Файл: Теоретические основы деверсификации предприятия туризма.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 198
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы деверсификации предприятия туризма
1.1 Понятие и виды диверсификации бизнеса
1.2 Особенности продвижения туристических продуктов на примере инсайд-туров
Глава 2 Анализ деятельности ООО Компания «Меридиан-Томск»
2.1 Характеристика предприятия
3.1 Обоснование диверсификации бизнеса туристической компании
- спрос на туристские услуги первичен, его величина зависит от уровня образования, цен на услуги и сопряженные товары и дохода покупателя и т.д.
- до 50-70% затрат приходится на условно-постоянные затраты в структуре себестоимости конечного продукта/услуги;
- особенность ценообразования на туристские услуги - в виду непостоянства качества и неосязаемого характера туруслуги возрастает роль неценовых факторов конкуренции предприятий отрасли на рынке, а также влияние конъюнктуры рынка на гибкость ценообразования при колебаниях спроса.
Основа успешного развития предприятий индустрии туризма заключается в создании так называемого - уникального торгового предложения». Составить такое - уникальное торговое предложение довольно сложно, но если оно есть, то прибыль резко возрастает.
Целесообразность механизма диверсификации в сфере туризма обусловлена как внешними, так и внутренними причинами, рассмотренными нами более детально в предыдущих главах выпускной работы. Реализация функции информационного обеспечения планирования, регулирования, контроля и координации на базе системы показателей производственного и финансового учета способствует достижению устойчивого функционирования предприятий отрасли, несмотря на сложные политические и экономические условия ведения бизнеса. Основными направлениями работы системы диверсификация туристических направлений для повышения экономической устойчивости работы предприятий в современных условиях являются следующие:
- ориентация процесса управления на минимизацию влияния внутренних угроз на результаты деятельности предприятия (снижение показателя финансовой устойчивости, платежеспособности, ликвидности);
- ориентация процесса управления на минимизацию влияния внешних угроз на результаты деятельности предприятия (валютные риски, рост инфляции, инвестиционный и процентный риски и др.);
- повышение уровня деловой активности предприятия;
- корректировка маркетинговой политики, применение инструментария маркетинга и стратегического планирования для снижения уровня внешнего риска, связанного с средой функционирования предприятия;
- повышение эффективности и переориентация производственного процесса (оптимизация структуры затрат, диверсификация производимых услуг, переориентация процесса производства на внутренние туры и др.);
- повышение лояльности персонала и уровня квалификации кадров;
- поддержание необходимого качества услуг и обслуживания и др.
Ориентация процесса управления предприятием на минимизацию внутренних угроз предприятия. Основная задача диверсификации в сфере туризма – участие в формировании стратегии переориентации предприятия, контроль за соблюдением параметров стратегии и контроль наиболее значимых экономических показателей деятельности, обеспечение текущей рентабельности и др.
Сегодняшние условия развития рынка вынуждают предприятия быть более технологичными и стараться максимально соответствовать запросам современного туриста. Для современного потребителя важны три составляющие: скорость и качество предложений, из которых он сможет выбрать подходящий вариант; выгодная цена, а также самореализация - желание подобрать тур максимально соответствующий личным пожеланиям. По мнению экспертов, туристские компании, которые хотят быть конкурентными, должны не только соответствовать вышеуказанным критериям, но и предложить также добавленную ценность в виде безопасности и профессионального сопровождения. В турбизнесе подолгу быть первым на рынке практически невозможно, а значит, нужны новые стратегии. Поэтому наиболее остро встает вопрос нахождения новых механизмов управления предприятиями, одним из которых является стратегия диверсификации, элементы которого давно находят свое применение в стратегическом и оперативном управлении предприятиями.
Сейчас конкурентного преимущества чаще всего не хватает даже на год. Чтобы не сдавать передовых позиций, компаниям надо постоянно разрабатывать и внедрять новые стратегические инициативы, получать множество недолговечных конкурентных преимуществ сразу и извлекать из них максимум. Компании, которые это поняли, уже не считают стабильность нормой бизнеса. Они иначе формируют стратегию – анализируют конкурентную среду, оценивают новые рыночные перспективы, внедряют эффективные технологии и автоматизацию. Сейчас нормой является временное конкурентное преимущество.
До влияния кризисных явлений на экономику России, рынок туроператорских услуг был ориентирован, в основном на ауткаминговую деятельность, то есть организацию массовых выездных туров граждан за пределы страны и оказанию услуг по экскурсионному, трансферному и прочему обслуживанию туристов. В существующих экономических условиях на рынке массового туризма можно выделить следующие направления диверсификации бизнеса российских компаний:
- переориентация туроператоров на инкаминговую деятельность, то есть деятельность по продвижению и сопровождению въезжающих туристов на территории России (организация встреч, трансферы, экскурсии, организация питания и проживания туристов)
- внутрироссийскую региональную инсайдинговую деятельность по продвижению и реализации туристических продуктов и услуг регионов России на внутреннем рынке.
Проводимая диверсификация российских компаний будет способствовать снижению рисков инфляционных колебаний, развитию рынка внутреннего и въездного туризма и будет способствовать подъему национальной экономики в целом.
1.2 Особенности продвижения туристических продуктов на примере инсайд-туров
В современных условиях перед регионами России стоит задача определения конкурентных преимуществ, которые позволят достичь сбалансированного развития экономики каждого субъекта Российской Федерации. Стимулирование социально-экономического развития многих депрессивных и отсталых регионов страны возможно путем активизации туристско-рекреационной деятельности, обладающей мультипликативным эффектом, что влечет за собой не только подъем других отраслей экономики, но и интеграцию региона в мировое культурное сообщество. Особую актуальность эта задача приобретает в условиях изменившейся геополитической ситуации, когда в качестве приоритетного направления в нашей стране стал рассматриваться внутренний туризм. У регионов появился дополнительный стимул для изучения туристско-рекреационного потенциала и формирования современной туристской индустрии.
Создание и продажа туров для групповых и индивидуальных путешествий является основной деятельностью многочисленных туристских фирм - туроператоров. Туроперейтинг - деятельность специализированных субъектов предпринимательской деятельности - туроператоров - по проектированию, формированию, продвижению и реализации туристского продукта с целью получения прибыли или выполнения социально значимых программ федерального и регионального значения.
Исследуем специфику инкамингового туроперейтинга и дадим его основные характеристики.
Инкаминговый туроператор специализируется на разработке, продвижению и организации туров на территории собственной страны для иностранных граждан. Именно въездной туризм является для властей наиболее приоритетным направлением туроперейтинга, поскольку от его развития напрямую зависит объем валютных поступлений в экономику страны-реципиента, ситуация на рынке рабочей силы, уровень развития инфраструктуры. Экономическую зависимость от инкаминга испытывают на себе практически все известные мировые курорты либо государства с открытой туристической экономикой [14].
Организация въездного туризма также требует от туроператора определенного уровня профессионализма и опыта работы с целью эффективного преодоления следующих проблем:
- проектирование и планирование туристического продукта должно подразумевать возможности своей модификации в зависимости от особенностей потребностей приезжающих туристов. К этим особенностям можно отнести как обычную стыковку тура под время прибытия и отправления туристов в страну-реципиент, количество дней, проводимых туристами, так и возможные модификации тура, необходимые для максимального удовлетворения потребностей туристов, определяемых их национальной принадлежностью, социальным статусом, самоцелями путешествия и т.д.;
- инкам-туры требуют приложения усилий туроператоров для продвижения турпродукции на зарубежных туристических рынках. Помимо традиционных каталогов предлагаемых отелей, программ туров и ценовых приложений, инкам-оператор должен донести до зарубежных потенциальных туристов информацию о своей стране, об особенностях и уникальности ее туристического потенциала, убедить их в необходимости собственными глазами увидеть памятники, достопримечательности, объекты природы своей родины, уверить в полной безопасности как туристов, так и их имущества. Для донесения столь большого объема информации специализирующийся на инкаминге туроператор обязан участвовать в проводимых международных выставках, особенно в зарубежных, организовывать инфо-и фам- туры для своих зарубежных коллег.
Помимо участия в выставочной работе необходимы мероприятия рекламного и PR-плана, проводимые на интересующих оператора зарубежных рынках. Однако в отличие от аутгоингового оператора инкам-туроператор может рассчитывать на поддержку властей своей страны, которые не меньше него самого заинтересованы в увеличении объемов инкам-туризма [14].
В настоящее время правительства отдельных государств (Испания, Португалия, Египет) полностью финансируют рекламные акции, направленные на увеличение собственного инкам-туризма в перспективных странах-донорах. Инкам-туроперейтинг в значительной степени зависит от имиджа страны-реципиента в мире. Если принять во внимание факт увеличения активности международного терроризма, сепаратистских тенденций во многих государствах мира, а также рост конкуренции между странами-реципиентами, можно предположить, что сегодня для сворачивания инкам-туризма, какого бы уровня он ни достигал, достаточно только одного происшествия, подорвавшего положительный имидж страны-реципиента. Благодаря развитой системе средств массовой информации, такими происшествиями может стать что угодно: от террористических актов, повлекших смерть сотен туристов и военного переворота, до бандитского нападения на туриста уличных грабителей или поднятая СМИ шумиха вокруг отравившегося местной кухней путешественника. Причем роль СМИ в формировании имиджа принимающей страны трудно переоценить: став четвертой властью в любом государстве, они также получили возможность как непосредственного, так и косвенного влияния на развитие международного туризма, на направления туристических потоков в мире.
Именно по этой причине страницы газетных полос или эфиры телеканалов зачастую становились ареной битвы для сторонников отдыха в той или иной географической местности [17].
Нельзя и не упомянуть о преимуществах инкаминга перед аутгоингом. Прежде всего, это большие возможности в процессе планирования туров. Туроператор прекрасно владеет информацией о туристическом потенциале своей страны, о состоянии инфраструктуры и супраструктуры туристической индустрии, легче договорится с хотельером или перевозчиком, более профессионально организует экскурсии или досуг. И все это с гораздо более низкими издержками, чем аутгоинговый туроператор.
Кроме того, необходимо рассмотреть инсайдинговый вид туроперейтинга, как один из самых перспективных видов диверсификации бизнеса российских туроператоров в условиях геополитической напряженности, когда массовый въездной туризм из других стран по объективным причинам невозможен.
Инсайдинг – вид туроперейтинга, планирующий продвигающий и реализующий внутренний турпродукт - то есть туры по территории своей страны для своих сограждан. Туроператор базируется на туристическом потенциале своей страны и ориентирован на удовлетворение туристических потребностей своих сограждан. Внутренний туризм, также, как и въездной инкаминг, является важным приоритетом развития национального туристического рынка, так как не только не способствует оттоку денежных средств из экономики страны, но и является стабилизирующим фактором на рынке рабочей силы, работодателем собственной туристической индустрии (отели, дороги, транспортные предприятия, рестораны, аттракции и т.д.).Увеличивает размеры капиталовложений в национальные предприятия сферы туризма, приводит к выравниванию уровней жизни в регионах страны(можно отметить, что путешествуют обычно жители экономически более развитых регионов государства, в то время как курортные регионы лишены инфраструктуры развитой промышленности, сельского хозяйства, и их жители вынуждены существовать только на доходы, получаемые от обслуживания приезжающих путешественников), чем способствует снятию социальной напряженности и ликвидирует сепаратистские тенденции (что особенно актуально в отношении больших либо многонациональных государств - Испания, Швейцария, Украина, Россия и т.д.).Отличительными чертами инсайд туроперейтинга можно назвать максимально недорогую информированность оператора как о предпочтениях различных категорий своих граждан — потенциальных туристов, так и о возможностях отечественного туристического потенциала. Планируя внутренний туристический продукт, инсайд-туроператор может, основываясь как на собственном опыте, так и на опыте конкурентов, а также прибегнув к помощи вторичных источников информации и профессиональных рекламных агентств, провести маркетинговое исследование туристического рынка, выделив потребности, превалирующие на рынке, сравнить их с реальными возможностями отечественных предприятий туристической индустрии, и на основании этого сравнения выбрать и занять ту или иную нишу на рынке, предложив необходимо позиционирующий турпродукт.