Файл: Логистические системы как объект изучения.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 65

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования определяется тем, что в связи с возросшим производством и увеличением номенклатуры производимых товаров, расширением сети оптовой и розничной торговли, ее совершенствованием, созданием складов, увеличением роста оборота товаров, значительно выросла роль управления товарными потоками, то есть логистики.

Грамотно организованное продвижение материальных потоков позволяет заметно экономить оборотные средства и представляется важным инструментом в управлении производственно-коммерческой деятельностью предприятия. И если имеют место материальные потоки, то всегда имеет место лигистическая система. Высокая степень согласованности производительных сил, которые входят в нее для управления сквозными материальными потоками, представяют их отличительную особенность.

Понятие логистической системы является одним из базовых понятий логистики. Она, сложный и четко работающий организм, который собран из отдельных элементов. Бесперебойная работа такой системы в значительной степени определяется выверенной работой каждого ее элемента, залогом которой, в свою очередь, является совершенство применяемых технологий и техники.

Степень разработанности проблемы. В работах Б.А. Аникина, Д.Дж. Бауэрсокса, А.М.Гаджинского, А.А. Колобова, Л.Б. Миротина, Ю.М. Неруша, В.И.Сергеева, Г.В. Ходарина, М.Е. Залманова, А.В. Свищева и др. глубоко разработаны понятия, признаки, содержание, общая характеристика, структура логистических систем, ее построение, перспективы развития и возможности применения. Несмотря на широкий спектр изученных вопросов, многоаспектная проблема логистических систем еще требует дальнейшей разработки.

Результаты проведенного анализа научных работ исследователей в области логистики распределения показали, что, несмотря на их весомый вклад в исследование логистических систем распределения, на сегодняшний день проблема развития логистической системы распределения готовой продукции с учетом изменений экономических условий в сфере машиностроения является актуальной, поскольку недостаточно глубоко исследована и остается малоизученной

Значительная разработанность разнообразных вопросов в области логистических систем позволяет решить задачу сравнительного анализа их классификаций в современных условиях, что делает работу актуальной.

Цель исследования – изучение классификаций логистических систем.


Объект исследования - логистика

Предмет исследования – логистические системы.

В исследовании поставлены следующие задачи:

- определить понятие и структуру логистических систем;

- исследовать систему и классификацию логистических систем;

- рассмотреть содержание отдельных логистических систем.

Теоретической базой исследования послужили фундаментальные положения логистической теории.

В работе применялись следующие методы исследования: теоретический анализ научной литературы; анализ состояния проблемы в практике; сравнительный анализ.

Практическая значимость данной работы определяется тем, что содержащиеся в исследовании теоретические положения, расширили представление о логистических системах, могут быть использованы в практической работе.

Структура работы: введение, две главы, заключение, список использованной литературы, приложение.

ГЛАВА 1. ЛОГИСТИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ КАК ОБЪЕКТ ИЗУЧЕНИЯ

1.1. Понятие, структура и свойства логистических систем

Вначале военное дело, а со второй половины XX века – экономика, являются основными направлениями развития логистики в историческом аспекте. При рассмотрении процесса производства, управления и контроля на предприятии, говорят о логистической системе, которая обеспечивает весь механизм функционирования на предприятии.

Понятие «логистическая система» происходит от общего «система» и является одним из базовых в логистике.

В самом общем смысле система (от греч. - целое) представляет собой объединение некоторого разнообразия в единое и четко расчлененное целое, элементы которого по отношению к целому и другим частям занимают соответствующие им места.

Изучение Толкового словаря В. Даля позволяет сделать заключение о том, что понятие система определяется как созданная с определенной целью природой или человеком самодостаточная структура, состоящая из взаимодействующих и взаимосвязанных элементов, которая существует относительно самостоятельно и устойчиво, постоянно развивается и совершенствуется в зависимости от взаимодействия с окружающей средой[1].


Система – множество элементов, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Элемент системы – часть системы, условно не расчленяемая на составные части.

А. П. Гарнов, Н. С. Киреева определяют логистическую систему как организационно-управленческий механизм координации, который позволяет достичь эффекта благодаря четкой слаженности в действиях специалистов различных служб, участвующих в управлении материальным потоком[2].

А. А. Гайдаенко, О. В. Гайдаенко рассматривает логистическую систему, как специально организованную интеграцию логистических звеньев, которые находятся в определенной экономической системе и используются для оптимизации процессов трансформации материального потока[3].

В. И. Лихацкий подчеркивает, что логистическая система является сложной системой, которая состоит совокупности элементов, между которыми имеются определенные функциональные связи и отношения[4].

Б. А. Аникин пишет, что логистическую систему следует рассматривать как адаптивную систему с обратными связями, которая выполняет те или иные логистические операции, включает несколько подсистем и имеет развитые внутрисистемные связи и связи с внешней средой[5].

В. И. Сергеев определяет логистическую систему как сложную организационно завершенную экономическую систему, которая состоит из взаимосвязанных в процессе управления материальных и сопутствующих им потоков элементов, границы и задачи функционирования которых, объединены внутренними и внешними целями организации бизнеса[6]

А. М. Сумец рассматривает логистическую систему как самоорганизующуюся систему, которая выполняет логистические функции и логистические операции, имеет обратную связь, состоит из нескольких систем и связана с внешней средой[7]

Для изучения понятия «логистическая система» необходимо исходить из анализа подсистем, которые формируют систему, ее свойств и связей.

К основным подсистемам (элементам Ms) логистической системы относятся следующие:

M1 – закупка; M2 – склады (складское хозяйство); M3 – запасы; M4 – транспорт; M5 – производство; M6 – распределение; M7 – сбыт; M8 – информация; M9 – кадры. Всего их девять.

Кратко охарактеризуем каждую из них.

Закупка – M1 как выделенная подсистема, обеспечивает непосредственно от первоисточника логистическую систему материалопотоком в виде сырья, материалов и т.п.


Склады – M2, как подсистема, предназначена для размещения и хранения материального потока, который преобразован в запас, его переработке на складе и формированию в тот «формат», который требуется потребителю для удобства перевозки. Это складские площади в виде зданий, сооружений, площадок, а также необходимые технические средства для перемещения и переработки материалопотока на складе.

Запасы – M3, является наиболее затратной подсистемой, хотя и гарантирует системе высокую адаптивность к изменениям на рынке. Экономичность логистической системы зависит от оптимальной величины запаса, которая экономически обоснована.

Транспорт – M4, как подсистема, связывает такие элементы как закупка, склад, запасы, производство, сбыт, транспортным процессом, обеспечивая таким образом бесперебойное и своевременное функционирование логистической системы.

Производство – M5, является подсистемой, предназначение которой заключается в переработке с минимальными затратами и заданным качеством поступающего материального потока в востребованную рынком продукцию.

Распределение – M6 – подсистема, направленная на обеспечение выбытия материального потока из подсистемы производства и поступления его, с минимальными затратами к местам возможного потребления, через логистические каналы и цепи.

Сбыт – M7 интегрирована с маркетингом. Основное предназначение данной подсистемы состоит в своевременной реализации готовой продукции потребителям с сопутствующим логистическим сервисом в нужном месте и в назначенное время.

Информация – M8 , как информационная подсистема - одна из основных подсистем, которые обеспечивают деятельность системы в целом, так как поддерживает информационную связь между всеми подсистемами логистической системы, выполняя, при этом, функцию управления и контроля.

Кадры – M9, как подсистема, которая обеспечивает целенаправленную деятельность логистической системы в целом и задействованна при выполнении всех логистических операций.

После описания основных подсистем, на рисунке 1.1 покажем схематически модель логистической системы и экономические цели функционирования каждой подсистемы.

Рис. 1.1 Схематическая модель логистической системы

Кроме того, на схеме показана последовательность функционирования каждой из подсистем M1 – M9 прохождении материального потока через логистическую систему насквозь.

Подсистемы логистической системы решают следующие задачи:


Закупка (M1) решает задачу организации и управления закупками.

Склады (M2) нацелены на организацию складского хозяйства и управление грузопереработкой внутри склада.

Запасы (M3) решают задачу управления запасами.

Транспорт (M4) направлен на организацию и управление транспортным процессом.

Производство (M5) решает задачу организации и управления производственным процессом.

Распределение (M6) занимается организацией и управлением распределением материальных потоков.

Сбыт (M7) направлен на организацию и управление сбытом.

Информация (M8) связана с организацией и управлением информационными потоками.

Кадры (M9) решают задачу организации и управления процессом исполнения логистических операций.

Таким образом, логистическая система является динамической, открытой, стохастической, адаптивной сложной или большой системой с обратной связью, которая выполняет те или иные логистические функции. Логистическая система состоит из нескольких подсистем и имеет развитые связи с внешней средой. Целью логистической системы является доставка товаров и изделий с минимальным уровнем издержек, но в соответствии с требованиями потребителей.

Для того чтобы система могла существовать, развиваться, совершенствоваться и выживать в экстремальных ситуациях, она должна обладать совокупностью ряда свойств, среди которых можно назвать: автономность, целостность, организованность совокупности элементов, членимость; структурированность; интегративность, сложность, определенный качественный уровень, внутренние связи, взаимодействие с внешним миром.

Автономность системы непосредственно связана и взаимообусловлена ее целостностью, которая присуща всем устойчивым системам.

Автономность рассматривают, как способность системы функционировать и развиваться в определенных пределах, независимо от окружающей среды.

Принцип автономности дает системе такие преимущества, как:

- сохранение стабильности в процессе саморазвития, что повышает надежность системы;

- относительную независимость и возможность принимать самостоятельные решения оперативно, а значит повышать эффективность функционирования;

- проявление активности по отношению к окружающей среде, а также интенсификации внутренних процессов при достижении поставленных целей, что содействует выживаемости системы;

- возможность синтеза сложной системы из простых подсистем для гибкого реагирования на воздействия окружающей среды.