Файл: Опытно-экспериментальное исследование проблемы воспитания уважительного отношения к семье у младшего школьника.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 147

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

За основу было дано определение из словаря Ожегова: - «Семья – это группа живущих вместе близких родственников». Дети делились на малые группы, обсуждали и вписывали свои ответы в розданные формуляры. Результаты данного задания были поразительные. Первая группа - «семья это место наполненное любовью, радостью и пониманием». Вторая группа – «семья это родные и близкие, которые дарят заботу». Третья группа – «семья это все!». Четвертая группа - «семья это люди, которые окружают друг друга любовью». Пятая группа – «семья это дом и все кто в нем живут». Дети, обсуждая значение слова семья, показывали положительные эмоции. Стоит отметить, что даже те учащиеся, которые показали очень низкий уровень воспитанности уважительного отношения к семье (Александр А. и Борис Б.) активно участвовали в обсуждении и предлагали свои варианты ответов.

«Фамильный герб – символ семьи» - по данной теме было проведено 2 практических занятия с целью формирования познавательного интереса у младших школьников к знаниям о своей семье. На занятие проходило знакомство с наукой генеалогией. Создавалось генеалогическое древо учащихся. Дети знакомились с девизами и гербами семей государственных деятелей. Рассказывали о своей семье, придумывали девиз для своей семьи. На данном занятии особое значение уделялось творческому заданию – созданию девиза семьи. Здесь стоит заметить, что оно выполнялось на уроке, без участия родителей. Это задание не столько формировало положительный эмоциональный фон младших школьников по отношению к своей семье, 43 сколько давала возможность понять начались ли сдвиги в данном процессе.

На данном занятии, в отличие от предыдущего чувствовалась рука родителей. При подготовке к классному часу. Детям предлагалось дома совместно с родителями выбрать шаблон для герба (щит определенной формы) и цвета заполнения. Так же разрешалось продумать тематику рисунка и определиться со всеми значениями. На данном этапе оценивалась готовность родителей помогать своим детям. А также желание детей идти на контакт с родителями при возникновении трудностей в выполнении задания. Наиболее яркие работы на презентации показали: Камиля А., Софья К. и Матвей М. – в их работах стоит отметить продуманность и обоснованность всех компонентов рисунка: от цвета и формы, до выбранного изображения. Однако были также дети, которые пришли не подготовленными: Александр А. и Борис Б.

Данным ученикам были предложены заготовки и примерные изображения. Их работы так же получились хорошими, однако они не несли той наполненности, которая чувствовалась у других детей. По завершению занятия, в индивидуальном порядке, было выяснено что родители Александра А. не нашли возможности помочь ребенку выполнить задание. На ближайшем родительском собрании так же в индивидуальном порядке была проведена работа по решению возникшей проблемы. После проведения занятий начальной ступени, направленных на формирование интереса ребенка к получению знаний о семье, проводился этап рефлексии.


Детям предлагался бланк, в котором было два задания. Первое задание – «10 баллов»: учащимся предлагалось оценить работу на занятии по 10-бальной шкале со следующих позиций: «Я» - ребенок оценивал свою работу на занятиях; «МЫ» - ребенок оценивал коллективную деятельность, в том числе и помощь родителей; «ДЕЛО» - ребенок оценивал само занятие.

И второе задание: «благодарность» - учащимся предлагалась выбрать одного человека, который больше всего ему помогал в ходе занятий и описать, как можно подробнее, почему он выбрал именно его. По результатам рефлексии можно сделать вывод, что цель начальной ступени достигнута, следовательно, переход к следующей ступени обоснован.

На основной ступени – 13 занятий: 2 занятия по теме - «Дорогое слово - отец». На них мы знакомились с обязанностями мужчины в семье. Формировали понятие «глава семьи». Дети рассказывали о своих отцах – их профессиях, увлечениях, умениях и т.д. На практическом занятии создавали сувениры для своих пап и дедушек. Особое внимание следует уделить 1 занятию: после рассказов детей о своих отцах проводилась ролевая игра: «Берегите пап». С помощью жеребьевки дети делились на три команды: 1 команда – жюри (5 человек), 2 команда – отцы (10 человек), а 3 команда – дети (10 человек). Отцы и дети объединялись в пары. Каждой паре предлагалась ситуация, которую они должны были разыграть и представить два варианта: положительный и отрицательный. Жюри оценивала каждую команду и в конце выбиралась команда-победитель.

В нашем классе победила команда: Юлии Ш. и Ринаты Н. Девочки показывали ситуацию «Донеси покупки до дома». Их варианты поведения были яркими, эмоциональными и обоснованными. После игры было обсуждение, и создавался небольшой свод правил поведения детей и отцов. 45 На практическом занятии по данной теме наиболее эмоционально насыщенной оказалась презентация работ. На нее были приглашены папы и дедушки учащихся. Вручая свои работы, дети делились своими переживаниями, а родители выглядели счастливыми, что еще больше радовало детей. Стоит отметить, что каждому ребенку было кому подарить свой сувенир.

По теме «Мамины руки, нет их теплее…» так же было проведено 2 занятия. На них рассказывалось о семейных обязанностях женщины. Описывалось значение выражения «хранительница очага». Дети делились рассказами о своих мамах. На практическом занятии создавались сувениры для мам и бабушек. Формой проведения первого занятия по данной теме была этическая беседа. Дети активно и с интересом включились в беседу, проводя параллель между обсуждением женских обязанностей в доме и тем, чем занимаются их мамы. В ходе задания: составить свод обязанностей хранительницы очага, мальчики (Матвей М., Роман С. и Иван С.) заявили, что он получается практически идентичным с планом, составленным на занятии, посвященном отцам. Мы сравнили и действительно обнаружили почти полное сходство.


Таким образом, этот неожиданный результат помог сделать вывод, что не имеет значение мальчик ты или девочка, помогать родителям нужно во всех ситуациях. Так же в конце занятия на вопрос: - «Как ласково вы обращаетесь к маме?» ответили все дети. Однако, стоит отметить ответ Сергея К.: - «Разве мама – это не ласковое обращение?, само слово мама, мамочка уже несет в себе ласку и заботу». Благодаря данному высказыванию, я смогла плавно перейти к выводу о том, сколько тепла и счастья несет в себе слово «мама» и как важно с уважением и пониманием относиться к ней. На практическом занятии так же следует отметить, что как и в прошлый раз всем детям было кому вручать сделанный сувенир. Занятие также было наполнено радостью и весельем. Стоит отметить, что во время выполнения творческих работ ребята с удовольствием делились материалами и подавали друг другу идеи для создания сувениров.

На заключительной ступени было проведено 2 занятия по теме: «Родительский дом – начало начал». На первом занятии учащиеся писали сочинений по данной теме и подготавливались к открытым чтениям. Данное задание не вызвало у ребят затруднений. Все они написали отличные сочинения и подготовились к выступлению перед родственниками.

На итоговом занятии проводились открытые чтения по теме: «Родительский дом – начало начал». Оно являлось для детей радостным, волнующим событием, своеобразным отчетом о проделанной работе по данному курсу. На это занятие были приглашены родные и близкие детей. Учащиеся с большой важностью и азартом зачитывали свои сочинения перед родственниками, бурно и очень эмоционально делились своими впечатлениями. Занятие прошло на высокой эмоциональной ноте. Дети и родители получили много ярких, волнующих и радостных эмоций. Именно положительные эмоциональные реакции и состояния ребенка при разговорах о своих близких, являлись основным критерием воспитанности уважительного отношения к семье в нашей исследовательской работе.

Таким образом, из выше описанного содержания формирующего этапа эксперимента, можно сделать вывод о том, что творческое содержание классных часов при правильной организации, применения методов и приемов педагогического воздействия, действительно способствует воспитанию уважительного отношения к семье у младшего школьника.

Для выявления итогового уровня воспитанности мы использовали аналогичные диагностические методики, что и на констатирующем этапе.

1. Тест «Наша дружная семья», УМК «Школа России», из программы по Окружающему миру.


2. Индивидуальная беседа по теме – «Моя семья».

3. Проективная методика «Рисунок семьи» (Г. Т. Хоментаускаса).

4. Методика Рене Жиля.

Для того, чтобы увидеть динамику роста воспитанности уважительного отношения к семье у младших школьников контрольной и экспериментальной групп, все результаты были занесены в таблицу 1.

Таблица 1

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного эксперимента

Уровни (%)

Высокий

Средний

Низкий

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

ЭГ

КГ

Констатирующий эксперимент

24 %

24 %

64 %

60 %

12 %

16 %

Контрольный эксперимент

52 %

36 %

40 %

60 %

8 %

4 %

Анализируя полученные данные, можно сделать вывод о том, что уровень воспитанности уважительного отношения к семье у младших школьников в экспериментальной группе значительно повысился, что говорит об эффективности проводимой нами методики.

Процентное распределение по уровням воспитанности уважительного отношения к семье у учащихся контрольной группы изменилось незначительно, тогда, как в экспериментальной группе изменения проявились со всей очевидностью.

Высокий уровень на контрольном этапе повысился. В контрольной группе на 12 % и составил 36%. В экспериментальной группе на 28 % и составил 52 %. Средний уровень в контрольной группе остался прежним 60 %, а в экспериментальной группе понизился на 24 % и составил 40 %. Низкий уровень воспитанности уважительного отношения к семье в контрольной группе понизился на 12 % и составил 4 %. В экспериментальной группе данный уровень составил 8 %, что отражает понижение на 4 %.

Подводя итог опытно-экспериментального исследования в целом, можно утверждать, что разработанная нами методика по воспитанию уважительного отношения к семье во внеурочной деятельности, показала себя эффективной для младших школьников. Результаты исследования имеют положительную динамику, которая характеризуется значительным повышением уровня воспитанности уважительного отношения к семье у младших школьников экспериментальной группы, а также незначительным повышением данного показателя у учащихся контрольной группы.


Заключение

Семья – ведущий социальный институт, включающий в себя задачи, цели, осуществляющий конкретные функции и обладающий своей законотворческой базой.

Экспериментальная часть нашего исследования осуществлялась с целью изучения эффективности психолого-педагогических условий воспитания уважительного отношения к семье у младшего школьника во внеурочной деятельности.

Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБУ СОШ № 91. Всего в эксперименте принимало участие 50 детей в возрасте от 9 до 11 лет, которые являлись учащимися 3 классов. 25 детей составили контрольную группу и 25 детей экспериментальную. Констатирующий этап эксперимента предполагал проведение диагностирующих методик, целью которых являлось определение уровня воспитанности уважительного отношения к семье у младших школьников в контрольной и экспериментальной группах. Констатирующий эксперимент показал, что уровень воспитанности уважительного отношения к семье у младших школьников недостаточно сформирован.

В контрольной и экспериментальной группах преобладал средний уровень – 60 % и 64 % соответственно. На формирующем этапе эксперимента проводились занятия по воспитанию уважительного отношении к семье у младших школьников. Формирующий эксперимент проводился в полном соответствии с психолого-педагогическими условиями, сформулированными в гипотезе исследования. При этом на занятиях происходило осмысление школьниками понятий, связанных с темой «Семья», осознание своей роли в семье, осмысление представлений о доме и семье, как мире, в котором есть природа, культура, близкие и дорогие люди. Также осваивались способ выражение позитивного отношения к семье и семейным ценностям и знакомились с позитивными способами взаимодействия в семье.

Контрольный эксперимент показал, что уровень воспитанности уважительного отношения к семье у младших школьников экспериментальной группы значительно повысился. У учащихся контрольной группы также уровень воспитанности уважительного отношения к семье вырос, но изменения были менее значительными, чем в экспериментальной группе.

Таким образом, можно утверждать, что разработанная нами методика по воспитанию уважительного отношения к семье у младшего школьник во внеурочной деятельности, показала себя эффективной. Результаты эксперимента полностью подтвердили актуальность выбранной нами темы исследования, правильность выдвинутой гипотезы, а также рациональность использованных методов и приемов педагогического воздействия. Разработанную экспериментальную методику мы рекомендуем использовать в системе основного и дополнительного образования.