Файл: Понятие и задачи экономического анализа (Общая характеристика предприятия).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 75
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. РОЛЬ И ЗНАЧЕНИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОГО АНАЛИЗА В УПРАВЛЕНИЕ СОВРЕМЕННЫМ ПРЕДПРИЯТИЕМ
1.1 Экономическое планирование на предприятии: понятие, цели, принципы и виды
1.2 Методы экономического анализа
1.3 Зарубежный опыт экономического анализа
ГЛАВА 2. ЭКОНОМИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ НА ПРИМЕРЕ ООО РОСШВЕЙНГРУПП «АВТОПИЛОТ»
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Анализ финансового состояния предприятия
2.3 Анализ долгосрочного планирования (планов) и их реализация
3.2 Совершенствование системы экономического анализа предприятия
Нормативы предприятия – это нормативы, которые разрабатываются на самом предприятии и используются им для регулирования производственной и хозяйственной деятельности, контроля за использованием финансовых ресурсов и других целей по эффективному вложению капитала.
Система нормирования строится при соблюдении таких принципов, как:
• принцип прогрессивности – то есть в нормативах отражаются все достижения новых технологий, технологии, научная организация труда, производство и управление, передовой опыт экономии живого и овеществленного труда;
• принцип обоснованности, т.е. все нормативы разрабатываются только на основании технических расчетов и анализа производства предприятия;
• принцип комплексности –то есть нормативная база для всех разделов финансового плана формируется комплексно;
• принцип гибкости и динамичности подразумевает, что все обновления нормативной базы должны быть систематическими и в соответствии с изменениями организационно-технических условий производства;
• принцип сопоставимости – обуславливает сопоставимость нормативной базы на всех уровнях планирования;
• принцип автоматичности – компьютеризации, то есть формирование, обновление и использование нормативной базы [5, с. 224].
К достоинствам данного метода экономического анализа относится в первую очередь его простота. Зная показатели нормативов и фактические показатели можно с легкостью разработать необходимые мероприятия по их устранению. В этой связи актуальной проблемой управления финансами предприятия является разработка экономически обоснованных норм и нормативов для формирования и использования денежных ресурсов, а также организация контроля за их соблюдением каждым структурным подразделением предприятия.
Недостатком данного метода экономического анализа являются постоянные изменения централизованно регулируемых нормативов и необходимость корректировки внутрифирменных нормативов в связи с изменением условий функционирования предприятия [11, с. 220].
- Балансовый метод экономического анализасостоит в том, что достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Данный метод применяется для прогнозирования поступлений и выплат из денежных фондов (накопления и потребления), квартального плана доходов и расходов и др.
К примеру, балансовая увязка по финансовым фондам имеет следующий вид:
,
где – остаток средств фонда на начало планового периода, руб.;
П – поступление средств в финансовый фонд, руб.;
Р – расходование средств финансового фонда, руб.;
– остаток средств фонда на конец планового периода, руб. [13, с. 259].
К достоинствам данного метода экономического анализа относится его обоснованность и реалистичность, так как четко идентифицируются элементы доходов и расходов, а также ведется их обособленный учет.
Недостаток – при расчетах не учитывается динамика рыночных оценок капитала, конъюнктуры, инфляции и т.п.
- Метод оптимизации плановых решений – составление нескольких вариантов плановых расчетов, из которых выбираются наиболее оптимальные. При данном методе экономического анализа используются разнообразные критерии выбора:
- минимум приведенных затрат;
- минимум текущих затрат;
- минимум вложения капитала при наибольшей эффективности его использования;
- минимум времени на оборот капитала;
- максимум приведенной прибыли;
- максимум дохода на рубль вложенного капитала;
- максимум сохранности финансовых ресурсов.
Сущностью данного метода экономического анализа при составлении смет – многовариантность. Из разнообразного количества смет выбирается наилучшая с точки зрения минимума затрат и максимума получаемого результата [31, 453].
Этот метод своего рода комбинация достоинств нормативного, расчетно-аналитического и балансового методов экономического анализа.
- Метод экономико-математического моделирования позволяет определить количественное выражение взаимосвязей между финансовыми показателями и факторами, которые влияют на их величину. Взаимосвязь выявляется в экономико-математической модели, представляющей точное описание экономических процессов при помощи математических символов и приемов (уравнений, графиков, таблиц и др.). Модель может базироваться на функциональной и корреляционной связи.
Функциональная связь выражается уравнением следующего вида:
где Y – соответствующий показатель;
х – факторы [4, с. 205].
В экономико-математическую модель включаются только основные факторы, а проверка качества моделей показывается практикой.
Процесс разработки плановых показателей с применением экономико-математических моделей экономических показателей складывается из следующих этапов:
а) анализ и оценка отчетных данных за предыдущий плановому период, изучение динамики экономических показателей за определенный отрезок времени и выявление факторов, влияющих на направление этой динамики;
б) построение экономико-математической модели плановых показателей;
в) прогнозирование показателей на основе экономико-математической модели и разработка различных вариантов планируемого показателя;
г) анализ и экспертная оценка перспектив изменения планируемых показателей;
д) принятие планового решения [11, с. 219].
Достоинство метода заключается в его представительности, т.е. объективность наблюдений за изучаемым объектом и возможность выявления факторов, влияющих на него.
- Экономико-статистический метод – исследование закономерностей динамики конкретного показателя и распространение темпов этой динамики на прогнозируемый период. Данный метод, несмотря на его относительную простоту, дает наименьшую точность прогноза, так как не позволяет учитывать новые тенденции и факторы, которые оказывают влияние на динамику рассматриваемого показателя. Метод может применяться в прогнозных расчетах лишь при неизменности условий формирования того или иного финансового показателя, что в современных условиях является весьма проблематичным [4, с. 302].
- Бюджетный метод (бюджетирование) позволяет установить жесткий текущий и оперативный контроль за поступлением и расходованием средств, создать реальные условия для выработки эффективной финансовой стратегии.
Достоинство данного метода экономического анализа заключается в функциях, выполняемых им:
а) планирование операций, обеспечивающих достижение целей организации. Составление бюджета позволяет уточнять и детализировать стратегические планы;
б) коммуникация и координация различных подразделений предприятия и видов деятельности, подразумевающие согласование интересов отдельных работников и групп по предприятию в целом;
в) ориентация руководителей всех рангов на достижение задач, поставленных перед центрами ответственности;
г) контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины;
д) повышение профессионализма менеджеров [32, с. 28].
На сегодняшний день, данный метод для российских предприятий не является инструментом оперативного управления, каковым он является для зарубежных фирм.
- Сетевой метод экономического анализа применим для крупных организаций. На основании сетевых графиков и моделей представляется:
- организационная и технологическая последовательность выполнения операций и взаимосвязи между ними;
- внимание акцентируется на отдельных важнейших хозяйственных операциях;
- обеспечение их координации;
- увязка объема финансовых ресурсов с источниками их образования.
Достоинство данного метода заключается в том, что сетевой график отражает процесс выполнения комплекса операций с возможностью их корректировки на любой стадии процесса. Метод сложный и не может в полной мере обеспечивать гибкость системы планирования [30, с. 251].
- Программно-целевой метод – формирование и оптимизация производственной и инвестиционной программ – это комплексное управление финансово-хозяйственной деятельностью предприятия по ключевым направлениям его развития. Метод предполагает использование имеющихся способов и приемов управления, планирования и регулирования деятельности предприятия. Достоинство метода заключается в обоснованности объема ресурсов, которые необходимы для достижений главной цели.
1.3 Зарубежный опыт экономического анализа
Для принятия финансовых и инвестиционных решений западными учеными-экономистами предлагается использовать самые разнообразные методы, модели и процедуры, которые позволят тем или иным способом выбирать наиболее оптимальные варианты для развития предприятия. К основным зарубежным моделям экономического анализа и прогнозирования относятся следующие:
- Построение плана на базе изменения объема платежа;
- Регрессивное прогнозирование;
- Имитационное моделирование;
- Линейное программирование;
- Планирование опционов [33, с. 225].
Для практического применения указанных моделей необходимы исходные данные, то есть экономическая, учетная и рыночная информации, которыми располагаете предприятие. Результатом применения моделей экономического анализа и прогнозирования служатварианты прогноза финансовых отчетов:
- баланс активов и пассивов предприятия;
- отчет о прибылях и убытках и отчет о движении денежных средств;
- прогнозные значения таких показателей, как курс акций (PSS), дивиденд на акцию (DPS) и прибыль на акцию (EPS).
Привлекательность любой из указанных выше моделей зависит от правильности ее формулирования и построения.
Приоритетность определенной модели определяется следующими признаками:
а) исходные предложения и результаты должны быть достоверными;
б) модель должна быть гибкой при применении ее в различных ситуациях;
в) исходная информация и получаемый в итоге результат должны быть понятны для пользователя, не требовать от него специальной подготовки;
г) модель должна учитывать взаимосвязь между финансовыми и инвестиционными решениями, а также решениями о дивидендах [34, с. 132].
Далее более подробно рассмотрим каждую из моделей.
Построение финансового плана на базе динамики объема продаж – самый доступный и часто применяемый на практике метод экономического анализа. Процедура данного метода включает два основных предложения:
- изменение всех статей актива и некоторых статей пассива баланса (например, акционерного капитала) пропорционально объему продаж;
- сложившиеся к моменту планирования статьи активов и пассивов баланса являются оптимальными для текущего объема продаж и могут быть экстраполированы на принятую в плане дату. Данный метод позволяет индексировать статьи отчета о прибылях и убытках и определить будущую прибыль компании [35, с. 71-72].
Использование этой модели возможно при учете таких требований, как:
- В зависимости от объема продаж – выше потребность предприятия во внешнем финансировании;
- Увеличение объема продаж требует прироста активов. Если прирост объема продаж не запланирован, то и потребность в новых активах отсутствует;
- Любой перспективный прирост активов должен быть обеспечен соответствующими источниками финансирования. Средства для этого появляются за счет пропорционального прироста пассивов. Также на увеличение активов может быть направлена часть чистой прибыли, которая остается после выплаты дивидендов акционерам;
- Если темпы прироста объема продаж достаточно низкие, то спонтанного прироста нераспределенной прибыли и кредиторской задолженности будет достаточно для необходимого прироста активов. Однако если темп прироста объема продаж превысит некоторые пределы, тогда потребуются внешние источники финансирования. Этот вариант требует дополнительного изучения и расчетов со стороны менеджеров предприятия.
Многие современные методы экономического анализа связаны с имитационным моделирование, позволяющим прогнозировать последствия альтернативных финансовых и инвестиционных решений при различных исходных ограничениях о будущих событиях. Метод имитационного моделирования позволяет сочетать планирование инвестиций в основной и оборотный капитал и источники их финансирования, оценивать риск привлечения заемных средств (финансовый леверидж) при разных исходных сценариях развития предприятия и экономики страны в целом. Составной частью имитационного моделирования является система алгебраических уравнений, которые используются в финансовом планировании [2]. Модель получила название «Finplan», которая охватывает всю сферу экономического анализа предприятия. Она не направлена на оптимизацию конкретных показателей, но обеспечивает финансистов полезной информацией. Данная модель позволяет прогнозировать будущую финансовую устойчивость предприятия при изменении таких независимых переменных, как объем продаж и нераспределенной прибыли, соотношение долга и акционерного капитала и др. модель представляет собой систему из 20 уравнений, отражающих ключевые параметры, в частности: