Файл: Транспортный налог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 77

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Транспортный налог является основным источником финансирования дорожной отрасли, и от своевременности его поступления напрямую зависят сроки и качество исполнения строительных программ.

Налоги являются основным источником пополнения бюджетов раз­личных уровней. Поэтому важно уметь правильно с ними обращаться, чтобы не понести ответственность перед законом и, а также, не получить излишние убытки для своего бизнеса или личного имущества.

Транспортный налог - налог, взимаемый с владельцев зарегистриро­ванных транспортных средств. Внедрение транспортного налога стало очеред­ным и обоснованным этапом налоговой реформы, проводимой в России. Так транспортный налог по сути заменил такие налоги как: налог на пользовате­лей автомобильных дорог, налог с владельцев транспортных средств, акцизы с продажи легковых автомобилей в личное пользование граждан и налог на имущество с физических лиц в отношении водных и воздушных транспортных средств.

Транспортный налог является региональным и устанавливается НК РФ и законами субъектов РФ. Так как, он - региональный налог, то вводится в дей­ствие законом субъекта РФ в соответствии с НК РФ и соответственно обязате­лен к уплате на территориях соответствующих субъектов РФ.

В соответствии с п.6 ст.3 НК РФ при установлении налогов определены должны быть все элементы налогообложения.

В отношении транспортного налога такие элементы налогообложения как: объект, база, период, пределы изменения ставки установлены федераль­ным законодательством, а прочие элементы: ставки, порядок и сроки уплаты, формы отчетности, налоговые льготы должны быть установлены законода­тельными органами субъекта Российской Федерации.

Цель данной работы - ознакомление с основными проблемами при ис­числении транспортного налога.

Основными задачами работы выступают:

- всестороннее изучение транспортного налога и порядка его исчисления;

- анализ объектов налогообложения, применяемых ставок, налоговой базы, порядка и сроков уплаты налога, на практических примерах исследование по­рядка исчисления транспортного налога;

- характеристика начисления транспортного налога на примере Ленинградской области;

Объектом исследования является транспортный налог в Российской Федерации.

Предметом курсовой работы отношения по исчислению транспортного налога.

Тема данной работы является актуальной, в связи с тем, что плательщиками транспортного налога являются как физические, так и юридические лица. Платить налог обязаны все владельцы транспортных средств, будь то автомобиль, самолет или баржа. Почти ни одно современное предприятие не обходится без транспорта, поэтому данный налог охватывает крупное количество налогоплательщиков. Более того, встречаются случаи, при которых налог придется платить даже тем организациям, которые, не являлись собственниками транспортных средств, а пользовались ими по доверенности.


Глава 1 Характеристика транспортного налога

1.1 Транспортный налог в Российской Федерации

Российская налоговая система включает в себя достаточно большое количество налогов на различных уровнях. Из года в год налоги меняются как по своему составу, так и по своей структуре. Региональные налоги являются важной неотъемлемой частью доходной базы бюджета субъекта

Федерации. Одним из важных региональных налогов является транспортный налог.

Транспортный налог Российской Федерации был введен в действие с 1 января 2003 года Федеральным законом от 24 июля 2002 г. № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации», поэтому он является относительно новым для налоговой системы России. В качестве предшественника данного налога, в части автомобилей, был налог с владельцев транспортных средств, который уплачивался ими на основании Закона Российской Федерации от 18.10.1991 №1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации» (в настоящее время утратил силу), а в части иных транспортных средств - налог на имущество физических лиц, взимавшийся на основании п.2 ст. 3 Закона Российской Федерации от 09.12.1991 №2003-1 «О налогах на имущество физических лиц» лиц (в настоящее время утратил силу). Таким образом, можно сделать вывод о том, что до введения главы 28 НК РФ, данный налог взимался весьма разобщенно и не был хорошо систематизирован.

На сегодняшний день значимость транспортного налога во многом обусловлена тем, что его поступления направляются на финансирование затрат, связанных с содержанием, ремонтом и развитием автомобильных дорог общего пользования[1].

Налогоплательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством Российской Федерации зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения в соответствии со статьей 358 НК РФ

Налоговые ставки транспортного налога устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в зависимости от мощности двигателя, тяги реактивного двигателя или валовой вместимости транспортного средства в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя транспортного средства, один килограмм силы тяги реактивного двигателя, одну регистровую тонну транспортного средства или одну единицу транспортного средства. Не совсем понятно, почему берется именно этот показатель, ведь лошадиные силы напрямую не связаны ни с габаритами, ни с массой, ни с токсичностью автомобиля, ни с его ценой, т.е. не определяют его экологичность, вред, наносимый дорожному покрытию и т.д. Таким образом, в различных субъектах Российской Федерации применяются разные налоговые ставки на одни и те же транспортные средства.


Страны Европы, наоборот, придерживаются политики «борьбы за чистоту». Налоговые системы в этих странах тоже учитывают лошадиные силы при расчете транспортного налога, но это не основной критерий. Наибольшее влияние имеют показатели выбросов CO2, так как именно от этого показателя во многом зависит размер вреда от автомобиля.

Так, например, в Германии, с 2009 года введен единый транспортный налог. То есть водители платят и за объем двигателя и за объем выброса CO2. Владельцы машин с бензиновым двигателем буду платить 2 евро за 100 см3, с дизельным двигателем - 9 евро за каждые 100 см 3. Если автомобиль выделяет более 120 грамм CO2 на километр пробела, то каждый грамм обходится владельцу в 2 евро.

Если в Германии водители платят транспортный налог за объемы двигателя и за объемы выброса CO2, , то в США транспортный налог включен в стоимость топлива. То есть, работает принцип - кто больше ездит, тот больше платит. Минимальные местные налоговые сборы на бензин установлены в штатах Аляска (18,4 цента), Джорджия (30,8 цента) и Вайоминг (32,4 цента), а максимальные - в штатах Нью-Йорк (59,7 цента), Вашингтон (55,9 цента ) и Калифорния (53,7 цента).

Говоря о ставках транспортного налога в Российской Федерации нельзя не отметить их разброс в различных регионах. Данные показывают, что в некоторых случаях ставки отличаются в 1,5—2 раза. Это отрицательно сказывается на налогоплательщиках, ведь основную долю транспортного налога в бюджет уплачивают физические лица.

В таблице указаны объемы поступлений транспортного налога в бюджет Российской Федерации.

Таблица 1 - Динамика поступлений транспортного налога в консолидированный Бюджет РФ за 2014-2016 гг.

Наименование

2014 год

2015 год

2016 год

Транспортный налог

116 194 760

117 532 227

156 777 842

из него:

Транспортный налог с организаций

26 545 742

27 435 972

30 261 658

Транспортный налог с физических лиц

89 649 018

90 096 255

126 516 184

Как было отмечено ранее, основную долю в общем числе транспортного налога занимает транспортный налог, взимаемый с физических лиц. В 2015 году значение транспортного налога с физических лиц составило 126516184 млн. рублей., что составило 80,69% от общего числа транспортного налога. Рост поступлений транспортного налога, в основном, связан с ростом числа тарифов, а также с увеличением числа транспортных средств.


Однако на сегодняшний день собираемость транспортного налога составляет менее 50 %, что дает понять: для государства данный налог является неэффективным. По открытым данным его должны платить порядка 45 млн. человек, а по факту уплачивают только 20 млн. владельцев транспортных средств.

Налогообложение транспортных средств имеет ряд недочетов и недостатков. Поступления транспортного налога давно не компенсируют расходы на содержание и ремонт дорожной сети в соответствии со степенью воздействия на нее автотранспортных средств. Доработки требует система ставок. Так же из всех налогоплательщиков есть такие классы автолюбителей, как например «подснежники» - пользователи автомобилем только летом, или же кто ездят только на дачу и обратно, то есть частота поездок таких водителей на порядок ниже, чем у водителей, пользующихся своим авто каждый день, а налоги они платят одинаковые. Соответственно, дорога от езды первых разрушается меньше, чем от вторых[2].

В связи с этими размышлениями автолюбителей, давно возникла идея включения налога в саму цену бензина. Тут получается все просто: больше ездить - больше платишь налогов, ездишь не постоянно - платишь копейки. Данная практика сейчас реализована в Америке, где очень хорошо себя зарекомендовала.

Но есть и минусы. Первое - это цена самого бензина. Сейчас она и без того не маленькая, а если туда будет включен транспортный налог, то она может подняться до небывалых высот. Но тут нужен тщательный подсчет той доли цены, которая будет уходить на оплату налога, чтобы она не вызвала у водителей паники и резко-отрицательного отношения, ведь поступление налогов в бюджет - крайне важно, а при «психологическом ступоре», да и просто - жадности - налоги будут всячески недоплачиваться, уводится и так далее, что скажется негативно.

Но из этого решения вытекает другая проблема - с повышением цен на бензин - повысятся и тарифы общественного транспорта, а это расходится с политикой увеличения доли общественного транспорта в пользу снижения на дорогах доли частного, то есть когда на одной машине - один или несколько человек. Так как считается, что при сокращении доли машин на дорогах - снизится и плотность потока, уменьшаться пробки, соответственно меньше разрушаются дороги, и на их ремонт понадобится меньше денег, но и денег от транспортного налога поступит меньше - получается замкнутый круг.

Но и тут есть выход - можно просто предоставлять топливо для общественного транспорта по социальным ценам. И тем самым, это спасет от подорожания проезда в общественном транспорте. Но тем самым статья расходов только растет, а при политике сокращения частного транспорта - доля денежных поступлений будет сокращаться, что также неверно с точки зрения обогащения бюджета.


Исходя из выше изложенного, можно судить о несколько неверной налоговой политике. Так как, во-первых: настаивая на курсе сокращения доли машин на дорогах - сокращается и доля налогоплательщиков; во- вторых: при постоянном увеличении налога - доля налогоплательщиков как теоретически, так и практически может также сокращаться, что в купе дает снижение налоговых поступлений. Но главная причина, по которой водители более не захотят платить налог, и попытаются всячески от него уйти - это качество выполняемого ремонта дорог, и в целом - их развязки, съезды, средства на которые может быть и есть, но идут они все не туда. И вот эта проблема и есть главная - возможная причина снижения поступления доли транспортного налога, ведь приходит когда-то конец постоянной уплаты налога на неизвестно что.

Таким образом, если в ближайшее время в дорожной политике ничего не изменится, а тарифы на транспортный налог все также будут расти, то вероятность снижения доли налогоплательщиков вполне может увеличиться.

    1. Особенности начисления транспортного налога в различных регионах Российской Федерации

Понятие «Транспортный налог» не является новым для законодательст­ва Российской Федерации. Впервые транспортный налог был введен указом Президента РФ от 22.12.1993 № 2270 «О некоторых изменениях в налого­обложении и во взаимоотношениях бюджетов различных уровней». При исчислении транспортного налога необходимо руководствоваться положе­ниями главы 28 Налогового Кодекса РФ, которая вступила в силу с 1 января 2003 года и соответствующими региональными законами. Транспортный налог заменил такие источники формирования дорожных фондов как «на­лог на пользователей автомобильных дорог» и «налог с владельцев транс­портных средств», действие которых было предусмотрено Законом РФ «О дорожных фондах в РФ», кроме того с 01.01.2003 года был отменен налог на водно-воздушные транспортные средства, предусмотренный Законом РФ «О налогах на имущество физических лиц».

Транспортный налог относится к региональным налогам, поэтому его особенностью является то, что первые 4 элемента налогообложения (объект налога, субъект налога, налоговая база и налоговый период) устанавливают­ся Налоговым Кодексом РФ, а остальные четыре элемента (ставка налога, порядок исчисления налога, порядок и сроки уплаты налога и льготы по налогу) устанавливаются законами субъектов РФ. Таким образом, сумма налогов по одним и тем же транспортным средствам в разных регионах мо­жет быть различна[3].