Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Психологическая готовность к школьному обучению
1.1. Анализ ключевых понятий исследования
1.2 Характеристика возрастных особенностей первоклассников
Глава 2. Содержание деятельности психолога и педагога на этапе адаптации первоклассников к школе
2.1 Исследование школьной адаптации первоклассников к школе
2.3 Развивающая себя программа игру адаптации сада детей этап к школе
Большинство авторов отмечают, что падение успеваемости учащихся в школе обусловлено многими факторами, в том числе перегруженностью учебной программы 1-го класса, предусматривающей высокий уровень развития различных форм мышления. Учителя начальной школы отмечают также, что дети приносят из детского сада низкий уровень развития речи, не отвечающую требованиям средней школы, способность к умозаключениям у большинства учащихся, слабое развитие навыков самостоятельной работы, стремление работать на низком уровне сложности и т. п. Родители меньше помогают своим детям, ссылаясь на их «взрослость».
Для того чтобы адаптационный период протекал у учащихся эффективно, можно предусмотреть следующие этапы его организации:
1. Разработка психологом школы программы адаптации учащихся.
Принятие каждым классным руководителем идеи адаптационного периода и осознание его смысла, необходимости подготовки.
Составление классным руководителем программы адаптационного периода с учетом возможностей учителей и детей на основе базовой программы.
Создание директором школы, его заместителями организационных условий, обеспечивающих адаптационный период для детей (приказ по школе, изменение расписания, предоставление кабинетов для работы и т. п.).
Привлечение других специалистов (учителей физкультуры, руководителей театральных кружков и т. п.) для помощи ученикам в их адаптации к школе.
Работа психолога проводится в несколько этапов: диагностический и коррекционный. Процесс адаптации ребенка к школе рассматривается с точки зрения соответствия диагностических данных конкретного ребенка системе психолого-педагогических требований к обучению и поведению школьников. Результаты обследования сравниваются с содержанием нормативных показателей развития, и их соответствие или несоответствие будет показывать, как протекает процесс адаптации к новой социальной ситуации.
Диагностический этап в работе психолога с учащимися имеет сложное содержание и начинается уже во время окончания дошкольного периода. Основной диагностической задачей является выявление мотивационной, интеллектуальной и социально-психологической готовности детей к переходу в среднюю школу. Одновременно следует обобщить полученные показатели по каждому классу в целом. Опыт показывает, что классы отличаются друг от друга предпочтением учебных дисциплин, особенностями мотивационной и степенью сформированности интеллектуальной сферы, в том числе по отдельным мыслительным операциям, а также уровнем тревожности, степенью сформированности коллектива класса, а также ожиданиями относительно стиля взаимотноошений между учащимися и педагогами. Такие различия определяются, на наш взгляд, особенностями личности учителя начальной школы.
Сравнительный анализ результатов диагностики в классах дает возможность подготовить конкретные рекомендации преподавателям 1 классов, будущим классным руководителям, а также оценить эффективность работы учителей начальной школы.
Диагностические исследования целесообразно проводить во второй половине года — в феврале или марте. В исследовании можно использовать тесты, направленные на изучение структуры умственных способностей, продуктивных возможностей интеллекта и соответствующие опросники по социально-психологической готовности учащихся. Например, можно обратиться к групповому интеллектуальному тесту Дж. Вана по диагностике общих умственных способностей для данного возраста. Для изучения эмоциональной и мотивационной готовности детей к школе обращаются к методике незаконченных предложений, тест у школьной тревожности Филлиппса, анкетам для оценки уровня и содержания школьной мотивации учащихся, рисуночным проективным методикам.
По результатам наблюдений педагога начальной школы и психодиагностических исследований готовится не только характеристика каждого класса, но и развернутая психолого-педагогическая карта на каждого ученика 1 класса. В ней психолог, учитель класса характеризует содержание личностной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы ребенка.
Результаты психодиагностической работы психолог обсуждает с преподавателями начальной школы и педагогами, которые будут работать в 1 классах. Такое обсуждение может проходить в виде психолого-педагогического консилиума, деловой игры, «круглого стола». Итогом совместной работы является примерная программа действий всех участников учебно-воспитательного процесса, включая родителей. На учащихся, которые показали в психодиагностическом исследовании склонность к школьной дезадаптации (проблемы с учебной деятельностью, в отношениях с одноклассниками, учителями, родителями, высокий уровень тревожности и т. п.), составляется коррекционная психолого-педагогическая программа.
Коррекционный этап работы психолога с учащимися начинается во втором полугодии первого класса. Основная его задача состоит в изучении степени и особенностей принятия школьниками новых социальных условий и помощи им, если необходимо, в эффективной адаптации к условиям обучения в школе.
Перед началом учебного года психологом совместно с классным руководителем разрабатывается программа адаптационного периода для детей, которая затем реализуется в работе с ними в течение первой недели обучения в школе.
В сентябре проводятся также психолого-педагогический семинар с классными руководителями и учителями-предметниками, работающими в 1 классах, по проблемам, связанным с особенностями младших школьников, формированием коллективов с учетом полученных диагностических данных.
В сентябре — октябре классные руководители, педагоги-предметники наблюдают за поведением и учебной деятельностью детей.
Учитывая, что процесс адаптации детей к средней школе длится обычно почти 2 месяца, психологическую оценку его эффективности следует начинать не ранее начала ноября.
При выборе психодиагностического инструментария учитываются результаты наблюдений за учащимися педагогов, а также социальных педагогов. Психолог может ограничиваться в своем исследовании методами экспресс диагностики (их сегодня принято называть скрининговыми методами), ориентированными на групповое предъявление. Если соответствие интеллектуального развития детей психолого-педагогическим требованиям в средней школе было определено еще в 1 классе, достаточно обратиться к изучению мотивационной сферы, преобладающего эмоционального состояния, особенностей отношений ребенка к миру и самому себе.
Психолог изучает особенность и степень приспособления школьников к изменившимся социально-педагогическим условиям обучения. Цель данного этапа работы состоит в определении основных причин проблемного поведения отдельных школьников и ухудшения результатов обучения. Хроническая неуспеваемость ученика может быть как следствием нарушений собственно познавательной сферы, так и результатом высокой личностной или школьной тревожности; появление неуверенности в себе, тревожности может быть порождено страхом наказания родителей за оценки или не удовлетворяющим ученика положением в коллективе класса. Программа помощи ребенку при его вхождении в обучение в школе может быть реализована только в совместной работе психологов, педагогов и родителей.
2.1 Исследование школьной адаптации первоклассников к школе
Цель, задачи и методики исследования
В проведенном нами исследовании приняло участие 40 учеников первых классов СОШ № 1279 города Москвы (1"Б"-20 человек -экспериментальная группа, 1"А"-20 человек — контрольная группа).
Нами был рассмотрен вопрос, касающийся адаптации к школе учеников первого класса, у детей 6,5- 7 лет были выявлены уровни сформированности школьной адаптации.
Целью нашего экспериментального исследования является выявление показателей уровня адаптации учащихся 1-х классов к учебной деятельности. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие эмпирические задачи, как говорилось ранее:
-исследовать уровень школьной адаптации у учеников первого класса;
-выявить уровень сформированности школьной адаптации у детей из экспериментальной и контрольной групп;
-составить и апробировать развивающую программу;
-повторно исследовать уровень школьной адаптации.
Исследование проводилось в три этапа:
1. Констатирующий этап, целью которого было проведение первичной диагностики адаптации первоклассников.
2. Формирующий этап, целью которого было проведение программы адаптации детей к школьной программе. Для этого использовались такие методы сбора информации как наблюдение, беседы, анкетирования и т. д.
3. Контрольный этап, целью которого была проверка эффективности проведения программы адаптации в школе. На данном этапе был использован диагностический блок методик, представленный на первом этапе.
На первом этапе исследования мы провели диагностику адаптации первоклассников к школе. Основными методиками изучения процесса адаптации к школе стали:
1. Пиктографический тест (проективная рисуночная методика) «Я в школе» А. И. Баркан;
2. Методика диагностики уровня школьной адаптации Филлипса
3. Методика измерения уровня адаптированности Тейлора
Отбор конкретных методик осуществлялся нами по критерию их соответствия целям нашего исследования. Наиболее отвечающим задачам исследования явились проективные рисуночные методики, в основе которых лежит механизм проекции.
Проективная рисуночная методика «Я в школе».
Данная методика разработана В. И. Баркан, целью которой является диагностика процесса адаптации к школе.
Исследуемым предлагалось нарисовать рисунок на тему: «Я в школе». Для рисования детям раздавались листы формата А4, наборы цветных карандашей и давалось неограниченное количество времени. Методика проводилась одновременно с пятью детьми, рассаженными так, чтобы нельзя было увидеть, что рисует каждый из них.
В этом задании учитывалось и то, какой рукой ребенок работает, а также обращалось внимание на то, как ребенок держит ручку (карандаш) — правильно, удобно, неправильно, неудобно, сильно ли напряжен при выполнении задания, правильно ли сидит?
Анализ рисунков позволяет с точностью определить наличие у школьников познавательных мотивов или преобладание игровой мотивации, а по изменениям этого параметра можно судить об уровне школьной адаптации ребенка, степени овладения учебной деятельностью и об удовлетворенности ребенка ею (Приложение).
Тест школьной адаптации Филлипса".
«Тест школьной адаптации Филлипса» позволяет изучить уровень и характер адаптации, связанных со школой у детей младшего школьного возраста.
Тест состоит из 58 вопросов, которые могут зачитываться школьникам, а могут и предлагаться в письменном виде. На каждый вопрос требуется однозначно ответить «Да» или «Нет"(Приложение).
Тест "Измерения уровня адаптации Тейлора"
Для выявления личностной адаптации была использована методика «Измерения уровня адаптации Тейлора» (адаптированная Немчивым Т. А.).
Опросник состоит из 50 утверждений. Он может предъявляться испытуемому либо списком, либо, как набор карточек с утверждениями (Приложение).
В результате проведения рисуночного теста «Я в школе», дети разделились на 5 групп.
В первую группу нами отнесены 13 детей, на рисунках которых вопреки заданию, нарисовать себя в школе, изображено только здание школы.
Почти иные все рисунки срок этой группы нами очень игре сильно дети отличаются быть от остальных дней наличием есть большого этой количества речи штриховки. Это может этой говорить лишь о некотором воли агрессивном игру и тревожном нами отношении дети к школе. Если на рисунке есть не так сильно быть выражена быть штриховка, то они все равно миру изобилуют если большим дней количеством ходе мелких дети деталей, например круг наличием план птиц, летающих куда вокруг года школы, изображенных быть галочками нами и заполняющих план почти роль все пространство наше листа.
Про испытуемых, отнесенных было нами к первой нами группе, можно учат сказать, что они не адаптировались себя к новой этой деятельности. Фактически есть они являются мозг дошкольниками, на это указывает нами то, что дети рисуют раза не содержание воли деятельности, которой быть они заняты быть внутри пути самой нами школы, а только себя ее здание, как некий всех символ этап этой деятельности. Эти дети еще психологически сада не готовы дети принять лишь роль учащегося. К школе дети они относятся себя как к месту, куда их, зачем-то, приводят трех родители, и нет никакого нами представления этой (осознания), о том, что же они должны виде делать речи внутри.
Во вторую дети группу себя вошли этой 15 детей. Из них, у 7 детей, на рисунках дети помимо виде здания есть школы, нарисованы этой люди. Эти люди находятся сада рядом этот со школой, но не объединены форм общей дети деятельностью; у 12 детей раза изображен план один человек, находящийся двух возле была школы. Нам кажется, что эти рисунки были по своему норм смыслу дети совершенно того одинаковые круг и от того, что у 7 детей если в рисунках один присутствует виды второй если человек, его присутствие была ничего форм не меняет, т.к. люди между форм собой есть никак нами не взаимодействуют.