Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 102
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психологическая готовность к школьному обучению
1.1. Анализ ключевых понятий исследования
1.2 Характеристика возрастных особенностей первоклассников
Глава 2. Содержание деятельности психолога и педагога на этапе адаптации первоклассников к школе
2.1 Исследование школьной адаптации первоклассников к школе
2.3 Развивающая себя программа игру адаптации сада детей этап к школе
Овладение системой общественно выработанных эталонов меняет характер детского мышления. Происходит переход от эгоцентризма (дети отождествляют точки зрения других людей со своей точкой зрения, проявляя субъективный реализм) к децентрации (понимает иные точки зрения и перспективы, формируется объективный образ мира), что подводит ребенка к объективному, элементарно научному восприятию действительности и совершенствует его возможности оперировать представлениями на произвольном уровне. Новые способы умственных действий в значительной степени опираются на действия с внешними предметами, развиваются различные формы образного мышления, а также некоторые логические способы мышления, что свидетельствует о большом скачке в интеллектуальном развитии (способность к умозаключениям и выводам на основе имеющихся данных).
Для мышления детей 6-7 лет характерны следующие особенности:
• внеситуативность (решает мыслительные задачи, представляя их условия);
• возрастает планомерность - освоение речи способствует развитию рассуждения как способа решения мыслительных задач, практические действия возникают на основе предварительного рассуждения;
• складываются предпосылки самостоятельности, гибкости, пытливости мышления.
Мыслительные процессы сформированы недостаточно. Дети испытывают затруднения: в сопоставлении нескольких признаков, выделении существенного, переноса мыслительной деятельности на решение задач.
Развитие наглядно-образного мышления способствует развитию второй сигнальной системы и речи. На протяжении всего детства ребенок интенсивно ею овладевает. На момент поступления в школу словарный запас дошкольника состоит от 3000 до 7000 слов. Развитие речи определяется потребностью в общении. Он может свободно объясниться с другим человеком на тему, которая относится к его обыденной жизни и входит в круг его интересов. Словарь первоклассников состоит из существительных, прилагательных, глаголов, числительных, местоимений и соединительных союзов. Если ребенок посещал детский сад, то он должен быть обучен навыкам осознанного анализа речи (производить звуковой анализ слов, разбивать его на звуки и устанавливать их порядок в слове). Освоение речи превращается в речевую деятельность.
Развитие мышления тесно связано с особенностями развития внимания и памяти, которые начинают приобретать произвольные и регулируемые формы.
По мнению Л.С.Выготского, память стоит в центре сознания в дошкольном возрасте. Развитие произвольного запоминания является одним из главных достижений дошкольника. Он начинает пользовать различными приёмами для повышения эффективности запоминания (повторение, смысловое и ассоциативное соотнесение материала).
Постепенно начинают складываться элементы произвольности в управлении вниманием. Оно становится опосредованным, появляются элементы послепроизвольного внимания. Значительно возрастают его объём, концентрация и устойчивость. Но, в связи с его неполной сформированностью, дети по-прежнему проявляют больше внимания к тому, что представляет для них непосредственный интерес. Резкое изменение произойдёт лишь к 9-10 годам, и дети смогут работать длительное время сосредоточенно, без отвлечений и ошибок.
Воображение также постепенно приобретает произвольный характер: ребенок создаёт замысел, планирует и реализует его. Осваивая в игре (необходимым условием которой является наличие замещающей деятельности и предметов-заместителей) приемов и средств создания образов, воображение переходит во внутренний план дошкольника, отпадает необходимость в наглядности для создания образов.
Успешность школьного обучения в первую очередь зависит от полноценного прохождение дошкольного возраста, ведущей деятельности которого является сюжетно-ролевая игра. Все виды деятельности дошкольника (игра, изобразительная деятельность, восприятие сказок) носит моделирующей характер. В игре ребёнок осваивает человеческие взаимоотношения сначала эмоционально, а потом интеллектуально. Изобразительное искусство дополняет игру и позволяет ребёнку не только приобрести необходимые навыки, но и создаёт эмоциональный фон жизни. Л.С.Выготский считал рисунок подготовительной стадией к письменной речи (переход от символа к знаку). Восприятие сказок дает возможность ребёнку содействовать, сопереживать герою. Обучение же должно быть вплетено в основные виды деятельности, что способствует в дальнейшем желанию чему-то учиться. Важным приобретением дошкольника Б.Д.Эльконин считал формирование внутреннего плана действия и отмечал, что в этот период (старший дошкольник) ориентировочная часть действия отделяется от исполнительной. Так же значимым приобретением для ребёнка является освоение различных форм элементарного труда, т.к. при этом между ним и взрослым устанавливается отношения взаимопомощи, распределение роль и координация действий.
К концу дошкольного возраста меняется эмоциональная сфера ребёнка, без которой не возможно гармоничное становление познавательного развития чувства становятся более осознанными, обобщенными, произвольными, разумными, внеситуативными. Складываются высшие чувства - интеллектуальные, эстетические и нравственные (первые этические инстанции). Основным новообразование эмоциональной сферы является возникновение особых форм сопереживания, отзывчивость, заботливость, активное отношение к событиям жизни.
Для ребенка переживающего кризис 7 лет, характерно проявление негативной симптоматики всех переходных периодов (негативизм, упрямство, строптивость и др.), а так же проявляются специфические для данного возраста особенности: нарочитость, нелепость, искусственность поведения, паясничанье, вертлявость. По мнению Выготского Л.С., такие особенности поведения свидетельствуют об «утрате детской непосредственности». Причиной таких изменений является разделение в сознании его внутренней и внешней жизни, т.е. его поведение становится осознанным. Между желанием что-то сделать и самой деятельностью возникает новый фактор - осознание ребенком того, что принесет осуществление той или иной деятельности (сзахотел - осознал - сделал»). Здесь впервые возникает смысловая ориентировочная основа поступка. Согласно взглядам Д.Б. Эльконина, там и тогда, где и когда появляется ориентация на смысл поступка, там и тогда ребенок переходит в новый возраст.
Эмоциональная сфера тесно связана с формирующейся волей ребёнка.
К 6 годам появляются задатки основных элементов волевого действия: способность поставить цель, принять решение, наметить план действий, исполнить его, применить усилие в случае преодоления препятствия, оценить результат. Но все эти компоненты ещё не достаточно развиты. Цели, которые ребёнок ставит, не всегда осознаны и устойчивы, а удержание цели зависит от трудности и длительности его выполнения. Б.Д.Эльконин рассматривал произвольное поведение в качестве одного из основных психологических новообразований дошкольника и определял его как поведение, опосредованное определёнными представлениями.
Развитие воли тесно связано с изменением мотивов поведения, формирование соподчинения мотивов, придающего общую направленность поведению ребенка. Значимым мотивом является оценка действий авторитетного взрослого, положительного отношения окружающих. Выделяют две группы мотивов учения:
. Широкие социальные мотивы учения, связанные с потребностью ребенка в общении с другими людьми и с желанием занять определённое место в системе общественных отношений, получить новый социальный статус;
. Мотивы, связанные непосредственно с учебной деятельность, т.е. познавательные интересы детей, их потребность интеллектуальной активности, овладение новыми умениями и навыками.
Сплав познавательной потребности и потребности в общении с взрослыми на новом уровне способствует возникновению нового отношения ребёнка к окружающей среде, названного Л.И. Божович «внутренней позицией школьника.
Осознание включается во все сферы жизни ребенка: он начинает осознавать отношение к себе окружающих, своё отношение к ним и к самому к себе, свой индивидуальный опыт, результаты собственной деятельности т.д. у ребенка появляется осознание своего социального «Я», формируется внутренняя социальная позиция, которая выражает новый уровень самосознания и рефлексии. Возникновение этого новообразования в значительной степени определяет как поведение, деятельность ребенка, так и всю систему отношений его к действительности (к взрослым, к школе и т.д.).
Но следует заметить, что возможности осознания ещё очень ограничены, это только начало формирования способности к анализу своих переживаний, возможностей и отношений.
Возникновение самосознания тесно связано с развитием самооценки, первоначальной основой которой является умение сравнивать себя с другими детьми. К 7 годам она дифференцируется и несколько снижается. Самооценка будущего первоклассника достаточно правильная и устойчивая. Возможно её завышение, реже - занижение. Ребенок умеет адекватно оценить себя, т.е. способен посмотреть на себя и ситуацию с разных точек зрения (одним свойственно стремление к успеху и высоким достижениям, а для других важнее всего избежать неудач и неприятных переживаний). Но они объективнее оценивают результат деятельности, чем поведение. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам. Тем самым она влияет на эффективность деятельности и дальнейшего развития личности.
С поступлением в школу коренным образом меняется социальная ситуация развития ребенка. Л.С.Выготский определял её как «совершенно своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной» основу которой составляет переживание ребёнком среды своего обитания и себя в ней.
Став школьником, ребёнок получает новые права и обязанности и впервые начинает заниматься общественно значимой деятельностью, от уровня выполнения которой зависит его место среди окружающих и его взаимоотношений с ними. В школе возникает новая структура этих отношений. Система «ребёнок - взрослый» разделяется на системы «ребёнок - учитель» и «ребёнок - родитель». Система «ребёнок - учитель» определяет отношения ребенка к родителям и к детям. Ведь в учителе олицетворены требования общества, и он становится авторитетнее и влиятельнее родителей.
Новая социальная роль, требования и обязанности требуют особой деятельности, которая называется учебной деятельностью ("Я - ученик, я - школьник"), но она не дана ребёнку в готовом виде. А мотив, с которым ребенок приходит в школу, не связан с её содержанием. Изначально его интересует, как правило, положительно, внешняя сторона школьной жизни (ранец, школьные принадлежности и пр.). Со временем этот мотив начинает терять силу. Особенность младшего школьного возраста заключается в том, что цели деятельности детей определяются в основном взрослыми (Л.С. Выготский). Задача начальной школы построить его деятельность так, чтобы новый мотив был связан с внутренним содержанием предмета. Б.Д.Эльконин считал, что побуждать к учению должно то содержание, которому учат в школе. Если удаётся сформировать такие мотивы, то общие мотивы деятельности и широкие социальные мотивы, конкретно связаны с позицией школьника, наполняются новым содержанием. Позиция школьника - это не просто ученик, чья деятельность направлена на усвоение знаний и не только его способ подготовки к будущему, эта деятельность им осознается и переживается как участие в повседневной жизни окружающих его людей.
Мотивы деятельности называются учебно-познавательными. Они направлены не только на усвоение знаний, а, сколько на усвоение способов действий. В школе способ приобретения знаний отличается систематичностью (ранее знания приобретаются стихийно), и то примет ли ребенок этот способ, будет зависеть от его готовности к школе. Полноценная учебная мотивация должна включать в себя и познавательные мотивы, и широкие социальные мотивы, но индивидуальность каждого ребёнка определяет, какой мотив будет доминировать в учебной деятельности. Если в учении доминируют социальные мотивы, то такой ребёнок стремится в школу, чтобы занять определенную позицию в обществе (позицию школьника), и ему, прежде всего, будет важно строгое исполнение роли ученика, а не знания. Такой ученик ориентирован на одобрение и похвалу учителя. У любознательных же детей преобладают познавательные мотивы, и такой ученик не всегда принимает и выполняет поставленную задачу учителем.
Все эти условия приводят к тому, что школа становится центром жизни детей, которая предъявляет к будущему первокласснику особые требования.
Глава 2. Содержание деятельности психолога и педагога на этапе адаптации первоклассников к школе
Цель работы психологов и педагогов с учащимися, переходящими из детского сада в школу, состоит: во-первых, в определении готовности ребенка к обучению в новых условиях, во-вторых, в оказании помощи детям с низким уровнем такой готовности.
Можно выделить следующие компоненты в содержании понятия «готовность к обучению в школе»:
1. Сформированность основных компонентов учебной деятельности, успешное усвоение программного материала учащимся.
2. Сформированность у ребенка новообразований дошкольного
возраста, таких как произвольность, рефлексия, мышление в понятиях
(на соответствующем возрасту содержании).
3. Качественно новый, более «взрослый» тип взаимоотношений ученика с учителями и одноклассниками.
4. Эмоциональная готовность к переходу в школу, которая
выражается в адекватности переживаний и предупреждает его
повышенную школьную тревожность.
5. Личностная, интеллектуальная и эмоциональная готовность ученика к обучению в данной школе.