Файл: Проблемы правового регулирования бухгалтерского учета.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 73

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Таким образом, на основе методических указаний организации разрабатывают внутренние положения, инструкции, иные организационно-распорядительные документы, необходимые для надлежащей организации учета и контроля за использованием ценностей. [26, c.51]

Положения методических рекомендаций носят более общий характер и предназначены для использования органами отраслевого или ведомственного управления при разработке и принятии на своем уровне нормативных актов по бухгалтерскому учету, учитывающих специфику осуществления хозяйственной деятельности отдельных отраслей. [11, c. 43]

Акты методического характера условно можно разделить на две группы:

  1. Разъясняющие применение отдельных положений (стандартов) по бухгалтерскому учету, на основе ПБУ. Например, Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (МПЗ) определяют порядок организации бухгалтерского учета МПЗ на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет материально-производственных запасов» ПБУ 5/01. [9, c.31]
  2. Устанавливающие порядок организации учета отдельных хозяйственных операций или иных объектов бухгалтерского учета — неурегулированные ПБУ.

В частности, к первой группе можно отнести:

  • Методические рекомендации по раскрытию информации о прибыли, приходящейся на одну акцию (на основе Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99));
  • Методические рекомендации по составлению и представлению сводной бухгалтерской отчетности (на основе Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (приказ Минфина от 29.07.1998 № 34н));
  • Методические указания по бухгалтерскому учету материально-производственных запасов (на основе ПБУ 5/01);
  • Методические указания по бухгалтерскому учету основных средств (на основе Положения по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01). [17]

Ко второй группе относятся:

  • Методические указания по бухгалтерскому учету специального инструмента, специальных приспособлений, специального оборудования и специальной одежды;
  • Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций;
  • Типовые рекомендации по организации бухгалтерского учета для субъектов малого предпринимательства;
  • формы бухгалтерской отчетности; [23, c. 43]
  • Указания по отражению в бухгалтерском учете организаций операций, связанных с осуществлением договора доверительного управления имуществом. [17]

Рассмотренный уровень нормативного регулирования более детально раскрывает основные требования, предъявляемые к бухгалтерскому учету законодательными и подзаконными актами более высоких уровней. Кроме того, осуществляемое реформирование бухгалтерского учета в РФ, его трансформация к МСФО определяют объективную необходимость в дополнительных разъяснениях требований отдельных законодательных актов и документов системы нормативного регулирования бухгалтерского учета по их применению в конкретных условиях хозяйственной деятельности. [19,c.43]

Нормативные акты органов государственной власти и управления субъектов РФ или муниципалитетов могут регулировать финансовые, бюджетные или налоговые отношения в пределах своих полномочий. Например, перечень видов деятельности, которые подлежат переводу на единый налог на вмененный доход (ЕНВД), отражен в п. 2 ст. 346.26 Налогового кодекса РФ, а обязанность по применению ЕНВД при осуществлении вида деятельности из утвержденного перечня вводится соответствующими нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга. При этом на ЕНВД могут быть переведены как все виды деятельности из перечня, так и только отдельные виды деятельности (т. е. выборочно). Кроме того, при расчете облагаемой базы по ЕНВД применяется корректирующий коэффициент базовой доходности (К2), учитывающий влияние на размер дохода от деятельности разных особенностей, связанных с ее ведением (например, ассортимент товара, сезонность, режим работы, место ведения деятельности и пр.). Значения коэффициента также устанавливаются нормативно-правовыми актами муниципальных образований или законами Москвы и Санкт-Петербурга. [23,c. 210]

Локальные нормативные акты регламентируют бухгалтерский учет и составление бухгалтерской отчетности в самой организации. Они состоят из внутренних документов, регламентирующих бухгалтерский учет в организации, учитывают специфику условий хозяйствования, отраслевую принадлежность, структуру, размеры организации и другие факторы. Эти документы носят обязательный характер для системы внутреннего регламентирования хозяйственной деятельности организации и формируют ее учетную политику.

Согласно п. 3 ст. 6 Закона № 129-ФЗ [6]учетная политика оформляется приказом или распоряжением руководителя, при этом утверждаются:

  • рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
  • формы первичных учетных документов, применяемых для оформления хозяйственных операций, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
  • порядок проведения инвентаризации и методы оценки видов имущества и обязательств;
  • правила документооборота и технология обработки учетной информации;
  • порядок контроля за хозяйственными операциями, а также другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.

В системе нормативного регулирования бухгалтерского учета учетная политика предприятия трактуется как выбранная им совокупность отдельных способов ведения бухгалтерского учета, исходя из вариантности методик формирования бухгалтерских данных, уровня автоматизации и прочих особенностей. [12,c.76]

Приведенная классификация законодательных и подзаконных нормативных актов условна и основана на их юридической силе. У различных авторов можно встретить подразделение нормативных актов на четыре-пять уровней. Как представляется, приведенная классификация является наиболее полной.[17]

1.2. Проблемы правового регулирования бухгалтерского учета

Как отмечает Т.Ю. Шишкова, переход России к рыночной экономике вызвал необходимость реформирования отечественной системы бухгалтерского учета в соответствии с требованиями рыночной экономики и Международными стандартами финансовой отчетности является предметом научных дискуссий более десяти лет [3].

Рассматривая вопросы перспективы развития бухгалтерского учета российский экономист Л.А. Чайковская отмечает, что перспектива его развития базируется на тенденциях приближения к принципам и требованиям, закрепленным в международных стандартах финансовой отчетности. В бухгалтерском учете закрепились качественные институциональные изменения, которые в ближайшей перспективе могут оказать заметное влияние на условия и эффективность его ведения [2].

Другой позиции придерживается экономист М.И. Сидорова, акцентируя внимание на том, что бухгалтерская отчетность остается основой процессов подготовки, принятия и реализации решений различными группами пользователей. В целях повышения ее достоверности и транспарентности мировым профессиональным сообществом ведется активная работа по разработке единой концептуальной основы для внедрения международных стандартов финансовой отчетности (МСФО) [4].

Обозначая актуальность перехода на МСФО, А.М. Низамутдинова говорит о необходимости дальнейших научных исследований в части реформирования отечественной системы бухгалтерского учёта [4].

Проведённый анализ экономической литературы свидетельствует об отсутствии единства мнений о степени соответствия российских положений по бухгалтерскому учету требованиям МСФО. Это обусловлено тем, что содержание российских стандартов в полной мере удовлетворяет специалистов, пользующихся ими при формировании отчетности.


Предпосылки к внедрению МСФО в Российской Федерации возникли в начале 90-х гг. XX века, когда прошёл семинар по проблемам учёта на совместных предприятиях, проводившийся Центром ООН по ТНК и Торгово-промыш- ленной палатой СССР в июне 1989 года в городе Москва.

Данный семинар дал толчок к развитию МСФО в Российской Федерации, где в течении последующих двадцати лет осуществлялась подготовка, в которую входили различные доработки и составлялись программные документы, по результатам чего был принят Федеральный закон № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» [7]. Данный Закон выступает базисом как в процессе реформированию бухгалтерского учета Российской Федерации в соответствии с МСФО, так и для разработки и утверждения приказов, на основании которых на территории России в практику были внедрены 37 МСФО.

Следует отметить, что Россия на протяжении последних десяти лет применяет МСФО, разрабатывая на его основе ПБУ. Однако, различия между ними довольно значительные:

  1. отчётность по МСФО более понятна и доступна по сравнению с требованиями, выдвинутыми ПБУ;
  2. информация, предъявляемая в отчетности составленной по МСФО позволяет учесть фактор инфляции, что весьма важно при анализе динамики развития организации.

Необходимость внедрения стандартов МСФО обусловлено рядом факторов:

  1. формирование отчетности по МСФО осуществляется организациями, работающих с иностранными банками и инвесторами, что обусловлено тем, что организации, составляющие отчетность по международным стандартам, могут рассчитывать на снижение процентной ставки при привлечении финансирования, поскольку инвестор в этом случае способен объективно оценить риски, закладываемые в ставку по кредиту;
  2. возрастающими требованиями к учетной информации со стороны предпринимателей, что обусловлено стремлением создать такой инструмент, который позволял бы ему понимать реальное положение дел на предприятии. МСФО дают возможность объективно оценить финансовое положение организации, в то время как российские стандарты декларируют превосходство формы над содержанием;
  3. использование полученной информации для управленческих целей. Сейчас многие руководители осознают, что финансовая отчётность по МСФО необходима им для более эффективного управления своей организацией. Использование МСФО в качестве стандартов управленческого учёта - наиболее оправданное решение для большинства организаций, что обусловлено единым подходом к определению принципов и правил регламентации ведения учёта.

Принимая во внимание мнения экспертов, следует отметить, что использование МСФО в практической деятельности позволяет получать объективные данные, на основании которых формируется финансовая отчётность.

В процессе перехода отечественных организаций на МСФО возникает ряд проблем, которые обусловлены следующим:

  1. не разработан алгоритм трансформации бухгалтерской отчетности на МСФО;
  2. не достаточно развита методологическая база и методическая поддержка организаций, осуществляющих ведение учета в соответствии с требованиями МСФО;
  3. МСФО значительно сложнее российских стандартов бухгалтерского учёта (РСБУ), при этом переход требует от организаций финансовых вложений в части профессиональной переподготовки экономистов.

С нашей точки зрения выделены проблемы, связанные с переходом на МСФО, которые можно разрешить только при поддержке со стороны государства в части:

  • повышения квалификации бухгалтеров (государственной реализации образовательных программ, для подготовки кадров в области применения МСФО и трансформации бухгалтерской отчетности);
  • создания нормативно-законодательной базы относительно юридической поддержки по вопросам организации и методики ведения учета в соответствии с требованиями МСФО и РФ;
  • обязательного перевода крупных корпораций на сдачу отчётности в соответствии требований МСФО;
  • разработка стимулирующих механизмов для организаций, осуществляющих ведение учета по МСФО, с учётом современных требований к автоматизации учётно-аналитического процесса;
  • создание оптимальных условий для субъектов хозяйствования в части подачи отчётности по МСФО в контролирующие органы.

В заключении следует отметить, что переход на международные стандарты финансовой отчётности может повлечь за собой как положительные, так и отрицательные последствия для организаций. Среди положительных аспектов - улучшение сопоставимости показателей, что даёт возможность заинтересованным пользователям проводить анализ основных финансовых показателей, а также формировать соответствующие инвестиционные проекты для выхода организации на международные рынки капитала. К отрицательным последствиям внедрения МСФО можно отнести сложность перехода с РСБУ на МСФО, что обусловлены ростом управленческих затрат на ведение параллельного учёта по национальным и международным требованиям, а также трудностям трансформации бухгалтерской отчётности.

Следует отметить, главным аргументом в пользу перехода к составлению отчётности на основании МСФО для российских организаций является достижение открытости и прозрачности финансовой отчетности российских организаций.