства;
- создание условий для деятельности добровольных формирований населения по охране общественного порядка и так далее[14].
Отсюда вытекает вторая проблема - ответственность муниципальных образований должна быть соразмерна наличию финансовых ресурсов. Это самый больной вопрос. Отсутствие должного финансирования является корень муниципальных проблем, с этим уже никто не спорит. При этом в надзорных органах доминирует тот взгляд, что любое положение ФЗ № 131 безусловно и обязательно к исполнению, суды выносят решения, основанные на том, что отсутствие финансовых средств не является основанием для их неисполнения.
К сожалению, в настоящее время имеет место несоразмерная перечню решаемых вопросов финансовая обеспеченность, обеспеченность материальными средствами, особенно с учетом того, что перечень вопросов местного значения постоянно расширяется.
Муниципалитеты, особенно сельские, рискуют остаться на обочине модернизации экономики и внедрения инновационных технологий, а такие задачи стоят очень остро. На текущие нужды, хотя и не в полном объеме, средства выделяются, но на цели развития, на модернизацию - нет. Говорить о недостатке финансов не очень принято, но не говорить об этом нельзя[15].
Передача на муниципальный уровень отчислений от налогов, взимаемых с малого и среднего бизнеса, явилась бы хорошим стимулом для муниципалитетов активизировать работу по поддержке предпринимательской деятельности, развитию производства и сферы услуг.
3 Проблема. Роль местного самоуправления в условиях нехватки средств сводится не к самоорганизации и саморазвитию, а к уравнительному распределению ограниченных ресурсов и «латанию дыр». Это подрывает экономические устои самоуправления.
Причиной снижения интереса граждан к местной власти является отсутствие системного внимания к местному самоуправлению со стороны средств массовой информации. Внимание привлекают только криминальные и коррупционные истории, тогда как повседневную работу органов местного самоуправления, позитивную практику социальной и экономической жизни показывают редко.
4 Проблема. Несколько лет назад появилась еще одна проблема - взаимодействие муниципалитетов с контролирующими органами. Зачастую муниципалитеты тратят время не на решение реальных проблем граждан, а на составление справок и ответов контролирующим органам. Вопрос стал предметом внимания первых лиц государства, соответствующие поручения были даны, но изменения идут очень медленно. Вопрос об урегулировании взаимоотношений контролирующих и контролируемых необходимо решать в рамках правового поля[16].
5 Проблема. К числу проблем, от решения которых во многом зависят темпы развития муниципальных образований, а значит и общегосударственная модернизация экономики и общества, относится и кадровая проблема, связанная с нехваткой на местах квалифицированных специалистов, готовых работать в сфере местного самоуправления.
Для решения кадровой проблемы необходимо:
- принятие и реализация федеральной целевой программы, направленной на обучение и повышение квалификации должностных и выборных лиц местного самоуправления;
- решение вопроса о повышении уровня оплаты труда работников органов местного самоуправления.
Важнейшим условием улучшения работы органов местного самоуправления должно стать повышение профессионального уровня выборных должностных лиц и муниципальных служащих, внедрение современных методов работы. К сожалению, из-за низкой заработной платы в настоящее время наблюдается отток квалифицированных работников в иные сферы деятельности. В органы местного самоуправления приходит работать молодежь, но, набравшись немного опыта, молодые люди увольняются[17].
Важнейшим условием для обеспечения достойного уровня качества жизни граждан и развития государства в целом является устойчивое социально- экономическое развитие муниципальных образований. Для решения этой задачи необходима перестройка принципов межбюджетных отношений, направленная на расширение финансовой самостоятельности муниципалитетов, их возможности влиять на укрепление доходной части местных бюджетов. Важнейшим условием развития муниципальных образований является привлечение инвестиций. Однако инвесторы неохотно идут или совсем не идут в поселения. Одна из основных причин этого отсутствие развитой инженерной инфраструктуры, нормальных дорог и т.д. Муниципалитеты не имеет денег для решения этих задач, а инвесторы не хотят тратить дополнительные средства. Предприятия, освоившись на территории и начав работать, будут платить налоги, которые в течение определенного времени компенсируют затраты на развитие инфраструктуры. Это значит, что на федеральном и региональном уровне необходимо принять соответствующие нормативные акты, стимулирующие сотрудничество между органами местного самоуправления и бизнесом, в том числе и предусматривающее возврат части инвестиций, вложенных в инфраструктуру, в пределах сумм налогов, перечисленных в соответствующие бюджеты[18].
Вследствие многочисленных проблем и недоработок организационного характера управления муниципальными ресурсами предлагаются мероприятия организационного характера совершенствования муниципальным управлением в следующих направлениях: разработка нормативно-правовых документов взаимодействия органов власти, населения на региональном и местном уровнях; совершенствование существующей нормативно-правовой базы взаимодействия органов власти, задействованных в управлении муниципальными финансами; четкое разграничение полномочий и ответственности между органами власти и в муниципалитетах в нормативно- правовых документах; повышение квалификации работников занимающихся управлением муниципальными ресурсами, повышение их правовой культуры; вовлечение уполномоченных организаций, общественности по контролю за эффективным расходованием финансовых средств; совершенствование организационной структуры системы органов власти и его муниципалитетов, занимающихся управлением муниципальным имуществом.
Мероприятия организационно-экономического характера можно выразить в нескольких направлениях. Одно из них является базовым направлением совершенствования, а именно внедрение инструментов среднесрочного бюджетного планирования, ориентированного на результат[19].
Исходное состояние данного направления в настоящее время: отсутствие методологии формирования среднесрочных ведомственных целевых программ, ориентированных на постановку целей и задач для решения проблем в рамках конкретных отраслей муниципального управления, и, как следствие, возникновение трудностей при формировании показателей для оценки результатов осуществления функций и задач конкретных структурных подразделений; отсутствие механизмов взаимоувязки принятия решений об объемах финансирования целевых программ на очередной финансовый год с результатами реализации программ по итогам очередного отчетного периода; недостаточность доходной базы бюджета; отсутствие по ряду расходных обязательств муниципальных правовых актов, регулирующих финансовое обеспечение и порядок расходования средств на выполнение вопросов местного значения.
Для реализации данного направления необходим комплекс мероприятий по совершенствованию муниципального управления:
- проведение оценки и анализ причин отклонений утвержденных на год доходов и расходов местного бюджета от фактических (в том числе по отдельным статьям бюджетной классификации) за последние три отчетных года и текущий финансовый год;
- проведение мониторинга показателей результативности деятельности комитетов;
- проведение оценки эффективности ведомственных целевых программ и муниципальных.
В рамках данных мероприятий необходимо разработать и утвердить (в том числе путем внесения изменений и дополнений в действующие муниципальные правовые акты): порядок разработки, утверждения, реализации и мониторинга областных целевых программ, направленных на достижение целей и задач деятельности комитетов, муниципалитетов, аппарата Администрации края, органов власти муниципалитетов и подведомственных им муниципальных бюджетных учреждений; методику оценки эффективности целевых программ; методику проведения мониторинга показателей результативности деятельности комитетов; муниципальные целевые программы; порядок принятия решений о разработке долгосрочных целевых программ, их формирования и реализации[20].
Ожидаемым результатом реализации мероприятий является формирование системы программно-целевого бюджетного планирования в форме ведомственных и долгосрочных целевых программ, а так же закрепление методологии привязки объемов бюджетного финансирования (и их корректировки) к целевым индикаторам результативности реализации[21].
Другим, не менее важным направлением совершенствования муниципального управления, считается повышение качества финансового менеджмента.
Исходное состояние данного направления в настоящее время: учет и анализ показателей, характеризующих качество финансового менеджмента, осуществляется на основе бухгалтерской отчетности о хозяйственной деятельности муниципальных учреждений и докладов о результатах и основных направлениях деятельности; исполнение бюджета осуществляется на основе ежемесячного планирования кассовых поступлений и выплат в соответствии с порядком формирования и ведения кассового плана, при этом отсутствует процедура формирования финансового резерва; планирование объема привлекаемых долговых обязательств на очередной финансовый год (месяц) осуществляется на основе прогнозов ожидаемых доходов, расходов на погашение и обслуживание уже принятых долговых обязательств, без учета расходов на погашение просроченной кредиторской задолженности и влияния муниципальных заимствований на платежеспособность муниципального образования; отсутствие системы показателей, характеризующих финансовую гибкость; созданная на уровне любого муниципального образования нормативная база требует усовершенствования, т.к. не в полной мере позволяет качественно управлять муниципальными финансами[22].