Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда ..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 42
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Профессиональная деформация
1.1 Нормальное профессиональное развитие
1.2 Термин профессиональная деформация
1.3 Виды профессиональной деформации
1.4 Причины профессиональной деформации личности
ГЛАВА 2 Исследование деформации у людей разных профессий
2.1 Общие проявления профессионально-личностной деформации
2.2 Профессиональная деформация педагогов
Также, профессия педагога является одной из профессий альтруистического типа, что повышает вероятность возникновения деструкций.
Если взять почерк человека как критерий определения его профессии, то у учителей он обычно всегда ровный, красивый, понятный. Это обусловлено именно профессиональной деятельностью. Учителям важно наработать красивый почерк, чтобы ученикам и родителям было легче понимать записи.
Дети учителей часто говорят о том, что родители не оставляют «учительницу» за порогом дома, не могут переключиться на роль «матери или отца».Дети постоянно подвержены бесконечным нравоучениям, приказам, поучениям, контролю уроков.
Мною было опрошено десять детей, родители которых являются учителями.
Как видно из данной диаграммы контроль домашнего задания осуществляется над 100 процентами опрошенных, так же 100 процентов респондентов ответили, что их родители продолжают работать дома. Это обусловлено спецификой учительской профессии.
40 процентов опрошенных подтвердили, что они подвержены деформированной речи родителей – учителей, 20 процентов детей учатся в той же школе, где работают их родители.
Я думаю, что деформация учителей объясняется тем, что им трудно переключаться от «школьных» детей на родных. Ведь роли и «матери», и «учителя» требуют, прежде всего, воспитание ребенка, прививание ему наилучших качеств. Отличие лишь в том, что родитель учит жизни собственным примером, а учитель дает профессиональное образование пользуясь учебными материалами. Учителю нельзя выбирать «любимчиков» из класса, ко всем ученикам нужно относится одинаково, а вот родным детям часто не хватает родительской любви и тепла.
Даже, несмотря на то, что модель «учитель-ученик» уже известна и привычна, все же следует ее оставлять за порогом дома. Родителю-учителю нужно прилагать дополнительные усилия и учиться выстраивать со своими детьми (которые страдают от профессиональной деформации) отношения по модели «родитель-ребенок».
2.3 Профессиональная деформация полицейских
У полицейских очень тяжелая работа. Они постоянно сталкиваются с негативными проявлениями личности-драки, грабеж, убийство, изнасилование.
Причины профессиональной деформации сотрудников:
1) неправильное формирование общественного мнения (неопределенность должностного положения, попустительское отношение к росту профессиональной подготовленности, терпимое отношение к правонарушениям и их сокрытие).[9]
2) Социальная нестабильность
3) Коррумпированность чиновничества, сотрудников управленческих аппаратов
4) Повышенная ответственность в принятии решений (наличие властных полномочий у сотрудников)
Обладая определенными властными полномочиями (использование и применения оружия, специальных средств, дисциплинарное воздействие на спецконтингент) сотрудники исправительных учреждений могут использовать свои полномочия, но могут ограничиться и пассивным поведением. В том и другом случае возникает противоречие между служебным долгом и нормами морали. Выбирая одно, сотрудник зачастую пренебрегает другим. Например, часовой имеет право применять оружие на поражение по осужденному, преодолевшему линию охраны учреждения, но моральная ответственность после использования такого права достаточно серьезный груз для человека. Обратная ситуация: сотрудник не применяет оружие по сбежавшему, результат – совесть чиста, но долг? Конечно, здесь приведен довольно редкий пример выбора, так как наиболее часто встречаются ситуации с применением специальных средств и способов дисциплинарного воздействия. Используя полномочия, получаем один результат, в случае отказа от них – другой. Последствия для сотрудника в таких ситуациях, как правило, разнесены во времени. И он, постоянно находясь в «знакопеременных» психических нагрузках, накапливает определенный запас стрессовых ситуаций, и где он найдет выход – неизвестно. Коллектив, семья, спецконтингент и сам человек – вот на кого могут быть направлены негативные эмоции
6) Проблемы семейного плана
Изучение супружеских взаимоотношений в семьях сотрудников правоохранительных органов показывает, что на них оказывает влияние множество разнородных факторов (например, обострение криминогенной ситуации влекущее за собой опасение за здоровье и жизнь близких; снижение уровня материального благополучия, вызываемое экономическими кризисами или неблагоприятными изменениями в служебном положении; всевозможные личные проблемы, возникающие вследствие взаимного непонимания, и т. п.). Все это находит отражение в статистике разводов, суицидов, текучести кадров и дисциплинарных нарушениях среди личного состава. Анализ материалов служебных проверок свидетельствует о том, что около 60% случаев суицидов и покушений на жизнь, совершенных сотрудниками правоохранительных органов, связаны с семейно-бытовыми конфликтами. В том числе 16% самоубийств совершаются по мотивам ревности или неудачной любви; в каждом втором случае – отношения между супругами нарушаются по причине злоупотребления спиртными напитками одним из супругов; недостаточная материальная обеспеченность семей; в 24% случаев конфликты обусловливаются отсутствием помощи супруга в воспитании детей и ведении совместного домашнего хозяйства (из-за постоянной занятости на службе).
Причинами взаимного непонимания супругов нередко становятся так называемые ролевые конфликты. Они возникают на почве разного понимания отцом и матерью своих ролей в семье. Взаимное непонимание обостряется в случае, если сотрудник увлечен карьерой и семейная жизнь ему кажется стабильной. Часто семейные конфликты являются причиной не только нарушения психического здоровья, но и преступления.
Семейные взаимоотношения должны приносить человеку радость, а не доставлять ему душевную боль, делать психически неуравновешенным и толкать на преступление, в том числе и на преступление против самого себя. Следует знать, что на свете существует очень много людей, способных сделать Вашу жизнь счастливой. Самое главное – уметь их найти, распознать.
Совместную жизнь могут сделать счастливой непреходящий интерес к делам и забота друг о друге, взаимопонимание, предусмотрительность, умение идти на встречу желаниям своего спутника [11].
Так жены и дети полицейских вынуждены подчиняться строгим правилам, выслушивать приказы, а не просьбы. Опять же профессионалам легче разговаривать с членами своей семьи военным тоном, нежели учиться выстраивать вежливый семейный диалог.
7) Специфический график работы (длительное лишение сна, резкие колебания активности в течение рабочего времени, дежурства)
8) Экстремальность служебной деятельности (например, риск, постоянное ожидание опасности, высокая эмоциональная насыщенность на фоне дефицита позитивных впечатлений)
В настоящее время в исправительных колониях по России содержится около 750 тыс. осужденных, каждый пятый из них осужден за убийство или умышленное причинение тяжкого вреда здоровью, каждый четвертый – за разбой, грабеж или изнасилование. Около 60% судимы неоднократно.
Отметим и то обстоятельство, что у недавно вступивших в должность сотрудников обнаруживаются значительные расхождения между имеющимися у них представлениями о характере работы и существующей реальностью, в результате чего могут возникать стрессовые состояния и даже функциональные отклонения в состоянии здоровья.
Постоянный негатив деформирует мировоззрение, и с целью снять напряжение и расслабиться представители данной профессии могут очень много употреблять алкоголь и курить сигареты. С течением времени работники приспосабливаются к условиям работы, и как следствие деформируется психика. Человек может стать равнодушным, или же как противовес приобрести нетерпимость, раздражительность, жестокость. Их работа всех подозревать и наказать виновного. Эта модель может выйти за рамки кабинета и при малейшем конфликте в обычной жизни, у специалиста может включиться наработанная схема поведения.
2.4 Методы профилактики
Профессионалу следует периодически проводить самодиагностику для своевременного выявления у себя симптомов деформации. Ниже приведены несколько практических рекомендаций.
1. Развитие способности к самоанализу и самокритике. Наблюдать за коллегами. Перенимать лучшее и отказываться от плохого. Для объективного взгляда лучше спросить мнение руководства или коллег о своей работе. Второй способ убрать проблему профессиональной деформации – внедрить постоянный самоконтроль. Как только заметите, что появляются «рабочие замашки» - убирайте их на корню. Если вам сложно делать это самим, просите близких и друзей делать вам вежливые замечания или даже введите систему штрафов.
2. Развить желание учиться новому. Курсы повышения квалификации, поиск специальной литературы, посещение семинаров или мастер классов, общение с коллегой из другой компании смогут подарить новую информацию, а так же помогут взглянуть на привычную работу с новой стороны.
3. Умение вовремя чередовать отдых и нагрузки. Гигиена труда предусматривает строго регламентированные часы отдыха и работы. Важно уметь выстраивать работу в соответствии со своими биоритмами.
4. Кардинальная смена деятельности и разрыв шаблонов. Здесь важно преодолеть страх неизвестного и нового. Необходима твердая воля и решимость. На отдыхе следует выбирать себе хобби, занятия и интересы, которые максимально далекие от сферы профессиональной деятельности.
5. Четкие границы между работой и личной жизнью.
Важно все время осознавать свое местонахождение и не смешивать модели работы и семьи.
6. Медицинская помощь.
Профессиональная деформация может способствовать развитию психосоматических болезней. Лучше всего вовремя обратится к врачу.
7. Альтернативная помощь.
Это может все что угодно для получения отдыха и расслабления. Например, массаж, физиотерапия, физкультура, арома или фитотерапия.
8. Профессиональная психологическая помощь.
Это особенно актуально для профессий с повышенным напряжением и риском. Зачастую вследствие тяжелых условий труда, работник сам не может справится и психологическая помощь будет очень актуальна. Психолог сможет помочь разграничить личную жизнь от работы, тем самым уставится баланс.
9. Адекватная нагрузка.
Работая в коллективе бывают случаи когда коллеги просят помочь, а потом и в наглую сбрасывают свою работу на других. Не следует быть жертвой. Важно уважать и свое время тоже.
10. Осознание значимости, удовлетворение потребности быть нужным.
Абсолютно не подвергаться профессиональной деформации невозможно, поэтому так важно заниматься профилактикой.
Вывод по главе 2
Проанализировав деформацию учителей и полицейских, можно сделать вывод, что представители профессии типа «человек-человек» действительно в большей мере подвержены профессиональной деформации.
Профессиональная среда порождает деформацию, а уже деформированный специалист переносит последствия деформации на свою личную и социальную жизнь. Из проведенного исследования видно, что это влияние зачастую оказывается негативным. Выводы. . Мои наблюдения показали что от профессионально деформации больше страдает не сам работник, а члены его семьи. А так как семья является важным компонентом гармоничного счастья человека, специалисту лучше использовать разработанные методы профилактики.
Заключение
Профессиональная деятельность за очень долгий период времени оставляет свой отпечаток на личности работника.
В ходе написания курсовой работы я раскрыла термин «профессиональной деформации», установила причины ее возникновения, и с помощью литературного пособия выявила виды деформации.
В процессе решения задач я увидела, что у представителей разных профессий, деформация проявляется по-разному, но тем не менее есть и сходства. Интересным оказалось то, как профессиональная деформация влияет не только на самого рабочего, но и на его близкое окружение.
Профессиональная деформация в позитивном ключе помогает работнику стать более успешным. Многие полезные профессиональные качества можно и нужно использовать в повседневной жизни. Но с негативными проявлениями профессиональной деформации следует бороться. Я думаю, что разработанные методы профилактики помогут в устранении негативного влияния профессиональной деформации.
Литература
1. Климов, Е.А. Введение в психологию труда: учебник/ Е.А. Климов. - М.: Юнити, 1998. - 350 с.
2. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии/ С.Л. Рубинштейн. - СПб.: Питер, 2002. - 720 с.
3. Носкова, О.Г. Психология труда: учеб.пособие/ О.Г. Носкова, под ред. Е.А. Климова. - М.: Академия, 2004. - 384 с.
4. Пуховский, Н.Н. Терапия ментальных расстройств или другая психиатрия: учеб.пособие/ Н.Н. Пуховский. - М.: Акад. Проект, 2003. - 233 с.
5. Рогов, Е.И. Выбор профессии: становление профессионала/ Е.И. Рогов. - М.: Владос, 2003. - 336 с.