Файл: Профессионально-личностные деформации субъекта труда ..pdf
Добавлен: 17.06.2023
Просмотров: 36
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
1. Профессиональная деформация
1.1 Нормальное профессиональное развитие
1.2 Термин профессиональная деформация
1.3 Виды профессиональной деформации
1.4 Причины профессиональной деформации личности
ГЛАВА 2 Исследование деформации у людей разных профессий
2.1 Общие проявления профессионально-личностной деформации
2.2 Профессиональная деформация педагогов
- Иллюзия загруженности
Основной трудностью к соблюдению рекомендаций самопрофилактики является иллюзия загруженности («некогда собой заниматься») вместе с отсутствием достаточного стимула к изменениям («я про это знаю, после этим займусь»). Сама информация о профессиональных стрессах может вызывать интерес. Работники так же могут принять предложение пройти какой-либо психологический тест или обследование на предмет профессиональной деформации и т.п. Но на предложение принять участие в практических мероприятиях по профилактике и коррекции данных явлений отзываются, как правило, те работники, у которых уже есть психосоматические или другие симптомы, как следствие рабочих стрессов. Упование на необходимость повышения заработной платы, ожидание каких-либо действий «извне» («от начальства»), оправдание имеющихся, но уже неэффективных способов самовосстановления и снятия напряжения (алкоголь, табак, кофе и.т.п.) также препятствуют реальной и эффективной заботе об основном инструменте в работе: собственной личности. Одних только напоминаний о возможности работать над собой, как видно, недостаточно. Требуется разработка и внедрение организационных и административных требований в перечне профессиональных навыков вместе с расширением возможностей к самопрофилактике (в том числе - и обеспечение большей социальной защищённости). Кроме того, необходимо увеличение объёма занятий по теме самопрофилактики.
- Влияние окружения
Одна из самых частых причин профессиональной деформации, как утверждают специалисты, — это специфика ближайшего окружения, с которым вынужден иметь общение специалист-профессионал, а также специфика его деятельности.
- Специализация труда
Другой не менее важной причиной профессиональной деформации является разделение труда и всё более узкая специализация профессионалов. Ежедневная работа, на протяжении многих лет, по решению типовых задач не только совершенствует профессиональные знания, но и формирует профессиональные привычки, стереотипы, определяет стиль мышления и стили общения.
Последствия профессиональной деформации психики
А.К.Маркова[8] на основе обобщения исследований нарушения профессионального развития личности, выделила следующие последствия профессиональных деформаций:
- отставание в профессиональном развитии по сравнению с возрастными социальными нормами (запоздалое профессиональное самоопределение, несоответствующий выбор профессии);
- несформированность профессиональной деятельности, необходимых нравственных представлений, недостаточный профессионализм и квалификация и др.; упрощенность профессиональной деятельности, мотивационная недостаточность, слабая удовлетворенность трудом;
- ценностная дезориентация и потеря нравственных ориентиров в труде;
- рассогласованность отдельных звеньев профессионального развития;
- ослабление профессиональных данных (уменьшение профессиональных способностей, снижение работоспособности и т. д.);
- утрата трудовых и профессиональных умений и навыков, профессионализма и квалификации, временная потеря трудоспособности, резкое снижение эффективности труда и удовлетворенности трудом;
- отклонение от социальных и индивидуальных норм профессионального развития, проявления деформации личности (эмоциональное истощение, стремление манипулировать людьми, деформация профессионального сознания и др.);
- прекращение профессионального развития из-за профессионального заболевания, длительной или постоянной нетрудоспособности.
Вывод по главе 1
Такими образом, благодаря прочитанным источникам мне удалось тщательно разобраться с понятием, причинами, видами и последствиями профессиональной деформации личности труда.
Стало ясно что деформации в большей степени подвержены люди, объектом деятельности которых являются так же люди. Нужно обращать внимание на этот феномен. Уметь разглядеть отрицательное влияние деформации на личную жизнь и стараться ее минимизировать, в профессиональной же сфере напротив, деформация может быть показателем высокого профессонализма.
ГЛАВА 2 Исследование деформации у людей разных профессий
2.1 Общие проявления профессионально-личностной деформации
Проявления профессиональной деформации находят свое отражение во внешней среде профессиональной деятельности, во взаимодействии с клиентами, а также родственниками, в совместном выполнении рабочих задач с коллегами, в отношениях с руководством, даже может проявиться во внешнем виде.
- Соматическая деформация человека
Так же как и все живое умеет адаптироваться к окружающей среде, так же и организм человека умеет адаптироваться условиям профессиональной деятельности. Тело избегает неразумной затраты энергии, тем что производит атрофию ненужных для данной работы органов и развивает те, что необходимы.
Например, у людей занимающихся физическим трудом, происходит огрубление кожи рук, а напротив у людей занятых умственным трудом кожа гладкая. У многих офисных работников наблюдается остеохондроз и близорукость.
- Деформация внешнего вида человека
Прямо или косвенно профессия человека определяет, как он одевается, как причесывается, как добирается до работы, использует ли аксессуары, предпочитает удобство или красоту. Работа накладывают определенный отпечаток и на движения человека, его осанку. «Манера держаться» во многих случаях красноречива, например, плавные и величественные движения священников, «военная выправка» офицеров, грациозная походка моделей, прямая осанка танцоров.
Деформация проявляется и в речи человека – она оказывает влияние на способы выговаривания слов, конструкцию фразы и особенно терминологию.
- Деформация психики человека
Профессия может требовать от человека постоянной концентрации внимания, особых логических способностей, способностей различать малейшие оттенки цветов и т.д.
Проявляется одна и в обычной жизни, например, программист, приходящий к вам в гости, оценит мощный компьютер, врач – ваше здоровье, горничная – чистоту в вашем доме.
Кроме того, психическая деформация способствует повышению субъективной важности своей профессии у работника. Особым проявлением этого служит своеобразный «корпоративный дух», выражающийся в солидарности, единстве интересов, сходстве мировоззрения и «профессиональной этике».
- Деформация, обусловленная влиянием объекта труда, может проявляться в следующем:
- использование ненормативной лексики в общении
- враждебное, пренебрежительное, уничижительное отношение
- подозрительность, цинизм;
- утрата способности к сочувствию;
- Должностная деформация, может проявляться в следующем:
- чувство неограниченности властных полномочий;
- стремление к подавлению воли, унижению достоинства другого человека;
- чрезмерное самомнение и завышенная самооценка; отсутствие самокритики;
- нетерпимость к мнению других и критике;
- чинопочитание, угодничество;
- замкнутость;
- хроническая усталость, что подразумевает не просто физическое или нервное истощение (что время от времени испытывает каждый), а «хронический стресс нервной системы».
- перенос своей служебной роли и профессиональных навыков на внеслужебные отношения;
- Деформация, от лишения возможности удовлетворения необходимых жизненных потребностей, выражается в замене неудовлетворенных потребностей другими, удовлетворение которых более доступно. Например, место духовных ценностей занимают материальные ценности или алкоголь. При этом человек может допускать нарушения морально-этических норм, неправомерные поступки и т.д.
- Психологическая дезориентация. Как следствие постоянного давления. Работник становится более агрессивным, неадекватным в восприятии людей и ситуаций.
- Неспособность к самосовершенствованию и развитию.
- Стираются грани между работой и социальной (личной) жизнью.
- Снижение адаптивности и мобильности
Проработав на оном месте более 5 лет, человеку уже сложно выйти из привычной зоны комфорта, переквалифицироваться на другую работу. Если же все же по каким-то обстоятельствам пришлось поменять ритму ,то человеку сложно перестраиваться. Даже на своей работе человек перестает искать что-то новое, применять нестандартное решение ситуациям, а привыкает действовать шаблонно.
- Снижение качества работы
К сожалению, наблюдала это за своим врачом. Он уже более двадцати лет работает. И к пациентам стал относится не так трепетно, и выбирает путь лечения который легче ему. Не осматривает, не слушает пациента, а только сугубо профессиональное мнение.
- Утомление и выгорание
Работа перестает приносить душевное удовольствие. Все кажется привычным, скучным, однообразным.
Деформация обычно развивается по одному из шести сценариев:
- Сценарий «строгий начальник»
Следуя этому стереотипу, человек вгоняет себя в эти рамки становясь безжалостным к своим подчиненным, угрожает расправой, увольнением, штрафами, заставляет рабочих ставить работу на первое место, а на личные проблемы закрыть глаза.
- Сценарий «начальник всегда прав»
По этому стереотипу начальник не слушает своих коллег, и считает свое мнение единственно правильным. Тем самым рабочие не осознают своей значимости, становятся безынициативными, менее заинтересованными в своей работе, безропотно выполняя только то, что велено. Такая модель в долгосрочном периоде не может способствовать развитию компании.
- Сценарий «догматического следования приказам»
Предыдущий сценарий логический вытекает в этот. Если работник придерживается стереотипа «начальник всегда прав», то естественно, что он бездумно выполняет любой приказа начальника. Но если работник все же не согласен с начальником, то это ведет к внутренним конфликтам, и как следствие борьбы внутреннего с внешним создается благоприятная почва для развития психосоматических болезней.
- Сценарий «маленького человека» .
Проблемы маленького человека великолепны описаны в трудах российских классиков. «Маленький человек» всегда очень закомплексован, недооценивает себя, не осознает свою реальную профессиональную значимость в работе.
- Сценарий «оптимального» ролевого поведения».
Специфический сценарий, при котором кажущееся неприемлемым поведение оценивается как наиболее оптимальная для приспособления к некоторым служебным ситуациям. Так, угрожающее и агрессивное поведение рассматривается как оптимальное для взаимодействия с несговорчивым, сомневающимся человеком и т.д.
- Сценарий «нахождения виновного»
оправдывает все действия по нахождению виновного, его наказанию и т.п. При этом работа по выявлению истинных причин неэффективной деятельности уходит на задний план, и ее недостатки не вскрываются.
2.2 Профессиональная деформация педагогов
Многочисленные исследования показывают, что педагогическая профессия - одна из тех, которая в большей степени подвержена психологической деформации. Это связано с тем, что профессиональный труд педагога отличает высокая эмоциональная загруженность, ответственность перед родителями, в последние годы увеличилась бумажная работа (заполнение бланков, отчетов, журналов). Опрошенные мною учителя жалуются на то, что бумажная работа не позволяет в полной мере сосредоточится на прямом образовании.
На сегодняшний день деятельность педагогов насыщена факторами, вызывающими профессиональную деформацию: постоянное взаимодействие с коллегами, учениками, родителями, руководством. Помимо образования, учителям приходится решать и большое количество организационных задач, выполнять планирование на год вперед. Не секрет, что сейчас работа учителя перестала считаться престижной. Недовольный родитель вместо того, чтобы разбираться со своим проблемным ребенком, выбирает серьезно и твердо, а иногда и угрожающе поговорить с учителем. Все это является стрессом для уважающего себя педагога. С профессиональной стороны он должен выполнять свою первоочередную задачу - учить, оценивать уровень подготовки, проводить контрольные работы, а субъективной стороны давление родителей не позволяет выполнять свою работу качественно и с положительными эмоциями. И надо признать, что каждый учитель сталкивается с тем, что не получает желаемую отдачу от учеников. А для любого профессионала тяжело видеть как его труд никому не нужен. Поэтому – то и учителя бывают не рады своей работе, позволяют себе грубо общаться с учениками. Отчитывают лекционный материал, не заботясь о том, поняла ли его аудитория.
Помимо вышеперечисленных факторов, педагоги в своей профессиональной деятельности сталкиваются с недооценкой среди руководства и коллег своей профессиональной значимости. Постоянно меняющиеся стандарты образования требуют от учителя быть конкурентоспособным, необходимость быть все время в «форме», периодически повышая свою квалификацию, проходить аттестацию.
Обществом всегда ценинтся образ социально успешного человека, это образ уверенного в себе человека, самостоятельного и решительного, достигшего карьерных успехов. Поэтому многие люди стараются соответствовать этому образу, чтобы быть востребованными в обществе. Но для поддержания соответствующего имиджа учитель должен иметь внутренние ресурсы и мотивацию