Файл: Опытно-экспериментальное исследование проблемы воспитания уважительного отношения к семье у младшего школьника.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 149
Скачиваний: 2
Средний уровень сформированности знаний о семье в контрольной группе был выявлен у 15 детей (60 %) – Юрий Б., Вадим В., Сергей Д., Евгения З., и т.д. и у 13 детей (52 %) в экспериментальной – Анастасия А., Даниил Г., Александра К., и т.д. Ребята справились с заданием, однако в процессе выполнения тестирования они имели незначительные затруднения. Их знания о семье, о семейных взаимоотношениях недостаточно сформированы.
Низкий уровень познавательной активности по данному аспекту знаний показали 2 учащихся (8 %) – Ангелина Г. и Роман Ф. в контрольной группе и 3 (12 %) – Александр А., Макар Д. и Борис С. в экспериментальной группе.
Ребята не справились с тестом, показав низкие баллы, что свидетельствует о несформированности представлений о семье, ее традициях и ценностях. Конечный анализ полученных результатов обследования детей, представлен на Рисунке 1.
Рисунок 1. Уровни сформированности знаний о семье у младшего школьника
Для подтверждения данных мы провели индивидуальную беседу на тему «Моя семья». С целью выявить уровень развития представлений младших школьников о своей семье, ее членах и традициях. Беседа состояла из 10 основных пунктов, на которые дети давали развернутый ответ. Входящие в беседу вопросы отражены в приложении.
Для оценки результатов беседы нами были выделены уровни осведомленности младших школьников:
Высокий уровень – ребенок свободно и полно рассказывает о своей семье. Может подробно описать каждого члена семьи, рассказать, чем он увлекается. Так же ребенок знает традиции своей семьи, совместные праздники. Имеет представления о своих обязанностях и обязанностях других членов семьи. Свободно рассказывает о знаменательных семейных датах и о ласковых прозвищах, которые прижились в их доме. Средний уровень – ребенок кратко, недостаточно свободно владеет знаниями о своей семье и ее членах. Не всегда знает, чем занимаются его родственники.
Низкий уровень – ребенок не может назвать всех членов своей семьи, плохо осведомлен о деятельности своих родителей, братьев, сестер. Не знает традиций семьи, совместных праздников. Часто путается или не знает, что нужно отвечать на данный вопрос.
Анализ результатов проведенной методики показал, что в контрольной группе высокий уровень представлений о своей семье показали 6 учащихся (24 %) – Екатерина Б., Юлия Г., Александра Д., Дамир К., Елизавета Р., Евгений Ш., а в экспериментальной 7 учащихся (28 %) – Камиля А., Даниил Г., Александра К., Софья К., Матвей М., Рината Н., Юля Ш. Дети подробно и эмоционально описывали членов своих семей, их профессии, увлечения, семейные обязанности.
Так при описании родителей, братьев и сестер, они называли даты рождения, полные имена, описывали их внешность, черты характера. Рассказывали о профессиях, местах учебы, увлечениях, отдыхе своих родственниках. Рассказывали, какие традиции прижились в их семьях, о совместном отдыхе и праздниках, на которых собирается вся семья.
Так же дети были осведомлены об обязанностях каждого члена семьи по дому и выражали свое отношение к их распределению. Данная группа учащихся так же выделила качества идеальной семьи, ответив на вопрос о том, какую семью следует называть дружной. И сопоставила с качествами, которыми обладает их семья. Следует отметить, что у данной группы не обнаружилось значительных расхождений между содержанием рассказа и эмоциональным фоном рассказчика.
Средний уровень развития представлений о семье показали 14 учащихся (56 %) контрольной группы – Юрий Б., Вадим В., Евгения З., Анастасия К., и т. д. и 13 учащихся (52 %) экспериментальной группы – Анастасия А., Кира К., Сергей К., Павел М., Михаил Н., и т. д. В процессе описания семьи ребята справились с заданием, но их ответы были неполные, неразвернутые. 33
Низкий уровень развития представлений о семье выявлен в контрольной группе у 5 учащихся (20%) – Ангелина Г., Сергей Д., Людмила Н., Константин Р., Роман Ф. В экспериментальной группе данный показатель был выявлен так же у 5 учащихся (20 %) - Александр А., Макар Д., Ксения К., Валерия П., Борис С. При описании семьи, их характеристики были односложны и скупы. Вопросы о занятиях и увлечениях членов семьи вызвали затруднения, как и вопросы о семейных традициях и праздниках. Ответы отличались неопределенностью, недосказанностью.
Анализ полученных результатов представлен в Рисунке 2.
Рисунок 2. Уровни развития представлений о своей семье у младших школьников
Далее нами была применена методика Рене Жиля основная цель которой заключается в изучении сферы межличностных отношений ребенка, восприятие им внутрисемейных отношений. Методика состоит из 42 заданий, среди которых 17 тестовых заданий и 25 картинок с изображением детей, детей и взрослых, кратким текстом поясняющим ситуацию и вопросом к испытуемому.
Ребенок, изучая картинки, отвечает на поставленные вопросы, обозначает на изображении выбранное им место для себя, объясняет свое поведение в той или иной ситуации или выбирает один из вариантов ответа. Весь процесс сопровождается беседой, с помощью которой уточняются, пополняются, обобщаются ответы ребенка. С помощью данной методики мы выявили отношение младшего школьника к членам своей семьи, обозначив 3 определения данного отношения: уважительное, нейтральное и негативное. Уважительное отношение предполагает доверительное, положительное отношение к указываемому члену семьи. При нейтральном отношении у ребенка не возникает положительных или отрицательных, негативных эмоций по отношению к данному члену семьи. А негативное отношение определяется неприязнью, сознательным исключением ребенком данного члена семьи из круга общения.
В результате исследования по методике Рене Жиля, нами были получены следующие данные: Уважительное отношение к членам семьи в контрольной группе показали 9 человек (36 %) – Екатерина Б., Юлия Г., Александра Д., Дамир К., Роман У., Аделия О., Елизавета Р., Ангелина С., Евгений Ш., а в экспериментальной 8 (32 %) – Камиля А., Александра К., Софья К., Сергей К., Матвей М., Рината Н., Роман С., Юлия Ш. У данной группы детей было выражено уважительное отношение к членам семьи и семьи в целом. Они показали приблизительно одинаковый уровень уважения к отцу и матери и к братьям и сестрам. А так же данная группа детей относилась с пониманием и достаточно выраженным уважением к другим близким родственникам: бабушкам, дедушкам, тетям, дядям и др.
Нейтральное отношение к членам своей семьи было выражено в контрольной группе у 5 человек (20 %) – Юрий Б., Вадим В., Евгения З., Дмитрий О., Анна Т., а в экспериментальной у 4 (16 %) – Анастасия А., 37 Кира К., Анастасия Н., Иван С. Данная группа детей показала нейтральное отношение хотя бы к одному из членов своей семьи. Они не испытывали не положительных, радостных эмоций при упоминании об этих членах семьи, не отрицательных, негативных.
Негативное отношение к членам семьи в контрольной группе показали 11 человек (44 %) –Ангелина Г., Сергей Д., Анастасия К., Андрей Л., Валентина Л., Людмила Н., Сурен Н., Валерий П., Екатерина П., Константин Р., Роман Ф., а в экспериментальной 13 (52 %) – Александр А., Даниил Г., Макар Д., Ксения К., Павел М., Михаил Н., Мария Н., Анна Н., Владимир О., Ольга О., Валерия П., Константин П., Борис С. Данная группа детей показала негативное отношение хотя бы к одному из членов своих семей. Чаше всего было выражено данное отношение к братьям и сестрам, или к одному из родителей. Однако были дети, которые негативно относились к каждому члену своей семьи.
Анализ полученных результатов проведенного обследования детей представлен в Рисунке 3.
Рисунок 3. Отношение младшего школьника к членам своей семьи
Таким образом, негативное отношение младших школьников хотя бы к одному из членов своей семьи в обеих группах преобладает над нейтральным и уважительным отношением.
Для того, чтобы более наглядно представить себе общую картину исходного уровня воспитанности уважительного отношения к семье у учащихся контрольной и экспериментальной групп, нами была составлена сравнительная диаграмма по всем трем уровням.
Рисунок 4. Уровень воспитанности уважительного отношения к семье у младших школьников
Как показывают данные диаграммы констатирующего этапа экспериментального исследования, общий уровень воспитанности уважительного отношения к семье у младших школьников в целом недостаточно сформирован. Количество учащихся с высоким уровнем малочисленно: 6 человек (24 %) в контрольной группе и столько же в экспериментальной.
В обеих группах преобладает средний уровень: 15 человек (60 %) в контрольной группе и 16 (64 %) в экспериментальной. Низкий уровень также находится приблизительно на одном уровне: 4 человека (16 %) в контрольной группе, а в экспериментальной – 3 (12 %). Общий уровень воспитанности уважительного отношения к семье был выявлен путем обобщения количественных и качественных показателей используемых диагностических методик, полученных нами в ходе всего констатирующего эксперимента.
К высокому уровню мы отнесли 6 детей из контрольной группы (24 %) и 6 из экспериментальной группы (24 %), которые обладают высоким познавательным интересом в отношении своей семьи. Понимают значимость норм и правил поведения, принятых в семье и обществе, свою роль в семейных отношениях и роли остальных членов семьи. Воспринимают себя и семью как единое целое. Отношения внутри семьи построены на взаимоуважении, данная группа учащихся с уважением относится ко всем членам своих семей. С уважением и пониманием относятся к семейным традициям.
К среднему уровню отнесли 15 детей из контрольной группы (60 %) и 16 из экспериментальной группы (64 %), которые считают свою семью недостаточно значимым элементом их жизни. Стоит отметить, что в данной группе имеет место уважение отдельных членов семьи. Дети понимают значимость семьи со стороны общества, но для них семья этой значимости не имеет. К ценностям и традициям семьи данная группа детей относится нейтрально. К низкому уровню отнесли 4 детей из контрольной группы (16 %) и 3 из экспериментальной группы (12 %), которые обладают слабо развитым познавательным интересом в отношении своей семьи. Данная группа детей не ассоциирует себя и семью как единое целое. Негативно или безразлично относится почти ко всем членам своих семей. Они не принимают нормы поведения, установленные семьей и обществом как значимые. Традиции и культура общения в семье их не интересуют или вызывают негативную реакцию.
Итак, констатирующий эксперимент показал, что уровень воспитанности уважительного отношения к семье у младшего школьника недостаточно развит. Для повышения уровня воспитанности уважительного отношения к семье возникла необходимость проведения специальной работы во внеурочной деятельности.
2.2. Реализация экспериментальной методики по воспитанию уважительного отношения к семье у младшего школьника
Целью формирующего эксперимента является повышение уровня воспитанности уважительного отношения к семье у младшего школьника во внеурочной деятельности. На основе теоретических исследований и данных констатирующего эксперимента контрольной и экспериментальной групп нами была разработана и реализована методика, направленная на воспитание уважительного отношения к семье у младшего школьника.
Цель методики: способствовать воспитанию уважительного отношения к семье у младшего школьника. Задачи: Обучающие: осмысление понятий, связанных с темой «Семья», осознание своей роли в семье, осмысление представлений о доме и семье, как мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди.
Воспитывающие: формирование позитивного отношения к семье и семейным ценностям.
Развивающие: освоение способов выражения позитивного отношения к семье и семейным ценностям, к планированию и целеполаганию в семье.
Используемые формы воспитательной работы: выставки творческих работ учащихся, открытое чтение, конкурс сочинений, устный журнал, конкурсы, викторины, ролевые игры, интерактивные беседы, презентации. Методика была реализована на классных часах, рассчитана на 18 учебных часов (1 час в неделю) Занятия состояли из трех ступеней воспитания уважительного отношения к семье у младшего школьника. На начальной ступени нами формировался интерес ребенка, направленный на освоение знаний о семье как ячейке общества и о своей семье в частности.
Учитывая современные подходы к организации процесса воспитания уважительного отношения к семье у младшего школьника, нами были разработаны следующие занятия: Начальная ступень состояла из 3 занятий:
«Мой дом – моя семья» - на занятие проходило знакомство с понятием «семья», дети высказывали свои предположения по вопросам – роль семьи для государства, значение семьи для человека. Рассказывали о своих представлениях, о современной семье. Делились знаниями о нормах и правилах поведения в семье. А так же рассказывали о своей семье, ее членах их взаимоотношениях, занятиях, увлечениях и т.д. Формой занятия была выбрана этическая беседа. Именно она помогла с первых минут заинтересовать и включить детей в процесс обсуждения понятия «семья». Наиболее ярко и активно проходило задание по дополнению термина «семья».