Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 64
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Эффективность менеджмента : характеристика, показатели и способы повышения
1.1 Сущность и виды эффективности менеджмента
1.2 Показатели эффективности менеджмента
1.3 Методы повышения эффективности менеджмента
Глава 2 Практические аспекты анализа эффективности менеджмента организации
Результативность и эффективность управления зависит от системности действий работников функциональных служб и подразделений, от рационального распределения между ними полномочий и обязанностей, от степени совершенства управленческих процедур и тому подобное. Учитывая это, для оценки деятельности работников аппарата управления используют качественные показатели, характеризующие специфику управленческого труда. Часто возникает потребность не только в оценке эффективности всей системы управления, но и в оценке результативности работы отдельных ее работников. Такая оценка позволяет руководству определить их вклад в общие результаты работы предприятия и сделать соответствующие изменения в системе мотивации их труда. Оценивания следует проводить с учетом зоны ответственности каждого менеджера в соответствии с его должностными обязанностями.
Система оценки эффективности работы менеджеров различных управленческих уровней и функциональных сфер предусматривает:
- определение в контексте общей стратегии организации целей отдельных подразделений и оформления их в виде системы плановых показателей, имеющих числовое измерение и временные ограничения;
- установление экспертным путем значимости каждого показателя в общем их количестве;
- определение высшим руководителем по завершении планового периода степени достижения каждого показателя конкретной структурной единицей, которой руководит менеджер, работу которого оценивают;
- этот показатель может измеряться по пятибалльной шкале - общее максимальное количество баллов, которое может быть набрано менеджером с учетом количества оцениваемых сфер действие.
1.3 Методы повышения эффективности менеджмента
Поскольку эффективность деятельности организации существенно зависит от эффективности менеджмента, одной из главных задач управляющей системы является определение направлений ее повышения. К ним, в частности, относят:
- повышение квалификации работников управления;
- обеспечение приемлемого уровня образования;
- приобретения практического опыта;
- проведение периодической аттестации. [7, с. 245]
Важным стимулом квалификационного роста управленческого работника и развития его инициативы является систематическое продвижение по службе. Однако менеджер должен твердо знать, что оно будет зависеть от того, как он повышает свою деловую квалификацию, насколько активен в работе.
При оценке значения продвижения менеджера необходимо учитывать, что слишком длительное пребывание его на одной, особенно низовой, должности снижает его интерес к работе.
Одним из факторов, определяющим эффективность работы в управлении, является образование. Работник с более высоким уровнем образования вносит в улучшение экономики своего предприятия больший вклад, ускоряет научно-технический прогресс и широко использует его результаты в производстве.
Руководителям необходим и достаточный практический опыт. Соблюдение этого условия достигается кропотливой деятельностью служб по подбору персонала и служит исходным пунктом в повышении эффективности управленческого труда.
Чтобы поддерживать образование и опыт на приемлемом уровне и превратить в постоянно действующий фактор повышение эффективности труда, необходимо их систематически совершенствовать. Речь идет о системе повышения квалификации работников. Повышение квалификации направлено на совершенствование и углубление знаний, умение и навыки работника в конкретном виде деятельности.
Стимулирующую роль в повышении эффективности труда менеджеров выполняет их периодическая аттестация. Основная цель аттестации - выявить способности того или иного сотрудника, определить степень его вознаграждения. При этом активизируется чувство ответственности, побуждающее его к более полному использованию своих способностей и достижения лучших результатов в работе. Аттестация позволяет более обоснованно решать вопросы по продвижению работников службой. [10, с. 117]
Разумеется, повышение эффективности управленческого труда не ограничивается только рассмотренным направлениям. На нее влияют также совершенствование производственной структуры организации; рациональная организация производства и труда, в том числе управленческого персонала; оптимизация организационной структуры, форм и методов управления; коммуникационных процессов и тому подобное.
В условиях рыночных отношений эффективность управления играет одну из главных ролей в процессе эффективной деятельности предприятия, поэтому правильная организация развития предприятия является одной из основных задач современного менеджмента. Организационные изменения и организационное развитие в организации должны быть направлены на повышение результативности и эффективности менеджмента.
Эффективность менеджмента организации - это общий результат, следствие действий, реализованных в процессе управления функционированием в организации.
Глава 2 Практические аспекты анализа эффективности менеджмента организации
2.1 Эффективность применения различных концепций менеджмента и моделей эффективного управления организацией
Рассмотрение различных концепций менеджмента приводит к пониманию неодинаковости эффективности их применения в разные периоды времени. Представляется очевидной высокая результативность в период их зарождения и начала внедрения в национальный менеджмент. И столь же очевидным выглядит ее снижение по прошествии некоторого периода времени.
Так как США, по существу, являются родиной рыночно ориентированного менеджмента и пионером внедрения его основных принципов в экономику, то и базовые закономерности развития концепций менеджмента имеет смысл рассматривать на примере Соединенных Штатов. В этой стране они получили относительно завершенный вид, были апробированы и подвержены регулярному научному осмыслению, тогда как в Европе и России этим вопросам в тот период не придавали большого значения.
По нашему мнению, это обстоятельство можно объяснить тем, что в Европе проживали этнически самостоятельные нации, способы организации производства там были достаточно традиционны и в начавшуюся эпоху мас - сового производства товаров сохраняли множество черт, предшествующих периоду существования менеджмента крупного производства (пережитков содержанием этой концепции было разделение единого трудового процесса на мелкие операции, каждая из которых поручалась одному работнику. При этом устанавливался постоянный хронометраж и жесткий контроль за выполнением указанных операций. Позитивное трудовое поведение стимулировалось повышением заработной платы в различных ее вариантах. Таким образом, основным посылом данной теории, при редукции, является совмещение принципов экономической зависимости, т.е. когда рабочий просто выполнял норму, он получал оплату, достаточную для выживания и воспроизводства собственной рабочей силы. При превышении нормы и сверхурочной работе его заработок резко возрастал, и он получал средства, достаточные для повышения собственной имиджевой привлекательности. Следовательно, по мысли Ф. Тейлора, было возможно наступление социального согласия через справедливую оплату.
Рассмотрение организации как рационального инструмента для дости- жения целей связано с оценкой ее как открытой системы и изучением влияния внешних факторов на структуру организации. Данное направление разрабатывалось в работах Дж. Томпсона, X. Левита, Дж. Гэлбрейта. Из их посылов родилась идея, что не существует какого-либо универсального наилучшего способа организации, а в зависимости от условий внешней среды могут применяться различные механизмы управления. Эта идея является методологической посылкой «ситуационного» подхода к управлению. Большинство теорий такого рода, исследующих эффективность управления в зависимости от структуры организации, исходит из понимания человека как «существа экономического».
Основой этих воззрении стала школа человеческих отношений, тесно связанная с психологическими исследованиями о поведении человека на работе. Эта школа имеет солидный теоретический фундамент и статистику о внутригрупповом поведении человека, его стремлении к формальному и неформальному лидерству, как в группе, так и в организации в целом. Основным содержанием этой концепции стало представление о неформальной структуре, играющей в управлении организацией важную, а иногда и решающую роль.
Практической рекомендацией школы человеческих отношений явилось установление псевдодемократических отношений на производстве.
В рамках школы человеческих отношений сформирована так называемая органическая модель. Согласно ей основой функционирования любой организации должны быть проблемные группы, создаваемые в компании для решения отдельных производственных задач.
Коллектив такой структуры представляет множество не связанных между собой лиц различных специальностей без жесткого иерархического соподчинения. Связующим звеном между этими группами становится руководитель организации.
В рамках данных теорий разрабатывалась идея партииипативного управления, развивающаяся в двух направлениях привлечения персонала к приня - тию решений: с одной стороны, подчиненных в рамках отношений начальник-подчиненный; с другой - представителей различных групп работников организаций.
В настоящее время рекомендации всех указанных авторов в чистом виде не применяются, так как на практике множество компаний потерпело финансовый крах, полагаясь на данные методы управления, несмотря на применение агрессивных маркетинговых стратегий, и эффективного комплекса продвижения, хотя многие другие компании значительно выиграли от внедрения этих принципов менеджмента.
Недостаточная эффективность иерархических систем управления с жестким подчинением работников и партиципативных моделей управления с участием низших членов организации привела к разработке ситуационизма, которая используется во многих странах в качестве практического руководства по управлению персоналом. Ситуационный подход, будучи эклектичным методом, оставляет место и для жестких иерархических структур, построенных в духе идеальной бюрократии, и для различных партииипатив- ных моделей участия низших членов в принятии решений. То же касается контроля над подчиненными. Так как лица творческого труда лучше работают в отсутствие жесткого контроля и постоянного мониторинга, то, по мысли сторонников ситуационизма, следует создавать видимость их бесконтрольной деятельности, наблюдая за ними скрытно. Работников, в деятельности которых доля творчества невелика, требуется держать в напряжении, под постоянным контролем и угрозой немедленного наказания. В таких условиях отдача от их труда будет гораздо эффективнее. Другими словами, при определенной редукции принцип ситуационизма звучит следующим образом: «С хорошими людьми нужно обращаться по-хорошему, с плохими - по-плохому».
Абстрагируясь от деталей, можно отметить, что все без исключения принципы и методы управления отдельными людьми и человеческими коллективами, применяемые американским менеджментом, стремятся получить, с одной стороны, жестко управляемого работника, не способного вредить начальнику или хозяину, а с другой - добиться его лояльности и приложения собственного таланта добровольно и с энтузиазмом на благо своей организации и высших управленцев.
Сравнение различных способов менеджмента позволяет выявить сходство в длительности эффективного влияния их в качестве действенного инструмента в течение двух - трех человеческих поколений. Затем появляются другие инструменты, имеющие существенные отличия от ранее применявшихся. Новый способ, как правило, воспринимается с энтузиазмом, но постепенно выясняется, что, несмотря на внешнюю новизну, он, по существу, повторяет путь своего предшественника.
Таким образом, на ранней стадии внедрения нового метода организации людей и коллективов достигается его высокая эффективность, которая при дальнейшем распространении постепенно снижается, при его всеобщем распространении приводит к увеличению числа экономических крахов и иных коллизий, что соответственно ведет в дальнейшем к частичному отказу от него.