Файл: Проблемы правового регулирования бухгалтерского учета.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 65
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях
1.1. Правовое регулирование бухгалтерского учета
1.2. Проблемы правового регулирования бухгалтерского учета
Глава 2.Международные стандарты бухгалтерского учета.
2.1 Понятие и роль международных стандартов финансовой отчётности
2.2 Концепция международных стандартов финансовой отчетности. Основные принципы
2.3.Влияние международных стандартов финансовой отчетности на развитие бухгалтерского учета в России
Введение
Актуальность исследования определяется так же тем, что развитие рыночных отношений создают потребность в обеспечении экономических контрагентов актуальной информацией о деятельности хозяйствующих субъектов, которую должна предоставлять система бухгалтерского учета. Вхождение Российской экономики в мировую экономическую среду влечёт потребность в разработке комплексного и системного подхода к внедрению международных стандартов ведения бухгалтерского учёта и предоставлении отчётности в национальную практику ведения бухгалтерского учёта.
В условиях стремительно развивающейся глобализации экономики, создания единых экономических пространств (Единый рынок в Европе, НАФТА на американском континенте), развития международных финансовых рынков, расширения инвестиционных возможностей, бурных процессов в области информационных технологий и т.д. В силу этих условий гармонизации стандартов финансовой отчетности приобретает наиболее важное значение. Из-за отсутствия единой системы бухгалтерского учета и различных интерпретаций существующих стандартов порой возникают парадоксальные ситуации. Возрастает необходимость сопоставимости и достоверности отчётных данных о деятельности компаний.
Объектом исследования является совокупность правовых норм, регулирующих ведение учета в организациях и Международных стандартов финансовой отчетности, разрабатываемых Комитетом по международным стандартам.
Предметом исследования является информационное обеспечение экономических решений различных пользователей финансовой отчетности путем формирования финансовой отчетности на основе единой, теоретически обоснованной системы Международных стандартов финансовой отчетности.
Цель данной работы - рассмотреть правовые основы регулирования бухгалтерского учета в организациях и выявить принципы формирования международных стандартов финансовой отчётности и проанализировать их влияние на развитие бухгалтерского учёта в Российской Федерации.
В соответствии с поставленной целью были поставлены следующие задачи:
– рассмотреть понятие, сущность и структуру международных стандартов финансовой отчетности;
– раскрыть роль международных стандартов финансовой отчетности в международной практике составления бухгалтерского учета и отчётности;
– проанализировать роль международных стандартов финансовой отчетности и пути их внедрения в систему бухгалтерского учёта в России;
– выявить проблемы внедрения международных стандартов ведения бухгалтерского учёта в России.
Теоретическими предпосылками исследования стали работы современной экономической науки и практики таких авторитетных авторов как: Соколова Е.С. Гусев О.В., Сердинов Э.М., Соловьева, О. В., Пятов М.Л, Смирнова И.А, С.В. Модеров, Н.В. Генералова.
Работа состоит из введения, двух глав, каждая из которых разделена на два параграфа, заключения, списка использованной литературы и приложения.
Глава 1. ОСНОВНЫЕ нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях
1.1. Правовое регулирование бухгалтерского учета
Информация, полученная на основании данных бухгалтерского учета, в настоящее время является основной для большинства пользователей. Данные учетных регистров, которые сгруппированы и детализированы по определенным признакам, позволяют оценивать финансовые риски, составлять бухгалтерскую и статистическую отчетность, которые в свою очередь формируют мнение пользователей о финансовом состоянии организации, перспективах ее развития. [9, c.31]
Развитие рыночных отношений, усложнение задач, стоящих перед бухгалтерским учетом, предъявляют повышенные требования к квалификации и профессионализму учетных работников.
Таким образом, бухгалтерский учет представляет сферу общественных отношений, в которой практическое применение правовых норм является особо актуальным. Требования к бухгалтерскому учету и возможность осуществления контроля за их выполнением содержит система нормативно-правового регулирования. [9, c.34]
В общем виде систему нормативно-правовых актов России представляют в следующем виде:
- Конституция (Основной закон) РФ.
- Федеральные законы; подзаконные правовые акты.
- Указы Президента РФ.
- Постановления Правительства РФ.
- Нормативные акты министерств и ведомств.
- Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации и муниципалитетов.
- Локальные нормативные акты государственных и негосударственных организаций различных форм собственности. [10,c. 54]
Конституция (Основной закон) РФ является основой всего законодательства России.
Федеральные законы принимаются в РФ Государственной Думой, после чего передаются на рассмотрение Совета Федерации для одобрения.
Указы Президента РФ (главы государства) занимают следующее после законов место в системе нормативных актов и обязательны для исполнения на всей территории РФ.
В качестве предмета регулирования указов выступают основные направления внутренней и внешней политики. Указы Президента РФ как устанавливают самостоятельные нормы права, так и носят ненормативный характер, включая поручения органам управления разработать нормативные акты в пределах своей компетенции. [10,c.56]
Постановления Правительства РФ. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть в стране и, реализуя эту задачу, принимает решения, имеющие нормативный характер или наиболее важное значение, которые издаются в форме постановлений. Особенность постановлений Правительства РФ состоит в том, что они могут быть приняты лишь на основании и во исполнение законов РФ, а также указов Президента РФ.
Нормативные акты министерств и ведомств (иные федеральные органы исполнительной власти). Особенность их состоит в том, что министерства и ведомства могут издавать приказы и инструкции, содержащие нормы права, в случаях и пределах, предусмотренных законами РФ, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ. Издание любого ведомственного акта должно быть основано на специальном указании вышестоящих органов. [15 ,c. 67]
Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов Федерации и муниципалитетов. Органы власти и управления субъектов Федерации согласно своей компетенции, принимают решения, облекая их в правовую форму. Издаваемые ими нормативные правовые акты распространяются лишь на территории соответствующих регионов. Решения областного уровня (законы, распоряжения) доводятся до исполнителей в течение 7 дней со дня их принятия, но не позднее даты вступления в силу. [10, c.45]
Локальными нормативными актами государственных и негосударственных организаций различных форм собственности называются юридические акты, содержащие нормы права, принимаемые субъектами управления организации. К таким актам относятся издаваемые руководителем организации уставы и положения, на основе которых организации осуществляют свою деятельность. Подобные акты составляют нижнее звено подзаконных правовых актов. [11,c.71]
Общим для всех видов подзаконных актов РФ является то, что они, наряду с законами, регулируют отношения между субъектами гражданского оборота. Граждане и юридические лица, выполняя нормы права, содержащиеся в подзаконных актах, укрепляют режим законности и правопорядка государства.
Согласно п. «р» ст. 71 Конституции РФ [1] официальный бухгалтерский учет находятся в ведении РФ. Частью 1 ст. 76 Конституции РФ установлено, что по предметам ведения РФ принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории России. Таким образом, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ вопросы бухгалтерского учета регламентированы быть не могут. [12, c.35]
Учитывая тот факт, что Конституцией РФ не предусмотрено принятие по вопросам официального бухгалтерского учета федерального конституционного закона, принят Федеральный закон «О бухгалтерском учете» (далее — Закон № 129-ФЗ). [6]
Закон № 129-ФЗ регулирует организацию бухгалтерского учета и составления отчетности во всех организациях, находящихся на территории РФ. Статьей 3 «Законодательства Российской Федерации о бухгалтерском учете» рассматриваемому закону определено центральное место в системе законодательства РФ о бухгалтерском учете. Закон № 129-ФЗ устанавливает единые правовые нормы и методологические основы организации и ведения бухгалтерского учета в России. Другие федеральные законы содержат лишь отдельные положения, регулирующие бухгалтерский учет. [6]
Например, Федеральный закон «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», в котором ст. 57 определено: «Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций и банковских групп правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности, организации внутреннего контроля, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности, а также другой информации, предусмотренной федеральными законами». [14,c.54]
Указы Президента РФ (третий уровень нормативного регулирования) в части бухгалтерского учета могут устанавливать общие принципы для осуществления и отражения отдельных хозяйственных операций. В условиях реформирования, административной реформы указы Президента РФ разрабатываются и принимаются тогда, когда тот или иной аспект предпринимательской деятельности законодательно не урегулирован, а его осуществление необходимо. [9, c.33]
Одним из указов Президента РФ, относящихся к законодательству о бухгалтерском учете, является Указ «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране (о положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)» (далее — Указ о первоочередных мерах). Данным Указом о первоочередных мерах определен перечень поручений Правительства РФ, во исполнение которых утверждена Программа реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (МСФО). [16, c.98]
Нормативные акты министерств и ведомств в области бухгалтерского учета представлены положениями (стандартами) по бухгалтерскому учету (ПБУ) и актами методического характера — указаниями, рекомендациями, инструкциями по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности.
Согласно п. 1 ст. 5 Закона № 129-ФЗ общее методологическое руководство бухгалтерским учетом в РФ осуществляется Правительством РФ, которое делегировало эту функцию Минфину России. В структуре Минфина России этими вопросами занимается Департамент регулирования государственного финансового контроля, аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и отчетности. [17]
Как отмечено ранее, подзаконные правовые акты этого уровня приобретают статус нормативных актов после их регистрации в Минюсте России и опубликования.
Положения по бухгалтерскому учету, устанавливающие методологические основы формирования в бухгалтерском учете информации о сфере их применения, условно можно разделить на три группы:
- Положения, регламентирующие общие вопросы формирования учетной политики, бухгалтерской отчетности и раскрытия соответствующей информации (табл. 1).
- Положения, определяющие правила бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных видов активов и обязательств .
- Положения, устанавливающие особенности бухгалтерского учета и отражения в бухгалтерской отчетности отдельных групп хозяйственных операций, доходов и расходов . [19,c.21]
Акты методического характера — указания, рекомендации, инструкции, утвержденные Минфином России, Центральным банком РФ, Федеральной службой государственной статистики (Росстатом), другими министерствами и ведомствами, носят уточняющий и рекомендательный характер по отдельным вопросам бухгалтерского учета и отчетности. [23.c.76]
Акты методического характера обязательно должны проходить регистрацию в Министерстве юстиции РФ, для того чтобы их использование организациями в виде нормативных стало правомерным. Исключение составляют акты, содержащие предписания, установленные для определенных лиц и означающие обязательность их исполнения такими лицами. [17]
Разница между указаниями и рекомендациями состоит в степени обязательности практического применения их требований. Как правило, требования методических указаний являются максимально конкретными и предметными и, по существу, обязательны к исполнению. При наличии указаний по соответствующему поводу (по ведению учета на отдельных участках и т. д.) организация не имеет права применять другие подходы к отражению урегулированных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета в учете или отчетности.