Файл: Теоретические основы деверсификации предприятия туризма.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 211
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1 Теоретические основы деверсификации предприятия туризма
1.1 Понятие и виды диверсификации бизнеса
1.2 Особенности продвижения туристических продуктов на примере инсайд-туров
Глава 2 Анализ деятельности ООО Компания «Меридиан-Томск»
2.1 Характеристика предприятия
3.1 Обоснование диверсификации бизнеса туристической компании
- организация городского и междугороднего группового трансфера;
- трансфер пассажиров до аэропортов и ж/д вокзалов Томска, Новосибирска и Кемерово.
ООО Компания «Меридиан-Томск» оперативно извещает своих клиентов по электронной почте о распродажах билетов, специальных предложениях и горящих турах из Томска, Новосибирска, Кемерово и Москвы, о новых направлениях и перелетах.
В городе Томске расположено четыре офиса компании, кроме того, для удобства клиентов, функционирует справочно-консультационная служба.
На рисунке 1 приведена организационная структура ООО Компания «Меридиан-Томск».
Рисунок 1 – Организационная структура ООО Компания «Меридиан-Томск»
По состоянию на начало 2018 года в компании работают 15 сотрудников. Поскольку компания является сетью туристических агентств, основное управление компанией осуществляет генеральный директор компании, а оперативное управление офисами осуществляется исполнительными директорами. Функции бухгалтерского обслуживания офисов переведены на аутсорсинг.
В целом, крупнейшая туристическая компания города Томска, обладает широкой сетью представительств, имеет долгосрочные отношения с партнерами и клиентами, предлагает широкий перечень услуг.
2.2 Анализ деятельности компании
Проведем анализ основных финансовых результатов ООО Компания «Меридиан-Томск» в разрезе основного вида деятельности в 2015-2017 годах.
В таблице 1 представлены данные о динамике финансовых результатов от реализации туристических услуг.
Таблица 1
Данные о динамике финансовых результатов от реализации туристических услуг ООО Компания «Меридиан-Томск»
Наименование показателя |
2015 |
2016 |
2017 |
Изменение 2016 к 2015 |
Изменение 2017 к 2015 |
Выручка от реализации, тыс. руб. |
5399 |
6901 |
7993 |
1502 |
2594 |
Внутренний туризм, тыс. руб. |
456 |
2700 |
1366 |
2244 |
910 |
Выездной туризм, тыс. руб. |
4943 |
4201 |
386 |
-742 |
-4557 |
Услуги по продажи билетов, тыс. руб. |
0 |
0 |
6241 |
0 |
6241 |
Себестоимость, тыс. руб. |
4290 |
3161 |
7178 |
-1129 |
2888 |
Внутренний туризм, тыс. руб. |
365 |
2160 |
1222 |
1795 |
857 |
Выездной туризм, тыс. руб. |
3954 |
3361 |
351 |
-594 |
-3603 |
Услуги по продаже билетов, тыс. руб. |
0 |
0 |
5605 |
0 |
5605 |
Прибыль, тыс. руб. |
1109 |
3740 |
815 |
2631 |
-294 |
Внутренний туризм, тыс. руб. |
91 |
540 |
144 |
449 |
53 |
Выездной туризм, тыс. руб. |
989 |
840 |
35 |
-148 |
-954 |
Услуги по продаже билетов, тыс. руб. |
0 |
0 |
636 |
0 |
636 |
Данные таблицы позволяют заключить, что объем выручки от реализации туристических путевок ООО Компания «Меридиан-Томск» к 2017 году снизился до критического минимума. Снижение выручки от реализации было обусловлено снижением объемов продаж по выездному туризму на 4557 тыс. руб. По внутреннему туризму к 2017 году объем продаж возрос на 910 тыс. руб. Общий спад продаж в туризме негативно отразился на валовой прибыли, которая в 2017 году сократилась на 259 тыс. руб.
Необходимо отметить тот факт, что под влиянием внешнерыночных факторов, обусловленных кризисной геополитической ситуацией, ростом курса иностранной валюты, в структуре выручки к 2017 году внутренний туризм занимает 17,09%, тогда как выездной туризм составляет 4,83%, что свидетельствует о популяризации внутрироссийского отдыха. В 2015 году, в условиях общего спада продаж на рынке массового туризма, компания провела стратегию переориентации. Основная выручка и прибыль были получены от комиссии за реализацию авиа, железнодорожных и автобусных билетов. Стратегия перепрофилирования спасла ООО Компания «Меридиан-Томск» от банкротства, как многие предприятия туристической сферы, однако, данный вид деятельности не приносит высокой прибыли.
В таблице 2 представлена динамика объемов продаж по основным туристическим направлениям в 2015-2017 годах.
Таблица 2
Динамика объемов продаж по основным туристическим направлениям в 2015-2017 годах
Наименование показателя |
2015 |
2016 |
2017 |
Изменение 2016 к 2015 |
Изменение 2017 к 2015 |
Туры по России, тыс. руб. |
456 |
2700 |
1366 |
2244 |
910 |
Экскурсии по Золотому кольцу, тыс. руб. |
108 |
498 |
481 |
390 |
373 |
Отдых на черноморском побережье, тыс. руб. |
269 |
1330 |
386 |
1061 |
117 |
Отдых в Крыму, тыс. руб. |
79 |
872 |
499 |
793 |
420 |
Отдых за рубежом, тыс. руб. |
4943 |
4201 |
386 |
-742 |
-4557 |
Выручка, тыс. руб. |
5399 |
6901 |
1752 |
1502 |
-3647 |
Как свидетельствуют данные таблицы в структуре внутрироссийского отдыха наибольшей популярностью пользуется отдых в Республике Крым с долей продаж 28,48%, объемы продаж которого в 2017 году возросли на 420 тыс. руб. Необходимо отметить, что общий объем продаж туристических путевок как по внутрироссийским, так и по зарубежным направлениям в 2017 году сократился на 3647 тыс.руб., что произошло по причине снижения уровня благосостояния населения, падения спроса на туристические путевки, что обусловило частичное перепрофилирование деятельности компании.
В таблице 3 представлена динамика продаж ООО Компания «Меридиан-Томск» по видам туристических путевок.
Таблица 3
Динамика продаж ООО Компания «Меридиан-Томск» по видам туристических путевок
Наименование показателя |
2015 |
2016 |
2017 |
Изменение 2016 к 2015 |
Изменение 2017 к 2015 |
Пляжные туры, тыс. руб. |
1173 |
2874 |
927 |
1701 |
-246 |
Спортивно-экстремальные туры, тыс. руб. |
432 |
281 |
21 |
-151 |
-411 |
Экскурсионные горящие туры, тыс. руб. |
2561 |
2122 |
481 |
-439 |
-2080 |
Шопинг туры, тыс. руб. |
331 |
271 |
121 |
-60 |
-210 |
Морские и речные круизы, тыс. руб. |
1655 |
1766 |
222 |
111 |
-1433 |
Мини-туры, тыс. руб. |
49 |
70 |
22 |
21 |
-27 |
Фототуры, тыс. руб. |
62 |
79 |
0 |
17 |
-62 |
Итого |
5399 |
6901 |
1752 |
1502 |
-3647 |
Данные таблицы позволяют заключить, что наибольшую долю в объеме продаж занимают экскурсионные горящие туры, пляжные туры и морские круизы, причем объем продаж по данным направлениям падает с каждым годом, что обусловлено влиянием факторов внешней среды на деятельность компании.
В таблице 4 приведена структура продаж по видам зарубежного отдыха ООО Компания «Меридиан-Томск» в 2015-2017 годах.
Таблица 4
Структура продаж по видам зарубежного отдыха ООО Компания «Меридиан-Томск» в 2015-2017 годах
Наименование показателя |
2015 |
2016 |
2015 |
Изменение 2016 к 2015 |
Изменение 2017 к 2015 |
Египет, тыс. руб. |
410 |
322 |
14 |
-88 |
-206 |
Турция, тыс. руб. |
461 |
410 |
51 |
-451 |
-480 |
Таиланд, тыс. руб. |
711 |
671 |
61 |
160 |
-90 |
Вьетнам, тыс. руб. |
111 |
355 |
30 |
-56 |
-281 |
Испания, тыс. руб. |
100 |
90 |
52 |
390 |
92 |
Греция, тыс. руб. |
191 |
80 |
60 |
-11 |
-381 |
Прочие страны Европы, тыс. руб. |
211 |
121 |
0 |
-290 |
-650 |
ОАЭ, тыс. руб. |
781 |
122 |
0 |
-159 |
-459 |
Китай, тыс. руб. |
1251 |
1211 |
118 |
-134 |
-311 |
Израиль, тыс. руб. |
209 |
215 |
0 |
-94 |
-79 |
Куба, тыс. руб. |
141 |
144 |
0 |
-97 |
-175 |
Прочие страны, тыс. руб. |
366 |
460 |
0 |
-623 |
-1719 |
Выручка, тыс. руб. |
4943 |
4201 |
386 |
-1453 |
-4739 |
Как следует из таблицы 4 наиболее востребованным туристическим направлением для клиентов во всех трех периодах были курорты Тайланда и Китая, что объясняется географическим положением города Томска, объемы продаж по которым к 2017 году упали в несколько раз. Кроме того, среди Томичей пользовались популярностью туры в Египет и Турцию, где объемы продаж также сократились в разы. Причиной данного обстоятельства являлся произошедший теракт в Египте и временное закрытие данного туристического направления для российских туристов. А конфликт с Турцией в конце 2017 года закрыл данное направление для российских туристов. Рост обменных курсов валют повлиял на спад популярности европейских туристических направлений.
Кроме того, влияние геополитической напряженности, связанной с повышением частоты терактов, повлияло на спад продаж по всем основным туристическим направлениям.
Проведенный анализ ООО Компания «Меридиан-Томск» показал, что компания обладает следующими положительными сторонами деятельности:
1.Положительный финансовый результат.
2.Политика Правительства в сфере стабилизации туристического рынка.
3. Опыт работы на рынке.
4. Высокая квалификация персонала.
5. Большое внимание уделяется маркетинговым исследованиям.
Разработка новых туристических продуктов и применение новых методов их реализации и продвижения является актуальной задачей для руководства ООО Компания «Меридиан-Томск».
Как показали результаты проведенного аналитического исследования, за в 2017 год, не смотря на рост объемов реализации ООО Компания «Меридиан-Томск», чистая прибыль и рентабельность компании значительно сократились. Как было отмечено во второй главе, в 2017 году, в связи со спадом продаж зарубежных туров, компания уже перепрофилировала собственную деятельность, выбрав основным профилем деятельности продажу авиа и железнодорожных билетов. Тем не менее, продажи билетов не приносят ощутимого чистого дохода туристической компании.
Глава 3 Разработка проекта по диверсификации бизнеса ООО Компания «Меридиан-Томск» путем ориентации на межрегиональный инкаминг
3.1 Обоснование диверсификации бизнеса туристической компании
Результаты проведенного аналитического исследования за 2017 год показали, что, несмотря на рост объемов реализации ООО Компании «Меридиан-Томск», чистая прибыль и рентабельность компании значительно сократились. Как было отмечено во второй главе, в 2017 году, в связи со спадом продаж зарубежных туров, компания уже перепрофилировала собственную деятельность, выбрав основным профилем деятельности продажу авиа и железнодорожных билетов. Тем не менее, продажи билетов не приносят ощутимого чистого дохода туристической компании.