Файл: Управление поведением в конфликтных ситуациях ГУ Пенсионного Фонда РФ № 2 по г. Москве и Московской области.pdf
Добавлен: 18.06.2023
Просмотров: 112
Скачиваний: 3
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ КОНФЛИКТОВ
1.1. Сущность и причины возникновения конфликтов
1.2. Участники конфликта и их ресурсы
1.3. Этапы протекания конфликта
1.4. Поведение сторон в конфликте
Проведенное в первой главе исследование позволяет сделать следующие выводы.
ГЛАВА 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОВЕДЕНИЯ В КОНФЛИКТАХ НА ПРИМЕРЕ ПЕНСИОННОГО ФОНДА РФ
2.1. Краткая характеристика учреждения и его кадрового состава
2.2. Исследование уровня конфликтности в учреждении и стилей поведения в конфликте
1.2. Участники конфликта и их ресурсы
Участниками конфликта в зависимости от его типа выступают отдельные индивиды, социальные группы, организации, классы, этнические общности, социальные институты, государства, международные сообщества. В реальном конфликте действительные оппоненты далеко не всегда сразу выявляют себя, а зачастую скрываются за второстепенными участниками противоборства, или же стремятся представить себя в качестве таких субъектов конфликта, которые лишь косвенно связаны с его предметом[16].
Участники конфликта — все субъекты, которые осуществляют в конфликте какую-нибудь деятельность[17]. В конфликте участвуют как минимум два (бывают и многосторонние конфликты — между тремя и более сторонами) конфликтующих субъекта:
а) конфликтующие стороны — это отдельные личности, малые группы или более крупные социальные субъекты, непосредственно противодействующие друг другу. В конфликтологической литературе их также часто называют конфликтерами, конфликтантами, оппонентами, противоборствующими сторонами, реже — конкурентами, противниками или соперниками. Иногда их именуют даже врагами, что обычно относится к конфликтам, протекающим в острой форме, где взаимодействие участников действительно напоминает борьбу враждующих противников[18];
б) третья сторона в конфликте — это субъекты, внешние по отношению к противодействию сторон конфликта, не принимающие непосредственного участия в конфликте, но оказывающие определенное влияние на его возникновение или развитие. Эти субъекты заинтересованы в смягчении, разрешении или, наоборот, в возникновении и обострении конфликта. В сущности, они могут рассматриваться как такие же участники конфликтного противодействия[19].
Субъекты конфликта характеризуются наличием у них некоторых ресурсов. Ресурсы основных участников конфликта — материальные и нематериальные силы, которые оппоненты применяют или могли бы применить в конфликте. Под силой участника конфликта здесь могут пониматься уровень интеллектуального развития, образование, должность, объем информации, которой он владеет, финансовые возможности, волевые способности, социальный статус, авторитет[20].
Баланс сил сторон — соотношение ресурсов основных участников конфликта. Ресурсы субъектов конфликта бывают однопорядковые и разнопорядковые. Однопорядковые ресурсы — это ресурсы, применяемые обеими сторонами. В этом случае, как правило, выигрывает сторона, у которой их больше. Разнопорядковые ресурсы — ресурсы, применяемые одной, но не применяемые другой стороной конфликта. В этом случае сразу трудно сказать, какая из сторон перевесит. Нередко при этом стороны блефуют, создавая видимость силы, которой у них на самом деле нет[21].
Распространено мнение, что такие ресурсы, как физическая мощь, богатство, связи, высокая должность и тому подобные, автоматически обеспечивают непреодолимое превосходство в конфликте. Однако это не всегда так. Одним из эффективных средств, с помощью которых можно противостоять этим силам, является информация. Примерами здесь могут служить многочисленные случаи, когда с помощью компрометирующей информации («компромата») рушилась карьера видных политиков или банкротились гигантские корпорации.
Баланс сил в ходе конфликта может меняться. И одним из направлений конфликтной борьбы являются действия, нацеленные на подрыв сил противной стороны. Динамика конфликта во многом определяется тем, как оппоненты используют перевес сил в свою сторону[22].
1.3. Этапы протекания конфликта
Основные этапы любого конфликта кратко можно представить следующим образом.
1. Возникновение и развитие конфликтной ситуации. Конфликтная ситуация создается одним или несколькими субъектами социального взаимодействия и является предпосылкой конфликта[23].
2. Осознание конфликтной ситуации хотя бы одним из участников социального взаимодействия и эмоциональное переживание им этого факта. Следствиями и внешними проявлениями подобного осознания и связанных с ним эмоциональных переживаний могут быть: изменение настроения, критические и недоброжелательные высказывания в адрес своего потенциального противника, ограничение контактов с ним.
3. Начало открытого конфликтного взаимодействия. Этот этап выражается в том, что один из участников социального взаимодействия, осознавший конфликтную ситуацию, переходит к активным действиям (в форме демарша, заявления, предупреждения), направленным на нанесение ущерба «противнику». Другой участник при этом сознает, что данные действия направлены против него, и в свою очередь предпринимает активные ответные действия против инициатора конфликта[24].
4. Развитие открытого конфликта. На этом этапе участники конфликта открыто заявляют о своих позициях и выдвигают требования. Вместе с тем они могут не осознавать собственных интересов и не понимать сути и предмета конфликта[25].
5. Разрешение конфликта. Разрешение конфликта может быть достигнуто с помощью двух подходов (методов): педагогического (беседа, убеждение, просьба, разъяснение) и административного (перевод на другую работу, увольнение, решение комиссии, приказ руководителя, решение суда).
Анализ динамических характеристик конфликта предполагает описание того, как и когда возник конфликт и как происходит конфликтное противодействие. Динамика конфликта — развитие, изменение конфликта под влиянием действующих на него факторов и условий. В процессе своего развития конфликт, даже самый кратковременный, как правило, проходит несколько стадий. Продолжительность стадий конфликта складывается по-разному. Но их последовательность в конфликтах практически одна и та же[26].
Латентная стадия конфликта (скрытый конфликт) — первый этап развертывания конфликта, на котором формируются противоречия между потребностями, интересами и целями субъектов, что в скором будущем создаст конфликтную ситуацию, а затем вызовет открытое противодействие сторон. Подобное положение дел может сохраняться довольно долго. Устранение наметившихся на стадии латентного конфликта противоречий предотвращает дальнейшее развитие конфликта. Латентному конфликту присущи наличие объективных причин, предопределяющих конфликт, а также отсутствие открытого противодействия сторон[27].
Конфликтная ситуация — вторая стадия конфликта, которая характеризуется осознанием участниками конфликта ситуации как конфликтной — наличием объективно существующих между ними противоречий в их потребностях, интересах и целях, а также выбором ими той или иной стратегии поведения в дальнейшем. Этой стадии присуща совокупность объективных обстоятельств и условий, провоцирующих возникновение и развитие открытого столкновения сторон. Это положение дел накануне открытого конфликта. На этой стадии уже существуют какие-то предпосылки конфликтного противодействия. Участники начинают расходиться по разным сторонам противостояния, то есть уже складываются и субъективные факторы их последующего открытого столкновения. Понятие «конфликтная ситуация» нельзя отождествлять с конфликтом, а следует обозначать им лишь один из этапов последнего[28].
Конфликт, находящийся на двух первых стадиях, называют доинцидентным и расценивают в качестве легкорешаемого. Если он обнаруживается, то с помощью несложных конфликтологических методик можно прекратить его дальнейшее развитие. Если же этого не сделано, то он закономерно перерастает в третью фазу конфликта[29].
Инцидент конфликта — третья стадия социального конфликта. Начинается открытое столкновение сторон, то есть различного рода ссоры, драки, восстания, войны. На этой стадии резко возрастает эмоциональный фон конфликта. Конфликтное действие второго субъекта не возникает само по себе, а представляет собой ответную реакцию на предшествующие действия (или бездействие) первой стороны. Нередко инцидент возникает как будто по случайному поводу, но на самом деле такой повод является последней каплей, которая переполняет чашу терпения сформировавшихся сторон конфликта. Любой мельчайший повод, как искра, зажигает пламя инцидента конфликта[30].
Конфликт на стадии инцидента может вместе с ним и закончиться. В одних случаях так происходит потому, что участники расстаются и больше не встречаются. В других случаях конфликт исчерпывается инцидентом, так как участникам удается в ходе инцидента разрешить свои разногласия. При
«обычном» ходе развития конфликта после инцидента, как правило, наступает следующая его стадия[31].
Личная (морально-нравственная) конфронтация сторон — такой этап конфликта, при котором стороны обвиняют друг друга в нарушении моральных норм и отсутствии нравственности. Теперь конфликт продолжается не только по тем поводам, по которым он начался, но и по новым субъективным факторам — уверенности участников в морально-нравственных грехах друг друга. Происходит эскалация конфликта. В фазе конфронтации конфликт реализуется в серии отдельных актов: психологическое противостояние конфликтующих сторон, демонстрация ненависти и неприязни друг к другу, навешивание «ярлыков» (характерных прозвищ или оскорблений оппонента), но отсутствие открытого противодействия[32].
Первая апелляция — пятая стадия развития конфликта. На этой стадии происходит обращение конфликтующих сторон (или одной из них) за советом или поддержкой своей позиции к третьей стороне — посреднику. Если третья сторона конфликта (конкретный человек или организация) со вниманием отнесется к проблемам конфликтующих сторон, обстоятельно проанализирует причины конфликта, верно диагностирует его и на этой основе предложит приемлемый сторонам выход из создавшегося положения, то конфликт на этом и завершится. Но если этого не будет, то наступит следующая фаза конфликта.
Групповая (идейная) конфронтация сторон — это вторая форма конфронтации. Здесь происходит демонстрация ненависти и неприязни со стороны каждого участника конфликта ко всем социальным группам, в которые включен его оппонент[33].
Повторная апелляция (стадия второй апелляции) — седьмая стадия конфликта. На этом этапе участники обращаются за помощью в решении конфликта к третьим сторонам — посредникам: защитникам, судьям, консультантам, руководителям, но уже выше рангом, чем это было на стадии первой апелляции. Конфликт на этой стадии становится легко решаемым[34].
Повторная апелляция всех или хотя бы одного участника в различные организации и инстанции может привести к преодолению конфликта, а может и усугубить его. Итог этого этапа взаимодействия зависит от конфликтологической грамотности тех людей, которые представляют данные инстанции, принимая те или иные решения от их имени. Если повторные апелляции (их может быть несколько) не дают устраивающего участника конфликта результата, наступает качественно новый этап конфликта[35].
Если конфликт не разрешается на стадии второй апелляции, то происходит новый круг конфликта — стадия «порочного круга» - то есть возвращение конфликта на этап еще одного инцидента — сразу на третью стадию. Порочно-круговые конфликты — самые сложные для решения. Но и они преодолимы, правда, при условии модернизации (обновления) или разрушения той социальной системы, где этот конфликт сложился и развился.
Постконфликтная ситуация Конфликт редко проходит совершенно бесследно. Влияние произошедшего конфликта на возникшую после его завершения ситуацию в отношениях сторон называется последействием конфликта. Оно может быть деструктивным, негативным, отрицательно сказывающимся на жизни и деятельности бывших участников, сообществ или организаций, членами которых они были во время конфликта[36].
1.4. Поведение сторон в конфликте
Важным структурным компонентом конфликта, без которого он бы просто не мог существовать, являются действия его участников. В совокупности действия участников образуют то, что и называется социальным конфликтом. Противонаправленность и взаимообусловленность действий участников вынуждают говорить не столько о действиях отдельных социальных субъектов, сколько об их противодействии. Конфликтное противодействие сторон является основным содержанием конфликта[37].
Действия одной стороны мешают другой стороне достичь своей цели. Поэтому они оцениваются оппонентом как враждебные или, по меньшей мере, как некорректные. В свою очередь другая сторона осуществляет противодействие, которое у первой точно так же получает негативную оценку. В таком столкновении направленных друг против друга действий, собственно говоря, и заключается реальное протекание конфликта. Когда конфликт в полном разгаре, то первое, что открывается взору наблюдателя, — это действия участников[38].
Исследования показывают, что поведение участников конфликта может быть отнесено к одному из четырех стилей поведения, связанных с выбираемыми участниками путями разрешения конфликтов.
В любом конфликте существуют, как правило, три пути его разрешения:
— самый легкий, но не всегда реальный: изменить себя или свое отношение к проблеме;
— самый трудный, а потому практически нереальный: изменить оппонента, его мнение, повлиять на него в нужном нам направлении;