Файл: «Местное самоуправление в Российской Федерации: тенденции и перспективы развития».pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 164

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Мероприятия, планируемые к реализации в рамках направления совершенствования:

- проведение оценки показателей, характеризующих качество финансового управления субъектов бюджетного планирования;

- проведение анализа целесообразности продажи или сдачи в аренду объектов, находящихся в собственности муниципалитетов или области, исходя из экономической выгоды; - проведение оценки деятельности муниципальных унитарных предприятий;

- проведение оценки возможности внедрения новых видов платных услуг;

- проведение оценки финансовой гибкости; проведение мониторинга выполнения мероприятий по повышению качества управления.

В рамках данных мероприятий можно разработать и утвердить: систему показателей бальной оценки качества управления, осуществляемого субъектами бюджетного планирования; порядок применения результатов мониторинга оценки качества финансового управления, осуществляемого субъектами бюджетного планирования; методические рекомендации, модельные муниципальные правовые акты, необходимые для повышения качества управления субъектов бюджетного планирования; мероприятия по мобилизации дополнительных налоговых и неналоговых доходов и оптимизации расходов; систему показателей для оценки финансовой гибкости; план мероприятий по сокращению затратности муниципальных бюджетных учреждений и расходов на содержание муниципальных служащих[23].

Таким образом, основными проблемами являются:

1 Проблема. Недостаточно четкое распределение компетенции между уровнями публичной власти.

2 Проблема. Несоразмерная перечню решаемых вопросов финансовая обеспеченность муниципального образования.

3 Проблема. Снижение интереса граждан.

4 Проблема. Взаимодействие муниципалитетов с контролирующими органами.

5 Проблема. Кадровая проблема, связанная с нехваткой на местах квалифицированных специалистов.

Вследствие многочисленных проблем и недоработок организационного характера управления муниципальными ресурсами на уровне города, предлагаются мероприятия организационного характера совершенствования муниципальным управлением в следующих направлениях:

- разработка нормативно-правовых документов взаимодействия органов власти, населения на региональном и местном уровнях;

- совершенствование существующей нормативно-правовой базы взаимодействия органов власти, задействованных в управлении муниципальными финансами;

- четкое разграничение полномочий и ответственности между органами власти и в его муниципалитетах в нормативно-правовых документах;


- повышение квалификации работников занимающихся управлением муниципальными ресурсами, повышение их правовой культуры;

- вовлечение уполномоченных организаций, общественности по контролю за эффективным расходованием финансовых средств;

- привлечение инвестиций;

Внедрение указанных организационных мероприятий совершенствования муниципального управления будет способствовать повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления; повышению качества муниципального управления и как следствие повышение качества уровня жизни населения.

Проанализировав проблемы местного самоуправления можно предложить следующее решение:

Для решения проблемы недостаточно четкого распределения компетенции между уровнями власти предлагаются мероприятия организационного характера совершенствования муниципальным управление в следующих уровнях:

- совершенствование существующей нормативно-правовой базы взаимодействия органов власти, задействованных в управлении муниципальными финансами;

- четкое разграничение полномочий и ответственности между органами власти и в его муниципалитетах в нормативно-правовых документах;

Внедрение указанных организационных мероприятий совершенствования муниципального управления будет способствовать повышению эффективности деятельности органов местного самоуправления; повышению качества муниципального управления и как следствие повышение качества уровня жизни населения.

Такую проблему как финансовая обеспеченность муниципального образования можно решить перестройкой принципов межбюджетных отношений, направленная на расширение финансовой самостоятельности муниципалитетов, также возможна передача на муниципальный уровень отчислений налогов, взимаемый с малого и среднего бизнеса. Важнейшим условием развития муниципальных образований является привлечение инвестиций.

Для решения кадровой проблемы необходимо:

- принятие и реализация федеральной целевой программы, направленной на обучение и повышение квалификации должностных и выборных лиц местного самоуправления;

- решение вопроса о повышении уровня оплаты труда работников органов местного самоуправления.

Важнейшим условием улучшения работы органов местного самоуправления должно стать повышение профессионального уровня выборных должностных лиц и муниципальных служащих, внедрение современных методов работы.


Заключение

По результатам проведённого исследования могут быть сформулированы следующие выводы. Местное самоуправление в новейшей истории России стало результатом демократических преобразований и, с учётом особенностей новых политических и социально-экономических реалий, создавалось сызнова, поэтому должно рассматриваться как новый институт. На протяжении всего периода новейшей истории России (с 1990 года по настоящее время) органы государственной власти города Москвы противодействовали становлению полноценного местного самоуправления и, исходя из собственного удобства, неоднократно либо явно нарушали федеральное законодательство, либо преодолевали его требования.

Проанализировав научную и учебную литературу по вопросу определения понятия муниципального управления, его задач и функций, можно сказать, что муниципальное управление – это внутреннее качество муниципального образования как целостной системы, основными элементами которой являются органы муниципального управления (местного самоуправления) (субъект) и само муниципальное образование (объект), постоянно взаимодействующие на началах самоорганизации и самоуправления

Согласно Конституции местное самоуправление не входит в систему органов государственной власти и является самостоятельным в пределах своих полномочий. Общие принципы организации местного самоуправления, в соответствии со ст. 72, отнесены к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов. Местному самоуправлению в Конституции РФ посвящена отдельная глава – Глава 8.

Базовым, специальным законом, развивающим нормы Конституции Российской Федерации, регулирующие отношения в системе местного самоуправления, является Федеральный Закон № 131 от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями.

Достаточно неразработанным моментом в теории муниципального права является вопрос о соотношении статуса местной администрации и Главы муниципального образования. Рассматривая указанную проблему необходимо исходить из того, что именно Глава муниципального образования является субъектом, обладающим непроизводными муниципально-властными полномочиями и делегирующим эти полномочия функционально - подчиненным ему муниципальным служащим, которые в совокупности образуют его подчиненный аппарат. В Российском законодательстве в настоящее время не выработан реальный механизм привлечения к ответственности коллегиальных органов.


Проблема взаимодействия местного самоуправления с органами государственной власти имела и имеет место практически на всех этапах развития местного самоуправления как в России, так в других странах. Статья 12 Конституции России закрепила организационную обособленность местного самоуправления от органов государственной власти, но на практике эффективное управление во всех сферах жизни общества невозможно без четко отлаженного механизма их взаимодействия.

Очевидным является тот факт, что вопросы местного значения неотделимы от государственного интереса, не остаются и не могут остаться без влияния государства. На федеральном уровне в отношении местного самоуправления решаются две задачи - обеспечение гарантий местного самоуправления и выработка единой государственной политики в сфере местного самоуправления. Они решаются следующими способами: во-первых, на федеральном уровне законодательно устанавливается общие принципы организации местного самоуправления; во-вторых, федеральные органы государственной власти принимает программы государственной поддержки местного самоуправления; в-третьих, для обеспечения федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления Российской Федерации» принимаются ряд федеральных законов.

Реформа местного самоуправления дискредитируется, приобретает фиктивный характер. Однако у местного сообщества имеется возможность влияния на данный процесс через скоординированную активную работу некоммерческих организаций, позволяющую уменьшить либо вообще нейтрализовать административный волюнтаризм, позволяя местному сообществу добиваться учета собственных интересов при принятии решений органами местного самоуправления.

Важнейшим условием улучшения работы органов местного самоуправления должно стать повышение профессионального уровня выборных должностных лиц и муниципальных служащих, внедрение современных методов работы.

Поэтому очень важно систематизировать опыт деятельности общественных объединений по организации общественного сопровождения реализации положений Федерального закона № 131-ФЗ от 06.10.2003 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления» в части обеспечения участия граждан в реализации местного самоуправления.

Библиография

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ) // Собрание законодательств
  2. Федеральный закон от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ред. от 5 декабря 2017 г. N 392-ФЗ) // "Российская газета" от 8 октября 2003 г. N 202.
  3. Федеральный закон от 2 марта 2007 г. N 25-ФЗ "О муниципальной службе в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) // СПС Консультант плюс.
  4. Закон Республики Северная Осетия-Алания от 20 июля 2007 г. N 36-РЗ "О выборах в органы местного самоуправления в Республике Северная Осетия-Алания" (ред. от 3 июня 2017 г. N 33-РЗ) // газета "Северная Осетия" от 28 июля 2007 г. N 135 (24936), от 31 июля 2007 г. N 136 (24937), от 1 августа 2007 г. N 137 (24938), от 9 августа 2007 г. N 143 (24944).
  5. Авакьян С. А. Местное самоуправление в Российской Федерации: Концепции и решения нового Закона // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 11, Право. 1999. № 2.
  6. Барабышев Г.В. Местное самоуправление: Монография / Г.В. Барабышев – М.: Эксмо. – 2013.
  7. Братановский С.Н., Кочерга С.А. Полномочия и основные направления деятельности органов исполнительной власти субъектов Федерации /С.Н. Братановский, С.А. Кочерга. // Административное право и процесс. –2015.– № 7.
  8. Васильев В.А. Институт местного самоуправления и отдельные государственные полномочия / Васильев, В.А. / Пробелы и коллизии в законодательстве Российской Федерации о местном самоуправлении. М.: Издание Государственной Думы, 2008.
  9. Винников А.А. Государственное управление, исполнительная власть и местное самоуправление: Монография / А.А. Винников – М.: Юркомпани. – 2015.
  10. Зимин В.А. Исполнительная власть в Российской Федерации: Монография / В.А. Зимин – Самара: Научно-технический центр. – 2005.
  11. Ковальчук А.И. Система исполнительной власти / А.И. Ковальчук // Отечественные записки. – 2014. – № 2.
  12. Козлов Ю. М. Исполнительная власть: сущность, функции// Ю. М. Козлов // Вестн. Моск. ун-та. – 2012 .– № 4.
  13. Малый А.Ф. Органы государственной власти области: проблемы организации / А.Ф. Малый // Гражданин и право. – 2012. – № 8.
  14. Ноздрачев А.Ф. Исполнительная власть в Российской Федерации: Монография / А.Ф. Ноздрачев – М.: Просвещение. – 2011.
  15. Рубашкин В.В. Возможна ли идеальная система органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации? / В.В. Рубашкин // Современное право. – 2015. – № 7.

Приложение 1

Местное самоуправление в Российской Федерации

Гречко В.В. Правовое регулирование предоставления земельных участков для жилищного строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности: автореферат диссертации кандидата юридических наук: 12.00.06. – М., 2012.

Петров Т.В. Теоретические проблемы в сфере осуществления субъективных прав: диссертация кандидата юридических наук: 12.00.03.– Волгоград, 2010.

Железнов Д.С. Правовое регулирование предоставления земельных участков для строительства в городах федерального значения: автореферат диссертации кандидата юридических наук: 12.00.06. – М., 2014.

Шатров О. В. Правовое регулирование приватизации земельных участков в поселениях: автореферат диссертации кандидата юридических наук: 12.00.06. – М., 2006.

Определение Верховного суда Республика Северная Осетия-Алания от 23.11.2010 г. по делу № 33-1820/24 Официального сайт Верховного суда Республика Северная Осетия-Алания: http://vs.wlk.sudrf.ru/.

Определение Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 29.08.2008 г. N 10641/08 по делу N А44-3300/2007 / Документ опубликован не был // СПС Консультант Плюс.

Решение Верховного Суда Республики Республика Северная Осетия-Алания от 15.03.2012 г. по делу № 33- 404/24 // «Правосудие. Вестник Верховного Суда Республика Северная Осетия-Алания» 2013.

Кассационное Определение Верховного суда Республики Республика Северная Осетия-Алания от 17.01. 2012 г. по делу № 33-79/24 // «Правосудие. Вестник Верховного Суда Республика Северная Осетия-Алания 2013.

Постановление Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 25 февраля 1998 г. N 8 «О некоторых вопросах практики разрешения споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» // Вестник ВАС РФ. 1998. N 10.

Кассационное определение Верховного Суда Республика Северная Осетия-Алания от 05.04. 2011 г. по делу № 33-633/25// Правосудие. Вестник Верховного Суда Республика Северная Осетия-Алания , 2012.

Определение Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 19.07.2013 г. N ВАС-9376/13 по делу N А33-3706/2012. / Документ опубликован не был // СПС Консультант Плюс.

Кассационное определение Верховного Суда Республика Северная Осетия-Алания от 24.05.2012 г. по делу № 33-988/24 // «Правосудие. Вестник Верховного Суда Республика Северная Осетия-Алания» 2013.

Решение Пригородного районного суда Республика Северная Осетия-Алания от 05.12.2011 г. по делу № 2011 // Официального сайт Верховного суда Республики Республика Северная Осетия-Алания: http://vs.wlk.sudrf.ru/.