Файл: Влияние структуры рынка на рыночную власть.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 107

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

При чистой конкуренции и свободном доступе на рынок фирмы получают нулевую прибыль [10, с. 9]. При более высокой концентрации фирм и достаточной норме прибыли скорее всего существуют ограничения на вход такого рынка, который не позволяет другим компаниям использовать такое выгодное рыночное положение. Бэйн дает следующее определение входным барьерам – это все, что позволяет укоренившимся фирмам получать сверхприбыль без угрозы входа других компаний [2, с. 372]. Барьеры входа обусловлены факторами объективного и субъективного характера, которые препятствуют компаниям начать свое дело в таких отраслях либо организовать прибыльное производство.

Рассмотрим какие существуют барьеры для входа на рынок и как они позволяют фирмам поддерживать свою рыночную власть. На рисунке 5 приведена схема, где выделены нестратегические и стратегические барьеры. Нестратегические барьеры в первую очередь связаны со структурой и характеристиками отраслевого рынка.

Во-первых, положительная отдача от масштаба формирует объективные барьеры входа для потенциальных фирм-конкурентов, из-за преимущества крупных производителей в издержках [17, с. 16]. Показателем, который характеризует величину барьера для входа, вызванного положительной отдачей от масштаба, является минимально эффективный выпуск. Данный показатель характеризует такой объем выпуска, при котором положительная отдача от масштаба сменяется постоянной или убывающей, фирма достигает минимального уровня долгосрочных средних издержек. На рисунке 6 изображен минимально эффективный выпуск для двух видов кривой средних издержек. «L-образная» функция издержек описывает рынок естественной монополии, т.е. такой рынок, на котором барьеры для входа очень высоки [14, с. 102]. Положительная отдача от масштаба может являться барьером и при обычной «U-образной» кривой издержек. К примеру, в случае, когда объем рыночного спроса очень маленький.

Барьеры для входа на рынок

Нестратегические (структурные)

Стратегические

  • Положительная отдача от масштаба и минимально эффективный выпуск
  • Вертикальная интеграция
  • Диверсификация деятельности фирмы
  • Дифференциация продукта
  • Эластичность и темпы роста спроса
  • Иностранная конкуренция
  • Институциональные барьеры
  • Ценообразование, ограничивающее вход
  • Стратегические расходы на инновации
  • Дополнительные инвестиции в оборудование
  • Стратегическая политика по повышению минимально эффективного объема выпуска для отрасли (повышение издержек на рекламу)

Рис. 5. Виды барьеров для входа на рынок

Рисунок составлен по: Жуковский М.С. Конкуренция как способ взаимодействия на рынке// Наукапарк.-2017.-№ 7.-С. 40.

Количество фирм, которые действуют в отрасли при долгосроч­ном равновесии, может определятся отношением объема рыночного спроса по цене, равной минимальному значению долгосрочных средних издержек к минимальному эффективному выпуску. Данный расчет возможен в условиях, когда производственная функция и структура издержек всех фирм отрасли является идентичной [11, с. 43]. Описанный механизм представлен в виде формулы 1, где n характеризует число фирм в отрасли, Qd – рыночный спрос по цене, min LRAC – издержки на единицу продукции, а q- минимально эффективный выпуск.

(1)

Рис. 6. Минимально эффективный масштаб производства

Источник: Самсонова М.В., Белякова Е.А. Экономика отраслевых рынков. Практикум- Оренбург.: Оренбургский Государственный Университет, 2015. – С. 69.

В случае, когда в отрасли число фирм более n-штук, то это говорит о том, что, хотя бы часть из них будет производить товар с издержками, большими мини­мального значения долгосрочных средних издержек, причем ценовая конкуренция между ними приведет к снижению цены до уровня мини­мальных средних издержек [16, с. 29]. Описанная ситуация приведет к тому, что часть фирм будет терпеть убытки и вынуждена будет свернуть производство и уйти с рынка. Таким образом, оставшиеся фирмы будут действовать на более концентрированном рынке и крупнейшие сохранят рыночную власть.

Следующим фактором, который способствует поддержанию рыночной власти является вертикальная интеграция. Такой тип интеграции предполагает, что фирма, осуществляющая деятельность на этом рынке, собственник либо ранних стадий производственного процесса (интеграция первого типа, интеграция ре­сурсов), либо поздних стадий (интеграция второго типа, интеграция ко­нечного продукта) [10, с. 16].

Приведем пример первого типа вертикальной интеграции. Компания, производящая автомобили, может владеть сталелитейным заводом, способным обслуживать все ее потребности в стали. Примером второго типа интеграции является нефтеперерабатывающий завод, который располагает сетью заправок.

Вертикальный тип интеграции позволяет фирмы получить большую рыночную власть, чем если бы компания просто занимала доминирующее положение исходя из объема продаж [19, с. 30]. Вертикально интег­рированная компания имеет ряд дополнительных конкурентных преиму­ществ. Такая фирма может в большей степени снижать цену товара или получать большую прибыль при данной цене, поскольку имеет более низ­кие издержи либо по закупке факторов производства, либо по продаже конечного продукта.


Последствием вертикальной интеграции служит увеличение влияния такой компании на рынок, т.е. увеличение рыночной власти [7, с. 196]. Когда какая-либо фирма, действующая на рынке, является самым крупным собственником факторов производства, а также контролирует сбыт продукции, поскольку обладает широкой дистрибьютерской сетью, то новым компаниям тяжело конкурировать с таким производителем и получить доступ на вход. В случае, когда потенциальные конкуренты для успешного входа на такие рынки сами проводят вертикальную интеграцию, то перед ними возникает проблема привлечения достаточно объема финансовых ресурсов.

Диверсификация производства, позволяет распределить выпускаемую продукцию по разным целевым рынкам. Фирма с диверсифицированным производством более крупная по размеру, чем не диверсифицированная. Соответственно данный факт влияет на минимально эффективный объем выпуска в отрасли, повышая его, тем самым затрудняя доступ на рынок другим компаниям [17, с. 18]. Преимуществ в издержках позволяет упрочнить и закрепить рыночною власть.

Фирмы диверсифицируют свое производство для снижения риска хозяйствования, связанного с конкретным рынком. Диверсифицированная фирма является более устойчивой благодаря способности компенсировать прибылью от деятельности на одном рынке воз­можные убытки, которые компания терпит на другом. Более того, наличие диверсифицированной фирмы на рынке отпугивает потенциальных фирм-конкурентов, так как они понимают, что такая компания способна вести жесткую конкурентную борьбу.

Другим методом, позволяющим сохранить и увеличить рыночную власть является дифференциация продукта, о которой уже говорилось ранее в главе. Дифференциация продукта говорит о большом разнообразии товаров, которые удовлетворяют одну и ту же потребность и имеют схожие базовые характеристики [20, с. 135]. Компании, которые производят дифференцированный продукт продолжают принадлежать к одному рынку. Среди примеров дифференцированной продукции можно выделить разные марки сигарет, бытовой техники или автомобилей.

Дифференциация продукта формирует дополнительные барьеры для входа в отрасль, так как создается приверженность определенной марке продукта [17, с. 16]. Из-за чего новые компании должны преодолеть потребительские стереотипы и добиться их расположения. В условиях рекламы от уже устоявшихся на рынке компаний новым компаниям достаточно сложно. Минимально эффективный объем выпуска должен возрасти за счет того, что постоянные издержки растут вследствие включения в них дополнительных расходов на рекла­му.


Характер спроса, а именно его эластичность, является частью рыночной структуры и может влиять на формирование барьеров для входа в отрасль. Степень эластичности спроса оказывает влияние на поведение компаний, поскольку может ограничивать свободу в установлении цены [6, с. 274]. Ценовая эластичность спроса ограничивает превышение цены над предельными издержками, доступное для фирм, действующих на рын­ках с несовершенной конкуренцией. В случае неэластичного спроса, фирмы могут увеличить цену по сравнению с издержками в большей степени, чем в условиях эластичного спроса. Кроме того, при низкой эластичности спроса фирме, обладающей рыночной властью, проще одновременно ограничи­вать вход в отрасль и получать экономическую прибыль.

Иностранная конкуренция также влияет на входные барьеры и в некоторых отраслях экономики не позволяет отечественным компания получить большую долю рынка и стать доминирующей фирмой. В условиях открытой экономики и либерализации внешней тор­говли иностранная конкуренция играет роль фактора, понижающего уровень концентрации в отрасли монопольной власти рыночных аген­тов и степень несовершенства рынка [5, с. 203]. При низких импортных тарифах иностранные компании могут входить на отечественный рынок, забирая большую долю потребителей, в случае если их бренд достаточно известный и пользуется популярностью.

Иностранные компании, для которых характерен сформированный популярный имидж проще занимают доминирующее положение на рынке и затрудняют получение прибыли отечественными фирмами и сокращают их объем продаж [21, с. 119].

Институциональные барьеры входа на рынок и выхода с рынка также являются существенными барьерами, которые предотвращают вход на рынок потенциальных конкурентов. К институциональным барьерам входа на рынок следует отнести систему лицензирования деятельности фирм, систему государственного контроля над ценами, над уровнем до­ходности [22, с. 285]. Государственное ценообразование на товар или ограничение доходности фирмы могут приводить к появлению неявных затрат, вы­раженных в потере части потенциальной прибыли.

К институциональным барьерам выхода из отрасли следует отнес­ти затраты, связанные для собственников фирмы с процедурой прекра­щения деятельности и банкротства. По мнению многих исследователей российских рынков, сложность выхода предприятий из отрасли и свя­занные с ним высокие явные и неявные затраты, является одним из важ­нейших факторов, препятствующих эффективной конкуренции. Высо­кий риск, сопряженный со сложностью выхода с рынка, служит факто­ром, дестимулирующим вход в отрасль потенциальных конкурентов, что, в итоге, повышает степень концентрации на рынке, а также увеличивает рыночную власть отдельных фирм.


Перейдем ко второму виду барьеров входа на рынок – стратегические барьеры возникают благодаря сознательной деятельности компаний, которые осуществляют свои стратегические планы с целью повышения своего влияния на рынке и максимизации прибыли [17, с. 14]. К методам, к которым прибегают компании, можно отнести следующие:

  • стратегическое ценообразование, которое ограничивает вход в отрасль для потенциальных конкурентов;
  • стратегическая политика в области наращивания расходов на исследования, разработки и инновации, оформление патентов, сохранение незагруженных мощностей;
  • стратегическая политика, направленная на повышение ми­нимально эффективного объема выпуска для отрасли: увеличение издер­жек на рекламу и НИОКР, маркетинговые исследования, издержки по созданию имиджа фирмы [15, с. 76].

Стратегические барьеры проявляются в ценовой и сбыто­вой политике, а также в особенностях деятельности производителей в качестве держателей патентов, лицензий, товарных знаков. Помимо этого, роль стратегического барьера может играть наличие установленных деловых свя­зей и неформальных отношений с поставщиками ресурсов и покупателями товара [13, с. 735]. Крупные размеры хозяйст­венного оборота и отлаженный производственный процесс способствуют созданию резервных мощностей, которые могут быть использованы для ведения ценовой конкуренции и быстрой экспансии в незанятые сегменты рынка, а также использовать разнообразные соглашения и льготные режимы расчета с поставщиками и потребителями, оттесняя тем самым конкурентов.

Джо Бэйн выделил три вида поведения закрепившихся в отрасли фирм в случае угрозы входа на рынок других компаний-конкурентов.

  • Блокированный вход. Фирмы, которые уже давно действуют в отрасли, конкурируют между собой, не опасаясь угрозы входа других компаний. Рынок недостаточно привлекателен для новых фирм, чтобы пытаться проникнуть на него [2, с. 592].
  • Сдерживаемый вход. Нет возможности блокировать вход, поэтому закрепившиеся фирмы меняют свое поведение и активно мешают входу других компаний, в том числе путем сговора.
  • Предоставляемый вход. Укоренившиеся фирмы считают, что проще позволить войти новым компаний, чем затрачивать средства на создание входных барьеров.

В связи с этим Джо Бэйн выделял четыре типа отраслей по высоте и эффектив­ности барьеров входа. Его классификация стала общепринятой в теории организации отраслевых рынков:

  1. Рынки со свободным входом: уже действующие на рынке фирмы не обладают никакими преимуществами по сравнению с потенциальны­ми конкурентами. На рынках со свободным входом обеспечивается пол­ная мобильность ресурсов, цена в отрасли устанавливается на уровне предельных издержек [7, с. 158].
  2. Рынки с неэффективными барьерами входа: фирмы, которые действую­т в отрасли, могут при помощи различных методов ценовой и нецено­вой политики препятствовать входу фирм-аутсайдеров, однако такая политика не будет для них предпочтительнее политики получения при­были в краткосрочном периоде.
  3. Рынки с эффективными барьерами входа: возможность препят­ствовать входу новых фирм сочетают с предпочтительностью такого рода политики для фирм, действующих в отрасли [8, с. 172].
  4. Рынки с блокированным входом: вход новых фирм на рынок полностью блокирован старыми фирмами и в краткосрочном и в долго­срочном периодах.