Файл: «Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 165

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

В) Иные органы (это органы, которые определяются уставами субъектов и муниципальных образований в соответствии с различными законами субъектов РФ).

2. По компетенции органов местного самоуправления выделяют:

А) Органы общей компетенции ( это органы, к которым относятся представительные органы, главы муниципальных образований, а также местная администрация);

Б) Органы специальной компетенции (это органы контроля, к которым относятся различные избирательные комиссии, отделы, комитеты, управления, службы местной администрации);

Компетенция — это совокупность неизменных и устойчивых полномочий, которые отражены в нормативных правовых актах местного самоуправления.

3. По способу принятия решений выделяют:

А) Коллегиальные органы (это органы, которые принимают решения от имени всего населения и только в коллегиальном порядке);

Б) Единоличные органы (это органы, которые единолично осуществляют функции органа управления, здесь конкретным участником является профессионал, и он несет определенную ответственность за итоги своей деятельности).

4. Самой популярной классификацией является деление органов местного самоуправления на:

- Представительный орган муниципального образования Главным нормативно-правовым актом, который регулирует деятельность представительного органа местного самоуправления, будет являться его регламент, который должен не противоречить федеральным и региональным законам, и, конечно же, уставу муниципального образования. В состав данного органа входят депутаты, которые избираются населением путем выборов. Данный орган должен быть в каждом муниципальном образовании, кроме поселений, где численность жителей, которые обладают избирательным правом, меньше 100 человек. При такой ситуации полномочия передаются сходу граждан, члены которого избираются также путем выборов.

Что касается численности депутатов представительного органа в поселениях, то она строго оговорена в законе (ст.35), а именно:

- 7 человек — если численность менее 1000 человек;

 10 человек — если численность от 1000 до 10000 человек;

 15 человек — если численность от 10 000 до 30 000 человек;

 20 человек— если численность от 30 000до 100 000 человек;

 25 человек— если численность от 100 000до 500 000 человек;

 35 человек — если численность свыше 500 000 человек[6].

Численность депутатов муниципального района должна быть прописана в уставе, но при этом не должна быть менее 15 человек.


Численность депутатов внутригородской территории города федерального быть прописана в уставе, но при этом не должна быть менее 10 человек.

Представительный орган является юридическим лицом. Главной формой деятельности этого органа всегда была сессия. Под сессией понимается совокупность заседаний, происходящих при полном составе, и которые имеют общую повестку дня. Заседание сессий происходит по образцу Государственной Думы РФ, где каждый год проходят всего лишь 2 сессии:

- 1 сессия весенняя (12 января по 20 июня)

- 2 сессия осенняя (1 сентября по 25 декабря)

Глава муниципального образования реализует организацию деятельности представительного органа, но есть и исключение. Если глава муниципального образования будет и главой местной администрации, то председатель представительного органа будет реализовывать его деятельность, он будет избираться данным органом из своего состава. Возможно так же создание коллегиального руководящего органа это президиум представительного органа, он также руководит деятельностью представительного органа[7].

Представительные органы местного самоуправления состоят из комитетов и комиссий. Обычно создаются лишь комиссии, они бывают как постоянными, так и временными. Постоянные помогают представительному органу в работе (например, избирательная комиссия). Временные же комиссии решают только чрезвычайные вопросы, и расформировываются после их решения.

Полномочий представительного органа могут быть прекращены раньше срока, но при этом теряют свои полномочия и его депутаты. Полномочия депутата возникают в день его избрания и заканчиваются в день, когда начинает работать выборный орган местного самоуправления нового созыва. Сам же срок полномочий депутата длится от 2 до 5 лет, и прописан в конкретном уставе муниципального образования. Об этом нам говорит ст.35 ФЗ “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации”1

- Глава муниципального образования – это высшее должностное лицо в муниципальном образовании, который имеет особые полномочия по решению вопросов местного уровня, его деятельность полностью регулируется уставом муниципального образования.

Эта должность полностью подконтрольна и подотчетна населению муниципального образования. Глава муниципального образования должен быть у всех муниципальных образований без исключения.

Глава муниципального образования — это понятие объединяющее несколько должностей. Все это зависит от того или иного местного самоуправления которое принято в муниципальном образовании. Сюда входят:


- Глава муниципального образования, как «глава местной администрации». Здесь глава избирается населением муниципального образования на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании. Он издает в пределах своих полномочий правовые акты.

- Глава муниципального образования, как «председатель представительного органа муниципального образования». В данном случае может избираться двумя способами, во-первых, населением на основе всеобщего, прямого, равного избирательного права при тайном голосовании, во-вторых, это представительным органом муниципального образования из своего состава. Здесь он не может издавать правовые акты, так как представительный орган является коллегиальным, поэтому издает акты орган в целом.

- Глава муниципального образования, как «председатель представительного органа и глава местной администрации». В данной ситуации такая должность возможна в поселениях с населением менее 1000 человек. В данном случае компетенция главы муниципального образования намного шире:

1) Возможны 2 способа выборов. Во-первых, с помощью муниципальных выборов, во-вторых, выбирается самим представительным органом из своего состава;

2) После выборов или входит в состав представительного органа с правом решающего голоса и исполняет полномочия его председателя, или возглавляет местную администрацию;

3) не может, единовременно исполнять полномочия главы местной администрации и полномочия председателя представительного органа;

4) Исполняет полномочия председателя, если происходит формирование представительного органа муниципального района из глав поселений, которые входят в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов этих поселений (ст.36)[8].

Глава муниципального образования несет ответ перед населением и перед представительным органом муниципального образования. При досрочном прекращении полномочий главы муниципального образования, временно его полномочия будет исполнять должностное лицо местного самоуправления, которое прописано в уставе муниципального образования.

- Местная администрация Местная администрация обладает всеми признаками юридического лица.

Руководит ей глава местной администрации, он основывается на принципе единоначалия. Им будет являться лицо, которое назначается на эту должность по контракту, который заключается по итогам конкурса на замещение данной должности. Требования этой должности принимаются представительным органом муниципального образования[9].


Глава не может работать в любой оплачиваемой деятельностью, за исключением педагогической, научной и другой творческой деятельности.

Договор с главой местной администрации расторгается раньше срока только в судебном порядке или по соглашению сторон. В данном случае должно быть подано заявление от:

- представительного органа муниципального образования либо от его главы — если нарушается контракт в части, которая касается вопросов местного значения;

- высшего должностного лица субъекта Федерации — если нарушается контракт в части, которая касается осуществления полномочий главы администрации;

- главы местной администрации — если нарушается контракт органами местного самоуправления.

Что касается структуры, то она устанавливается только представительным органом муниципального образования. Данная структура состоит из:

- главы администрации;

- заместителя главы;

- отраслевых структурных подразделений, которые занимаются различными отраслями хозяйства в субъекте (например, культура, ЖКХ, и т.д.);

- структурных подразделений, которые охватывают одну какую-либо функцию местной администрации (финансовая, экономическая служба, и т.д.);

- территориальных органов, которые создаются в районах крупных городов;

- аппарата местной администрации (отдел кадров, отдел делопроизводства, бухгалтерия, и так далее);

- вспомогательных служб, которые обеспечивают порядок в помещениях (это уборщики, водители, курьеры и так далее)

- Иные органы и должностные лица местного самоуправления

Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» в своём содержании прописывает, что кроме указанных выше органов возможно создание иных органов. В данном федеральном законе указаны только два, это:

- контрольно-счетный орган муниципального образования

- избирательная комиссия муниципального образования.

Контрольный орган это орган, образовавшийся с целью контроля за местным бюджетом, рассмотрением различных отчетов, а также распоряжением имуществом субъекта. К таким органам относятся, например, счетная палата субъекта или ревизионная комиссия и прочие органы. Данные органы могут создаваться как на выборах, так и представительным органом муниципального образования, но только в соответствии с уставом муниципального образования. Этот орган создается только в 2 формах:

1. как самостоятельный орган финансового контроля (при условии формировании его на муниципальных выборах)


2. как орган «парламентского» контроля за бюджетно-финансовой сферой, создается на основе Счетной палаты РФ(ст.38 ФЗ)[10].

Контрольный орган выполняет две главнейшие функции местного самоуправления – это административный межведомственный контроль, а так же общественный контроль. При осуществлении проверок контрольным органом результаты должны быть опубликованы и обнародованы.

Если контрольный орган запрашивает, какую либо информацию, то органы и должностные лица местного самоуправления должны в обязательном порядке дать им ее, но эта информация должна относится к их компетенции.

Следующий орган это избирательная комиссия муниципального образования. Она подготавливает муниципальные выборы, местный референдум, устраивает различные голосования по вопросам местного значения. Данный орган не входит в структуру органов местного самоуправления.

Формируется и наделяется полномочиями в соответствии с федеральными законами и законами субъектов РФ, и, конечно же, уставом муниципального образования (ст.39 ФЗ)[11].

У каждой деятельности в основе лежат свои принципы. Принципы организации и деятельности органов местного самоуправления прописываются в современном российском законодательстве. Там выделяют следующие принципы:

1) демократический характер организации и деятельности органов местного самоуправления;

2) разделение властей;

3) территориальная организация органов местного самоуправления;

4) Самостоятельность органов местного самоуправления;

5) властный характер деятельности органов местного самоуправления.

Принцип демократического характера характеризует содержания этих органов. Эти органы должны быть сближены с населением того или иного субъекта, должны представлять их интересы, а также решать различные вопросы, которые возникают у населения муниципального образования.

Следующий принцип - это разделения властей. Данный принцип прописан в Конституции РФ, а именно в статье 10. Это самый главный принцип организации и деятельности государственных органов. По нему каждый государственный орган не может выйти за рамки полномочий, которые установлены в российском законодательстве. Если государственные органы действуют в пределах этих полномочий, то он не нарушают систему, и могут взаимодействовать друг с другом. Это надо для того, что бы обеспечить демократическое развитие общества.

Далее у нас идет принцип территориальной организации органов местного самоуправления. Он прописан в части 1 статьи 131 Конституции РФ. Данный принцип нам говорит о том, что местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Это значит, что Конституция РФ признает городские и сельские населенные пункты как основу местного самоуправления, и допускает осуществление местного самоуправления и на других территориях.