Файл: Проблемы правового регулирования бухгалтерского учета.pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 70
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. ОСНОВНЫЕ нормативные документы, регулирующие ведение бухгалтерского учета в организациях
1.1. Правовое регулирование бухгалтерского учета
1.2. Проблемы правового регулирования бухгалтерского учета
Глава 2.Международные стандарты бухгалтерского учета.
2.1 Понятие и роль международных стандартов финансовой отчётности
2.2 Концепция международных стандартов финансовой отчетности. Основные принципы
2.3.Влияние международных стандартов финансовой отчетности на развитие бухгалтерского учета в России
Выводы:
Полагаем, что уточненная нами система нормативного правового регулирования бухгалтерского учета и изложенные взаимосвязь и соподчиненность нормативных правовых актов направлены на совершенствование правоприменительной практики экономических субъектов и, соответственно, снижение рисков возникновения хозяйственных споров между субъектами экономической деятельности, а также с контролирующими органами.
Глава 2.Международные стандарты бухгалтерского учета.
2.1 Понятие и роль международных стандартов финансовой отчётности
Во второй половине 20-го столетия наступил новый этап международной экономической интеграции. Появляющиеся и активно развивающиеся транснациональные компании начали повышать интерес к ведению экономической деятельности в нескольких странах. При этом компании натолкнулись на достаточно сложную проблему, заключающейся в несоответствии национальных систем бухгалтерского учёта. Каждая страна имеет собственную уникальную национальную систему учёта, принципы которой, могут не совпадать с принципами другой страны, поскольку разработаны исходя из собственных потребностей. [9.C.3]
Первое комплексное исследование на сопоставимость национальных бухгалтерских систем было проведено в 1977 году Межправительственной группой экспертов Центра по транснациональным корпорациям ООН. В ходе исследования были изучены 46 национальных систем бухгалтерского учета. На основе изученных данных комиссия пришла к выводу о том, что национальные системы бухгалтерского учета не сопоставимы по существенному числу показателей, а при сравнении национальных бухгалтерских систем развитых и развивающихся капиталистических стран различаются по всем показателям. Например, в некоторых страны (США, Япония, Англия) устанавливается законодательством, что в публикуемой отчетности необходимо указывать фактически использованные оценочные методы, при этом законом требуется использовать метод наименьшей оценки ресурсов. Данный метод отвечает интересам государства, поскольку компании вынуждены отражать максимальную прибыль. В других странах (Франция, Италия, Швеция) правила публикации отчётности в большей степени адаптированы для компаний, которые в свою очередь являются менее благоприятными для государства. [11.C.5]
Таким образом, национальная система бухгалтерского учета помогает решать определенные тактические и стратегические задачи развития экономики страны. [21.C.8]
По причине стремительной интеграции экономики и расширения межпроизводственных отношений между странами появляется объективная необходимость разработки единых принципов формирования и исчисления финансовых показателей, которые были бы понятны различным пользователям финансовой отчётности. Так 29 июня был основан Комитет по международным стандартам финансовой отчетности (КМСФО) в 1973 г. В состав комитета входили представители девяти стран: Соединенных Штатов Америки, Австралии, Франции, Великобритании, Нидерландов, Канады, Японии, Германии, Мексики. Позже к комитету присоединились представители таких стран как: Италия, ЮАР, Индия, Иордания и Южная Корея. С 1983 г. в состав КМСФО вошли практически все профессиональные бухгалтерские организации.
На сегодняшний день комитет по международным стандартам финансовой отчётности объединяет представителей 143 бухгалтерских организаций из 104 стран. КМСФО это независимая частная организация, целью которой является разработка единых принципов ведения бухгалтерского учета, которые могут использоваться организациями во всем мире при составлении финансовой отчетности. Тесное сотрудничество комитета осуществляется с национальными организациями занимающимися разработкой стандартов, с биржами, с комитетами ряда стран по ценным бумагам, с Мировым банком, а также с такими межправительственными организациями, как Организация экономического сотрудничества и развития, Европейская Комиссия, ООН и др. [17.C.31]
В настоящее время, существенно возросла значимость Международных
стандартов финансовой отчетности. Помимо того, что МСФО обобщают опыт ведущих экономически стран, они так же оказывают активное влияние на развитие национальных систем бухгалтерского учета и отчетности не только за счет непосредственного введения МСФО в национальную практику, но и за счет схожести требований международных и национальных стандартов.
Многие страны берут за основу стандарты, разработанные КМСФО, для составления финансовой отчетности компаний. Это способствует повышению прозрачности отчетности, улучшению ее качества, снижению стоимости привлекаемого капитала и повышению потоков инвестиций. Единые стандарты в области учета и отчетности позволяют существенно снижать стоимость капитала инвесторам, которые стремятся к его привлечению на различных рынках. Высокая стоимость привлечения капитала в некоторой степени может являться следствием неопределенности данных финансовой отчетности, а низкий уровень инвестиций обусловлен недоверием к предоставляемой отчетной информации. [19.C.3]
«Международные стандарты финансовой отчетности, разрабатываемые КМСФО, представляют собой краткое и, по возможности, простое изложение различных аспектов бухгалтерской (финансовой) отчетности с пояснениями, каким образом следует оценивать отдельные статьи отчетности и какая минимальная информация должна быть при этом раскрыта». [20.C.31]
Международные стандарты устанавливают правила отражения фактов хозяйственной деятельности, а так же финансовых операций в бухгалтерском учете и отчетности, являющиеся общепринятыми. Правилами регламентируется отчётность, широко используемая различные внешние пользователи для получения необходимых данных об организации, составляющей и публикующей таковую отчетность.
Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО) – это система документов, состоящая из предисловий к положениям по МСФО, пояснений правил сбора и представления финансовой отчетности, основных стандартов, а также разъяснения к ним. Каждый из выше перечисленных документов имеет частное значение, но применяться отдельно от остальных не может, поскольку является элементом единой системы.
Прежде всего, следует понять, что в основе стандартов МСФО находятся положения англо-американской школы учета. Это обстоятельство в определённой степени формирует фундаментальные понятия, таких объектов финансовой отчётности как: активы, обязательства, капитал, доходы, расходы и проч. Так же в целом формирует взгляд на бухгалтерский учет и бухгалтерскую информации, и их влияние на экономическую жизнь общества. Теоретическая концепция Международных стандартов сформирована в документе: «Принципы составления и представления финансовой отчетности» (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements). [14.C.22]
Принципы, сформулированные в системе МСФО, являются методологической основой для обеспечения целостности всей системы норм МСФО и национальных стандартов, ориентированных на МСФО.
2.2 Концепция международных стандартов финансовой отчетности. Основные принципы
В основе концепция МСФО (Framework for the Preparation and Presentation of Financial Statements) лежат совокупность принципов, составляющих основу всех стандартов и интерпретаций. Совет МСФО руководствуется данными принципами, при разработке новых стандартов. Что касается специалистов, составляющих отчетность и подтверждающих ее достоверность, они пользуются принципами для правильной интерпретации стандартов, а также принципы позволяют разрешить противоречия, которые прямо не раскрыты в МСФО. [16.C.31]
Цели составления финансовой отчетности определяет концепция МСФО, а также ее основные элементы, устанавливает качественные характеристики, которые помогают определять целесообразность составления финансовой отчетности, но что немало важно в концепции международных стандартов даются определения основным терминам. Создание стандартов (International Finantional Reporting Standards, International Accounting Standards) стало необходимым для того, чтобы установить правила, которые могли бы быть определяющими в порядке раскрытия отдельных операций в финансовой отчетности хозяйственной деятельности. В настоящее время действуют 31 стандарт IAS и 6 стандартов IFRS. [13.C.7]
Как уже упоминалось ранее, интерпретации (Interpretations of IFRS, IAS) составляют основную часть системы МСФО, поскольку, во-первых, дают разъяснения и уточнения отдельных положений стандартов, при этом учитывая практику их применения, а во-вторых, устанавливают систему применения определенных стандартов по вопросам, которые недостаточно раскрытым или вообще не упомянутым в самом стандарте.
В соответствии с концепцией МСФО целью финансовой отчетности является представление информации необходимой при принятии экономических решений для широкого круга пользователей. Такой информацией является информация о финансовом положении (бухгалтерский баланс), финансовых результатах деятельности компании (отчет о прибылях и убытках, отчет о движении денежных средств) и изменениях в финансовой позиции (отчет об изменениях капитала).
Кроме того, особое место в совокупности принципов МСФО занимают основные требования, отвечающие всем элементам финансовой отчетности обеспечивающие ее соответствия главной цели.
Качественными характеристикам которых являются:
1. Понятность. Информация, которая представляется в финансовой отчетности, должна быть понятна пользователям, обладающим достаточными экономическими знаниями в области бухгалтерского учета. Однако данное требование к финансовой отчетности не применяется в ситуациях, когда информация признана существенной для пользователя, в независимости от сложности понимания она подлежит включению в финансовую отчетность.
2. Уместность. Информация признается уместной, в том случае, если она позволяет влиять на экономические решения пользователей и подтверждать либо корректировать ранее сделанные оценки. [19.C.33]
3. Достоверность (надежность). Достоверной, информация признаётся в случае, если она правдиво отражает все аспекты хозяйственной деятельности предприятия.
4. Сопоставимость. Данная характеристика рассматривается с двух сторон: во-первых, информация в финансовой отчетности должна быть раскрыта за несколько периодов, или как минимум за отчетный период и за один период, предшествующий отчетному периоду, что позволит выявить определенные тенденции, путём сравнения соответствующих показателей. Во-вторых, раскрываемая информация должна обеспечивать возможность сравнения аналогичных показателей в финансовых отчетах различных компаний.
2.3.Влияние международных стандартов финансовой отчетности на развитие бухгалтерского учета в России
В течение последнего десятилетия, вопрос о применение международных стандартов финансовой отчетности в России, активно обсуждается профессиональным сообществом. Начиная с 1990-х гг., период, когда Российская Федерация перешла от плановой экономики к рыночной, процесс международной стандартизации бухгалтерского учета неизбежно коснулся национальной системы бухгалтерского учета России. Это связано с тем, что рост крупных отечественных организаций, заинтересованных в привлечении иностранных инвестиций обусловил адаптацию российского учета к МСФО.
Как уже упоминалось ранее, внедрение международных стандартов, в национальные системы отчёта, позволяет различным внешним пользователям, получать адаптированную, достоверную, а так же немало важно, понятную информацию о финансовом положении организаций, для принятия стратегически важных решений. Поскольку Российская Федерация является территорией повышенных рисков, то признание международных стандартов и частичное их внедрение является важным шагом, направленным на привлечение инвестиций. [12.C.87]
Впервые, толчком к началу реформы национальной системы бухгалтерского учёта и статистики стал семинар, на котором обсуждались проблемы учета на объединённых предприятиях, который был проведен в июне 1989 г. в Москве Центром ООН по ТНК и Торгово-промышленной палатой СССР. Предметом обсуждения на семинаре был вопрос несоответствия российской и международной практики учета. По итогу данного семинара, были намечены пути адаптации и методы интеграции Российской системы учёта в международную учетную практику.