Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические аспекты промышленной политики
1.1 Промышленная политика как часть экономической политики
1.2. Цели и задачи промышленной политики
1.3 Промышленная политика на марко и миро уровне
Глава 2 Анализ промышленной политики в разных странах
2.1 Мировой опыт промышленной политики
2.2 Правовое регулирование национальной промышленной политики в странах СНГ
2.3 Промышленная политика стран ЕАЭС
Глава 3 Промышленная политика стран ЕС и применение ее опыта в РФ
Промышленная политика в Германии направлена на структурную модернизацию промышленности. Здесь эффективно сочетаются методы прямого и косвенного государственного регулирования промышленной политики, которая направлена, прежде всего, на развитие национальной энергетики. Поддержка угольной отрасли является одним из важных элементов промышленно-энергетической политики: частичное субсидирование угледобычи; специальные надбавки к электротарифам; прямое государственное субсидирование добычи и обогащения коксующегося угля, идущего на нужды национальной металлургии.
Приоритетные направления промышленной политики Великобритании — развитие рыночной инфраструктуры, промышленное внедрение инноваций, стимулирование свободной конкуренции, поддержка малого и среднего бизнеса и предприятий-экспортеров, повышение профессионального технического образования.
Государственная экономическая политика в Австрии формируется и реализуется исходя из рыночной модели развития экономики страны, в рамках основных концептуальных подходов с учетом преобладания в промышленности мелких и средних предприятий. Государственная индустриальная политика в Австрии концентрируется на создании законодательным путем и обеспечении механизмами исполнительной власти рамочных условий деятельности промышленных предприятий, предоставляя привлекательный режим вложениям отечественных и иностранных частных капиталов в научно-производственные исследования и опытно-конструкторские разработки, наукоемкие, высокотехнологичные и другие перспективные направления производства, используя на эти цели, в частности, средства, полученные от приватизации.
Важную роль в опосредованном государственном финансировании и стимулировании продуктивных производственных капиталовложений играет система специальных инвестиционных фондов. Инвестиционные фонды являются формально самостоятельными организациями. Их деятельность тесно связана с деятельностью банковских учреждений и в большинстве случаев реализуется через механизм банковского кредитования.
Стратегия экономического роста Японии основана на развитии региональных экономик, среднего и малого бизнеса, реформировании сектора услуг. Экономические направления промышленного и регионального развития взаимосвязаны с главной межсекторальной проблемой — инновациями в человеческий капитал, развитие которого необходимо и для развития производственной и непроизводственной инфраструктуры, инноваций в финансах и инвестициях, технических инноваций. Качественный рост экономики Японии обеспечивается: крупными структурными сдвигами и становлением интенсивной модели экономического роста при последовательном увеличении доли наукоемких отраслей промышленности, обновлением производственной базы за счет применения ресурсо- и энергосберегающей технологии, развитием электроники и робототехники и их внедрением во все производственные и непроизводственные процессы (электронизация и компьютеризация экономики), революционными переменами в коммуникационных и аналитических системах и переходом к модели информационного общества.
Промышленная политика осуществляется в общем русле государственной экономической политики, направленной на структурные преобразования и рост общественного производства. Цели и приоритеты промышленной политики вырабатываются на основе стратегических ориентиров, задаваемых для производственной и коммерческой деятельности хозяйствующих субъектов рынка, а также для социальной деятельности государства. Это регулируется в государственных Концепциях промышленной политики, Программах национального развития, служащих исходными документами при формировании и реализации промышленной политики[4]. Важнейшим параметром развития национальной промышленности является конкурентноспособность в мировой экономике — способность экономической системы государства в условиях свободной конкуренции производить товары и услуги, удовлетворяющие требованиям мирового рынка, реализация которых увеличивает благосостояние страны.
Механизмами, участвующими в формировании национальной промышленной политики являются:
- денежно-кредитная и финансовая политика, в первую очередь ставка рефинансирования и контроль за коммерческими банками, монетизация экономики, валютный курс;
- институциональная политика, которая подразумевает формирование соответствующей рыночным принципам правовой и организационной среды. Другими словами, создание современной структуры экономики, формирование крупных конкурентоспособных корпоративных и холдинговых образований (финансово-промышленных групп), проведение мероприятий по переходу госсобственности в частное владение (приватизация) или наоборот (национализация), законодательное формирование и поддержка новых рыночных институтов;
- бюджетная и налоговая политика. Развитие в данной сфере идет по пути снижения налогового бремени на отечественного производителя и постепенный перенос акцента с производства на конечное потребление;
- стимулирование инвестиционной деятельности. Бюджет и связаннае с ним система предоставления государственных гарантий. Средства, предназначенные для финансирования высокотехнологичных проектов, программ. Иностранный капитал;
- внешнеэкономическая деятельность. В целях оказания финансовой поддержки предприятиям, использующим импортное оборудование в технологическом процессе, уменьшаются импортные пошлины. Расширяется область лицензирования и т. д. Регламентируется порядок обязательной регистрации и отнесения прав на результаты научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ.
В некоторых странах, например в Российской Федерации, важным рычагом управления являются федеральные целевые программы, финансируемые из федерального бюджета или других источников.
Государства — участники Содружества Независимых Государств при формировании и реализации своей промышленной политики широко используют указанные механизмы. Это стало возможным в связи тем, что у всех СНГ достаточно развитое национальное законодательство в рассмотренных сферах правоотношений.
Вместе с тем, следует признать общее технологическое отставание стран СНГ от мирового уровня. Специалисты и эксперты указывают на причины этого:
- несоответствие структуры промышленного производства параметрам, характерным для экономик развитых индустриальных стран;
- отсутствие соответствующей инфраструктуры для сбыта продукции и ее обслуживания;
- низкий уровень управления и организации, особенно в управлении финансовыми ресурсами;
- слабая инвестиционная активность и бюджетный дефицит.
Таким образом, из известных моделей национальной промышленной политики — экспортноориентированной, импортоза- мещения и инновационной — следует не только выбрать их разумное сочетание, но и отдавать приоритет инновационной.
2.2 Правовое регулирование национальной промышленной политики в странах СНГ
В целях реализации национальной промышленной политики в странах СНГ в мае 2012 г. в Ашхабаде было подписано Соглашение о сотрудничестве в области промышленности и создании Совета по промышленной политике государств — участников СНГ[5]. Государства — участники соглашения согласились с необходимостью формирования перечня совместных программ и проектов в основных направлениях сотрудничества, координации совместных действий в повышении конкурентноспособности и устойчивом развитии отраслей промышленности, создании совместных производств, транснациональных компаний и финансово-промышленных групп. В Соглашении определены термины «промышленность» и «промышленная политика». Стороны согласились в том, что они «осуществляют взаимовыгодное сотрудничество через свои уполномоченные (компетентные) органы, отвечающие за выработку и осуществление государственной политики в области промышленности» (ст. 3).
На национальном уровне соответствующие законы разработаны в Российской Федерации и в Республике Казахстан: соответственно Федеральный закон Российской Федерации от 31 декабря 2014 г. N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации» и Закон Республики Казахстан «Об индустриальной политике»[6]. Изучение текстов законов показывают, что на уровне как терминологии, так и основных понятий, имеются существенные различия. Что говорит о необходимости гармонизации национального законодательства стран СНГ в данной сфере правоотношений.
Необходимо разработать и принять концепцию национальной промышленной политики в странах СНГ и разработать модельный закон СНГ о государственной промышленной политике с целью обеспечения конкурентоспособности стран СНГ в современных условиях развития мировой экономики. В Концепции модельного закона и в модельном законе можно было бы регламентировать следующие положения: цели, задачи и принципы промышленной политики; правовое положение субъектов промышленной политики; полномочия различных уровней государственной власти и местного самоуправления в сфере промышленной политики; компетенция консультативно-совещательных органов в сфере промышленной политики; особенности стимулирования деятельности субъектов в сфере промышленного развития отдельных отраслей народного хозяйства; финансовая поддержка субъектов деятельности в сфере промышленности; функционирование государственных фондов развития промышленности, отраслевых и региональных инвестиционных фондов; поддержка научно-технической деятельности и инновационной деятельности при осуществлении промышленной политики; правовое обеспечение деятельности субъектов в сфере промышленности в области внешнеэкономической деятельности.
2.3 Промышленная политика стран ЕАЭС
В 2015 году на постсоветском пространстве начало функционировать новое интеграционное объединение - Евразийский экономический союз (ЕАЭС), в которое вошли Россия, Беларусь, Казахстан, Армения и Кыргызстан. Перед экономиками этих стран стоит задача перехода от экономического роста, ориентированного на ресурсы, к росту на основе высокой производительности труда и инновациях. Поэтому одна из главных целей Союза заключается в том, чтобы объединить возможности каждой из стран для совместной модернизации и роста конкурентоспособности наших экономик.
Несмотря на очевидное ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры и беспрецедентное экономическое давление, оказываемое на Россию в связи с событиями на Украине, руководство РФ считает, что никакие внешние турбулентности не должны отодвигать ее от согласованного в рамках ЕАЭС курса на развертывание евразийской интеграции. «Санкции (со стороны США в отношении РФ) никак не могут сказаться на евразийской интеграции», - уверенно заявил Президент РФ журналистам после заседания Высшего евразийского совета. 27 апреля 2014 года.
В нынешних условиях невысоких темпов экономического роста интегрирующихся стран и скромных прогнозных показателей на 2016 год основные усилия стран ЕАЭС в области национальных экономических политик направлены на преодоление негативных тенденций снижения деловой активности и ускорение роста. Те же проблемы решаются и в рамках национальных промышленных политик, поскольку промышленные комплексы занимают весомую долю в структуре производства валового внутреннего продукта (от 29.3% в Российской Федерации до 31.9% в Республике Казахстан в 2013 году) и, соответственно, от их динамики во многом зависят общие темпы экономического роста.
В целом показатели эффективности промышленных отраслей в последние годы демонстрируют уверенную тенденцию к росту (хотя они остаются низкими по сравнению с аналогичными показателями развитых стран). С середины 2000-х годов происходят быстрое обновление и модернизация производственных мощностей некоторых подотраслей машиностроения, в первую очередь ориентированных на удовлетворение потребительского спроса (легковые автомобили, бытовая техника и др.), что определяет рост конкурентоспособности продукции и способствует импортозамещению.
В Республике Беларусь, Республике Казахстан, Российской Федерации утверждены и реализуются государственные программы поддержки промышленных отраслей. В рамках ЕАЭС начата разработка проекта Основных направлений промышленного сотрудничества. Документ станет базовым в углублении промышленной интеграции в рамках ЕАЭС, определяющим приоритетные виды экономической деятельности и чувствительные товары.
Но уже сегодня евразийская интеграция доказывает свою эффективность: взаимный товарооборот стран-участниц вырос почти на двадцать миллиардов долларов, улучшилась инфраструктура торговли, возросла доля товаров с высокой добавленной стоимостью и сократилась доля сырья, причём сократилась значительно - с 40 до 28,9 процента.