Файл: Опыт промышленной политики в разных странах..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 70

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Важными и часто упоминаемыми особенностями, обусловливающими необходимость концентрации государственных усилий в виде промышленной политики, являются динамические аспекты повышения благосостояния. Другими словами, основанием проведения промышленной политики является перераспределение доходов, инвестиций, потребления из настоящего в будущее. Частным случаем является так называемый «аргумент молодой отрасли», заключающийся в том, что предлагается защищать внешним импортным тарифом или другими инструментами некоторую отрасль экономики от конкуренции с импортом до тех пор, пока отрасль не «повзрослеет» и станет конкурентоспособной на международном уровне, после чего импортный тариф будет снят.

Также безусловным и традиционным аргументом в пользу проведения определенной промышленной политики является аргументация снижения рисков устойчивости экономической системы. Как правило, такое снижение рисков отражается в виде систематической поддержки за счет государственных усилий иногда крайне неэффективных, но тем не менее стратегических (военных, социально ориентированных) отраслей экономики.

Подводя итог анализа целей в сфере промышленной политики, можно сформулировать основные аргументы за проведение активной промышленной политики и против. Основные аргументы «за»:

  1. механизмы рыночного взаимодействия экономических агентов приводят к эффективному распределению ресурсов и, как следствие, к общественно оптимальной структуре экономики только в случае незначительных дисбалансов, отклонения от которых в сторону оптимума соответствуют Парето-улучшению. Другими словами, всем экономическим агентам должны быть выгодны такие изменения, не должно быть локальных оптиму- мов состояний экономической системы, из которых рыночные механизмы не могут обеспечить переходы к глобальному оптимуму. Обеспечение перехода экономической системы из локальных оптимумов в глобальные требует государственного вмешательства и применения внерыночных мер (т.е. необходимо регулирование «провалов рынка»);
  2. горизонт планирования деятельности игроками на рынке может быть недостаточно далек, т.е. рыночное взаимодействие экономических агентов приведет к эффективному распределению ресурсов, но скорость его достижения с точки зрения государства неудовлетворительна низкая. Более того, рыночные агенты в зависимости от структуры рынка или возникающей не-

определенности могут быть склонны к достижению краткосрочных целей, к погоне за рентой или к уходу с рынка. Другими словами, увеличение скорости протекания процессов структурной перестройки экономики, как правило, требует внерыночных мер регулирования (т.е. необходимо целенаправленное развитие отраслей);


  1. для достижения более высокого уровня экономического развития необходимо перераспределить потребление из текущего периода в будущие, т.е. пожертвовать текущим потреблением в пользу инвестиций (например, путем умеренного развития молодых отраслей).

Основные аргументы против проведения промышленной политики:

  1. государственное вмешательство в процессы на отраслевом уровне приводит к искажению стимулов. Экономические агенты начинают принимать менее эффективные решения, что приводит как к пустой растрате ресурсов в результате погони за рентой, так и к отвлечению ресурсов из конкурентоспособных отраслей. Инструменты промышленной политики приводят к намного более значимым искажениям, чем те, на устранение которых она изначально направлена;
  2. целенаправленная промышленная политика предполагает отсутствие общих правил работы на рынке, некоторые виды деятельности или деятельности некоторых экономических агентов выделяются как более предпочтительные, что в сочетании с плохими институтами дает дополнительные возможности для реализации интересов отдельных групп влияния (которые заняты поиском ренты), а не общества в целом;
  3. вертикальная промышленная политика предполагает априорный выбор «национальных чемпионов». Ошибки в таком выборе приносят существенно большие издержки, чем отсутствие промышленной политики в целом;
  4. транснациональная структура многих корпораций, объединяющая множество видов деятельности в различных странах, не позволяет использовать функциональную классификацию отраслей экономики в качестве объекта регулирования, поэтому вертикальная промышленная политика практически бессмысленна.

В заключение данного подраздела необходимо еще раз подчеркнуть следующую мысль: поскольку промышленная политика не имеет обособленного от других политик объекта регулирования и инструментов, а является лишь комплексным отраслевым взглядом (точкой зрения) на процессы, происходящие на отраслевом и корпоративном уровнях, в действительности у любой страны нет возможности совсем не проводить промышленную политику. Отсутствие промышленной политики (вертикальных и горизонтальных инструментов) означало бы отсутствие налоговых, таможенно- тарифных, кредитно-денежных и многих других инструментов, что не представляется возможным в современном мире. Поэтому в действительности вопрос, определять ли централизованно на национальном уровне промышленную политику или нет, не стоит - она все равно будет так или иначе определена децентрализованно. Вопрос лишь в том, как комплексно соединить, синхронизировать и дополнить существующие инструменты других политик для оценки их влияния на уровне отдельных секторов экономики.


1.3 Промышленная политика на марко и миро уровне

Промышленность - это сектор народного хозяйства, связанный с производством промышленных товаров и оказанием производственных услуг. Виды экономической деятельности, промышленные предприятия являются структурообразующими элементами экономики страны, основой ее жизнедеятельности. Эффективное функционирование таких предприятий составляет общую эффективность промышленного сектора государства.

Политика предприятия на макроуровне формируется под влиянием стратегического управления государственных органов страны. Каждое из предприятий реализует свой вариант промышленной политики.

Промышленная политика предприятия на макроуровне состоит из преимущественно косвенного подчинения методам государственного регулирования эффективного промышленного развития (а в необходимых случаях - прямого регулирования), устранения всех препятствий для экономического роста, которые не могут быть устранены естественным ходом событий.

Только при проведении государственной промышленной политики, - считают эксперты, - возможна реализация долгосрочных масштабных программ, требующих больших инвестиций, отдача от которых может наступить через десять-двадцать лет. Здесь важны геоэкономические и стратегические аспекты, рассматриваемые с точки зрения обеспечения экономической безопасности страны и сохранения ее экономического суверенитета.

Политика предприятия на микроуровне, т.е. региональная промышленная политика, определяет принципы реализации государственной промышленной политики на уровне региона или области. Она имеет целью создание в области условий для реализации и поддержки промышленной деятельности, оптимизации состава и структуры научно-промышленного комплекса, а также обеспечения занятости населения области.

Осуществление промышленной политики на региональном уровне контролируется соответствующим законом, принятым областной Думой, который регулирует правовые и экономические основы промышленной политики. Субъектами региональной промышленной политики являются область и муниципальные образования области.

Политика предприятия развивается из реагирования на ежедневные события, происходящие в деятельности организации. Часто они бывают вызваны сомнением, касающимся адекватности ответа на вопрос, проблему или ситуацию. Политика объясняет не только функции постановки целей и задач субъекта, но и определяет кодекс поведения, используемый как в организации, так и во взаимоотношениях со структурами, внешними по отношению к данной организации.


Политика предприятия трактуется так же, как формулировка целей предприятия и выбор средств для их реализации.

Как правило, политика предприятия бывает двух типов: одна - промышленная, представляющая собой совокупность управленческих, финансово-экономических решений и мер, позволяющих управлять развитием предприятия в соответствии с поставленными целями, другая - направленная на расширение философских концепций, представленных в формулировке миссии организации.

Таким образом, промышленная политика в нашей стране подразделяется на государственную, региональную и промышленную политику предприятий, которые находятся во взаимосвязи между собой.

Промышленная политика должна способствовать расширению и созданию новых рынков, выходу на конкурентоспособный уровень производства, увеличению доходности предприятий, обеспечению их лидирующей роли на рынке промышленных товаров и услуг, получению сверхприбыли за счет временной монополии по сравнению с другими конкурентами.

В любые времена политика предприятия зависела от государственного стратегического управления промышленностью. Например, в 90-е годы, в период рыночных реформ, была резко ухудшена макросреда. Это было связано с тем, что структурный кризис, охвативший промышленность страны, явился частным проявлением кризиса всей экономики России. Отсутствие антикризисной стратегической программы управления со стороны государства, которая бы учитывала исторические особенности экономического развития страны, привело к созданию крайне неблагоприятной макросреды для промышленных предприятий. Положение предприятий в те времена еще и усугублялось тем, что их большинство было нацелено на производство традиционной продукции и не уделяло внимания проблемам сбыта, анализу уровня спроса, потребностям, качеству и эффективности выпускаемых изделий, что, в свою очередь и скорее всего, повлияло на выживаемость предприятий в условиях кризиса.

Наиболее серьезными вытекающими проблемами эффективного развития промышленности, с точки зрения конкурентоспособности, является физический износ основных фондов и низкие темпы их обновления.

Серьезное положение в промышленности сложилось в части износа активной части основных фондов: машин и оборудования. В основных отраслях, определяющих научно-технический прогресс (в машиностроении, химической и нефтехимической промышленности), уровень износа оборудования превышает 65%. Смена основных фондов отмечается в большей степени на отдельных предприятиях пищевой и добывающей отраслях промышленности. Продукция этих предприятий, в основном, ориентирована на экспорт.


Еще одной проблемой, которая влияет на политику предприятия, является коррупция государственного аппарата, сращение с криминальными структурами органов представительной и исполнительной власти, а также низкий уровень созидательной направленности государственного управления. В итоге, развитие предприятия в основном идет на микроуровне, что в свою очередь сказывается на скорости его развития. К таким предприятиям относятся промышленные предприятия, которые составляют основу российской экономики. Для того, чтобы деятельность промышленного предприятия в экономике стала главным двигателем положительных рыночных преобразований, предприятия должны носить многофункциональный характер и иметь институциональную защищенность.

Одна из главных причин отставания российских промышленных предприятий от зарубежных конкурентов заключается в слабом развитии инновационного фактора. На лицо - отрыв науки от хозяйственной практики, отсутствие механизмов оценки государственных научно-технических программ, преимущественное финансирование организаций, а не приоритетных направлений научной деятельности.

Отсюда вытекает, что умение предприятия гибко приспосабливаться к условиям на макро- и микроуровнях, позволит ему развиваться в ногу со временем, становясь основой в развитии российской экономики на различных уровнях как внутри страны, так и во внешнеэкономических торговых связях.

Глава 2 Анализ промышленной политики в разных странах

2.1 Мировой опыт промышленной политики

Формирование и осуществление промышленной политики является одним из важных направлений деятельности государства[3]. Это подтверждается деятельностью большинства государств мира. С началом европейской интеграции французские власти осуществили децентрализацию и ограничили участие государства в крупных национальных проектах, предоставив условия для роста инвестиций в инфраструктуру и стимулирования малого и среднего бизнеса. Были разработаны кредитные механизмы. Большое место уделяется стимулированию НИОКР и государственным закупкам в ряде промышленных отраслей.