Файл: Опытно-экспериментальное исследование проблемы воспитания уважительного отношения к семье у младшего школьника.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 151
Скачиваний: 2
В среде «домашних дел» образуются внутрисемейные отношения, содержание которых определяется видом хозяйственной деятельности. В таких условиях лучше осмысляются мотивационные и волевые компоненты каждого члена семьи, производятся должные предпосылки формирования сплоченности семьи, к тому же устанавливаются видимые конфликтогенные стороны взаимоотношений и появляется не менее комфортная форма ухода от них[6].
Жизненный цикл семьи – правомерная очередность порядка этапов в течение всего периода его существования. Главной периодизацией жизненного цикла семьи является периодизация Дюваль, опубликованная в 1957 году. Жизненный цикл семьи содержит восемь стадий, с начала заключения брака до конца существования семьи по причине смерти обоих супругов.
Выходит, жизненный цикл семьи, по Дюваль, содержит следующие стадии[7]:
1. Признание и осваивание супружеских ролей. На начальной стадии молодая пара не имеет детей, но регулирует вопросы, касающиеся намерения стать родителями. Супружеская пара работает над вопросами по урегулированию отношений с родственниками, в первую очередь с родительскими семьями.
2. Рождение в семье детей (возраст старшего ребенка 30 месяцев). Рождение первого ребенка предписывает супружеской паре перехода от диадных отношений и адаптации к отношениям в треугольнике. Главными в этот период являются забота, уход за ребенком и его правильным развитием.
3. Семьи с детьми дошкольного возраста (возраст старшего ребенка от 2 лет и 6 месяцев до 6 лет). Это период первоначального введения детей во внесемейные учреждения (дошкольные учреждения). Родителям следует адаптироваться к нуждам, которые связаны с возрастом дошкольников. У них накапливается усталость, они должны побороть трудности, связанные с притеснением личного пространства.
4. Семьи с детьми (возраст старшего ребенка от 6 до 13 лет). В это время все внимание родителей приковано к школьным событиям ребенка. Стимулирование ребенка к учебным успехам – основная цель родителей.
5. Семьи с подростками (старшему ребенку от 13 до 20 лет). Принятие детей-подростков – необходимая и сложная задача для родителей и детей. Родителям настоятельно требуется изменить отношение к подрастающим детям, установления баланса между предоставлением свободы подросткам и взятия ими на себя ответственности. Взросление детей допускает родителям организовать свой собственный круг интересов, заняться собственной карьерой, который не связан с детьми. Осуществляется подготовка к уходу детей из семьи.
6. Уход молодых людей из семьи (от ухода первого ребенка до момента, когда самый младший покинет родительскую семью). Семья: родители и дети экспериментируют с самостоятельностью друг от друга. Молодые люди освобождаются от опеки родителей. Серьезной задачей при отсоединении детей от родителей становится сохранение поддержки как основы семьи.
7. Средний возраст родителей (от «пустого гнезда до ухода на пенсию»). Этап, когда родители оказались снова без своих детей, которые покинули родное «гнездо». Необходимо перестроить отношения между супругами. Старшее и младшее поколение приучается строить отношения и поддерживать родственные связи[8].
8. Старение членов семьи (от ухода на пенсию до смерти обоих супругов). Наисложнейшие цели этого периода: признание факта ухода на пенсию и привыкание к старости. В результате смерти одного из супругов у второго супруга возникаю проблемы потери и одинокой жизни. Поддержание семейных отношений с детьми и внуками способствует доживанию конечного этапа жизни семьи. Анализ описанной периодизации подтверждает, что Дюваль признает детскую подсистему семьи ведущей. К задачам развития относятся рождение детей, их воспитание и уход из родительской семьи. Социологический подход к периодизации заключается в признании первостепенной важности воспитательной функции семьи, а также системообразующим фактором семейной системы родительской подсистемы.
Таким образом, семья на всех стадиях сталкивается с конкретными задачами развития, от результативности, решения которых зависит благополучное прохождение на следующий этап. На каждую стадию жизненного цикла семьи присуще примитивные проблемы и своя динамика изменений. Переход с одного этапа на другой, положительно влияет на семью, она становится более высокоорганизованной и сложной системой.
1.2.Типологические характеристики современной семьи
Типы брачно-семейных структур многообразны и различаются в зависимости от характера брака, индивидуальностей родительства и родства. Типологический подход к изучению проблемы семьи позволен по различным критериям: в соответствии с анализом исторического развития семьи и преемственности его форм; в связи с важностью полюсов двух семейных осей (муж-жена, родители-дети); основанные на анализе структуры семьи и представленных в ней видов родства; по типу семейных ролей; по критерию власти и др[9].
Согласно антропологии, семьи разделяются на консангвинальные и конъюгальные[10].
Консангвинальная семья состоит из кровных родственников, относящихся к немногим поколениям. В подобной семье отношения выстраиваются по мужской линии (патрилинейность) или по женской линии (матрилинейность). В современном обществе примером консангвинальной семьи служит расширенная семья, в которой живут не менее трех поколений, вмещая немного нуклеарных семей: прародители с не состоящими в браке детьми и их женатые сыновья (замужние дочери) одновременно со своими женами (мужьями) и детьми. Подобная семья вызывает чувство безопасности, но такая семья не приветствует индивидуализм, Такая семья обладает проявленным чувством безопасности, но не одобряет индивидуализм, разводы и уходы. Основанием для подготовки семьи, независимо по какой линии ведется родство, выступают отношения между родственниками, но никак не отношения между мужем и женой (конъюгальность)[11].
Супружеская пара живет либо с родственниками жены (матрилокальность), либо живет с родственниками мужа (патрилокальность), а дети относятся как семье жены, так и семье мужа. Конъюгальная семья организована на супружеских, а не на родственных отношениях и позволяет наиболее широкую свободу в исполнении семейных ролей. Частью этой семьи следует считать родственников со стороны жены и со стороны мужа. Дети принадлежат не родственникам жены или мужа, а супружеской паре. Если консангвинальная семья поддерживает себя за счет связи нуклеарных семей с одним домохозяйством и состоящую из трех и более поколений. В семье такого типа члены прародительской пары производят по четыре роли: дедушка, муж, отец, свекор; члены родительской пары по три роли: отец, муж, сын; дети – по три роли: сын, брат, внук[12].
Неполная семья, либо семья родителя-одиночки, является хозяйством, что ведет один из родителей (мать или отец) по причине развода, гибели супруга, или же оттого, что брак не был заключен. Неполная семья состоит из двух человек, в которой не представлена ни одна супружеская роль. Вариацией неполных семей может быть материнская внебрачная семья (другими словами – «мать-одиночка»). Нередко такую семью создают юные матери (в возрасте 15-19 лет), либо матери, бальзаковского возраста (40-44 года).
Смешанная семья – это семья, которая состоит из частей прежних семей. По другому такие семьи именуют повторными, или перестроенными, поскольку они построены на вторичном браке. В смешанной семье с супругами могут проживать дети от первого брака и дети одного из супругов, приведенные им в новую семью.
Популярным типом современного брака считается гостевой (или «визитный» брак). Такая пара имеет две квартиры, и живут отдельно друг от друга и наведываются несколько раз в неделю. Выходит, они женаты, но с другой стороны – свободны. Вариацией гостевого брака считается «брак выходного дня». Супруги живут в разных квартирах, встречаются несколько раз в неделю, в основном по выходным[13].
Современная моногамная семья имеет несколько видов, которые различаются по структуре и по следующим признакам: число детей; близость социального состава; географический признак; семейный стаж; тип ведущих потребностей; особенности проведения досуга и распределения домашних обязанностей; качество отношений и атмосфера; условия организации семейной жизни; характер общения и эмоциональных отношений и так далее[14].
В соответствии с количеством детей выделяют бездетные (инфертильные), однодетные, малодетные и многодетные семьи. По географическому признаку семьи разделяют на городские, сельские, отдаленные (проживающие в труднодоступных районах и в районах Крайнего Севера). В связи с близким социальным составом семьи подразделяются на: социально-гомогенные – имеют схожий уровень образования и характер профессиональной деятельности у супругов; гетерогенные - неравный уровень образования и профессиональной ориентации супругов.
По семейному стажу: новобрачные; молодая семья, ждущая ребенка; семья среднего супружеского возраста; старший супружеский возраст; пожилые пары. Особенности социального поведения членов семьи определяет удовлетворение ведущих потребностей. Исходя из этого делят семьи с «физиологическим», или «наивно-потребительским», типом потребления; семьи с «интеллектуальным» типом потребления, иначе говоря с высоким уровнем расходов на духовную жизнь; семьи с промежуточным типом потребления.
По образу проведения досуга делят на открытые семьи (ориентированные на общение и индустрию культуры) и закрытые (ориентированные на внутрисемейный досуг). Несмотря на определенные условия организации семейной жизни, семья может быть как студенческая (оба супруга обучаются в ВУЗе) или «дистантная» (несовместное проживание в связи специфики профессии одного или обоих супругов). По типу общения и эмоциональных отношений в семье, браки делятся на симметричный, комплиментарный и метакомплиментарный.
Таким образом, в обществе присутствуют всевозможные типы семей вступающих в брак независимо от характера индивидов.
Глава 2. Опытно-экспериментальное исследование проблемы воспитания уважительного отношения к семье у младшего школьника
2.1. Выявление уровня воспитанности уважительного отношения к семье у младшего школьника
Для определения уровня сформированности знаний об основных семейных ценностях и нормах поведения принятых в семье нами был применен тест «Наша дружная семья» из программы по окружающему миру (УМК Школа России). Испытуемым предлагалось ответить на 10 вопросов о семье и нормах поведения в ней.
Нами было выделено три уровня сформированности знаний об основных ценностях и нормах поведения принятых в семье, в соответствии с полученными тестовыми баллами:
Высокий уровень (8-10 баллов) – ребенок обладает высокой познавательной активностью, свободно и точно владеет знаниями о нормах и правилах поведения в семье. А также знает, что такое семья, какие взаимоотношения должны в ней преобладать.
Средний уровень (4-7 баллов) – у ребенка недостаточно сформировались знания о семье, семейных ценностях, нормах и традициях.
Низкий уровень (0-3 балла) – дети, у которых не сформированы знания о семье, обладающие низкой познавательной активностью по данному аспекту знаний.
Анализ результатов тестирования показал, что в контрольной группе высокий уровень сформированности знаний показали 8 детей (32 %) – Екатерина Б., Юлия Г., Александра Д., и т.д. Особенно следует отметить Юлию Г., Дамира К., Елизавету Р. И Евгения Ш., так как они набрали максимальный тестовый бал, тем самым показав высокий уровень сформированности знаний о семье.
В экспериментальной группе высокий уровень был выявлен у 9 учащихся (36 %) – Камиля А., Софья К., и т.д. Так же следует отметить учащихся, набравших максимальные балы при прохождении теста: Камиля А., София К., Владимир О. и Юлия Ш. Дети свободно владели материалом по теме «Наша дружная семья», тест не вызвал у них затруднений.