Файл: Транспортный налог.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 85

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Объектом налогообложения признаются следующие зарегистрирован­ные в установленном порядке в соответствии с законодательством РФ транспортные средства: автомобили, мотоциклы, мотороллеры, автобусы и другие самоходные машины и механизмы на пневматическом и гусеничном ходу, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, парусные суда, катера, снего­ходы, мотосани, моторные лодки, гидроциклы, несамоходные (буксируемые суда) и другие водные и воздушные транспортные средства.

Необходимо отметить что, не относятся к объектам налогообложения, транспортные средства, находящиеся в розыске, при условии подтвержде­ния факта их угона (кражи) документом, выдаваемым уполномоченным органом.

Налогоплательщиками данного налога являются юридические лица (ор­ганизации) и физические лица, на которых зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектом налогообложения.

Не признаются налогоплательщиками (пункт действует до 1 января 2017 г.):

  • лица, являющиеся организаторами Олимпийских игр и Паралим- пийских игр в городе Сочи, в отношении транспортных средств, принадлежащих им на праве собственности и используемых в связи с организацией и проведением Олимпиады и развитием города Со­чи как горноклиматического курорта.
  • лица, являющиеся маркетинговыми партнерами Международного олимпийского комитета, - в отношении транспортных средств, при­надлежащих им на праве собственности и используемых исключи­тельно в связи с организацией и (или) проведением Олимпиады и развитием города Сочи как горноклиматического курорта.

Так же в соответствии со ст. 358 НК РФ освобождаются от налогообло­жения налогоплательщики:

  • организации и учреждения уголовно-исполнительной системы - в отношении имущества, используемого для осуществления возло­женных на них функций;
  • религиозные организации - в отношении имущества, используемо­го ими для осуществления религиозной деятельности;
  • общероссийские общественные организации инвалидов, среди чле­нов которых инвалиды и их законные представители составляют не менее 80 %, - в отношении имущества, используемого ими для осуществления их уставной деятельности и пр.

Налоговая база по налогу определяется в зависимости от вида транс­портного средства:

  • в отношении транспортных средств, имеющих двигатели - как мощ­ность двигателя транспортного средства в лошадиных силах;
  • в отношении воздушных транспортных средств, для которых опре­деляется тяга реактивного двигателя, - как паспортная статическая тяга реактивного двигателя воздушного транспортного средства на взлетном режиме в земных условиях в килограммах силы;
  • в отношении водных несамоходных (буксируемых) транспортных средств, для которых определяется валовая вместимость, - как ва­ловая вместимость в регистровых тоннах;

- в отношении водных и воздушных транспортных средств, не ука­занных в пунктах 1-3 - как единица транспортного средства.

Налоговые ставки по транспортному налогу могут быть увеличены (уменьшены) законами субъектов не более чем в 10 раз.

Рассмотрим особенности расчета транспортного налога в Брянской, Смоленской, Орловской и Калужской областях РФ.

Законодательной базой транспортного налога в Брянской области явля­ется Закон от 9 ноября 2002 года N 82-З «О транспортном налоге» (с соот­ветствующими изменениями, действующим в 2016 г.).

Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Орловской об­ласти установлены закон «О транспортном налоге» № 289-ОЗ от 26 ноября 2002 года и последующими изменениями.

Законодательной базой транспортного налога в Калужской области яв­ляется Закон Калужской области от 26.11.2002 № 156-ОЗ «О транспортном налоге на территории Калужской области» (с соответствующими измене­ниями, действующим в 2016 г.).

Порядок, ставки и сроки уплаты транспортного налога в Смоленской об­ласти установлены законом «О транспортном налоге» от 27 ноября 2002 года N 87-З и последующими изменениями.

При анализе налоговых ставок можно сделать вывод о том, что по лег­ковым и грузовым автомобилям, мотоциклам и мотороллерам, автобусам самые низкие ставки по транспортному налогу среди рассмотренных облас­тей в Калужской области, а самые высокие в Орловской области. Но стоит отметить, что налоговые ставки по катерам, моторным лодкам, яхтам, па­русным судам и другим водным транспортным средствам в Брянском ре­гионе самые высокие, а в Орловской области - самые низкие.

Что касается других регионов, то самые высокие ставки по транс­портному налогу в г. Санкт-Петербурге, г. Москва, г. Калининграде. Низкие налоговые ставки в Чеченской Республике, Республике Крым, Республике Тыва.

Исследовав данные о предоставляемых льготах, можно сказать о том, что в рассматриваемых областях льготы по транспортному налогу в размере 100 % предоставляются Героям Советского Союза, Героям Социалистиче­ского Труда, Героям Российской Федерации, общественным организациям инвалидов.

По остальным категориям налогоплательщиков существуют определён­ные различия в условиях и основаниях предоставления льготы.

Так, льготы гражданам Российской Федерации, подвергшимся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС в размере 100 % предоставляются в Брянской, Орловской и Ка­лужской областях.

В Орловской области 100 % льготой по транспортному налогу пользу­ются организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции, удельный вес доходов от реализации которой в общей сумме их доходов составляет 70 и более процентов, в части принадлежащих им грузовых автомобилей общего назначения, бензовозов и специальных автомобилей ветеринарного назначения.


В Брянской области 100 % льгота распространяется на предприятия, осуществляющие свою деятельность в сфере жилищно-коммунального хо­зяйства, по спецтехнике (поливочные, мусоровозы, подметально-уборочные машины, вакуумные машины по перевозке нечистот, ассенизационные ма­шины, пескораспределители, снегопогрузчики, экскаваторы, грейдеры, ав­токраны, автовышки, аварийно-ремонтные, автоподъемники, бурильно- крановые установки) и общественные организации, осуществляющие под­готовку парашютистов, пилотов-любителей[4].

В Калужской области льготы в размере 100 % предоставляются органи­зациям-резидентам особых экономических зон, созданных на территории Калужской области, - в отношении грузовых автомобилей и других само­ходных транспортных средств, машин и механизмов на пневматическом и гусеничном ходу, зарегистрированных и учтенных на балансах указанных организаций после их регистрации в качестве резидентов особых экономи­ческих зон, а также собственникам транспортных средств, оснащенных толь­ко электрическими двигателями.

В Смоленской области льготы в размере 100 % предоставляются при­емным родителям, детским домам семейного типа, созданным в форме вос­питательных учреждений, а также родителям военнослужащих, погибших в период прохождения военной службы по призыву или умерших после уволь­нения с военной службы вследствие военной травмы.

Также в этих областях различны сроки уплаты авансовых платежей по транспортному налогу для юридических лиц. В Брянской области авансо­вые платежи уплачиваются не позднее последнего числа месяца, следующе­го за истекшим периодом, в Орловской и Калужской областях - не позднее 5 числа второго месяца, следующего за истекшим периодом, а в Смоленской - не позднее 10 числа второго месяца, следующего за истекшим периодом. Сумма налога по результатам налогового периода юридическими лицами уплачивается в Смоленской и Калужских областях до 01 марта, в Брянской области - до 01 февраля, в Орловской области-до 15 февраля, года следую­щего за налоговым периодом.

На сумму транспортного налога повлияют изменения, которые вступи­ли в действие в 2016 году. Так, в пункте 3 статьи 362 законом № 396-ФЗ от 29.12.2015 г. были внесены изменения, связанные с уплатой налога в месяце постановки или снятия с учета транспортного средства. Так, до 2016 г. за месяц перерегистрации автомобиля платили транспортный налог и покупа­тель и продавец, а с 2016 г. за месяц перерегистрации будет платить тот вла­делец, у кого это транспортное средство было в собственности более 15 дней. В соответствии с пунктом 2 статьи 362 Налогового кодекса Россий­ской Федерации, с 1 января 2014 года исчисление суммы транспортного налога в отношении автомобилей со средней стоимостью от 3 млн. рублей производится с учетом повышающих коэффициентов, применяемых в зави­симости от года выпуска машины. Размер коэффициента зависит от средней стоимости легкового автомобиля и от срока, прошедшего с года выпуска легкового автомобиля. Исчисление этого срока начинается с года выпуска соответствующего легкового автомобиля. Порядок расчета средней стоимо­сти легковых автомобилей для целей исчисления транспортного налога оп­ределяет федеральный орган исполнительной власти, отвечающий за выра­ботку государственной политики и нормативное регулирование в сфере тор­говли, - Минпромторг России. В 2016 г. увеличен перечень легковых авто­мобилей средней стоимостью от 3 миллионов рублей. Это изменение долж­но привести к увеличению сумм транспортного налога, поступающих в бюджет.


Таким образом, в каждом регионе транспортный налог по одним и тем же транспортным средствам может быть разным, и его сумма зависит от налоговых ставок и льгот, применяемых в конкретном регионе.

1.3 Транспортный налог в Российской Федерации и в зарубежных странах

В настоящее время в общественной жизни большинства государств задействована автомобильная индустрия. Важным аспектом в этой сфере является налогообложение на транспорт, ведь именно налогообложение гарантирует независимость любого государства, будь это государство с маленьким населением либо большим. Граждане РФ нередко пишут жалобы о том, что транспортный налог в нашей стране превышают необходимую норму. Но так ли это на самом деле. В этом состоит актуальность выбранной темы.

Транспортный налог — налог, взимаемый за регистрацию транспортных средств в государстве. Транспортный налог относится к региональным налогам. Транспортный налог выполняет цель привлечения к финансированию государственных расходов тех, кто, зарегистрировав свое транспортное средство, заявил его к участию в дорожном движении или предпринимательской деятельности.

По мнению, известного экономиста Турлина Ж. А., в РФ транспортный налог призван обеспечивать доходные источники государства на содержание транспортной инфраструктуры. Величину налога, порядок и сроки его уплаты, формы отчётности, а также налоговые льготы устанавливают органы законодательной власти субъектов РФ.

История введения налога на транспорт берет свое начало с начала создания первого автомобиля в 1908 году.

Впервые транспортный налог включили в стоимость бензина в США практически одновременно с появлением первого массового автомобиля Ford-T в 1908 году. Но в большинстве стран применяется система налогообложения автомобильной сферы.

Современная история транспортного налога началась с 1991 года с принятия Закона Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» от 18 октября 1991 г. №1759-1. Налоги, зачисляемые в дорожные фонды, носили целевой характер и служили источниками финансирования затрат, связанных с содержанием, ремонтом, реконструкцией и строительством автомобильных дорог общего пользования общегосударственного и местного значения. Этим Законом предусматривалось формирование доходной части дорожного фонда от поступлений в виде налогов и сборов:


Начиная с 2010 все российские регионы получили право на самостоятельное установление ставки на транспортный налог. Транспортный налог в Российской Федерации на сегодняшний день меняется лишь от изменения мощности автомобильного двигателя, который измеряется лошадиными силами. Если лошадиных сил у двигателя больше, то соответственно и больше будет составлять налоговая ставка[5].

Это правило действительно для всех, в том числе и для летательных аппаратов, за исключением реактивных. Денежные средства, поступающие от транспортного налога, направляются просто в государственный бюджет. Совсем иначе транспортный налог.

В Израиле с лета 2009 года все автомобили условно поделили на 15 экологических групп по уровню загрязнения окружающей среды. Покупатели самых «вредных» автомобилей платят в казну 92 процента стоимости машины. Минимальный же налог - 10 процентов цены - должны отдать государству хозяева электромобилей. За гибридные авто израильские власти просят 30 процентов. В среднем же максимальная налоговая нагрузка при среднем доходе автомобилиста составляет около 70 процентов стоимости авто.

С июля 2009 года в Германии введен единый принцип налогообложения автомобилистов. Водители платят одновременно за объем двигателя и за объем выброса CO2. «Кубики» машин с бензиновыми двигателями стоят не так дорого - 2 евро за каждые 100 см3. Объемы дизельных автомобилей обходятся дороже - по 9 евро за каждые 100 см3.

Так же дополнительным взносом в Германии является внесение платы за обобьем выброса в атмосферу СО2. Данное введение заставляет задумываться граждан Германии о покупке автомобилей, сохраняющих экологию. Так же данная система выгодна для налогоплательщиков габаритных автомобилей, имея в пользовании автомобиль мощный и крупный, они платят и вовсе небольшой налог около 25 евро.

По мнению, исследователя зарубежных налоговых систем Лаврененко Ж. А., похожая система действует и во Франции. Различие лишь в том, что владелец автомобиля оплачивает ставку налога, зависящую не от объема автомобильного двигателя, а от его мощности. Так, на техпаспорт «Порше турбо 911» с объемом двигателя 420 л.с. (выхлоп 339 граммов СО2 на км) помимо 800 с лишним евро (обычный тариф) придется еще и «экологическая» нагрузка в 584 евро. Денежные средства от данного транспортного налога во Франции решено направлять на поддержку финансирования программ, поддерживающих сохранность экологии.

В Соединенных Штатах Америки налоговая транспортная система так же построена в пользу экологии. Свою реализацию транспортный налог нашел в довольно-таки простой схеме, если автомобиль потребляет большое количество топлива, то соответственно больше проезжает километража.