Файл: Моделирование товарного ассортимента предприятия и его прогнозная оценка (Подходы к формированию товарного ассортимента компании).pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 1618
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы товарной политики компании
1.1 Подходы к формированию товарного ассортимента компании
1.2 Методы оценки эффективности товарной политики предприятия
Глава 2 Совершенствование товарной политики торгового предприятия на примере АО «ДМС»)
2.1 Общая характеристика предприятия
2.2 Особенности формирования и процесс управления товарным ассортиментом
Рекомендации по совершенствованию ассортимента на торговом предприятии
Таблица 3
Структура ассортимента товара за период 2016-2017 гг.
№ |
Номенклатура |
Товарооборот, тыс. руб. |
Уд. вес (%) |
Группа |
||
2016 |
2017 |
2016 |
2017 |
|||
1 |
Стиральный порошок |
79241,1 |
69841,1 |
58,23 |
55,40 |
А |
2 |
Средства по уходу за волосами |
15581,5 |
17939,3 |
11,45 |
14,23 |
А |
3 |
Косметические средства |
14315,9 |
14964,2 |
10,52 |
11,87 |
А |
4 |
Средства женской гигиены |
6858,6 |
6895,9 |
5,04 |
5,47 |
В |
5 |
Моющие средства |
4164,1 |
3920,7 |
3,06 |
3,11 |
В |
6 |
Средства по уходу за телом |
4722,1 |
3832,4 |
3,47 |
3,04 |
В |
7 |
Средства для деликатной стирки |
2544,8 |
655,6 |
1,87 |
0,52 |
В |
8 |
Чистящие средства |
2463,1 |
1815,4 |
1,81 |
1,44 |
В |
9 |
Средства детской гигиены |
1687,4 |
1386,7 |
1,24 |
1,10 |
С |
10 |
Средства ухода за полостью рта |
1510,5 |
1399,3 |
1,11 |
1,11 |
С |
11 |
Детские подгузники |
1496,9 |
1563,2 |
1,10 |
1,24 |
С |
12 |
Кондиционер для белья |
898,2 |
832,0 |
0,66 |
0,66 |
С |
13 |
Элементы питания |
598,8 |
1021,1 |
0,44 |
0,81 |
С |
14 |
Итого: |
136083 |
126067 |
100 |
100 |
Из таблицы видно, что наибольшую долю в реализации и доходах имеют товары из блока А: стиральный порошок, косметические средства, средства по уходу за волосами - 80%. Во вторую группу входят 5 товарных подгрупп: средства женской гигиены, моющие средства, средства для деликатной стирки, чистящие средства, средства по уходу за телом.
Усилия предприятия должны быть сосредоточены на товарах из подгрупп, вошедших в блоки А и В, по ним целесообразно тщательно отслеживать динамику продаж, колебания спроса, широту и глубину ассортимента по товарным группам и маркам, миграцию отдельных товаров и торговых марок из группы в группу, отслеживать влияние различных маркетинговых мероприятий на темпы продаж. Для товаров группы В, обеспечивающих средний вклад в совокупный доход (около 15%), усилия должны быть сосредоточены на переводе в более доходную группу. В отношении блока С рационально производить политику его сокращения с целью уменьшения малопроизводительных затрат за счет удаления из ассортимента товаров, находящихся в стадии упадка своего жизненного цикла.
АВС - анализ позволяет оптимизировать товарный ассортимент на ближайшую перспективу, а для устойчивого положения на рынке любой компании необходимо иметь портфель товаров, сбалансированный таким образом, чтобы в нем находились товары с различными этапами своего жизненного цикла.
Далее проанализируем развитие товарооборота в динамике (таблица 4).
Таблица 4
Развитие товарооборота в динамике
Номенклатура |
Товарооборот, тыс. руб. |
Прирост |
||
2016 |
2017 |
Тыс. руб. |
% |
|
Стиральный порошок |
79241,1 |
69841,1 |
-9400 |
88,1 |
Средства по уходу за волосами |
15581,5 |
17939,3 |
2357,8 |
115,1 |
Косметические средства |
14315,9 |
14964,2 |
648,3 |
104,5 |
Средства женской гигиены |
6858,6 |
6895,9 |
37,3 |
100,5 |
Моющие средства |
4164,1 |
3920,7 |
-243,4 |
94,2 |
Средства по уходу за телом |
4722,1 |
3832,4 |
-889,7 |
81,2 |
Средства для деликатной стирки |
2544,8 |
655,6 |
-1889,2 |
25,8 |
Чистящие средства |
2463,1 |
1815,4 |
-647,7 |
73,7 |
Средства детской гигиены |
1687,4 |
1386,7 |
-300,7 |
82,2 |
Средства ухода за полостью рта |
1510,5 |
1399,3 |
-111,2 |
92,6 |
Детские подгузники |
1496,9 |
1563,2 |
66,3 |
104,4 |
Кондиционер для белья |
898,2 |
832,0 |
-66,2 |
92,6 |
Элементы питания |
598,8 |
1021,1 |
422,3 |
170,5 |
Итого: |
136083 |
126067 |
-10016 |
92,6 |
В соответствии с таблицей 4 данные об объеме товарооборота АО «ДМС» в действующих ценах свидетельствуют о его снижении, что в стоимостном выражении составляет 10016 тыс. руб. вследствие изменения количества реализованных товаров (физического объема товарооборота). Отмечено снижение продаж по таким товарным группам: средства по уходу за телом, средства для деликатной стирки, кондиционер для белья, средства по уходу за волосами, моющие средства, стиральный порошок и средства женской гигиены.
Динамика продаж в натуральных показателях привела к незначительному изменению в структуре товарооборота, которая характеризуется удельным весом отдельных товарных групп и товаров в общем объёме товарооборота. В частности, возросла доля в товарообороте продажи косметических средств, средств женской гигиены и чистящих средств в натуральном выражении и стоимостном. Снизились продажи стирального порошка и других товаров.
Маркетинговая среда АО «ДМС» является совокупностью, которая включает в себя субъекты и силы, которые действуют за пределами фирмы и влияют на возможности фирмы, устанавливающие и поддерживающие с потребителями успешные отношения.
Управление внутри предприятия, а также управление предприятием в роли субъекта рынка является двумя ступенями в иерархии управления. Они находятся в жесткой связи между собой. Связь при этом находит отражение в диалектическом единстве внутренней и внешней среды предприятия.
Внешняя среда предприятия – это то, что является заданным.
Внутренняя среда предприятия - это реакция на внешнюю среду.
В состав внешней среды входят все факторы, оказывающие прямое влияние на деятельность фирмы. Вешняя среда представляет собой совокупность факторов, в число которых входят экономические демографические, политические, природные, культурные и технические факторы. Это показано на рисунке 5.
Приспособление предприятия к постоянному изменению внешних условий, притом, что имеются внутренние возможности - это и является сущностью маркетингового управления фирмой.
Рисунок 5. Внутренняя и внешняя среда фирмы
В состав внутренней среды маркетинга входят характеристики и элементы, находящиеся внутри самой фирмы. Это: квалификация персонала и его состав; финансовые возможности; навыки и компетенция руководства; использование технологии; имидж предприятия; опыт работы фирмы на рынке.
Характеристика маркетинговых возможностей - это одна из самых важных частей внутренней среды.
Внутренняя среда АО «ДМС»:
квалификация персонала и его состав: периодически специалисты проходят профессиональную переподготовку.
финансовые возможности: выручка за 2017 год составила 126067 тыс. рублей.
опыт работы фирмы на рынке: фирма существует и развивается уже более 20 лет.
Внешняя среда АО «ДМС»:
Рынок для АО «ДМС» представляет собой основную внешнюю среду. Она состоит из конкурентов и клиентов, продукции, поэтому предприятие приняло определенные принципы:
реализовывать товары, отвечающие потребностям, а также ожидания рынка;
делать акцент на диалоги с клиентом;
необходимо постоянно изучать конкурентов;
необходимо постоянно приспосабливаться к изменению среды.
Потребности потенциальных клиентов:
качество обслуживания;
качество товара;
достойное и понимающее обращение работников;
приемлемые цены.
После рассмотрения внешней, а также внутренней среды фирмы, необходимо составить SWOT-анализ, который поможет определить, как сильные, так и слабые стороны фирмы. Он представлен в таблице 5.
Таблица 5
SWOT-анализ АО «ДМС»
Сильные стороны (S) |
Слабые стороны (W) |
качественная реклама; достаточная известность, а также высокая квалификация персонала фирмы; контроль за качеством, неудачное поведение конкурентных предприятий может дать возможность успеть за ростом рынка. |
персонал (высокая текучесть кадров); имидж; неучастие персонала в принятии решений |
Возможности (О) |
Угрозы (T) |
прогнозируемый рост потребительского спроса; расширение ассортимента предлагаемых товаров; возможность улучшения имиджа. |
замедление экономического роста; политика государства, усиление конкуренции, инфляция и рост налогов, могут повлиять на проведение стратегии; снижение доверия покупателей и изменение вкусов у покупателей. |
На сегодняшний день маркетинг требует намного большего, чем просто создать товар, который бы удовлетворял все потребности клиента, подходящим образом оценить предлагаемый, а также обеспечить его доступность для целевых потребителей. Предприятия осуществляют коммуникацию со своими потребителями и клиентами, а точнее не теряют с ними связь. При этом всем в содержании всех коммуникаций определенной фирмы не должно быть ничего лишнего и случайного, так как в противном случае, предприятие может получить опасность уменьшения прибыли по причине больших расходов на осуществление коммуникации, из-за ущерба, который был нанесен имиджу предприятия.
На первом этапе выявим основные факторы: силы (Strengths), слабости (Weaknesses), возможности (Opportunities), угрозы (Threats).
На следующем этапе строим матрицу SWOT-анализа и выделим наиболее важные пересечения факторов.
Таблица 6
Наиболее важные пересечения факторов
О |
Т |
||||||
1 |
2 |
3 |
1 |
2 |
3 |
||
S |
1 |
х |
х |
х |
|||
2 |
х |
||||||
3 |
х |
х |
|||||
W |
1 |
х |
х |
||||
2 |
х |
х |
|||||
3 |
На третьем этапе опишем наиболее важные пересечения факторов.
В квадрате «Силы-Возможности» (S-O) важными являются пересечения следующих факторов:
S1O1 - прогнозируемый рост потребительского спроса позволяет активно развивать данное направление, а качественная реклама позволит привлечь новых клиентов; S1O2 - качественная реклама позволит эффективно и своевременно доносить информацию о новых товарах до текущих и потенциальных покупателей; S1O3 - качественная реклама может сформировать положительный образ предприятия; S2O1 - достаточная известность, а также высокая квалификация персонала фирмы является необходимым условием для успешного развития потребительского спроса; S3O1 - контроль за качеством и неудачное поведение конкурентных предприятий может дать возможность успеть за ростом рынка.
В квадрате «Слабости-Возможности» (W-O) важными являются пересечения следующих факторов: W1O1 - высокая текучесть кадров негативно сказывается на качестве обслуживания; W1O3 - имидж предприятия напрямую зависит от качества товара; W2O1 - имидж является одним из важнейших факторов привлечения и удержания покупателей.
В квадрате «Слабости-Угрозы» (W-T) важными являются пересечения следующих факторов:
W2T3 - слабый имидж негативно сказывается на доверии покупателей.
Так как АО «ДМС» работает на рынке с сильной конкуренцией, то для него лучший вариант - это комбинированная стратегия, которая нацелена на реализацию собственных преимуществ и направлена на глубокое проникновение и географическое развитие рынка.