Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда ..pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Курсовая работа

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 17.06.2023

Просмотров: 36

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
  1. Иллюзия загруженности

Основной трудностью к соблюдению рекомендаций самопрофилактики является иллюзия загруженности («некогда собой заниматься») вместе с отсутствием достаточного стимула к изменениям («я про это знаю, после этим займусь»). Сама информация о профессиональных стрессах может вызывать интерес. Работники так же могут принять предложение пройти какой-либо психологический тест или обследование   на  предмет  профессиональной деформации и т.п.  Но на предложение принять участие в практических   мероприятиях по профилактике и коррекции данных явлений отзываются, как правило, те работники, у которых уже есть психосоматические или другие симптомы, как следствие рабочих стрессов. Упование на необходимость повышения заработной платы, ожидание каких-либо действий «извне» («от начальства»), оправдание имеющихся, но уже неэффективных     способов самовосстановления и снятия напряжения (алкоголь, табак, кофе и.т.п.) также препятствуют реальной и эффективной заботе об основном инструменте в работе: собственной  личности. Одних  только  напоминаний о возможности работать над собой, как видно, недостаточно. Требуется разработка и внедрение организационных и административных требований в перечне профессиональных навыков вместе с расширением возможностей к самопрофилактике (в том числе - и обеспечение большей социальной защищённости).   Кроме того, необходимо увеличение объёма занятий  по теме самопрофилактики.

  1. Влияние окружения

Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, — это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.

  1. Специализация труда

Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и всё более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.

Последствия профессиональной деформации психики

А.К.Маркова[8] на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие последствия профессиональных деформаций:

  1. отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии);
  2. несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.; упрощенность профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворенность трудом;
  3. ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде;
  4. рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития;
  5. ослабление профессиональных данных (уменьшение профессиональных способностей, снижение работоспособности и т. д.);
  6. утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворенности трудом;
  7. отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми, деформация профессионального сознания и др.);
  8. прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности.

Вывод по главе 1

Такими образом, благодаря прочитанным источникам мне удалось тщательно разобраться с понятием, причинами, видами и последствиями профессиональной деформации личности труда.

Стало ясно что деформации в большей степени подвержены люди, объектом деятельности которых являются так же люди. Нужно обращать внимание на этот феномен. Уметь разглядеть отрицательное влияние деформации на личную жизнь и стараться ее минимизировать, в профессиональной же сфере напротив, деформация может быть показателем высокого профессонализма.

ГЛАВА 2 Исследование деформации у людей разных профессий

2.1 Общие проявления профессионально-личностной деформации

Проявления профессиональной деформации находят свое отражение во внешней среде профессиональной деятельности, во взаимодействии с клиентами, а также родственниками, в совместном выполнении рабочих задач с коллегами, в отношениях с руководством, даже может проявиться во внешнем виде.

  • Соматическая деформация человека

Так же как и все живое умеет адаптироваться к окружающей среде, так же и организм человека умеет адаптироваться условиям профессиональной деятельности. Тело избегает неразумной затраты энергии, тем что производит атрофию ненужных для данной работы органов и развивает те, что необходимы.

Например, у людей занимающихся физическим трудом, происходит огрубление кожи рук, а напротив у людей занятых умственным трудом кожа гладкая. У многих офисных работников наблюдается остеохондроз и близорукость.

  • Деформация внешнего вида человека

Прямо или косвенно профессия человека определяет, как он одевается, как причесывается, как добирается до работы, использует ли аксессуары, предпочитает удобство или красоту. Работа накладывают определенный отпечаток и на движения человека, его осанку. «Манера держаться» во многих случаях красноречива, например, плавные и величественные движения священников, «военная выправка» офицеров, грациозная походка моделей, прямая осанка танцоров.

Деформация проявляется и в речи человека – она оказывает влияние на способы выговаривания слов, конструкцию фразы и особенно терминологию.


  • Деформация психики человека

Профессия может требовать от человека постоянной концентрации внимания, особых логических способностей, способностей различать малейшие оттенки цветов и т.д.

Проявляется одна и в обычной жизни, например, программист, приходящий к вам в гости, оценит мощный компьютер, врач – ваше здоровье, горничная – чистоту в вашем доме.

Кроме того, психическая деформация способствует повышению субъективной важности своей профессии у работника. Особым проявлением этого служит своеобразный «корпоративный дух», выражающийся в солидарности, единстве интересов, сходстве мировоззрения и «профессиональной этике».

  • Деформация, обусловленная влиянием объекта труда, может проявляться в следующем:

-        использование ненормативной лексики в общении

-        враждебное, пренебрежительное, уничижительное отношение

-        подозрительность, цинизм;

-        утрата способности к сочувствию;

  • Должностная деформация, может проявляться в следующем:

-        чувство неограниченности властных полномочий;

-        стремление к подавлению воли, унижению достоинства другого человека;

-        чрезмерное самомнение и завышенная самооценка; отсутствие самокритики;

-        нетерпимость к мнению других и критике;

-        чинопочитание, угодничество;

-        замкнутость;

-        хроническая усталость, что подразумевает не просто физическое или нервное истощение (что время от времени испытывает каждый), а «хронический стресс нервной системы».

-        перенос своей служебной роли и профессиональных навыков на внеслужебные отношения;

  • Деформация, от лишения возможности удовлетворения необходимых жизненных потребностей, выражается в замене неудовлетворенных потребностей другими, удовлетворение которых более доступно. Например, место духовных ценностей занимают материальные ценности или алкоголь. При этом человек может допускать нарушения морально-этических норм, неправомерные поступки и т.д.
  • Психологическая дезориентация. Как следствие постоянного давления. Работник становится более агрессивным, неадекватным в восприятии людей и ситуаций.
  • Неспособность к самосовершенствованию и развитию.
  • Стираются грани между работой и социальной (личной) жизнью.
  • Снижение адаптивности и мобильности

Проработав на оном месте более 5 лет, человеку уже сложно выйти из привычной зоны комфорта, переквалифицироваться на другую работу. Если же все же по каким-то обстоятельствам пришлось поменять ритму ,то человеку сложно перестраиваться. Даже на своей работе человек перестает искать что-то новое, применять нестандартное решение ситуациям, а привыкает действовать шаблонно.


  • Снижение качества работы

К сожалению, наблюдала это за своим врачом. Он уже более двадцати лет работает. И к пациентам стал относится не так трепетно, и выбирает путь лечения который легче ему. Не осматривает, не слушает пациента, а только сугубо профессиональное мнение.

  • Утомление и выгорание

Работа перестает приносить душевное удовольствие. Все кажется привычным, скучным, однообразным.

Деформация обычно развивается по одному из шести сценариев:

  • Сценарий «строгий начальник»

Следуя этому стереотипу, человек вгоняет себя в эти рамки становясь безжалостным к своим подчиненным, угрожает расправой, увольнением, штрафами, заставляет рабочих ставить работу на первое место, а на личные проблемы закрыть глаза.

  • Сценарий «начальник всегда прав»

По этому стереотипу начальник не слушает своих коллег, и считает свое мнение единственно правильным. Тем самым рабочие не осознают своей значимости, становятся безынициативными, менее заинтересованными в своей работе, безропотно выполняя только то, что велено. Такая модель в долгосрочном периоде не может способствовать развитию компании.

  • Сценарий «догматического следования приказам» 

Предыдущий сценарий логический вытекает в этот. Если работник придерживается стереотипа «начальник всегда прав», то естественно, что он бездумно выполняет любой приказа начальника. Но если работник все же не согласен с начальником, то это ведет к внутренним конфликтам, и как следствие борьбы внутреннего с внешним создается благоприятная почва для развития психосоматических болезней.

  • Сценарий «маленького человека» .

Проблемы маленького человека великолепны описаны в трудах российских классиков. «Маленький человек» всегда очень закомплексован, недооценивает себя, не осознает свою реальную профессиональную значимость в работе.

  • Сценарий «оптимального» ролевого поведения».

Специфический сценарий, при котором кажущееся неприемлемым поведение оценивается как наиболее оптимальная для приспособления к некоторым служебным ситуациям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для взаимодействия с несговорчивым, сомневающимся человеком и т.д.

  • Сценарий «нахождения виновного»

оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т.п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективной деятельности уходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются.


2.2 Профессиональная деформация педагогов

Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена психологической деформации. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, ответственность перед родителями, в последние годы увеличилась бумажная работа (заполнение бланков, отчетов, журналов). Опрошенные мною учителя жалуются на то, что бумажная работа не позволяет в полной мере сосредоточится на прямом образовании.

На сегодняшний день деятельность педагогов насыщена факторами, вызывающими профессиональную деформацию: постоянное взаимодействие с коллегами, учениками, родителями, руководством. Помимо образования, учителям приходится решать и большое количество организационных задач, выполнять планирование на год вперед. Не секрет, что сейчас работа учителя перестала считаться престижной. Недовольный родитель вместо того, чтобы разбираться со своим проблемным ребенком, выбирает серьезно и твердо, а иногда и угрожающе поговорить с учителем. Все это является стрессом для уважающего себя педагога. С профессиональной стороны он должен выполнять свою первоочередную задачу - учить, оценивать уровень подготовки, проводить контрольные работы, а субъективной стороны давление родителей не позволяет выполнять свою работу качественно и с положительными эмоциями. И надо признать, что каждый учитель сталкивается с тем, что не получает желаемую отдачу от учеников. А для любого профессионала тяжело видеть как его труд никому не нужен. Поэтому – то и учителя бывают не рады своей работе, позволяют себе грубо общаться с учениками. Отчитывают лекционный материал, не заботясь о том, поняла ли его аудитория.

Помимо вышеперечисленных факторов, педагоги в своей профессиональной деятельности сталкиваются с недооценкой среди руководства и коллег своей профессиональной значимости. Постоянно меняющиеся стандарты образования требуют от учителя быть конкурентоспособным, необходимость быть все время в «форме», периодически повышая свою квалификацию, проходить аттестацию.

Обществом всегда ценинтся образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы и мотивацию