Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты промышленной политики
1.1 Промышленная политика как часть экономической политики
1.2. Цели и задачи промышленной политики
1.3 Промышленная политика на марко и миро уровне
Глава 2 Анализ промышленной политики в разных странах
2.1 Мировой опыт промышленной политики
2.2 Правовое регулирование национальной промышленной политики в странах СНГ
2.3 Промышленная политика стран ЕАЭС
Глава 3 Промышленная политика стран ЕС и применение ее опыта в РФ
Тем не менее страны ЕАЭС продолжают остро нуждаться в интенсификации сотрудничества в промышленной сфере, особенно имея ввиду высокую степень износа основных фондов; незначительную восприимчивость промышленности к внедрению инноваций; технологическое отставание в ряде отраслей; низкую производительность труда; высокую материало- и энергоемкость производимой продукции; отсутствие современного оборудования для производства инновационной продукции; неудовлетворительное кадровое обеспечение; недостаточные финансово-экономические возможности.
Серьезной проблемой для стран ЕАЭС стала углубляющаяся импортная зависимость от развитых стран Запада по всем секторам обрабатывающей промышленности, оказывающая негативное влияние на конкурентоспособность собственной продукции на мировом рынке, проявляющееся в снижении ее доли в структуре экспорта страны. Среди отраслевых сегментов общего рынка, на котором доминирует импорт из этих стран - химическая продукция (52.1%), машины и оборудование (54.1%), электрооборудование, электронное и оптическое оборудование (55.2%), текстильные и швейные товары (58.9%), фармацевтическая продукция (71.8%), кожа, изделия из кожи и обувь(79.6%). Пока не помогают избавиться от этой зависимости альтернативные взаимные поставки продукции, которые занимают небольшую долю общего рынка ЕАЭС. По продукции обрабатывающей промышленности в целом это 4.5%, начиная с 1.5% по фармацевтической продукции и заканчивая 7.9% по древесине и изделиям из дерева[7]. А в целом, в 2014 г. удельный вес взаимной торговли в общем объеме внешней торговли по группе стран ТС и ЕЭП, входящими в ЕАЭС, в сравнении с предыдущим годом сократился с 12,1% до 11,7%. В противоположность Евросоюзу, где взаимосцепление национальных экономик наоборот нарастает, а не убывает.
В товарной структуре взаимной торговли государств-членов ТС и ЕЭП в 2014 году наибольший удельный вес занимали минеральные продукты (30,7% объема взаимной торговли), из которых около 80% на рынок ТС и ЕЭП поставляет Российская Федерация. Доля машин, оборудования и транспортных средств составляет 21,5% объема взаимной торговли, из которых 62,4% приходится на Российскую Федерацию и 35,3% на Республику Беларусь. Существенны поставки продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья (13,9% объема взаимной торговли), а также металлов и изделий из них (11,3%). Наибольший объем продовольственных товаров продает на общем рынке Республика Беларусь (61%), по группе металлы и изделия из них лидирует Российская Федерация (63,4%).
При этом взаимные поставки заметно уступают объемам, реализуемым национальными производителями на собственных национальных рынках. На общем рынке доля таких поставок составляет 61.3% в целом по продукции обрабатывающей промышленности и варьируется от 13.8% до 85.2% по отраслям (табл.2.1).
Таблица 2.1 Товарная структура взаимной торговли государствчленов ТС и ЕЭП
2012 |
2013 |
2014 |
||||
млрд. |
в % к |
млрд. |
в % к |
млрд. |
в % к |
|
долл. США |
итогу |
долл. США |
итогу |
долл. США |
итогу |
|
Экспорт-всего, |
67,8 |
100 |
64,5 |
100 |
57,4 |
100 |
Из него: |
||||||
Минеральные про |
25,4 |
37,4 |
21,2 |
32,9 |
17,6 |
30,7 |
дукты |
||||||
Машины, оборудо- |
14,3 |
21,0 |
13,2 |
20,5 |
12,3 |
21,5 |
вание и транспорт |
||||||
ные средства |
||||||
Металлы и изделия |
8,1 |
11,9 |
8,4 |
13,0 |
6,5 |
11,3 |
из них |
||||||
Продовольственные товары и сельско- |
7,0 |
10,4 |
8,2 |
12,7 |
8,0 |
13,9 |
хозяй-ственное сы- |
||||||
рье |
||||||
Продукция химиче- |
6,1 |
9,0 |
6,4 |
9,9 |
5,8 |
10,2 |
ской промышлен |
||||||
ности |
Заявленную руководством стран ЕАЭС задачу перехода к новому качеству экономического роста невозможно решить без выхода на соответствующий ему уровень наращивания инвестиционной активности. Необходим существенный приток финансовых и материально- технических ресурсов в создание и воспроизводство основных фондов путем нового строительства, расширения, реконструкции, технического перевооружения, а также поддержания мощностей действующего производства. Без прогрессивного развития инвестиций в основной капитал, без увеличения их темпов роста вряд ли следует ожидать каких-либо кардинальных улучшений в механизмах взаимодействия экономики и ее инновационных составляющих.
Вместе с тем ситуация на поле взаимных ПИИ, которые как раз и должны содействовать совместному решению задач в области модернизации, пока далеко не отвечает этим требованиям, демонстрирует слабую инвестиционную активность и скромные масштабы взаимного инвестирования.
Почти 85% накопленных на конец 2013 года взаимных прямых инвестиций в регионе обеспечили капиталовложения из России (24,00 млрд долларов), еще 14,6% - из Казахстана (3,49 млрд). Следует отметить, что до этого объем накопленных ПИИ в регионе непрерывно рос как минимум с 2008 года. Одной из причин изменения тенденции в сторону снижения исследователи называют общий рост числа завершенных инвестиционных проектов. Исключением стал рост российских инвестиций в Беларусь и Армению, казахстанских в Кыргызстан, белорусских в Россию. Лидерами накопленных взаимных ПИИ в регионе являются Казахстан (39%) и Беларусь (33%). Ключевыми направлениями взаимных ПИИ остаются российско-казахстанские и российско-белорусские связи, а основными получателями инвестиций остаются сфера ТЭК, финансовый сектор и телекоммуникации (Табл.2.2).
Таблица 2.2 - Масштабы взаимных ПИИ в конце 2013 года, млрд.долл.
Страна- получатель ПИИ |
Накопленные ПИИ стран-инвесторов, млрд.долл. |
|||
Россия |
Казахстан |
Беларусь |
Все 5 стран |
|
Армения |
2,20 |
0,01 |
0,00 |
2,21 |
Беларусь |
7,90 |
0,02 |
Х |
7,92 |
Казахстан |
9,27 |
Х |
0,05 |
9,32 |
Кыргызстан |
0,64 |
0,50 |
0,00 |
1,14 |
Россия |
Х |
2,96 |
0,39 |
3,35 |
Для быстрого наращивания взаимных ПИИ существуют различного рода проблемы. Например, в Казахстане наблюдается большая конкуренция российских инвесторов с ТНК других стран - китайскими в ресурсном секторе и западными в качестве поставщиков современных технологий. Но они, на наш взгляд, в ближайшем будущем могут быть частично решены. В частности, инфраструктурные проекты - одно из самых перспективных направлений для совместного инвестирования Россией и Китаем, как в Казахстане, так и в других странах Центральной Азии.
В промышленном сотрудничестве рассматриваемой группы стран в последнее время наблюдается заметный рост взаимных кооперационных поставок, который распространяется на продукцию большинства отраслей обрабатывающей промышленности и сопровождается диверсификацией поставок. Так, на продукцию трех основных отраслей приходится 69.6% кооперационных поставок. Это металлургическое производство и производство готовых металлических изделий (36.3%), продукция машиностроения (18.4%) и химические производства (14.9%). На высокий конкурентный потенциал развития кооперации указывает также опережающий рост поставок промежуточной продукции в рамках взаимной торговли по сравнению с импортом такой продукции из третьих стран. В 2013 году взаимные кооперационные поставки в рамках ТС и ЕЭП выросли на 3.6% при росте импорта промежуточной продукции обрабатывающей промышленности из третьих стран на 2,4%.
По оценкам экспертов, без кооперационных связей с другими странами даже Россия, наиболее самодостаточная из бывших советских республик, способна производить лишь две трети продукции. Казахстан без сотрудничества с Россией может производить лишь 10% ассортимента промышленной продукции, Кыргызстан и Таджикистан - менее 5%. Тот факт, что 80% продукции отечественных компаний конкурентоспособно только на постсоветском рынке, является в действительности огромным преимуществом. Это не противоречит концепции перехода к инновационному развитию, учитывая, что на переходном этапе формирования рыночной экономики страны должны также использовать возможности расширения товарообмена на своем региональном рынке. Именно это дает в перспективе возможность перенести такой опыт и рыночные навыки для успешной торговли уже на глобальном рынке.
Таким образом, углубление сотрудничества в промышленной сфере ЕАЭС становится особенно актуальным в нынешних довольно сложных условиях. Но, по мнению белорусских партнеров, новому союзу «сегодня не хватает красной нити, которая бы могла очертить фундамент нашего интеграционного объединения, нити, имеющей реальный прикладной характер, нити, связывающей наши экономики в единый механизм».
Конечно же, речь идет об активизации в странах Союза промышленной политики, включая все ее составляющие, начиная от научных разработок и заканчивая выпуском новой высокотехнологичной инновационной продукции. Сегодня, как нельзя кстати, можно оценить перспективность обсуждаемого в кругах ЕАЭС предложения о формировании реализации в Евразийском экономическом союзе согласованной, а в перспективе, и единой промышленной политики. Пока это предложение не нашло своего воплощения в договоре о Союзе, в котором, наоборот, провозглашен принцип самостоятельной разработки, формирования и реализации национальных промышленных политик, включая принятие национальных программ развития.
Тем не менее, определенные, пока может быть скромные шаги и в интеграционном направлении уже сделаны. Это, прежде всего, решение глав правительств от 31 мая 2013 года № 40 о подтверждении основных направлений координации промышленных политик государств - участников ЕАЭС. Несмотря на имеющиеся противоречия, удалось выйти на достаточно полновесный документ, определяющий как пути возможного взаимодействия, так и направления, и сектора конкретного промышленного сотрудничества. В развитие этого решения 31 января 2014 года Советом ЕЭК принята рекомендация об активизации сотрудничества государств в легкой промышленности; 6 февраля текущего года главами правительств дано распоряжение о разработке концепции создания евразийского инжинирингового центра по станкостроению; в соответствии с распоряжением евразийского межправсовета от 29 мая 2015 года правительствами государств - членов совместно с Евразийской экономической комиссией начата разработка проекта положения по формированию евразийских технологических платформ[8].
Задачи инжинирингового центра будут заключаться в анализе развития конкретной отрасли, разработке и внедрении передовых технологий в машиностроении и станкостроении, а также технологический аудит-оценка эффективности проектов, направленных на модернизацию машиностроительных предприятий.
Одним из хороших инструментов научно-технической интеграции могут стать евразийские технологические платформы. Для освоения новых высокотехнологичных производств Евразийская экономическая комиссия сформировала семь пилотных евразийских технологических платформ: «Суперкомпьютеры», «Медицина будущего», «Светодиоды», «Фотоника», «Легкая промышленность», «Технологии пищевой и перерабатывающей промышленности АПК» и «Биоэнергетика».
По инициативе ЕЭК широкое распространение в евразийской практике должна получить кластерная модель развития, активно используемая во многих странах как серьезный инструмент обеспечения конкурентоспособности национальных экономик, доказавший свою практическую эффективность, поскольку здесь наиболее полно учтены меняющиеся формы конкуренции и главные источники конкурентных преимуществ.
Важнейшим инструментом согласованной промышленной политики должна стать также реализация целевых программ научно- технологического сотрудничества, которые позволили бы странам благодаря мультипликационному эффекту сделать резкий скачок в своем технологическом развитии. В частности, такой совместной программой могла бы стать программа импортозамещения или технического перевооружения отраслей экономики государств- участников ЕАЭС. На наш взгляд, без акцента на модернизацию сегодня любое интеграционное объединение будет буксовать.
Конечно же, для того чтобы интеграционное взаимодействие на постсоветском пространстве состоялось, нужен сильный стабильный центр, способный стать объединительным началом, и выступить двигателем модернизации стран ЕАЭС. Безусловно, такие функции могла бы взять на себя Российская Федерация, но для этого потребуется укрепление ее авторитета как современной научно-технической и промышленной державы. Отсюда вытекает вывод - укрепление экономических позиций России в значительной мере будет зависеть от ее способности изменить вектор технологического развития страны, причем как на основе собственного потенциала, так и использования совместно создаваемых современных технологий и оборудования и нынешняя экономическая ситуация предоставляет для этого серьезный шанс.