Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 104
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. СУЩНОСТЬ РЫНОЧНОЙ ВЛАСТИ
1.1. Влияние структуры рынка на рыночную власть
1.2. Подходы к определению сущности рыночной власти
1.3. Источники и причины рыночной власти
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЫНОЧНУЮ ВЛАСТЬ ФИРМЫ
2.1. Анализ основных факторов, определяющих рыночную власть
2.2. Барьеры для входа на рынок как средство поддержания рыночной власти
Стратегия фирмы зачастую также может играть важную роль в установлении рыночной власти. Например, компания British Sky Broadcasting Group, которая вещала через спутник – активный участник британского рынка цифрового телевидения, с которой соперничают компании наземного телевизионного вещания и консорциум операторов кабельного телевидения в 1999 году предприняла агрессивный ход: вышла на рынок с пакетом, включавшим бесплатную приставку-декодер, бесплатный доступ в Интернет и 40-процентные скидки по телефонным расходам [18, с. 14]. Суть маркетингового замысла заключалась в том, чтобы опередить конкурентов, заблаговременного закрепившись на ведущих позициях по установленному у подписчиков парку оборудования, на позициях, которые бы, в конечном счете, позволяли BSkyB иметь постоянные преимущества перед конкурентами. После предложения потребителям нового пакета услуг цена акции компании BSkyB выросла на 12%, тогда как цена акций компании, занимающиеся наземным вещанием снизилась на 1,8% [18, с. 15].
Наиболее сильно рыночная власть проявляется в чистой монополии, а характер возникновения чистой монополии выступает источником и причиной рыночной власти. Высокая экономическая прибыль, которую может получать монополист, будет привлекать на рынок потенциальных производителей данного товара [20, с. 135]. Поддержание чистой монополии или же сдерживания конкуренции требует наличия условий, которые предотвращают конкуренцию новых продавцов с монополистом. Основными источниками и причинами рыночной власти вступают факторы, которые представлены на рисунке 2.
Барьеры для входа в отрасль являются ограничителем конкуренции, который предотвращает появление новых дополнительных продавцов и позволяет фирме расширить или сохранить свою рыночную власть [22, с. 286]. Так, если бы был возможен свободный вход на рынок, то экономические прибыли, получаемые доминирующей фирмой, привлекли бы на рынок новых продавцов, значит возросло бы предложение. Контроль над ценами исчез бы вовсе, так как рынки, в конечном счете, стали бы конкурентными.
Источники рыночной власти
Эффект масштаба производства
Естественная монополия
Административные барьеры
Эластичность спроса
Право собственности на ресурсы
Концентрация фирм на рынке
Рис. 2. Источники рыночной власти.
Рисунок составлен по: Рой Л.В., Третьяк В.П. Анализ отраслевых рынков. - М.: Проспект, 2017. – C. 68.
Эффект масштаба производства позволяет сформировать эффективное и малозатратное производство с использованием современных технологий. В некоторых отраслях такой вид производства может быть достигнут только с помощью крупных объемов производства и продаж [19, с. 31]. Эффект роста масштаба будет проявляться в снижении средних издержек или себестоимости единицы продукции. Поэтому при определенном рыночном спросе достижение низких затрат на единицу продукции и, следовательно, низкой цены единицы продукции зависит от существования нескольких крупных фирм или только одной фирмы. Такая ситуация возможна в таких отраслях промышленности как сталелитейная, алюминиевая, газовая, нефтяная, энергетическая [22, с. 284]. Войти в такие отрасли может только крупный производитель с большим денежным капиталом.
Поскольку такую величину капитала достаточно сложно получить новому производителю, а без него невозможно приобрести оборудование и технологии, которые были бы сопоставимы с действующей крупной фирмой. Поэтому на таких рынках возникают финансовые барьеры, препятствующие усилению конкуренции и позволяющие фирмам уже находящимся в отрасли иметь рыночную власть.
В отраслях с естественными монополиями экономия обусловлена ростом масштаба производства. Конкуренция здесь либо невозможна, либо невозможна. Таким отраслям государство предоставляет исключительные привилегии, к ним относятся, например, отрасли общественного пользования - энергоснабжение, водоснабжение, газоснабжение, транспорт и т.п [21, с. 116]. В России один из примеров естественной монополии является «РЖД». В обмен на предоставленные исключительные права быть монополией государство оставляет за собой право регулирования монопольной власти в области качества услуг, контроля над ценой.
Лицензии и патенты позволяют компаниям получить рыночную власть над другими. Помимо этого, вступление в отрасль может быть ограниченно государством путем выдачи лицензий телевизионным компаниям или компаниям, производящим крепкие алкогольные напитки. Выдача патентов на изобретение позволяет изобретателю получить исключительное право контролировать продукт или технологию от незаконного захвата конкурирующими фирмами, которые не несли расходов труда и капитала на его разработку. Патенты обеспечивают также изобретателя монопольным положением на время действия патента. Так получение патента сыграло серьезную роль в становлении таких крупнейших корпораций как «Ксерокс», «Поларойд», «Дженерал моторс» [8, с. 139]. Рыночная власть, полученная благодаря патентам, может усиливаться, так как прибыли полученные от использования патента, могут быть использованы монополистом для финансирования последующих научно-технических разработок, результатом которых станет патентование новых изобретений.
Право собственности на важнейшие сырьевые ресурсы используется монополией как средство барьера вхождения в отрасль потенциальных конкурентов. Так благодаря контролю над основными источниками бокситов, «Aluminum Company of America», удерживала монопольное положение в алюминиевой отрасли, «Российский сахарный синдикат» контролировал свеклосахарные хозяйства, «De Beers Company of South Africa» являясь собственником большинства мировых алмазных рудников, удерживает монопольное положение в этой отрасли [9, с. 141].
Однако чистая монополия встречается достаточно редко. Как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами (олигополия), либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию (монополистическая конкуренция) [12, с. 36]. В экономике существуют рынки, на которых действует фирма-лидер или доминирующая фирма, которая имеет возможность оказывать влияние на рыночную цену, и большое число конкурентных фирм-аутсайдеров. Доминирующая фирма обладает рыночной властью. Фирма является доминирующей, если она способна использовать стратегические преимущества своего положения по сравнению с конкурентами, что проявляется в ее высокие доли рынка.
Как некоторые фирмы получают существенную степень рыночной власти. Существует три основные причины для этого. Во-первых, чтобы стать доминирующей, фирма должна обладать преимуществами в издержках. Издержки доминирующей фирмы на единицу продукции, как правило, значительно ниже, чем у фирм-конкурентов [17, с. 17]. Это возможно:
- если доминирующая фирма обладает более эффективной технологией или более качественными ресурсами (включая лучший менеджмент);
- если доминирующая фирма в большей степени, чем конкуренты способна усваивать и использовать накопленный опыт;
- если доминирующая фирма обладает преимуществами экономии на масштабах производства.
Во-вторых, доминирующая фирма может выпускать продукт более высокого качества, чем аутсайдеры [13, с. 734]. Высокое качество продукта характеризуется не только внутренними свойствами выпускаемого товара, но и рекламой, репутацией фирмы. Помимо этого, если данная фирма давно производит товар, то, как результат, у потребителей может вырабатываться приверженность марке. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее число фирм представлено на рынке, тем более эластичен спрос на продукцию каждой из них. Наличие конкурентов не позволяет отдельной фирме иметь высокую степень рыночной власти, вследствие чего компания не может значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта [13, с. 734].
В-третьих, доминирующей фирмой может стать группа относительно небольших фирм, заключивших картельное соглашение между собой. Если фирмы будут придерживаться стратегии жесткой конкуренции, снижать цены для захвата большей доли рынка и вытеснения конкурентов, то в итоге цены могут снизиться почти до конкурентного уровня и установится равенство цены и предельных издержек. Монопольная власть и соответственно доходы фирм уменьшается. Однако, получение высоких доходов очень притягательно для любой фирмы, поэтому вместо агрессивной конкуренции фирмы предпочтут явный или тайный сговор, раздел рынка, т.е. недобросовестную конкуренцию. Деятельность фирм, которые заключили такое соглашение, оказывает такое же влияние на рыночную цену, как и действия крупной фирмы [9, с. 14]. Если все фирмы в отрасли входят в картельное соглашение, то они действуют как монополия. Если же только несколько фирм придерживаются соглашения, то ситуация описывается моделью доминирующей фирмы [4, с. 48].
Подводя итог, необходимо сказать, что рыночной власть отдельного продавца зависит от особенностей организации рыночной структуры. Основными источниками и причинами появления рыночной власти у фирмы выступает концентрация фирм на рынке, естественная монополия, эластичность спроса на продукцию фирмы, административные барьеры, эффект масштаба от производства. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть. Помимо перечисленных причин группа фирм может получить рыночную власть, если они вступят в сговор и заключат картельное соглашение.
ГЛАВА 2. ФАКТОРЫ, ОПРЕДЕЛЯЮЩИЕ РЫНОЧНУЮ ВЛАСТЬ ФИРМЫ
2.1. Анализ основных факторов, определяющих рыночную власть
Рыночная власть позволяет фирмам, которые осуществляют свою деятельность на отраслевом рынке, влиять на других участников рыночных отношений. Фирмы, характеризуемые высокой степенью рыночной власти, определяют дальнейшее развитие рынка. Границы влияния фирмы на участников рынка определены степенью рыночной власти, которой фирма обладает. Большая рыночная власть говорит о широких возможностях влияния на рынок [10, с. 16]. Рассмотрим основные факторы, которые определяют рыночную власть фирмы и представим их на рисунке 3. Итак, степень рыночной власти зависит от трех факторов:
- эластичности спроса;
- концентрации рынка;
- режима сговора.
Так, например, при заданной степени концентрации и величине эластичности спроса, чем больше предприятий вовлекается в сговор, тем выше степень рыночной власти [14, с. 103]. Однако даже если предприятия связаны абсолютным сговором, а спрос эластичен, степень рыночной власти низка.
Основные факторы, определяющие степень рыночной власти
Эластичность спроса
Концентрация рынка
Режим сговора
Рис. 3. Факторы, определяющие степень рыночной власти
Рисунок составлен по: Джуха В. М., Курицын А. В., Штапова И. С. Экономика отраслевых рынков.-М.:КноРус, 2012. – С. 82.
Рассмотрим каждый из факторов более подробно. Начнем с влияния эластичности спроса на рыночную власть фирмы. Чем менее эластичным является спрос, тем меньше фирма опасается отрицательной реакции со стороны потребителей своей продукции, тем больше у нее возможности для ценового маневра, тем выше ее рыночная власть. И наоборот, чем выше эластичность спроса по цене, тем при прочих равных условиях выше стимулы к недобросовестному поведению торговца.
Современные товарные рынки с монополистической конкуренцией характеризуются проявлением неценовой конкуренции [16, с. 31]. Это основная форма для увеличения своего влияния на рынке. Чаще всего неценовая конкуренция предполагает дифференциацию продукции, т.е. наделение какой-либо продукции особыми характеристиками, такими свойствами, которые выделят ее из ряда аналогичных товаров, но не превратят ее в совершенный заменитель. Следовательно, ключевой характеристикой монополистической конкуренции является производство фирмами сходного, но неодинаковый товар, т.е. имеет место дифференциация продукции, учитывающая вкусы потребителя для сбыта продукции [15, с. 76]. Дифференциация продукции представляет собой незначительные отличия между товарами-субститутами, являющиеся, как правило, неценовыми.
Дифференциация продукта обуславливает не только конкурентные преимущества для фирмы, такие как привлечения большего числа клиентов, но и защитные барьеры. Фирмы занимаются созданием и поддержанием дифференциации, добиваясь для себя дополнительных прибылей и обеспечивая рынку многообразие товаров.
Товары, которые удовлетворяют одну и ту же потребность, но производятся различными фирмами, отличаются чем-то от изделий других компаний. Каждая из этих фирм-производителей занимает своеобразное положение «мини-монополиста», т.е. единственного производителя данной модификации продукта [11, с. 41]. Описанная компания будет обладать известной властью на рынке и способностью влиять на цену, производимого ей товара.